Жизнь в пресных водах 4. Жизнь пресных вод

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР УМК «Школа России» 4 класс МБОУ СШ с. Талица учитель начальных классов Булавина Ирина Анатольевна

Луг - природное сообщество

Игра «Узнай меня»

Жизнь в пресных водах

Цели урока: познакомиться с растительным и животным миром пресных водоёмов; рассмотреть экологические связи в сообществе пресного водоёма; определить роль человека в жизни водоёмов.

ПРЕСНЫЕ ВОДОЁМЫ Естественные Искусственные РЕКА ОЗЕРО РУЧЕЙ КАНАЛ ПРУД ВОДОХРАНИЛИЩЕ

рогоз камыш Растения водоёмов

Кувшинка Кубышка

Ряска Стрелолист

Водоросли

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения «Наклоны головы» Вперед – назад Вправо - влево

2. Упражнения для снятия утомления с плечевого пояса и рук «Сжимание кисти в кулак»

3. Упражнение для снятия напряжения с мышц туловища «Наклоны в сторону»

Животный мир пресных водоёмов

Цепи питания ряска водоросли утка головастики щука карась комар лягушка цапля

Человек у воды

Правила поведения человека у воды Не бросай бытовой мусор в водоёмы! Расчищай ключи, родники! Не рви кубышку и кувшинку- они занесены в Красную книгу! Береги все растения водоёмов! Не лови для развлечения катушек и прудовиков! Будем беречь лягушек и головастиков! Зимой делай лунки во льду, чтобы рыбы могли дышать! Не лови раков и двустворчатых моллюсков! Не разрушай жилища бобров и ондатр!

водоёмы! Берегите и охраняйте

Пресный водоём - природное сообщество, потому что все обитатели водоёма живут сообща и связаны сетью питания.

Рефлексия Дополните предложение: « Теперь я знаю, что…» Выберите утверждение о нашем уроке Ничего не понятно на уроке. Все понятно на уроке, затруднений нет. Хочу знать больше.

Домашнее задание Прочитать текст стр. 178-184, подготовить рассказ о пресноводном сообществе по плану на стр. 165 В рабочей тетради выполнить задания 2, 8 на стр.82-85 Познакомиться со статьёй «Надо ли охранять болота?» стр.185-186

1. Запиши, о каких животных рек и водоёмов говорится в загадках.

Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины.
Ответ: Бобр

В воде она живёт,
Нет клюва, а клюёт.
Ответ: Рыба

В речке купается,
В тине копается:
Голову - в лужу,
Хвостик наружу.
Ответ: Утка

Подрастала - хвост растила,
Платье тёмное носила.
Подросла - зелёной стала,
Хвост на вёсла поменяла.
Ответ: Лягушка

Все движутся вперёд,
А он наоборот,
Он может два часа подряд
Всё время пятиться назад.
Ответ: Рак

2. Соедини стрелками изображения растений мелководья с их названиями.

3. Составь и запиши 2 - 3 цепи питания, характерные для пресных вод.

Комар - Клопы-водомерки - Карась
Зелёные водоросли - Прудовик - Лещ
Головастики - Жук-плавунец - Утка-кряква

4. Закрась кружочки около рисунков растений, которые взяты человеком под охрану. Если сомневаешься, найди информацию об этих растениях в атласе-определителе.


5. Заполни таблицу.

6. Прочитай текст.

Улитки

Как передвигается улитка, если у неё нет ног? Дело в том, что вся нижняя часть тела улитки представляет из себя сплошную "ногу"! Эта нога имеет плоскую и гладкую поверхность, и в ней есть мышцы, которые позволяют улитке скользить по земле. Для облегчения её передвижения на этой ноге есть крошечные железы, в которых вырабатывается слизь, и улитка буквально скользит по влажной поверхности с помощью волнообразных движений. Это её "нога" прямо-таки удивительна - улитка без малейших повреждений может проползти по лезвию самой острой бритвы!
Улитки живут на суше или в пресной воде. Язык улитки напоминает напильник. На нём расположены сотни маленьких зубок, и улитка им срезает и переламывает пищу. (А. Ликум)

Что ты узнал из текста об улитке? Озаглавь текст. Напиши название.

Составь 4 - 5 вопросов по тексту. Запиши их. Задай эти вопросы соседу по парте.

Как передвигается улитка?
Где живут улитки?
Что помогает скользить улитке по земле?
Есть ли у улитки зубки?

7. На дополнительном листе нарисуй экологические знаки, призывающие к охране животных и растений рек и водоёмов. Устройте в классе конкурс на лучший экологический знак.

8. Соедини стрелками изображения моллюсков с их названиями.


9. Поставь знак + около высказываний, с которыми ты согласен.

У многих растений рек и водоёмов корни прикрепляются ко дну, а листья поднимаются над водой.
- Жук-плавунец хорошо бегает по поверхности воды.
- Двустворчатые моллюски питаются растениями.
+ Болота - хранилища воды.
+ Росянка - хищное растение.
+ Щука относится к хищным рыбам.
+ Бактерии перерабатывают мёртвые остатки растений и животных.
+ Зимой во льду рек и водоёмов надо делать лунки.
- Клюква хорошо растёт на берегах рек.
- Человек должен осушать все болота.

10. Найди в дополнительной литературе материал о каком-нибудь растении или животном реки, водоёма. Расскажи о нём на уроке.

Подойдем в погожий, солнечный день к берегу небольшого пруда. Издали он кажется безжизненным. Его поверхность спокойна, ни волн, ни малейшего движения на ней не заметно. Но присмотревшись, увидим спустя минуту, что этот заглохший, тихий пруд полон жизни. Испугались наших неосторожных шагов и шлепнулись в воду две-три зеленые лягушки. Загребая задними лапками, они ушли на дно пруда и притаились там среди тины. Быстро пронеслась мимо нас стрекоза, а вот и другая, и третья. По поверхности пруда скользят на широко расставленных ножках водомерки. Их обычно называют «водяными пауками», но это неправильно. На самом деле это водные клопы. У водомерки, как и у обычного постельного клопа, длинный и острый хоботок, которым она высасывает сок из добычи. Подпрыгивая над водой, она ловит мелких комаров и мошек или поражает своим хоботком крошечных рачков, плавающих у, самой поверхности воды. Сцепление частиц воды у поверхности больше, чем в толще водоема. Поэтому на своей поверхности вода образует более плотную пленку. По этой поверхностной пленке и бегают водомерки, словно конькобежцы по льду.

Блестящий жучок вертячка еще быстрее водомерки описывает по поверхности пруда спирали и круги. Он не только скользит по воде, но и ныряет вглубь. У этого жучка интересная особенность: каждый глаз у вертячки двойной - одна половина его смотрит вверх, в воздух, другая - под воду. Поэтому поймать вертячку сачком очень трудно.

А вот еще хороший пловец. От водных жучков его легко отличить: тело его как бы обтянуто серебристой пленкой воздуха. Это водный клоп гладыш. Плавает он на спине брюшком вверх и на добычу свою - на личинок насекомых, на головастиков - нападает, как акула, снизу.

Есть в пруду обитатели, которые периодически подплывают из глубины к поверхности, чтобы подышать или даже набрать запас воздуха. Таков, например, большой жук плавунец. Он поднимается из глубины, загребая задними широкими лапками-веслами, выставляет наружу кончик своего брюшка, набирает воздух в полость под надкрыльями и через несколько минут снова ныряет вглубь.

Поднимается к поверхности за воздухом и водная улитка прудовик. В толще воды она плавать не может и медленно ползет вверх по стеблю растения. Наверху прудовик отделяется от стебля и долго плавает, подвесившись снизу к поверхностной пленке широкой площадью своей «ноги». Раскрыв дыхательную трубочку, прудовик набирает в свое тело воздух. Если тронуть прутиком плавающую у поверхности улитку, ее мясистая «нога» съежится, сцепление с поверхностной пленкой нарушится и прудовик погрузится на дно. Помогает прудовику плавать у поверхности и обильное выделение слизи, которая тянется за ним, как серебристая дорожка.

Но многим водным животным не нужно добираться до поверхности воды, чтобы дышать. Они дышат воздухом, растворенным в воде. Так дышат, например, длинная черноватая пиявка, водные личинки стрекоз, ручейников и других насекомых, ракушка беззубка, сидящая глубоко в донном песке.
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели: сформировать представления учащихся о жизни пресноводного водоёма; ознакомить с растительным и животным миром пресноводных водоёмов; сформулировать правила поведения, направленные на охрану обитателей водоёма.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, учебник “Окружающий мир 4 класс 1 часть” авторов А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой, “Рабочая тетрадь”, атлас-определитель, таблицы с изображением растений и животных водоёмов, карта Приморского края.

Ход урока

І. Организационный момент.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

1. Беседа.

Почему луг называют природным сообществом? (Привести примеры ).

Приведите примеры экологических связей луга.

Вопросы к кроссворду:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка )

С ветки на тропинку,
С травинки на травинку
Прыгает пружинка –
Зелёненькая спинка. (Кузнечик )

На лугу он живёт,
И всё время спать зовёт!
- Пить-пирю, спать пора!
Так до самого утра!
Кто такую птичку знает?
Кто загадку отгадает? (Перепел )

Та птичка хвостиком трясёт
И на земле жучков клюёт.
Живёт она, где есть вода,
Её узнаешь без труда! (Трясогузка )

Словно синий огонёк
Кто-то вдруг во ржи зажёг.
Яркий полевой цветок.
Что же это? (Василёк )

Это растение узнают по мелким треугольным плодам, похожим на сумки. (Пастушья сумка )

Быстрая и юркая,
В змеевидной шкурке я,
А за хвост меня поймаешь,
Сразу тут же потеряешь. (Ящерица )

Это очень ценный злак – кормовое растение с тонкими листьями и мелкими колосками, образующими метёлку. (Мятлик )

Тёплым днём, весною, в мае
Каждый про меня узнает.
Я не муха, не паук.
Я жужжу! Я майский... (жук )

Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. (Лягушка )

Это насекомое назвали в честь врача – героя греческих мифов. В настоящее время - это редкое животное. (Махаон )

Прочитайте ключевые слова. (Берегите луга )

3. Проверка задания 7 на стр. 81 “Рабочей тетради”.

Какие условные знаки нарисовали по теме “Как вести себя на лугу”?

Выставка рисунков условных знаков. Повторение правил поведения на лугу.

ІІІ. Самоопределение к деятельности.

Прочитайте стихотворение и добавьте последнее слово.

Тихо плещется вода,
Ряска, лилии, рогоз,
И кубышка, и тростник,
Есть беззубка, прудовик,
Водомерка вот бежит –
Бурно жизнь кипит в нём.
Это пресный... (водоём).

О чём будем говорить на уроке?

Что бы вам хотелось узнать по этой теме?

ІV. Работа над новым материалом.

1. Беседа.

Что такое водоём?

  • Водоём – место скопления или хранения воды.
  • Вспомните, что водоёмы по происхождению делятся на две группы. Какие? (Водоёмы бывают естественные и искусственные. Бывают солёные и пресные .)
  • О каких водоёмах мы будем говорить на уроке? (О пресных )
  • Какие пресные водоёмы есть у нас в Приморском крае?

2. Показать на карте.

Типы водоёмов.

Какие из этих водоёмов относятся к естественным, а какие к искусственным?

Какие растения можно встретить в водоёмах? На берегу водоёмов?

Выполнить задание 1 на стр. 82 “Рабочей тетради”.

Проверка. Что интересного узнали?

Какое растение есть в водоёмах нашего края, а не упоминается в учебнике? (Лотос )

4. Какую роль играют растения в жизни водоёмов?

Роль растений в жизни водоёма.

  • Дом для животных
  • Выделяют кислород, необходимый для дыхания организмов.
  • Пища для животных.

5. Самостоятельная работа.

По рисунку на стр. 180-181 познакомьтесь с живыми организмами пресных водоёмов.

Кого можно увидеть на поверхности воды?

В толще воды?

На дне водоёма?

Слайды 8-9.

Отгадайте загадки.

Пёстрая крякушка
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку-
Спотыкалочку. (Утка )

Под водой
Живёт народ,
Ходит задом
Наперёд. (Рак )

У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (Рыба )

На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом )

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик. (Стрекоза )

Строят дом без топора,
Дом без хвороста и тины
И плотину. (Бобры )

У кого глаза на рогах,
А дом на спине. (Улитка )

V. Обобщение знаний.

Кто где живёт

На поверхности воды

-> растения: кубышка, рогоз (корни в воде), ряска, кувшинки

-> насекомые: клоп-водомерка, жуки-плавунцы

В толще воды

-> головастики лягушек и жаб

-> разные виды рыб

-> водоросли

-> моллюски: перловица, прудовик, катушка

-> речные раки

Связаны с водоёмами

-> птицы: утки, цапли

-> млекопитающие: бобры, водяные крысы, выдры

Вывод по изученному материалу.

Мы узнали, что водоём – это природное сообщество. В нём все взаимосвязано. Растения и животные умирают. Мёртвые остатки перегнивают, разрушаются под воздействием микроорганизмов. Образуются соли, а их для роста используют растения. Растениями, в свою очередь питаются животные.

Но человек вмешивается в жизнь этого сообщества, рвет редкие растения, ловит раков-санитаров, губит головастиков и лягушек. Чтобы не случилось экологической катастрофы, нужно научиться ценить жизнь во всех ее проявлениях.

VІ. Дополнительный материал “Пресные водоёмы нашего края”

Озеро Ханка, река Раздольная.

Слайды 13-18.

Озеро Ханка.

  • Расположение: Дальний Восток
  • Высота: 68-70 м
  • Площадь: 4070 км?
  • Объём: 18,3 км?
  • Наибольшая глубина: 10,6 м
  • Средняя глубина: 4,5 м
  • Площадь водосбора: 16 980 км?
  • Впадающие реки: Лефу, Мельгуновка, Синтуха и др.
  • Вытекающая река: Сунгача

Слайды 19-21.

Река Раздольная.

  • Река Раздольная протекает по территории России и Китаю.
  • Исток – слияние рек: Сяосуйфэньхэ и Дасуйфэньхэ.
  • Устье: Амурский залив Японского моря.
  • Длина: 245 км
  • Площадь бассейна: 16 830 км?

VІІ. Составление памятки “Человек у воды”

  • Не рви кубышки, кувшинки, лотосы!
  • Не лови раков, двустворчатых моллюсков, стрекоз!
  • Не разрушай жилища животных!
  • Береги лягушек и головастиков!
  • Помогай взрослым в охране животных водоёмов!
  • Не бросай мусор в воду и на берегу водоёмов!
  • Не мой велосипед и другие транспортные средства на берегу водоёмов!

VІІІ. Подведение итогов урока.

Какова была цель урока?

Какие знания вы получили?

ІX. Рефлексия.

Дополните предложение: “Теперь я знаю, что...”

Кого можно поблагодарить за урок?

X. Домашнее задание.

  • Прочитать текст на стр. 178-186 учебника.
  • Выполнить задания 5-7 “Рабочей тетради”.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ковернинская средняя общеобразовательная школа №2» Открытый урок окружающего мира в 4Б классе Учитель: Соколова Н.Е. п. Ковернино 2014 Тема урока Цель урока:

в пресных водах»

Задачи урока: 1. Познакомиться с обитателями пресного водоема. 2. Узнать, какое влияние оказывает человек на сообщество.

Посмотрите вот сюда.

Тихо плещется вода,

Ряска, лилии, рогоз,

И кубышка, и тростник.

Есть беззубка, прудовик,

Водомерка вот бежит.

Всюду бурно жизнь кипит в нем!

Это пресный………….

водоём!

Тема урока Цель урока: Исследовать пресный водоем как природное сообщество.

в пресных водоёмах»

Задачи урока: 1. Познакомиться с обитателями пресного водоема. 2. Узнать, какое влияние оказывает человек на сообщество. Мы – исследователи. План изучения природного сообщества 1. Название сообщества. 2. Какие организмы составляют сообщество. 3. Экологические связи в сообществе. 4. Значение сообщества для человека. 5. Влияние человека на сообщество. 6. Охрана сообщества.
  • Водоёмы
  • Искусственные
  • Естественные
  • Океан
  • Озеро
  • Водохранилище
  • Канал

ПРЕСНЫЕ ВОДОЁМЫ

ВОДОХРАНИЛИЩЕ

Работа в группах

Ботаники

Стрекоза

Физкультминутка

1. Экологические связи в пресном водоеме. Круговорот веществ. 2. Экологические проблемы сообщества. 3. Правила поведения у водоема. Работа в тетради, с.84. №4 Самостоятельная работа. кувшинки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска. По поверхности воды стремительно бегают жуки – плавунцы. А по водным растениям медленно ползают хищные моллюски – прудовики и катушки. Работа в тетради, с.84. №4 Удивительное озеро Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кувшинки . Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это ряска . По поверхности воды стремительно бегают жуки – плавунцы . А по водным растениям медленно ползают хищные моллюски – прудовики и катушки. Работа в тетради, с.84. №4 Удивительное озеро Как красиво и интересно наше озеро! Издалека заметны яркие желтые кубышки. Привлекают внимание растения с листьями, похожими на стрелы. Это стрелолист. По поверхности воды стремительно бегают клопы-водомерки. А по водным растениям медленно ползают улитки – прудовики и катушки. Продолжите фразу: Мне хотелось бы… Дома я… Мне кажется, что …