Том I. Роджер Желязны - Хроники Амбера

Роджер Желязны появился на свет в 1937 году, 13 мая, в семье ирландки и поляка. Ему было суждено стать успешным писателем-фантастом и завоевать тысячи поклонников по всему миру.

Литературная вселенная Роджера Желязны

Писатель Р. Д. Желязны вошел в мировую литературу как один из лучших и известнейших фантастов Запада. Он создал 20 романов, а кроме них множество рассказов, вошедших в 4 сборника. Первые несколько книг автор написал под псевдонимом Харрисон Денмарк.

Несколько раз он работал с другими писателями в соавторстве:

  • «Принеси мне голову прекрасного принца» (1991 г.) и «Театр одного демона» (1995 г.) с Робертом Шекли;
  • «Кольцо царя Соломона» в 1963 г. с С. Д. Хаусманом;
  • «Витки» — 1981 г., «Черный трон» — 1990 г. с Фредом Саберхагеном.

Но самой популярной считается серия из 10 книг, которая носит название «Хроники Амбера». Книги по порядку, и то, насколько они понравились читателям мы и опишем в этой статье. Начнем с описания сюжета.

Сюжет произведения. Герои

Что собой представляет вымышленная вселенная в серии произведений, объединенных названием «Хроники Амбера»? Книги по порядку объясняют всю хронологию событий в параллельном мире после того, как исчезает законный представитель короны.

Автор описывает всю нашу вселенную, все планеты, но только как отображение того, что создается в параллельном мире магии — в Амбере (Янтарном королевстве). В этом странном мире почитают Единорога как высшее создание, а учеником короля является колдун и алхимик — Дворкин. Центром Янтарного королевства считается особый лабиринт под названием «Огненный путь». Но в противовес порядку есть и хаос в этом мире.

Долгое время правил этим миром король Оберон. Но когда он исчез, то место наследника престола стали завоевывать 9 его сыновей.

Корвин - один из этих принцев, является основным героем, вокруг которого разворачивается сюжет. Он просыпается в больнице на планете Земля и не может вспомнить ни сестру, ни аварию, в которую он попал, по объяснениям врачей. Когда Корвин попадает обратно на Амбер, то узнает, что является одним из законных наследников престола, по причине чего вынужден встать на путь битв, тайн и обмана.

Героем следующих книг является молодой Мерлин. Он только учится «влезать в неприятности» и выкарабкиваться из них, как его отец — Корвин.

Р. Желязны «Хроники Амбера». Книги по порядку

Серии романов под общим названием «Хроники Амбера» писатель посвятил довольно большой период времени — более 15 лет. Последний рассказ, дающий дополнительные сведения о целой вселенной, придуманной фантастом, написан уже в 1996 году.

Опишем подробно все книги — составные части десятитомника «Хроники Амбера». Книги по порядку издавались с 1970 г. Итак, первое пятикнижие:

  • 1970 - «9 принцев Амбера»;
  • 1972 - «Ружья Авалона»;
  • 1975 - «Знак Единорога»;
  • 1976 - «Рука Оберона»;
  • 1978 - «Владения Хаоса».

Второе пятикнижие посвящено приключениям героя Мерлина.

  • «Карты Судьбы» — 1986 г.;
  • «Кровь Амбера» — 1987 г.;
  • «Знак Хаоса» — 1988 г.;
  • «Рыцарь теней» — 1989 г.;
  • «Принц Хаоса» — 1991 г.

Кроме этих 10 книг, составляющих основу истории Янтарного королевства, Роджер Желязны продолжил свое повествование о королевстве еще несколькими историями. К Вселенной Амбера относятся рассказы:

  • «Пролог к «Картам Судьбы» — 1985 г.;
  • «Сокрытая и Гизель» — 1994 г.;
  • «Рассказ торговца» — 1994 г.;
  • «Синий конь, Танцующие горы» — 1995 г.;
  • «Кстати о шнурке» — 1995 г.;
  • «Зеркальный Коридор» — 1996 г.

Написать приквел к великому произведению решился Джон Грегори Бетанкур, конечно же, с согласия родственников писателя. Существуют пародии на произведение, которое написал Желязны Роджер — «Хроники Амбера».

Книги по порядку в жанре пародии также перечислим, их всего две. «Смерть Амбера» (автор Кевин Найт) и «9 с половиной хлопцев Амбера» (Игорь Вольфсон, 1997 год).

Награды автора

За свою жизнь Роджер Желязны получил целый список наград и почестей. Самая первая его номинация «Хьюго» за работу «Роза для Экклезиаста» — в 1962 году.

За «Хроники Амбера» также ему были вручены премии. В 1986 году за «Карты судьбы» писателем получена премия «Локус». В 1987 и 1988 годах следующие 2 книги также принесли успех и были номинированы на «Локус».

Роджер Желязны

Хроники Амбера. Том 1

Девять принцев Амбера

Похоже, наступал конец тому, что казалось мне вечностью.

Я попробовал пошевелить пальцами ног. Успешно. Ноги я чувствовал, хотя они и были в гипсе. А сам я лежал распростертым на больничной койке.

Я зажмурился, потом снова открыл глаза.

Стены комнаты наконец перестали качаться.

Где же я, черт побери?

Туман в голове понемногу рассеивался; в нем, словно острова в океане, стали возникать обрывки того, что некогда было моей памятью. Я вспоминал бесконечно долгие ночи, бесчисленных сиделок, инъекции, инъекции, инъекции… стоило мне чуточку прийти в себя, как тут же кто-нибудь являлся и всаживал в меня шприц с какой-нибудь дрянью. Да, так оно и было. Это я вспомнил. И пусть я только наполовину пришел в себя, инъекции им придется прекратить.

Но захотят ли они их прекратить?

Почему-то упорно думалось: вряд ли.

Эта мысль пробудила в моей душе естественные сомнения относительно чистоты любых, даже самых лучших человеческих побуждений. Меня длительное время пичкали наркотиками, осознал я вдруг. Причем без особых на то причин, судя по тому, как я себя чувствую. Так что, если им за это платят, с какой стати они вдруг прекратят инъекции? Нет, действовать надо очень осторожно, сказал мне мой внутренний голос. Надо продолжать притворяться, что дурман еще действует. Внутренний голос принадлежал худшей, хотя и более мудрой, половине моей души.

Я последовал его совету.

Минут через десять дверь приоткрылась, на пороге возникла медсестра. А я лежал себе и похрапывал. Сестра тут же удалилась.

Теперь мне уже удалось кое-что восстановить в памяти.

Я смутно припоминал, как попал в какую-то аварию или автомобильную катастрофу; потом - сплошное черное пятно. О том, что было до аварии, я тоже не имел ни малейшего представления. Но помнил, что сначала угодил в больницу, а уже потом сюда. Зачем? Неизвестно.

Ноги мои совсем отошли и явно годились для того, чтобы на них стоять, хотя я понятия не имел, когда они были сломаны. А то, что они были сломаны, я знал точно.

Я попытался сесть. Это оказалось непросто: тело было, как кисель. За окном стояла темная ночь - яркие звезды, бесстыдно красуясь в небе, смотрели на меня. Я подмигнул им и спустил ноги на пол.

Перед глазами все поплыло, однако вскоре в голове прояснилось, я встал, держась за спинку кровати, и сделал первый шаг.

Нормально. Ноги держат. Итак, теоретически я уже в состоянии отсюда выйти.

Я снова залез в постель, вытянулся на спине и стал думать. От совершенных усилий и слабости меня знобило, я весь взмок, во рту стоял противный сладковатый вкус, поташнивало, мерещились засахаренные сливы и тому подобное.

Подгнило что-то в Датском Королевстве…

Да, это точно была автомобильная катастрофа. Черт знает что…

Приоткрылась дверь, сквозь щель в палату ворвался поток света. Я чуть опустил веки и увидел, что это снова сестра со шприцем в руке. Этакая могучая матрона с широченными плечищами.

Когда она подошла совсем близко, я неожиданно приподнялся и сел на постели.

Добрый вечер! - сказал я.

Ох! Добрый вечер, - ответила она.

Когда меня выписывают? - спросил я.

Об этом надо узнать у доктора.

Ну так узнайте.

Пожалуйста, поднимите рукав.

Да нет, спасибо, больше не надо.

Но мне необходимо сделать вам укол.

Нет, никакой необходимости в этом нет.

Так доктор велел!

Вот пусть доктор придет и сам мне об этом скажет. А пока что я категорически против.

Но мне же приказано…

Эйхман тоже так говорил, а чем кончил? - Я укоризненно покачал головой.

Хорошо, - вздохнула медсестра. - Мне придется доложить…

Пожалуйста, докладывайте, - сказал я. - Заодно сообщите доктору, что я утром намерен выписаться.

Нет, это невозможно! Вы ведь даже ходить еще не в состоянии! И у вас серьезные повреждения внутренних органов…

Ладно, посмотрим, - кивнул я. - Спокойной ночи.

Она вылетела в коридор, ничего не ответив.

А я снова лег и стал думать. По-видимому, я нахожусь в какой-то частной лечебнице. Значит, кто-то платит за мое пребывание здесь. Интересно, кто? Никаких родственников я вспомнить не мог. Друзей тоже. Кто же тогда платит? Враги?

Я еще немного подумал.

Ничего не придумывалось. Ни малейшей идеи насчет предполагаемого благодетеля.

Вдруг я вспомнил: моя машина летит под откос на горной дороге и падает в озеро… Дальше - полный мрак.

От напряжения я снова весь покрылся испариной.

Я не знал, кем я был раньше.

Чтобы отвлечься, я сел и быстренько разбинтовал себя. Под бинтами все давно зажило; похоже, их давно пора было снять. Потом я разбил гипс на правой ноге металлическим прутом, вынутым из спинки кровати. Мною овладело странное чувство: казалось, что нужно как можно скорее отсюда смыться, чтобы успеть сделать нечто важное.

Я попробовал встать на правую ногу. Нормально.

Потом я разбил гипс и на левой ноге, встал и потихоньку пошел к шкафу.

Пусто. Одежды там не было.

В коридоре послышались шаги. Я снова лег, прикрыв простыней снятые бинты и куски гипса.

Дверь опять приоткрылась.

В палате вспыхнул яркий свет; на пороге высился здоровенный детина в белом халате, смахивавший на быка. Это он зажег свет: пальцы его до сих пор лежали на выключателе.

Что вы тут удумали? Сестра на вас жалуется, - сказал он.

Притворяться спящим больше не имело смысла.

Неужели? - спросил я. - И что же она говорит?

Детина некоторое время, наморщив лоб, обдумывал мой вопрос, потом строго произнес:

Вам пора делать укол.

Вы что, доктор?

Нет, но мне поручено сделать вам укол.

А я не желаю, чтобы мне делали укол, - заявил я. - И имею на это полное право. Что вы на это скажете?

Что я все равно укол вам влеплю, - ответил здоровяк и двинулся к кровати. В руке он держал шприц, которого я раньше не заметил.

Это был исключительно подлый удар, дюйма на четыре ниже пояса. Детина рухнул на колени.

Выдавил он некоторое время спустя.

Попробуй еще раз, - сказал я, - увидишь, что тогда с тобой будет.

Ничего, мы с такими пациентами справляться приучены! - выдохнул он.

И я понял, что настало время действовать.

Где моя одежда? - спросил я.

Повторил он.

Тогда, пожалуй, прядется позаимствовать твою. Раздевайся!

После третьего раза мне надоело. Я накинул простыню ему на голову и как следует врезал тем самым железным прутом, которым разбивал гипс.

Через несколько минут я был уже весь в белом. Этакий Моби Дик. Или ванильный пломбир-переросток. Жуть.

Я засунул этого типа в стенной шкаф и выглянул в окно. В небе сияла полная луна, освещая ряд высоких тополей. Трава в лунном свете казалась серебристой, сверкающей. Ночь близилась к концу. Ничто не подсказывало мне, где я могу находиться. Похоже, это был четвертый этаж. Из окна я заметил внизу, слева от меня, на втором этаже свет: тоже кто-то не спал.

Я вышел в коридор и осмотрелся. Слева коридор упирался в стену с зарешеченным окном. Там были еще четыре палаты, по две с каждой стороны коридора. Я дошел до окна и выглянул наружу. Ничего нового: такие же деревья, такая же трава, та же лунная ночь. Я повернулся и пошел в обратную сторону.

Двери, двери, двери, и ни лучика света изнутри. И тишина. Лишь шарканье моих собственных шагов: позаимствованные ботинки были великоваты.

Часы, тоже позаимствованные, показывали пять пятьдесят четыре. Железный прут я заткнул за пояс под белым халатом; при ходьбе прут втыкался мне в бедренную кость. Через каждые пять-шесть метров под потолком горела тусклая лампочка - ватт на сорок, не больше.

Так я добрался до лестницы, покрытой ковром, и стал тихо спускаться.

Третий этаж выглядел в точности, как мой четвертый, так что я пошел дальше вниз. На втором этаже свернул по коридору направо, пытаясь найти ту комнату, где горел свет.

И я ее нашел - по тонкой полоске света под дверью - почти в самом конце коридора. Стучать я не стал.

В комнате за огромным полированным столом сидел какой-то тип в роскошном купальном халате и что-то писал в настольном блокноте. Это явно была не больничная палата. Тип так и впился в меня глазами: на лице его появилось такое выражение, будто он вот-вот закричит, глаза его дико расширились… Но он не закричал - видимо, я выглядел достаточно решительно, - только быстро поднялся.

Я закрыл за собой дверь, подошел поближе и произнес:

Доброе утро. Вам грозят большие неприятности.

Хроники Амбера

Роджер Желязны

Девять принцев Амбера

ГЛАВА ПЕРВАЯ

Похоже, наступал конец тому, что казалось мне вечностью.

Я попробовал пошевелить пальцами ног. Успешно. Ноги я чувствовал, хотя они и были в гипсе. А сам я лежал распростертым на больничной койке.

Я зажмурился, потом снова открыл глаза.

Стены комнаты наконец перестали качаться.

Где же я, черт побери?

Туман в голове понемногу рассеивался; в нем, словно острова в океане, стали возникать обрывки того, что некогда было моей памятью. Я вспоминал бесконечно долгие ночи, бесчисленных сиделок, инъекции, инъекции, инъекции… стоило мне чуточку прийти в себя, как тут же кто-нибудь являлся и всаживал в меня шприц с какой-нибудь дрянью. Да, так оно и было. Это я вспомнил. И пусть я только наполовину пришел в себя, инъекции им придется прекратить.

Но захотят ли они их прекратить?

Почему-то упорно думалось: вряд ли.

Эта мысль пробудила в моей душе естественные сомнения относительно чистоты любых, даже самых лучших человеческих побуждений. Меня длительное время пичкали наркотиками, осознал я вдруг. Причем без особых на то причин, судя по тому, как я себя чувствую. Так что, если им за это платят, с какой стати они вдруг прекратят инъекции? Нет, действовать надо очень осторожно, сказал мне мой внутренний голос. Надо продолжать притворяться, что дурман еще действует. Внутренний голос принадлежал худшей, хотя и более мудрой, половине моей души.

Я последовал его совету.

Минут через десять дверь приоткрылась, на пороге возникла медсестра. А я лежал себе и похрапывал. Сестра тут же удалилась.

Теперь мне уже удалось кое-что восстановить в памяти.

Я смутно припоминал, как попал в какую-то аварию или автомобильную катастрофу; потом - сплошное черное пятно. О том, что было до аварии, я тоже не имел ни малейшего представления. Но помнил, что сначала угодил в больницу, а уже потом сюда. Зачем? Неизвестно.

Ноги мои совсем отошли и явно годились для того, чтобы на них стоять, хотя я понятия не имел, когда они были сломаны. А то, что они были сломаны, я знал точно.

Я попытался сесть. Это оказалось непросто: тело было, как кисель. За окном стояла темная ночь - яркие звезды, бесстыдно красуясь в небе, смотрели на меня. Я подмигнул им и спустил ноги на пол.

Перед глазами все поплыло, однако вскоре в голове прояснилось, я встал, держась за спинку кровати, и сделал первый шаг.

Нормально. Ноги держат. Итак, теоретически я уже в состоянии отсюда выйти.

Я снова залез в постель, вытянулся на спине и стал думать. От совершенных усилий и слабости меня знобило, я весь взмок, во рту стоял противный сладковатый вкус, поташнивало, мерещились засахаренные сливы и тому подобное.

Подгнило что-то в Датском Королевстве…

Да, это точно была автомобильная катастрофа. Черт знает что…

Приоткрылась дверь, сквозь щель в палату ворвался поток света. Я чуть опустил веки и увидел, что это снова сестра со шприцем в руке. Этакая могучая матрона с широченными плечищами.

Когда она подошла совсем близко, я неожиданно приподнялся и сел на постели.

Добрый вечер! - сказал я.

Ох! Добрый вечер, - ответила она.

Когда меня выписывают? - спросил я.

Об этом надо узнать у доктора.

Ну так узнайте.

Пожалуйста, поднимите рукав.

Да нет, спасибо, больше не надо.

Но мне необходимо сделать вам укол.

Нет, никакой необходимости в этом нет.

Так доктор велел!

Вот пусть доктор придет и сам мне об этом скажет. А пока что я категорически против.

Но мне же приказано…

Эйхман тоже так говорил, а чем кончил? - Я укоризненно покачал головой.

Хорошо, - вздохнула медсестра. - Мне придется доложить…

Пожалуйста, докладывайте, - сказал я. - Заодно сообщите доктору, что я утром намерен выписаться.

Нет, это невозможно! Вы ведь даже ходить еще не в состоянии! И у вас серьезные повреждения внутренних органов…

Ладно, посмотрим, - кивнул я. - Спокойной ночи.

Она вылетела в коридор, ничего не ответив.

А я снова лег и стал думать. По-видимому, я нахожусь в какой-то частной лечебнице. Значит, кто-то платит за мое пребывание здесь. Интересно, кто? Никаких родственников я вспомнить не мог. Друзей тоже. Кто же тогда платит? Враги?

Я еще немного подумал.

Ничего не придумывалось. Ни малейшей идеи насчет предполагаемого благодетеля.

Вдруг я вспомнил: моя машина летит под откос на горной дороге и падает в озеро… Дальше - полный мрак.

От напряжения я снова весь покрылся испариной.

Я не знал, кем я был раньше.

Чтобы отвлечься, я сел и быстренько разбинтовал себя. Под бинтами все давно зажило; похоже, их давно пора было снять. Потом я разбил гипс на правой ноге металлическим прутом, вынутым из спинки кровати. Мною овладело странное чувство: казалось, что нужно как можно скорее отсюда смыться, чтобы успеть сделать нечто важное.

Я попробовал встать на правую ногу. Нормально.

Потом я разбил гипс и на левой ноге, встал и потихоньку пошел к шкафу.

Пусто. Одежды там не было.

В коридоре послышались шаги. Я снова лег, прикрыв простыней снятые бинты и куски гипса.

Дверь опять приоткрылась.

В палате вспыхнул яркий свет; на пороге высился здоровенный детина в белом халате, смахивавший на быка. Это он зажег свет: пальцы его до сих пор лежали на выключателе.

Что вы тут удумали? Сестра на вас жалуется, - сказал он.

Притворяться спящим больше не имело смысла.

Неужели? - спросил я. - И что же она говорит?

Детина некоторое время, наморщив лоб, обдумывал мой вопрос, потом строго произнес:

Вам пора делать укол.

Вы что, доктор?

Нет, но мне поручено сделать вам укол.

А я не желаю, чтобы мне делали укол, - заявил я. - И имею на это полное право. Что вы на это скажете?

Что я все равно укол вам влеплю, - ответил здоровяк и двинулся к кровати. В руке он держал шприц, которого я раньше не заметил.

Это был исключительно подлый удар, дюйма на четыре ниже пояса. Детина рухнул на колени.

Выдавил он некоторое время спустя.

Попробуй еще раз, - сказал я, - увидишь, что тогда с тобой будет.

Ничего, мы с такими пациентами справляться приучены! - выдохнул он.

И я понял, что настало время действовать.

Где моя одежда? - спросил я.

Повторил он.

Тогда, пожалуй, прядется позаимствовать твою. Раздевайся!

По циклу романов Роджера Желязны "The Chronicles of Amber"

Персонажи

Поиск персонажей

  • Будем искать среди персонажей фандома

Группы персонажей

Всего персонажей - 99

0 0 0

"Джентльмена, который займет трон, зовут Арканс, герцог Шадбурна. За долгую жизнь он был во многих правительствах Кашеры на довольно ответственных постах. Он действительно знает всю механику дела и состоит в отдаленном родстве с одним из предыдущих монархов. С кликой Ясры ладил плохо и, пока она была у власти, жил в основном в загородном поместье. Она не беспокоила его, а он не беспокоил ее." (Билл Ротт)

Марионетка Рэндома на троне Кашфы. Свергнут с престола Люком (Ринальдо).

0 0 0

"Барону Бейлю принадлежало множество виноградников милях в тридцати на восток. Он являлся официальным поставщиком вин для Двора, и его красные вина заслуживали всяческих похвал. С белыми он, однако, добился меньших успехов, и часто дело заканчивалось тем, что он выбрасывал множество второсортных напитков на местный рынок. На бутылках изображался его герб и рисунок собаки - он любил собак - поэтому такую продукцию иногда называли "Собачья моча", и иногда - "Моча Бейля"..." (Мерлин)

Отец троих дочерей, младшая - Винта Бейль, последняя любовница Каина.

Belissa Menobi

0 0 0

Нынешний глава Дома Птенцов Дракона (Дворы Хаоса). Вдова. Муж - генерал Ларсус, убит в Битве Падения Лабиринта.

Benedict

4 0 0

"Бенедикт, высокий и суровый аскет с худым телом, худым лицом и с мощным умом. Его цвета были желто-оранжево-коричневые, и это странным образом напоминало мне копны душистого летнего сена. Сильный, волевой подбородок, карие глаза и каштановые волосы, никогда не вившиеся. Он стоял рядом с гнедым конем, опираясь на копье, увенчанное цветочной гирляндой. Он редко смеялся. Мне он нравился..." (Корвин)

Принц Амбера, старший сын Оберона и Цимнеи. Со своей почти навязчивой верой в разум, Бенедикт, вероятно, наиболее надежный из жителей Амбера. Он презирает постоянные семейные свары и годами старается стоять от них в стороне. Его интересы лежат в области разума, а не эмоций, являясь отражением его пристрастия к стратегическим играм чистой воды и постоянного углубления в японские древние традиции. Он помогает, если в нем возникает нужда, но предпочитает, чтобы его оставили наедине с самим собой.

Bill Roth

0 0 0

"Он был невысоким, плотного сложения мужчиной с немного красноватым лицом, его темные волосы уже порядком прошила седина и они поредели на макушке. Этого человека звали Билл Рот. Он был другом и адвокатом моего отца, когда отец жил в этих местах. Возможно, на всей Земле это был единственный человек, которому папа доверял, и поэтому я верил ему тоже..." (Мерлин)

Адвокат из Отражения Земля, вылечивший Корвина и выполнявший конфиденциальные поручения Мерлина. Впоследствии стал официальным юрисконсультом королевского двора Амбера.

2 1 0

"...мужчина с большой светлой бородой и огненными волосами, разодетый в красные и желтые шелка. В правой руке - меч, в левой - кубок с вином, и сам дьявол плясал в его глазах, таких же голубых, как у Флоры и Эрика. Борода скрывала узкий подбородок. Меч был выложен золотым орнаментом. Он носил два больших кольца на правой руке и одно на левой: изумруд, рубин и сапфир. Это, я знал, был Блейз..." (Корвин)

Принц Амбера, сын Оберона и Клариссы. Пламенный, под стать цвету волос, Блейз больше всех членов семьи любил веселье. Но факел его веселья был далек от ясности и чистоты, так, как его ум интригана измышлял препятствие за препятствием для любого члена семьи, кто наиболее серьезно относился к делам власти. Больше всего в своей жизни он презирал серьезность, и все же, когда Эрик протянул к трону руки, Блейз разительно изменился. В этот момент он стремился спасти Амбер, наверное, представив себя королем, как вдруг его миссия стала невероятно серьезной. Конечно, он потерпел неудачу и погиб, сражаясь на стороне Корвина, но Рэндом не позволил его попыткам исчезнуть в забвении.

Duke Borel

0 0 0

"Лорд Борель, герцог королевского дома Савалла, и по слухам, один из давних любовников моей матери. Кроме того, он считался одним из самых беспощадных людей при Дворе, владеющих мечем. Долгие годы его навязчивой идеей было убить моего отца, Бенедикта или Эрика. К несчастью, он встретился с Корвином, как раз когда папа спешил, и они так и не скрестили мечи. Вместо этого папа одурачил его и убил в поединке, который, по-моему, строго говоря нельзя было считать честным. Борель всегда вел честную игру, потому что был так чертовски хорош, что все равно никогда не проигрывал. А может, он стремился иметь хорошую репутацию." (Мерлин)

Принимал участие в решающей битве между Амбером и Хаосом на стороне Хаоса, где был одним из военачальников. Оставил битву, увидев, что на поле боя прибыл принц Корвин, и поспешил навстречу ему, чтобы сразиться и выяснить, кто из них лучший воин. Повёл себя по-рыцарски, сняв свои доспехи, когда узнал, что Корвин безоружен. В результате этого благородного поступка был смертельно ранен Корвином, одержавшим над ним верх с помощью хитрости.

2 1 0

"Мои черты лица, хотя и более мелкие, мои глаза, волосы - Блейза, но бороды не было. На нем был зеленый охотничий костюм и сидел он на белом коне, лицом к правой стороне карты. В нем чувствовались одновременно сила и слабость, воля и нерешительность. И я тоже одобрял и не одобрял этого человека, относился к нему хорошо, но не любил его. Звали его Бранд......Бранд был похож лицом на меня, но меньше ростом и изящнее. Волосы у него были огненные, как у Фионы. Он был одет в зеленый костюм для верховой езды и скакал на белом коне. Мечтатель, мистик, поэт, всегда печальный или восторженный, циничный или безгранично доверчивый, Бранд, казалось, не знал умеренности в чувствах. Не то, чтобы он был психопатом, нет, слишком сложным был его характер, и все же, со множеством оговорок, это слово объясняло, к чему он шел. Должен признать, что иногда Бранд был так очарователен, тактичен и предан, что я ставил его выше всех своих сородичей. Но временами он бывал так злобен и жесток, едок, что я старался избегать его, опасаясь, что сорвусь и искалечу его. Последний раз, когда я видел Бранда, незадолго до нашей ссоры с Эриком и моей ссылки, он был именно в подобном настроении." (Корвин)

Принц Амбера, сын Оберона и Клариссы, отец Люка-Ринальдо. Пытался исказить Лабиринт Амбера, приобретая таким образом власть, равную власти создателя. Корвин помешал исполнению его планов, создав новый Лабиринт. Насколько известно, Бранд умер. При жизни он был замкнут, легко поддавался переменам настроения и свои проблемы решал с упрямой решительностью. Раз встав на путь, он не желал менять направление, пути, которые он выбирал, редко бывали мельче вселенских масштабов. Могущественный и задумчивый, он был одним из самых романтичных деятелей клана Амбера.

0 0 0

Королева Амбера, происходящая из знатного рода в Ребме. Королева Ребмы Мойра выдала её замуж за Рэндома, принудив его к этому неравному браку, однако несмотря на принуждение, между Рэндомом и Виалль возникли очень тёплые чувства.

Victor Melman

0 0 0

Оккультист из тени Земля, ученик Джасры и Ринальдо, наставник Джулии Барнс в колдовском деле. Был убит Мерлином с помощью силы «первозданного хаоса».

0 0 0

"Мое первое впечатление от зверя заключалось в том, что он был змееподобным, как из-за его движений, так и из-за того факта, что его длинный толстый хвост казался, скорее, продолжением его длинного тонкого тела, чем всего лишь довеском. Однако, он передвигался на четырех ногах с двумя сочленениями, с большими ступнями и грозными когтями. Его узкая голова была с клювом и раскачивалась из стороны в сторону, когда он приближался, показывая нам то один, то другой светло-голубой глаз. По бокам были сложены большие крылья, пурпурные и кожистые. Он не имел ни шерсти, ни волос, ни перьев, хотя на груди, плечах, спине и по всей длине хвоста блестела чешуя. От клюва-штыка до кончика хвоста он казался немногим большим трех метров. Когда он двигался, раздавалось легкое позвякивание, и я уловил отблеск чего-то яркого у него на шее." (Корвин)

Демоническое существо, оставленное Обероном охранять проход между Изначальным Лабиринтом и пещерой, где живет Дворкин.

Vinta Bayle

0 0 0

"Oна была третьей дочерью какого-то знатного лица и вроде как последней любовницей Каина...Я посмотрел на ее бледные гордые черты, полускрытые темным плащом с поднятым капюшоном. Это была Винта Бейль, подруга Каина, которую в последний раз я видел на похоронах. Она к тому же доводилась третьей дочерью барону Бейлю. Она рассмеялась, и я вдруг поймал себя на том, что в первый раз слышу, как она смеется. И не холодным издевательским смехом, какой можно было ожидать от любовницы Каина." (Мерлин)

Дочь лорда Бейля, королевского поставщика вин для Амбера. По слухам, любовница Кейна. К удивлению Мерлина, вмешалась в его стычку с подосланными убийцами, а затем вывезла за город, на одну из своих резиденций. По некоторым намёкам Мерлин догадался, что Винта не та, за кого себя выдаёт, при этом прекрасно осведомлена о прошлом Мерлина. Это было вызвано тем, что Винта приютила в своём теле демона Ти’Ига, что позволило демону поддерживать связь с Мерлином и защищать его.

0 0 0

"Он был предателем и убийцей, которого я выставил из Авалона и бросил на другом отражении и в другом времени, Ганелон сидел за большим столом у широкого окна выходящего во двор. На нем были черные брюки поверх черных сапог, черная рубашка и черная кожаная куртка. На широком поясе висел кинжал с рукоятью в форме копыта. Короткая шпага лежала на столе. У Ганелона были рыжие с проседью волосы и борода. Его черные, как эбеновое дерево, глаза блестели. Губы у него были тонкими и напоминали извивающихся червей." (Корвин)

Во время событий первого пятитомника, облик Ганелона ипользовался Обероном как личина, в то время как истинный Ганелон - отпетый разбойник - уже был мертв.

Gail Lampren

0 0 0

"...сразу заметил, то в ней есть что-то знакомое. Но осенило меня только потом. У нее все мелкие привычки Гейл - то, как она поворачивает голову, как жестикулирует руками и смотрит, когда говорит. И потом, она упомянула два события, у которых был один общий свидетель - Гейл." (Люк)

Подруга Люка с университетской скамьи.

0 0 0

"Она была высока и темноглаза, меняющаяся от вихря многоцветных драгоценных камней до покачивающейся цветкообразной формы, и она внимательно смотрела на меня. Я попытался припомнить ее имя и потерпел неудачу. Но праздник ее внешности вернул имя из забвения." (Мерлин)

Девушка из Дома Птенцов Дракона. Давняя приятельница Мерлина.

0 0 0

Змееподобное магическое существо, наделённое разумом и способностью говорить. Подруга детства Мерлина, живущая в Путях Савалла.

0 0 0

"В мое сновидение вошла тварь и приблизилась, чтобы скорчиться у подножья кровати, призывая меня снова и снова. Длиннорылая остроухая личность, сдобренная клыками и когтями, с кожистыми зеленовато-серебристыми крыльями, сложенными вдоль тощих боков. По выражению на морде я не мог сказать, улыбалась мне тварь или корчилась от боли. Грайлл был чрезвычайно силен, как большинство демонов. И я вспомнил наши игры, с края Преисподней и - по всей тьме, в погребальных палатах, пещерах, на дымящихся полях битв, в разрушенных храмах, чертогах мертвых колдунов и в мелких частных адах." (Мерлин)

Демоническое существо, слуга Сухая. Друг детства Мерлина.

Gramble Sawall

0 0 0

Принц Савалла, глава герцогства Савалла (одной из земель Обода (англ. Rim), которые окружают Дворы Хаоса). Покойный глава Дома Всевидящих. Бывший муж Дары, отец Мандора, Юрта и Деспила. Является отчимом Мерлину.

0 0 0

"Это был большой светловолосый сукин сын, и он носил желтую рубашку и черные штаны, черные сапоги и множество ножевых изделий. Медальон со Львом, разрывающим Единорога, подпрыгивал на его широкой груди. Всякий раз, когда я видел или слышал дела этого человека, он готовил что-то мерзкое, и всегда чертовски близко от Люка. Он был наемником, Робин Гудом из Эрегнора, заклятым врагом всех, кто поддерживал Амбер - незаконным сыном прежнего ее правителя Оберона. Я был уверен, что в Золотом Кольце за его голову была назначена награда. С другой стороны, многие годы они с Люком были приятелями, и Люк клялся, что он вовсе не так уж плох. Это был мой дядя Далт, и я чувствовал, что если он двинется слишком быстро, гибкие жгуты его мускулов разорвут в клочья желтую рубашку..." (Мерлин)

Никому не потакающий и могучий, Далт отлично соответствует образу хладнокровного наемника. Мать Далта, воинствующая религиозная фанатичка Дила, ответственная за оскверние различных мест поклонения Единоргу, была захвачена и изнасилована Обероном. Годы спустя она умерла, сражаясь с Блейзом. Далт затаил злобу на Оберона и поклялся разрушить Амбер, чтобы отмстить за мать.

3 1 0

"Она стояла в дюжине шагов от меня - высокая стройная девушка, черноглазая, с коротко подстриженными каштановыми волосами. Она была в куртке для фехтования, в правой руке держала рапиру, а в левой - маску. Незнакомка смотрела на меня и смеялась. У нее были ровные белые зубы, довольно крупные, и веснушки на маленьком носу и высоких скулах. В ней чувствовалась жизненная сила, которая привлекает больше, чем женственность..." (Корвин)

Любовница Корвина и мать Мерлина, Джарта и Деспила. Впоследствии (после событий первого пятикнижия) вышла замуж за Грэмбла, лорда Савалла из Дворов Хаоса. Обладает выдающимися магическими способностями.

Dworkin Barimen

1 1 0

"...повернувшись, я увидел его сразу за порогом. Он был, примерно, полутора метров ростом, горбатый. Волосы и борода у него были даже длиннее, чем я помнил. Дворкин был одет в ночную рубашку, доходящую ему до лодыжек. Он держал в руке масляную лампу и его темные глаза вглядывались в меня над ее покрытым сажей выходным отверстием." (Корвин)

Один из ключевых персонажей «Хроник Амбера». Образ Дворкина прописан так, каким он представляется главным героям: Корвину и Мерлину, от имени которых идёт повествование. По мере изменения знаний о Дворкине указанными персонажами, изменяется и представление о нем. В первой книге, «Девять принцев Амбера», Дворкин упоминается как сумасшедший художник, Дворкин Баримен, которого король Оберон нашёл где-то среди Отражений Амбера и привёл во дворец, чтобы сделать учителем своих детей.

Был очень старым диковатого вида горбуном, чей талант не ограничивался живописью. Картины Дворкина обладали свойством превращаться в реальность или её подобие - Тени. Нарисованные им карты с изображениями Оберона и его потомков позволяли им разговаривать между собой так же, как мы делаем это при помощи телефона, а также перемещаться друг к другу способом, который похож на телепортацию, на каком бы расстоянии друг от друга они ни находились. Кроме того, Дворкин создал в одном из подземелий Амбера Огненный Путь, в котором дети Оберона проходили инициацию. Было все это магией или нет, единого мнения на тот момент не существовало, а сам он пояснить не хотел или не мог, поскольку после этого исчез.

0 0 0

"...справа от меня появился очень волосатый человек. Он был примерно пяти с половиной футов ростом, очень грязный, и носил вокруг бедер темную звериную шкуру, а также пару сандалий на ногах. Он воззрился на меня и стоял так пару секунд, прежде чем продемонстрировал в улыбке свои желтые неровные зубы." (Мерлин)

Старый отшельник, живущий в скалах близ Стража Четырех Миров.

3 1 0

"...черноволосая девушка с такими же голубыми глазами, причем волосы у нее были густые и длинные, а одета она была во все черное с серебряным поясом вокруг талии. Глаза мои наполнились слезами, сам не знаю, почему. Ее звали Дейдре." (Корвин)

Принцесса Амбера, дочь Оберона и Файеллы. Погибла, будучи сброшенной в пропасть Брендом во время финальной битвы с Дворами Хаоса. Дейдре была любимой сестрой Корвина, причём чувства к ней у Корвина трудно было назвать братскими.

0 0 0

"...человек, которого я никогда не встречал. Рубашка на нем была черной с открытым воротом. Еще он был одет в коричневый кожаный жилет, был темным блондином, глаза, похоже, были зелеными......я ни разу не видел портретов Делвина и Санд. Во Дворце их не было, про них редко упоминалось в разговорах. Но они жили в Амбере относительно короткое время, когда королевой там была Харла. После ее смерти они стали недовольны политикой Оберона в отношении их родни, которую они часто навещали, и через некоторое время уехали, поклявшись не иметь в дальнейшем вообще никаких связей с Амбером." (Мерлин)

Принц Амбера, сын Оберона. Матерями Делвина (а также Сэнд) на протяжении «Хроник» назывались Лора и Харла. Делвин вместе со своей сестрой Сэнд прямо не участвуют в книгах серии, однако часто упоминаются в семейных легендах. Они покинули Амбер за несколько столетий до событий первого романа и никогда не возвращались. В рассказе «История коммивояжёра» (The Salesman’s Tale) был вызван через карту Люком по просьбе Виоллы для разговора.

0 0 0

Сын Дары и лорда Савалла, в отличие от Джарта, пытается поддерживать хорошие отношения с Мерлином.

George Hansen

0 0 0

Сын соседей Билла Рота. Во время его знакомства с Мерлином, его телом владела ти"га.

4 2 0

"...на меня смотрело бесстрастное лицо Джулиана. Темные волосы ниже плеч, ничего не отражающие голубые глаза. Он был полностью укрыт белыми доспехами, именно белыми, а не серебристыми или с металлическим оттенком, и выглядел так, как будто с ног до головы покрыт эмалью. Я знал однако, что несмотря на кажущуюся декоративность, доспехи эти невозможно пробить, они смягчали любой удар. Это был тот самый человек, которого я победил в его излюбленной игре, за что он бросил в меня стакан с вином. Я знал его, и я его ненавидел." (Корвин)

Принц Амбера, сын Оберона и Рилги, жёсткий и расчётливый охотник, защитник Арденского леса Амбера. Охотится со сворой «адских гончих», громадных и жестоких псов. В романах серии неоднократно подразумевается инцестуальное влечение Джулиана к сестре Фионе. Входил в коалицию с Эриком и Кейном при захвате Эриком трона Амбера.

Julia Barnes

0 0 0

"И затем увидел лицо - нет, скорее, маску, в центре бури, глядящую на меня. Это, конечно же, была проекция, больше натуральной величины и не совсем материальная. Голову закрывал капюшон; цвет лица был ярко-синий, черты - округлые, все вместе здорово смахивало на маску, используемую хоккейными вратарями; еще в ней наличествовали две вертикальные дыхательные прорези, из которых валил дым - немного наигранно, как мне показалось; еще ниже располагались в случайном порядке дырочки, долженствующие, наверное, означать сардонически кривящийся рот. Из под маски до меня донесся искаженный звук смеха." (Мерлин)

Джулия - подруга Мерлина со времен учибы в Беркли. После того, как он показал ей Отражения, они расстались, а Джулия занялась оккультными науками. В конце концов она попала к Виктору Мелману, и начала учиться у него. Джулия оказалась способней Мелмана, и Ясра взялась ее учить колдовству, а потом помогла пройти Сломаный Лабиринт.

0 0 0

Мать Флоры. Умерла при родах.

0 0 0

"Какая-то религиозная фанатичка? Воинствующая проповедница? Она причинила уйму хлопот на периферии Золотого Круга - по большей части неподалеку от Бегмы. Она совершила массу набегов на Бегму, и бегмийцы не смогли сами справиться с ней. Наконец, бегмийцы напомнили нам про договор о защите, который Амбер заключил почти со всеми королевствами Золотого Круга - и Оберон решил лично отправиться туда и преподать ей урок. Слишком уж много она спалила святилищ Единорога. Он взял с собой небольшой отряд, разбил ее войско, захватил ее в плен и рассеял кучу ее молодчиков. Она, однако же, сбежала, и пару лет спустя, когда про нее почти забыли, вернулась со свежими силами и снова принялась за ту же работу. Бегма опять подняла вой, но Оберон был занят. Он послал Блейза с большим войском. Произошло несколько ничего не решивших стычек - у нее были разбойники, а не регулярная армия - и Блейз наконец-то загнал их в угол и стер в порошок. В тот день она и погибла, возглавляя свои войска." (Мерлин)

Мать Далта.

Droppa Ma"Pantz

0 0 0

Придворный шут Амбера. Время от времени тайно вместе с Рэндомом перемещается в Лас-Вегас в Отражении Земля для поиска новых идей.

0 0 0

Слуга Дома Бейля. Молодой парень крепкого телосложения. Помогал Винте Бейль перевезти Мерлина в загородную резиденцию Бейль.

Dan Martinez

0 0 0

Мужчина латинский наружности. Его тело захватила Ти"га. Предположительно, погиб от пули Люка.

0 0 0

Сверхъестественное существо женского пола, физическое воплощение Огненного Пути. Согласно представлениям королевской семьи Амбера, является матерью Оберона, что вызывает у амберитов неоднозначные ассоциации и осторожные усмешки по поводу зачатия Оберона Дворкином и Единорогом.

0 0 0

"Высокий, мощный мужчина смотрел на меня со следующей карты. Очень похож на меня, только подбородок тяжелее, и я знал, что он больше меня, хотя значительно медлительнее. О его силе ходили легенды. Он одет в серо-голубой костюм с широким черным поясом, и он стоял и смеялся. Вокруг его шеи на широкой цепи висел серебряный охотничий рог. Борода была коротко подстрижена, в правой руке кубок с вином. Почувствовав к нему внезапную привязанность, я вспомнил и его имя. Его звали Жерар." (Корвин)

Принц Амбера, сын Оберона и Рилги, отличается исключительной честностью, чувством долга и, вероятно, является сильнейшим человеком в мультивселенной Амбера. По словам Бренда является «лучшим из нас» (членов королевской семьи). Обладая обострённым чувством справедливости, негодует при попытках манипулирования собой членами семьи, сторонится любых интриг и предпочитает решение вопросов лицом к лицу, в поединке.

0 0 0

"Жупен, хранитель маяка, смотрел на меня, как бы изучая, налитыми кровью глазами и изо рта у него пахло виски. Он был примерно пяти с половиной футов ростом, но такой согбенный, что напоминал мне Дворкина. Борода была такой же длины, как у меня, поэтому, естественно, казалась длиннее, и она была пепельно-серого цвета, если не считать нескольких желтых пятен у самых пересохших губ. Кожа была пористая, как апельсиновая кожура, а ветер и солнце так обветрили и сожгли ее, что она напоминала приятный цвет старинной мебели красного дерева. Как и большинство плохо слышащих людей, он говорил очень громко." (Корвин)

Хранитель маяка на Кабре. Бывший капитан дальнего плавания и «морской волк».

Snake of Chaos

1 0 0

Сверхъестественное существо, физическое воплощение Логруса в виде огромной одноглазой змеи. Вторым глазом Змея является Судный Камень. Согласно апокалиптическим представлениям мультивселенной Амбера и Хаоса в момент, когда Судный Камень вернётся к Змею, наступит конец мира.

0 0 0

"Скучное старое дерево, которое ждет у входа в это место и не дозволяет никому отдыхать на его ветках. Держу пари, что он орал, когда ты оттяпал это ветку." (Хуги)

Выглядел как наделённое разумом говорящее дерево, расположенное на границе Теней, отбрасываемых Амбером и Хаосом. Был посажен Обероном в начале времён как пограничный знак. Отломленная принцем Корвином ветвь Игга, впоследствии воткнутая им в землю при создании нового Пути, пустила корни и выросла в новое Мировое Древо.

Carmella

0 0 0

Смуглая пуэрто-риканская девица, служанка Флоры на отражении Земля.

0 0 0

Миниатюрная блондинка, подружка Джулиана во время коронации Эрика.

0 0 0

"В Кашфе произошел переворот. Устроил его один вельможа по имени Касман, брат одного из ее покойных любовников, парня по имени Ясрик. Этот Касман захватил власть и хотел убрать со своего пути и ее, и принца. Нападал он на эту крепость [Страж четрыех Миров], должно быть, с полдюжины раз. Но так и не смог одолеть. Потом, после этого, она отослала сына из крепости, возможно, набрать новую армию и постараться вернуть ей трон." (Дейв)

Родной брат Ясрика. Генерал. Совершил переворот в Кашфе, во время отсутствия королевы Ясры.

0 0 0

Друг Мерлина из Дворов Хаоса. Убит Корвином при его посещении Хаоса (при первой встречи Корвина и Мерлина).

0 0 0

"...иногда к нам присоединялся Кегма, выкатываясь складками тьмы из какой-нибудь прорехи перекрученного пространства. Я никогда не был уверен, кем был Кегма или даже какого он был пола, ибо Кегма менял облик и летал, ползал, скакал и бегал в цепочке интересных форм." (Мерлин)

Бесформенное существо без определенного пола. Друг детства Мерлина.

0 0 0

"Cмуглый, темноглазый Каин, одетый в черный и зеленый сатин, с треуголкой, небрежно сдвинутой набекрень, из нее торчал зеленый плюмаж. Он стоял ко мне в профиль, откинув руку в сторону, вывернув носки сапог, на поясе висел кинжал с огромным изумрудом в рукояти. Я не мог определить свои чувства к нему." (Корвин)

Принц Амбера, сын Оберона и Рилги, расчётливый интриган, командующий военно-морским флотом Амбера. Поддерживал Эрика против Корвина, во время финальной битвы с Дворами Хаоса убил Бренда. В свою очередь был убит движимым чувством мести сыном Бренда, Люком-Ринальдо.

3 0

"Это своего рода парафизическое устройство наблюдения и слежения, а также библиотека. фундаментальные принципы обработки данных могут быть применены с весьма любопытными результатами в некоем месте, где сами компьютеры работать не могут. Другими словами, мне нужно было найти такие условия среди Отражений, где сами операции оставались бы почти теми же самыми, но физическое воплощение конструкции, техника программирования, ввод энергии - все это имело бы совершенно иную природу. Я сконструировал и построил обрабатывающее информацию устройство в одном из Отражений, где ни один обычный компьютер работать не смог бы, - ответил я, - потому что я использовал другие материалы, совершенно иной метод конструирования, иные источники энергии. К тому ж я выбрал такое место, где действуют иные законы физики и поэтому мое устройство может функционировать не так, как другие. И тогда у меня появилась возможность создавать программы, которые не могли бы работать на Отражении-Земля, где я жил. В конце концов, получилось, как мне кажется, уникальное устройство. Я назвал его "Колесо-Призрак" из-за некоторых особенностей ее внешнего вида.

Колесо-Призрак - это... ну, начиналось оно как компьютер, для работы которого требовались иные законы физики, нежели усвоенные мной в колледже. Для этого также было необходимо то, что обычно называется магией. Но я нашел место, где его можно было соорудить и пустить в ход, и построил его там. Когда я покидал его, он все еще самопрограммировался. Казалось, Колесо-Призрак стало разумным..." (Мерлин)

Колесо-Призрак, созданное Мерлином в качестве сюрприза Рэндому, можно, наверное, назвать крайним выражением идеи карт. Это сверхкомпьютер, способный проникать в Отражения и доставлять пользователю все что угодно. В процессе работы он создает подобие карт и через них осуществляет поиск. Мерлин включил в него элементы Лабиринта и таким образом сообщил ему волшебные свойства, не проводя через посвящение Логруса или Лабиринта.

36 3 0

"Зеленые глаза, черные волосы, весь в черном и серебряном. На мне был плащ, слегка подвернутый, как от порыва ветра. Черные сапоги, такие же, как у Эрика, и на боку меч, только он был тяжелее, хотя и не такой длинный, как у него. Черные перчатки с серебристым отливом и застежка на шее в форме серебряной розы. Я, Корвин..." (Корвин)

Главный герой первых пяти романов. Принц Амбера, второй после Эрика, но первый законный сын Фейеллы и Оберона. Отец Мерлина, предполагаемого автора первых книг Хроник, записанных им со слов самого Корвина, и главного героя последних пяти романов серии.

0 0 0

"С другой стороны, Корал была выше и отца, и сестры, стройнее, с рыжеватыми волосами. Когда она улыбалась, ее улыбка казалась менее официальной. В ней также было что-то смутно знакомое....Ее нос и лоб чуточку напоминали мне Фиону, в подбородке и в скулах было что-то от Флоры. Однако волосы, глаза и телосложение напоминали Найду..." (Мерлин)

Принцесса Амбера, дочь Оберона и Кинты. Впервые появляется в пятикнижии Мерлина. Мать Корел, Кинта, была женой премьер-министра Бегмы, королевства из близкой к Амберу тени. Долгое время никто, и сама Корел, не подозревал о том, что в её жилах течёт королевская кровь - связь Оберона и Кинты тщательно скрывалась. Дворкин, зная о Корел, магическим образом вставил в её глаз Судный Камень. Позже вышла замуж за Ринальдо, став таким образом королевой Кашфы.

Божества не обладают человеколюбием и предоставляют всем существам жить их собственной жизнью.

Дао Дэ Цзин

«Ничто не ново под луной» - крайне верное замечание. Большинство фантастических миров похожи друг на друга, поскольку являются отражениями первых оригинальных идей. Почти всегда фантастические вселенные - это либо сказочные королевства, либо космическое будущее. Без сомнения, неповторимые особенности наделяют каждый мир индивидуальностью, но, тем не менее, очень редко «основная идея» отличается новизной.

В число таких редких исключений и входит мир, о котором я собираюсь вам рассказать, - удивительный и парадоксальный мир Амбера, Янтарного Королевства, мир, созданный неисчерпаемой фантазией одного из известнейших мастеров жанра - Роджера Желязны.

Привычный фантастический мир предполагает наличие некой карты или схемы, или иного наглядного отображения географического положения. В данном случае ничего этого нет, поскольку мир Амбера - не только и не столько континент, планета или звездная система, сколько целое мироздание, философская идея, которую ни в каком атласе не обрисуешь.

Иллюстрация Майкла Уэллана

Итак, изначальная идея такова: все параллельные миры имеют право на существование. Любые, даже самые причудливые вселенные располагаются совсем рядом с нами. Да и сама Земля является одним из множества миров. Причина подобного разнообразия заложена в основном принципе мироздания - все параллельные миры есть отражения (Тени) единственного истинного мира - Амбера.

Об авторе

Роджер Желязны - знаменитый американский писатель-фантаст. Его первый роман был опубликован в 1966 г., и с тех пор все его книги неизменно становились бестселлерами. Всего Желязны написал 150 рассказов и 59 романов, в том числе несколько - в соавторстве с другими мастерами жанра. Желязны был лидером движения «новой волны» в научной фантастике. «Новая волна» предполагает перенос внимания с роботов и космических кораблей на человека и его внутренний мир.

За свои книги писатель получил 6 премий «Хьюго», 3 премии «Небьюла» и несколько других наград.
И все же основным его произведением считается именно цикл книг про Амбер. Именно этот цикл писатель создавал на протяжении всей своей жизни, именно в нем он воплотил все свои задумки по созданию фантастической вселенной. Именно мир Амбера является наиболее продуманным и прописанным из всех вселенных Роджера Желязны.

Неудивительно, что цикл имеет столько поклонников по всему миру, а сам Амбер давно уже перестал быть только книгой - существуют и компьютерные игры, посвященные этой теме, и серия комиксов, и ролевая система.

Изначально известное

Первые пять книг цикла, «Хроники Корвина», рассказывают о борьбе за трон Янтарного королевства всех более или менее законных наследников внезапно пропавшего короля Оберона.

Сам король был в Амбере первым правителем, а фактически - создателем мира. Вернее сказать, король - строитель Замка на горе Колвир.

Описываемый Амбер состоит непосредственно из самого замка, города у подножия Колвира и его предместий, Арденнского леса на подступах к городу, маяка на острове Кабра и моря, соединяющего Амбер с близлежащими Тенями.

Иллюстрация Донато Джанкола

По уровню развития цивилизации Янтарное королевство примерно соответствует земной эпохе Возрождения. Однако, благодаря центральному положению во всем мироздании, в королевстве можно найти предметы из множества Теней, в том числе и вещи, явно не соответствующие заявленной ренессансной эпохе. В городе даже есть своя гильдия психиатров - при такой мешанине сверхъестественного последние просто необходимы.

У Амбера имеются два ближайших отражения, которые копируют город и замок наиболее детально, - это Тир-на ног’т и Ребма.

Тир-на ног’т - иллюзорный город, видимый только ночью при лунном свете. Он появляется в небе, и добраться до него можно только с Колвира, пройдя длинную лунную лестницу. Для этого требуется редкая сосредоточенность, поскольку неосторожный и слишком внимательный взгляд, брошенный себе под ноги, может развеять иллюзию, а увидев далеко внизу землю, человек неминуемо упадет.

Карта Янтарного королевства

Ремба - подводное отражение города. По улицам там плавают рыбы, а на клумбах растут водоросли. Попасть туда можно по лестнице, уходящей с берега в море. Она похожа на лестницу в Тир-на ног’т - они одинаковы по длине, и прохождение лестницы в Рембу тоже сопряжено с опасностями. Главное в данном путешествии - не сходить со ступеней, поскольку на них, как и в самой Рембе, можно спокойно дышать, а вот рядом - уже нет.

Другие близкие Тени отделены от Амбера морем, но взаимодействуют с Янтарным королевством на уровне соседних государств. Часть из них (Бегма, Кашфа и др.) входит в Золотое Кольцо - экономический союз, членство в котором является для страны символом преуспевания.

Достаточно близко к Амберу находится еще одно любопытное Отражение - Страж Четырех Миров. Эта крепость - сосредоточение силы, так как там пересекаются четыре стихии. На стыке происходит высвобождение огромного количества энергии, к которой может получить доступ владелец замка. Неудивительно, что это место все время подвергается нападениям, там постоянно случаются магические поединки, и его хозяева меняются с завидной периодичностью.

Иллюстрация Флоренса Маньина

Познанное со временем

Магия Янтарного королевства нетипична - вы не найдете здесь гильдии волшебников или чего-то похожего. Возможно, в Отражениях и есть что-то подобное, но в Амбере никто не увлекается излишней мишурой вокруг колдовства, предпочитая работать с энергией первопринципов. Или не заниматься магией вовсе.

При этом в городе, Арденнском лесу и в самом Замке магией буквально насыщен воздух. Там существует множество странных мистических вещей, которые явно имеют магическую природу.

Карта замка Амбера

К примеру, Зеркальный коридор Замка. Он не имеет постоянного места, появляется только перед тем, кто должен его пройти, и человеку невозможно его найти, если коридору этого не нужно. Зеркальным коридор назван из-за того, что на его стенах висят зеркала, в которых идущий по коридору может увидеть кого угодно. Обычно эти «кто угодно» оказываются его родственниками, друзьями или же наоборот - заклятыми врагами, но все они разговаривают с проходящим, выдавая информацию. Иногда это может оказаться полезным, иногда - еще больше запутывает.

Однако магия, доступная человеку, в Янтарном королевстве ограничена бытовыми заклинаниями (например, оберегающими посуду от битья), энергетическим колдовством и таинственными способностями членов королевской семьи, полученными от Единорога, главного божества.

Основой для религии Амбера и близлежащих земель является культ Единорога. В данном случае Единорог - это создание высшего порядка, аватара божества и прародитель короля Оберона.
Отцом короля считается ученый, алхимик, художник, архитектор и колдун Дворкин, который вместе с Единорогом задумал Амбер.

Главенствующая теория утверждает, что Янтарное королевство - единственный истинный мир, способный отбрасывать Тени. Причина подобного утверждения - наличие в Замке Амбера Огненного Пути или Лабиринта. Путь - это магический узор на полу одного из подземелий. Прошедший по его линиям (а это может быть только член королевской семьи) обретает колдовское могущество и власть над Отражениями.
То есть все законные и даже некоторые непризнанные дети Оберона так или иначе проходили Путь и умеют перемещаться по Теням, меняя их по своему усмотрению.

Считается, что в рисунке Пути заложены некие первопринципы мироздания, которые и определяют реальность самого Амбера и его Теней.

Путь может создать призрака любого человека, который его когда-либо проходил, и управлять им, используя в своих целях. В числе прочего Путь позволяет прошедшему его колдовать, используя в качестве магического инструмента свой уменьшенный образ.

В последующих книгах цикла выясняется, что Путь, начертанный на полу амберского Замка, - всего лишь проекция Истинного Пути, созданного Дворкиным и существующим внутри горы Колвир. Более того - сам Истинный Путь при всем том является живым (или по крайней мере разумным) существом нечеловеческой природы, олицетворяющим идею Порядка.

Пройти Путь Амбера дано не каждому

Новые открытия

Логично, что при таких обстоятельствах у Амбера должен быть противник. Думаю, вы уже заметили, что в мире Желязны отсутствует противостояние Добра и Зла. Вместо этого антагонистами выступают силы Порядка и Хаоса.

В последних пяти книгах цикла, «Хрониках Мерлина», рассказано о Дворах Хаоса, первичном реальном мире.

Небеса там меняют свой цвет каждые несколько часов, жители способны выглядеть так, как им самим вздумается. Там нет ничего определенного и постоянного. Даже самой реальности там как бы не существует - Дворы Хаоса состоят из множества осколков Отражений, и никогда не угадаешь, куда приведет следующая открытая дверь. Именно оттуда бежал в свое время Дворкин, унося знания о создании своего настоящего мира. Именно Хаос является вечным противником Амбера.

Несмотря на явное противоречие, Желязны всегда говорил, что Амбер и Хаос - это не антиподы, а, скорее, два разных полюса.

Если божество Янтарного королевства - Единорог, то во Дворах эти функции исполняет Змей. Он менее активен и не является демиургом, скорее представляя собой некое образное олицетворение высшей силы первозданного Хаоса.


Дворы древнее Амбера, поэтому многое в Янтарном королевстве создано по их образу и подобию. В том числе Огненный Путь Амбера - своеобразный противовес Логрусу Хаоса.

Логрус - постоянно меняющийся узор, пройти который может любой. Он, как и Путь, дает прошедшему власть над Тенями, и, как и Путь, является одушевленным. В одной из книг цикла Логрус и Путь даже вступают в открытое столкновение.

Дворы Хаоса не имеют никакой реальной территории, единственное, что является настоящим в этом безумном месте - это Бездна на краю мироздания. Рядом с Бездной находится огромная стеклянная игла-башня. Это столица Хаоса Тхельбан, единственная постройка во Дворах, которая существует не в Отражениях.

Бездна - это та самая первозданная Пустота, из которой все и вышло.

Хаос, равно как и Амбер, тоже отбрасывает Тени - ближайшие к нему Отражения наиболее странны и непонятны для человека, привыкшего к Порядку. Отражение Земля находится приблизительно посередине между Амбером и Хаосом, поэтому в нем смешиваются черты обоих Истинных миров. Отмечая середину мироздания, на границе Теней Амбера и Теней Хаоса растет дерево Игг, природа которого не совсем ясна.

Каким образом появился Хаос или Бездна, или как Дворкин сотворил Амбер - неизвестно. Желязны оставляет множество вопросов, не открывая читателю всех секретов мироздания. Но, в конечном итоге, это придает его миру только большую глубину, поскольку раскрывая с каждой новой книгой амберского цикла не только новый поворот закрученного сюжета, но и новую тайну, читатель уверяется в наличии чего-то большего.

Вариант обложки от Тима Уайта к Знаку Хаоса

Последние сенсации

Мир Амбера напоминает луковицу, которую читатель постепенно очищает от шелухи, пробираясь к самой середине. И каждая книга готовит новый сюрприз. Наиболее ярко это заметно на примере с артефактами.
Артефактов в мире Желязны существует не так уж и много: есть всего три разновидности.

Рукотворные Карты, позволяющие членам королевской семьи Янтарного королевства общаться друг с другом и мгновенно телепортироваться друг к другу. Они представляют собой миниатюрные портреты короля, всех принцев и принцесс Амбера, размером чуть больше обычных игральных карт.
Изначально Карты были нарисованы Дворкином, но потом появились другие Козыри, созданные одним из сыновей Оберона. Позже выяснилось, что с их помощью можно не только беседовать или перемещаться, но еще следить за родственниками и подслушивать их разговоры, а еще позже автор недвусмысленно намекает, что с помощью Карт можно прочитать мысли персонажей, на них изображенных.

Еще один тип артефактов - магические кольца Спикарды. Изначально это просто энергетические резервуары, дающие магу новые силы. Чуть позже читатель понимает, что кольца заколдованы таким образом, чтобы ненавязчиво склонять владельца к поступкам, нужным создателям колец - Змею или Единорогу, соответственно. А еще позже открывается еще один секрет: оказывается, магические мечи принцев Амбера - Грейсвандир и Вервиндль - тоже представляют собой Спикарды, просто существующие не в форме колец.

Наиболее могущественным артефактом является Судный Камень. В первых книгах это амулет короля Амбера, дающий власть над погодой. Впоследствии становится ясно, что он дарует владельцу огромные возможности - с его помощью принц Корвин, главный герой первых пяти книг цикла, создает свой Путь на скале, где растет Игг.

И в итоге выясняется, что Камень - не что иное, как око Змея Хаоса, воплощенный в материальную форму божественный атрибут.

* * *

Стоит отметить, что концепция мира Амбера совершенно не ограничивает фантазию автора. В этом мире возможно все что угодно, его разнообразие бесконечно. Любые фантазии автора находят воплощение в ярком и удивительном мире Отражений.

Мироздание по Желязны уникально своей гибкостью и парадоксальностью. К тому же автор все время подкидывает читателю новые головоломки, приоткрывает завесу над разгадкой, намекает, не договаривает, в общем, ведет себя как типичный призрак из Зеркального коридора.

И это затягивает. Затягивает сам мир, а не только сюжетные перипетии. Хотя и они достойны своего фона - такое хитросплетение интриг и загадок, неожиданных поворотов сюжета и загадочных происшествий редко где встречается.

Добавьте к этому удивительно характерных, мастерски выписанных персонажей, их приключения, сменяющиеся, будто в калейдоскопе, декорации, множество событий, переживаний - и вы получите безумный коктейль под названием «Мир Амбера».

Самое верное слово, которым можно охарактеризовать весь цикл, - это «яркий». Многообразный, меняющийся, богатый, насыщенный мир, все загадки которого так никогда и не разгадать - вот что такое любимое детище настоящего Мастера, Роджера Желязны.