Седло для лошади: виды и предназначение. Где и когда появились первые стремена? Изобретение уздечки и седла история

Дамская верховая езда возвращает барышням их природную женственность,
ведь езда по-мужски отнимает у женщин грацию.
Князь Урусов некогда заявил, что женщина в мужском седле выглядит «неэстетично,
негигиенично и новая мода эта не вызывается никакой необходимостью».
В оппозицию, современные дамы скажут, что ездить в боковом седле немыслимо,
неудобно и даже опасно...

По-английски дамское седло называется боковым. Это связано с тем, что на первых дамских седлах приходилось сидеть боком. К мягкому сиденью-подушке приспособили дощечку, на которую дама могла поставить свои ноги. Активно ездить в таком седле было невозможно. И всадницу сопровождал мужчина, который вел лошадь под уздцы. Иногда дама ехала сидя боком позади кавалера, что и сейчас можно видеть в шоу испанских лошадей.

Женщина всегда хотела быть в центре внимания. Эпоха рыцарских турниров, а позднее, увлечение знати охотой, вызывало страстное желание дам быть в центре событий. Это и привело к усовершенствованию седла.

Изменилась и сама манера сидеть в таком седле: корпус дамы развернулся параллельно плечам лошади, что сообщило большую безопасность езде и предоставило больший контроль над лошадью. Вскоре после изменения посадки дам была изобретена и первая верхняя лука для поддержки правой ноги всадницы. Считается, что в Англию такую манеру езды в 1382 году привезла Анна Богемская, жена Ричарда II.

Вторая верхняя лука была изобретена во Франции около 1580 года, во время Екатерины Медичи - страстной поклонницы охоты и верховой езды. Теперь всадница могла перекинуть свою правую ногу через одну из верхних лук, а вторая поддерживала эту же ногу справа, что сделало дамскую езду более безопасной.

В XVIII веке дамская езда стала излюбленным времяпровождением дам из высшего общества. В 1770 и 1803 годах появляются первые книги о дамской езде, написанные итальянскими и французскими учителями. В течение почти двухсот лет в дамской езде ничего не менялось, пока в 1830 году известный конник-француз Шарль Пелье не изобрел "подвижную головку" - нижнюю луку, привинчивающуюся к седлу и повторяющую изгиб левой ноги всадницы. Именно это усовершенствование сообщило дамскому седлу его сегодняшнюю безопасность и позволило дамам легче преодолевать препятствия.

К 1870 году одна из верхних лук почти исчезла. До этого времени считалось неприличным для всадницы преследовать добычу на охоте вместе с собаками: как правило, дамы лишь сопровождали мужчин до начала гона. Однако австрийская императрица Елизавета сделала модным следование за собаками. Примерно тогда же появилась балансировочная подпруга для большей устойчивости седла на охоте и было изобретено безопасное стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу всадницы при ее падении, а также механизм замка, высвобождающий путлище при падении всадницы. До этих важных усовершенствований большое количество падений всадниц заканчивалось трагически: испугавшаяся падения всадницы лошадь часто во весь опор тащила за собой зацепившуюся в стремени и запутавшуюся в широких юбках всадницу.

В середине XIX века с появлением среднего класса и, соответственно, большего количества людей, которые могли позволить себе лошадь, прогулки верхом вошли в моду, стал развиваться конный спорт, турниры, показательные выступления, стали строиться центры верховой езды. В это время открылось и большинство компаний, специализирующихся на производстве дамских седел.

Однако уже в XX веке женское движение за равноправие привело к тому, что женщины не захотели отличаться от мужчин и в верховой езде, и после Второй мировой войны женщины, предпочитающие дамскую езду, оказались в меньшинстве.

История костюма для дамской верховой езды

Амазонка - дамский костюм для верховой езды. В шестнадцатом столетии костюмы всадниц мало отличались от их повседневных платьев. Амазонка как специальное платье начало развиваться в начале XVII века, когда Екатерина Медичи первой из высокопоставленных женщин не только начала присутствовать при охоте, но и участвовать в травле. Именно благодаря ей появилась вторая лука у седла.
Историческая амазонка (от эпохи Екатерины Медичи до эпохи модерн) состоит из следующих обязательных частей.

Корсет.
Обязателен. В эпоху ампира мог быть мягкий корсет. Корсет мог быть мягче чем бальный, но он был, ибо и на лошади женщина должна быть красивой, а корсет - это силуэт. В остальном - он соответствовал своей эпохе.
Лиф.
В основном отдельный от юбки. Однозначно без декольте, обычно с воротником, с длинным рукавом для того что бы не дай бог, не повредить кожу рук и декольте на открытом воздухе.

Второй вариант.

Переделанный на женскую выкройку мужской костюм того времени. Фалды были несколько короче, чем на мужских костюмах.

Юбка.
Широкая и зачастую с длинным шлейфом.
Панталоны.
Облегающие штаны с высокой талией.
Шляпа.
Обычно характерно мужская: мушкетерская, треуголка, цилиндр, котелок, канотье и т.д. Обязательно украшалась вуалью, которая красиво развивалась по ветру.
Перчатки.
Обязательны.
Длинные и пышные юбки были столь же прекрасны, сколь и опасны. Зацепившись за ветку, амазонка могла сильно травмироваться при падении. Да и мода не стояла на месте, вскоре под юбкой всадницы, вместо панталон оказались бриджи, да и сама юбка утратила пышность и длину.

В начале 19 века, после смерти королевы Виктории, наступил, так назывыаемый, «золотой век». Амазонки стали приближаться по виду к современному костюму, но дамам всё ещё не хотелось отказываться от кружев и украшений. На нашей амазонке мы видим стилизацию под баварскую амазонку начала 19 века.

И, наконец, в конце 19 века, амазонка приобретает свой современный вид. Где юбка представляет из себя фартук, закрывающий ноги всадницы. Под такой фактук дама, как правило, одевает бриджи в тон.

Современность

В настоящее время дамская езда переживает свое второе рождение, а в Великобритании находится на подъеме. Одной из причин, наряду с почитанием традиций, является и поддержка королевы Елизаветы II, которая до недавних пор все официальные конные парады принимала в дамском седле.

Современное дамское седло.

Сейчас наиболее известными английскими мастерскими по производству дамских седел являются мастерские Мэхью (Mayhew), Оуэн (Owen) и Чэмпион энд Вилтон (Champion & Wilton). Седла этих производителей легко узнать по креплению стремени.

Средний вес старых английских дамских седел в полной комплектации (с путлищем и стременем) равен 10-12 кг. Современные западно-европейские (в основном австрийские) шорники применяют более легкие материалы - твердую пластмассу для изготовления ленчика, синтетический наполнитель - поэтому весят такие седла всего 5-7 кг.

Одним из главных отличий дамского седла от обыкновенного является наличие двух передних лук, как правило, с левой стороны. Левая верхняя лука делается для обхвата правой ногой в случае необходимости, а нижняя лука - для упора левой ноги в этом же случае. При нормальной езде ноги не касаются лук: права нога лежит на расстоянии двух пальцев впереди верхней луки, а левая - на расстоянии ширины ладони сзади нижней луки.

Сиденье дамского седла должно быть почти идеально прямым и достаточно широким. Длина сиденья должно соответствовать длине бедра всадницы. Ширина седла должна позволять всаднице сидеть в седле, не свешиваясь ни на одну из сторон.

Седельная подушка приподнимает дамское седло гораздо выше - примерно на 10-12 см - от спины лошади по сравнению с обыкновенным седлом. Да и сидит всадница дальше от центра тяжести лошади по сравнению с обычным всадником, что делает ее посадку более безопасной в случае неповиновения лошади.

Стремя дамского седла короче и имеет свои особенности при подгонке. Если у седла не предусмотрен механизм быстрого высвобождения путлища из замка, то используется так называемое "безопасное" стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу наездницы при падении.

Для дамского седла используется одна основная подпруга, которая шире и прочнее, чем обычная, и, как правило, еще и балансировочная подпруга, идущая от приструги с левой стороны до полукольца на правой задней стороне седла. Для того, чтобы избежать возможного дискомфорта лошади, балансировочная подпруга пропускается через петлю, расположенную снизу на основной подпруге. Иногда балансировочная подпруга представляет собой часть подпруги, пришитой к основной подпруге и пристегиваемой свободным концом к кольцу на задней правой части седла.

Левая сторона.
Фиксированный рог, или верхняя лука

Подвижной рог (для упора во время прыжков), или нижняя лука

Задняя лука

Седельная подушка

Крыло, включая предохранитель - переднюю часть крыла, на которой покоится правая нога всадницы (показана пунктирной линией)

Надкрылок, прикрывающий замок стремени

Держатель, закрывающий крючок для подгонки длины путлища

Правая сторона.
Приструга для балансировочной подпруги

Балансировочная подпруга

Скоба для крючка для закрепления крыла с правой стороны

Кожаный ремень с крючком для закрепления крыла с правой стороны

Подпруга

Современный костюм амазонки.

Современные амазонки отказались от небезопасных широких юбок. Теперь для езды в дамском седле обязательно наличие специального костюма. По правилам Британской ассоциации существует несколько видов костюма для верховой езды: для охоты, для показательных выступлений по выездке, по конкуру, для подростков и для взрослых всадниц. Однако основные составляющие костюма не меняются: рубашка, галстук, жилетка, пиджак с фалдами, ниспадающими до седла; передник, который застегивается и расправляется, когда всадница находится уже в седле; бриджи и сапоги.

На голове у английской всадницы должна быть шляпа - котелок соответствующего цвета (коричневого для охоты и черного для остальных случаев), каска (для соревнований по конкуру и для детей и подростков) или цилиндр (для полуфинальных и финальных соревнований по выездке, проходящих после 12 часов дня). В случае с котелком и цилиндром обязательно наличие вуали, удерживающей головной убор на месте, и низко расположенного пучка, который может представлять собой шиньон, если всадница не является счастливой обладательницей длинных волос.

Изготавливается костюм обычно из легкой шерстяной ткани, передник шьется с подкладкой. Для охоты возможны различные расцветки от шотландской клетки до светло и темно-зеленой, для выступлений - от темно-синего до черного. Рубашка может быть белой, желтой, в полоску, галстук - темно синий в горошек или любой другой скромной расцветки. Перчатки - замшевыми, кожаными или нитяными. Предпочтительно коричневыми, но ни в коем случае не черными: их носят только вдовы во время траура. Сапоги - черные, если только костюм не зеленого цвета и предназначен для охоты, поскольку в последнем случае возможны коричневые сапоги. Цвет бриджей под передником не играет особой роли, если передник сшит по фигуре и ни при каком случае не будут видны бриджи всадницы. Но на всякий случай предпочтительны бриджи темных расцветок, не отличающихся от расцветки передника. Правая нога всадницы не должна быть видна из под передника, а левая - только до шва сапога, т.е. должна выходить из-под передника на ширину ладони. На левом сапоге возможна шпора или имитирующая ее пластина (без самой шпоры).

Школы дамской верховой езды, соревнования, учебная лошадь, посадка всадницы.

И вот седло и костюм приобрели свой современный вид. Эмансипация набирает обороты. Где же научиться красиво и правильно ездить в дамском седле и где потом применить полученные знания?

Школы дамской верховой езды и соревнования.

Законодательницей мод на дамскую верховую езду, а также хранительницей старых традиций является Англия. Британская ассоциация дамской езды (British Side-Saddle Association) была образована в 1975 году и состоит из 17 региональных отделений, каждое из которых проводит свои региональные выездные занятия, квалификационные экзамены и соревнования.

Кроме этого, проводятся различные региональные соревнования по оценке наиболее гармоничной пары "всадница-лошадь" (Concours d"Elegance), выезженности лошади, различные соревнования для лошадей типа "hack" (прогулочных лошадей), для лошадей типа "cob" (типа упряжной лошади), для лошадей типа "hunter" (лошадей для охоты), а также выступления в исторических костюмах и выступлениях под музыку. Победители региональных соревнований принимают участие в общенациональных соревнованиях.

Кроме Великобритании, ассоциации дамской езды есть в Голландии, Франции, Швеции, Германии, США и многих других странах.

Посадка всадницы.

Существует «10 золотых правил» правильной посадки в дамском седле:
Сидя в боковом седле, распределяйте вес на правом бедре.
Правая нога должна свободно располагаться на верхней луке. Расстояние от верхней луки ло места под коленкой должно быть не менее 2 см.
Левое бедро должно быть выдвинуто вперёд так, чтобы за ним всё тело подалось вперёд, это даст возможность распределить вес на правом бедре.
Держать плечи развёрнуто и прямо, не сгибаться в талии.
Спину держать прямо, затылок стремиться вверх.
Левая пятка опущена вниз, а левое колено прижато к седлу.
Не опускать подбородок вниз, смотреть прямо перед собой.
Стремя требуется только для отдыха левой ноги, не переносить в него вес тела.
Баллансировать на правом бедре и не сжимать луки седла коленями.
Кисти рук держать свободно, а локти прижаты к талии.

В российской литературе распространено ошибочное мнение, что амазонка во время езды упирается левым бедром в нижнюю луку и таким образом поддерживает баланс. Во-первых, так просто невозможно ехать: на левом бедре образуется синяк и все время теряешь стремя. Во-вторых, баланс поддерживают за счет опоры, обеспечиваемой правой ногой всадницы.

Левое бедро упирается в нижнюю луку только в двух случаях. Первый случай - серьезное неповиновение лошади, при котором прибегают к "аварийному захвату": обе ноги прижимаются к соответствующим лукам, т.е. правая нога еще сильнее прижимается к седлу, обхватывая верхнюю луку, а левая нога прижимается к левой луке, обеспечивая таким образом дополнительную устойчивость посадки и возможность продержаться во время неконтролируемых движений лошади.

Второй случай, когда левое бедро верхней частью может соприкасаться с нижней лукой, - это преодоление препятствий. Нижняя лука была изобретена в XIX веке именно для преодоления препятствий во время охоты, чтобы всадница при прыжке не слишком "уезжала" вперед и не рисковала оказаться впереди лошади при приземлении, поэтому она и получила соответствующее название - "прыжковая" лука.

Руки амазонка держит, как и при езде в обычном седле. Существует два классических варианта положения рук. Первый - на уровне и по обе стороны правого бедра. Такое положение больше подходит для начинающих. Второй - обе руки в подоле, суставы пальцев почти соприкасаются. Он подходит для более опытных всадниц и хорошо выезженных лошадей. В обоих положениях рука от плеча до локтя расположена вертикально и рядом с телом, в локте - согнута под прямым углом, а от локтя до запястья располагается над правым бедром, но не лежит на нем.

Поводья для езды в дамском седле должны быть на 20 см длиннее, чем для езды в седле обыкновенном. Свободная петля поводьев должна находиться на правой стороне шеи лошади, чтобы не зацепиться за правую ногу или колено амазонки в случае неповиновения лошади.
В правой руке всадница держит хлыст, который должен быть достаточно длинным, чтобы достать до того места, где в обычном седле лежит правая нога, но не более 1 метра длиной. Необходимо следить, чтобы работа хлыстом не влияла на работу повода.

Учебная лошадь.

В любой из зарубежных школ ответственно подходят не только к получению необходимой квалификации для преподавания искусства езды в дамском седле, но и всегда предоставляют надёжную учебную лошадь.

Любая лошадь, не жалующаяся на спину и почки, не почувствует разницу между обычным и дамским седлом. Естественно, некоторые лошади по экстерьеру больше остальных подходят под дамское седло. Основное внимание уделяется холке, плечам и спине: хорошая холка и плечо не позволяют седлу сползать вперед, поэтому любая тенденция к мясистым плечам или к округлению холки при избыточном весе нежелательна. Лопатка желательна отлогая, "косая", поскольку прямая лопатка нередко сопровождается "каретным ходом", что делает езду достаточно тряской. Сильная и хорошо обмускуленая спина позволяет легко нести более длинное и более тяжелое дамское седло. Высота в холке и другие промеры не играют большой роли: одно и то же седло может подойти и чистокровной верховой, и уэльскому пони.

Среди требований к аллюрам следует выделить в первую очередь хороший шаг. Рысь должна быть ровной и плавной и не очень широкой, галоп - прямым и плавным, без усиленной работы зада. Для комфортабельной езды в дамском седле, как впрочем, и в обычном, лошадь должна быть хорошо уравновешена и выезжена. Уравновешенность лошади особенно важна при выполнении поворотов налево и особенно для начинающих всадниц, имеющих тенденцию заваливаться налево. Лошадь также не должна отделывалась от повода, прогибая спину и шею. В идеале она сама несет голову и хорошо отзывается на средства управления, в первую очередь на шенкель.

Настоятельно не рекомендуется использовать под дамское седло лошадей, имеющих тенденцию становиться на свечку, поскольку в этом случае животное рискует опрокинуться на спину вместе со всадницей из-за внушительного веса дамского седла, расположенного дальше обычного.
Порода и тип (коб (полуупряжная), гунтер (охотничья), прогулочная или спортивная лошадь), а также пол лошади не имеют большого значения. Бытует мнение, что дамское седло подходит не всем лошадям арабской породы, поскольку у некоторых представителей этой породы встречаются слишком короткие спины и мясистые плечи.

С древних веков и до наших дней седло является одной из самых необходимых деталей амуниции. Хорошее седло создает максимально комфортные условия для всадника. Благодаря широкому спектру модификаций, теперь каждый может подобрать себе седло, опираясь на особенности телосложения и область интересов в верховой езде. Грамотно сшитое седло предохраняет спину лошади от возможных повреждений, делает процесс взаимодействия с всадником комфортным. Можно смело утверждать, что это изобретение повернуло ход истории и на много столетий определило форму развития человечества. Но кто же изобрел седло? И как оно приобрело ту форму, которая нам сейчас так знакома?

Имя человека, придумавшего эту хорошо известную всем конникам конструкцию, не сохранилось. Скорее всего, это не был один человек. Целые народы много веков развивали искусство верховой езды, чтобы мы сейчас могли выбирать типы и модели по своему вкусу и потребностям.

Впервые подобие седла упоминается около 800 г. до н.э., всадники той эпохи накрывали лошадей попонами. Легкие и прочные попоны древности предохраняли всадника от скольжения по спине лошади и делали посадку крепче и уверенней. Со временем попоны уменьшались, к ним добавились передняя подпруга, нагрудный и подхвостный ремни. Наибольшее значение седла играли, кончено же, в военных действиях. Ведь, чем крепче всадник сидит в седле, тем более успешен может быть исход его боя. Благодаря изобретению седла всадники могли брать с собой большее количество оружия и снаряжения, что, конечно же, тоже влияло на итоги военных действий. В седьмом веке до нашей эры седло трансформировалось и приобрело форму, ещё более приближенную к современной. Тогда же были изобретены и стремена.

Скифское седло считается прообразом современного. Оно было создано в 1 веке до нашей эры. Нехитрая конструкция представляла собой две набитые шерстью и войлоком подушки, сшитые между собой кожаной перемычкой. Давление всадника на спину лошади, благодаря такому седлу, было меньше, но незначительно. Также, при ударах, мягкие подушки не фиксировали всадника на лошади. Развитие седла продолжалось…

В средние века седла стали изготавливать из железа. Представьте, сколько тяжеловесного обмундирования и снаряжения носили на себе средневековые рыцари! Седло должно было быть прочным и крепким, чтобы выдерживать весомых господ и их оруженосцев. В это же время появляются дамские сёдла, чтобы досточтимые дамы могли совершать верховые прогулки.

Дальнейшее развитие седла было, во-первых, обусловлено нуждами кавалерии. Чтобы совершать длительные переходы было необходимо удобное, лёгкое, крепкое седло. Уже в XVI веке на основе деревянного ленчика создавали сёдла из кожи для военных походов, охоты и прогулок. С того времени сёдла всё больше облегчались, развивались и подстраивались под нужды времени. Наиболее популярный материал для ленчиков в наше время-пластик. Легкий и прочный он позволяет создавать , и седла весом 5-7кг. Вторым архиважным моментом для развития внешнего вида и современных качеств седла для лошади стал повышенный интерес к и конному спорту.

Этот интерес сохраняется и до сих пор, поэтому с каждым годом мастерские по пошиву конной амуниции развиваются и предлагают своим клиентам новые модели, максимально отвечающие запросам общества. Компания «Гермида» чтит традиции шорного дела и опирается в своей деятельности на многолетнюю историю верховой езды. Мы следим за развитием конного спорта и создаем самые актуальные, удобные и подходящие модели для каждой дисциплины.

Для некоторых конный спорт и все, что связано с лошадьми, является и работой, и увлечением. Именно в этом виде спорта можно постоянно открывать нечто новое. Иногда новое - это хорошо забытое старое. Например, дамское седло, столь распространенное у европейской аристократии в XVIII-XIX веках, в наше время является настоящей экзотикой.

Для женщин, посадка на одной стороне лошади уходит корнями к глубокой древности. Обычная езда верхом для леди считалась признаком неприличия. Так ездили в основном мужчины, дамы были просто пассажирами, сидя за кавалерами и придерживаясь за талию. В эпоху рыцарских турниров, массовых конных охот и торжественных парадов неугомонные аристократки хотели всегда быть в центре внимания.


Мастера раннего средневековья сконструировали специально для них сиденье, которое невероятно отличалось от современного седла. Это было кресло, поставленное на лошадь - высокая спинка, мягкое сиденье, и обе ноги женщины стояли на специальной подставке. Управлять, сидя боком, было совершенно невозможно, поэтому богатых дам водили специально выученные слуги.


Рисунки женщин, едущих на одной стороне скакуна, наблюдаются в росписи греческих ваз, в скульптурах и кельтских мотивах, увековеченных в камне.


Сначала дамское седло было очень неудобным. Всадница сидела боком и не видела дорогу впереди. Благодаря Анне Богемской, которая отправилась в 1382 году в путешествие по всей Европе в боковом седле, чтобы выйти замуж за Ричарда II, в Англии появилось новая манера езды. Корпус дамы развернулся параллельно плечам скакуна. Такая посадка позволяла лучше контролировать лошадь и усилила маневренность.


В старину настоящие английские леди ездили верхом весьма необычным способом, свешивая обе ноги на один бок лошади. Такая езда была очень опасной. Но в 1830 году француз Jules Pellier изобрел новое дамское седло, позволяющее развернуть корпус всадницы и повысить надежность. Для облегчения посадки в дамском седле появились рога, сначала один, а через два столетия второй. Постепенно седло становилось более комфортным. Дощечку заменили стремена различной формы. Дамы успешно освоили быстрый аллюр, и даже прыжки. Это позволило принимать участие в любимейшем развлечении знати всех времен, пышных и красочных псовых охотах. Правда, амазонок допускали лишь до начала гона. Лишь в XIX веке страстная охотница императрица Элизабет Австрийская нарушила устой и стала преследовать добычу вместе со всеми кавалерами.


Всадница садилась боком, одну ногу закидывая на верхнюю луку, при этом коленом другой ноги поддерживая себя во время езды за нижнюю луку. Не все дамы имели возможность ездить именно таким образом. Элегантно сесть в такое седло без посторонней помощи очень сложно. Для этого даме требовались ассистенты. Активное развитие дамской верховой езды наблюдается в XVIII веке, становятся модными конные прогулки, появляются турниры и показательные шоу. Для всадниц создаются особые наряды - амазонки. Комплект состоял из блузы, длинной широкой юбки, жилета, жакета, шляпки, перчаток и особой обуви.

Королева Елизавета II на одной из самых обожаемых лошадей по кличке Бурмис начинала традиционный осмотр войск перед церемонией выноса знамени в дамском седле более 17 лет. С 1986 года, после отправки лошади на «пенсию», королева начинает парад в экипаже.



Конструкция и строение седла

От привычного, дамское седло отличается наличием двух рогов или крыльев, так называемых лук, что дает возможность наезднице крепко держаться на лошади. Верхнее крыло служит опорой для правой ноги, а нижнее крыло держит левую ногу и действует, как упор при прыжке через препятствие.


Особенность строения дамского седла — наличие двух лук

Средний вес старых боковых моделей в полном снаряжении составляет около 12 килограмм. Сегодня мастера работают с облегченными материалами - пластик для производства ленчика и поролоновый наполнитель, уменьшая, таким образом, вес почти в два раза. Основная подпруга, применяемая в боковом седле, должна быть широкой и надежной. Запор подпруги находится под лукой и срабатывает в экстремальной ситуации, освобождая путлище. В современной и усовершенствованной модели дамского седла наездница чувствует себя наиболее комфортно.


Верховая езда в дамском седле

Правильная посадка играет значительную роль в защите животного от травм и обеспечивает безопасность всаднице. Поскольку обе ноги наездницы находятся на одной стороне лошади, надо правильно сбалансировать положение туловища в седле, иначе придется подтягивать подпругу, что доставит лошади дискомфорт и затруднит дыхание. Правую ногу всадницы фиксирует верхний рожок, а нижний рог служит для опоры левой ноги выше колена. Небольшое расстояние между рогами подходит для невысоких женщин. Мобильные рожки самые удобные и годятся для дам любой комплекции. Седло должно надежно крепиться на спине лошади, чтобы не уходило в сторону при езде. При индивидуальном телосложении скакуна, седло может смещаться назад, в этом случае подкладывается подперсье для лучшего преодоления подъемов.


В дамское седло садятся с помощью ассистента или подставки. Для начинающих удобнее будет сесть на лошадь, как при посадке на обычное седло, а затем перекинуть правую ногу. При посадке с помощником, который встает на одно колено, всадница опирается левой рукой на его плечо, а сцепленные руки ассистента служат упором для левой ноги наездницы. Амазонка должна сидеть в седле прямо, немного отворачивая назад правое плечо, чтобы корпус находился параллельно плечам скакуна. Правую ногу перекидывают через верхний рог. Левая нога, как и в привычном седле, располагается в стремени. При дамской езде правый шенкель служит заменой хлыста, а левой ногой оказывается противодействие и наоборот.


Поводья берут по обе стороны от правого колена, руки согнуты в локтях. При дамской езде используется только одно стремя. Левая лодыжка должна свободно двигаться, а пятка опускается для правильного баланса и точного контакта с животным. Носок правой ноги смотрит в сторону шеи скакуна и держится свободно. Первые шаги начинаются ездой направо, действуя сразу хлыстом по правую сторону и левым шенкелем, не теряя баланса. При переходе на легкую рысь, всадница приподнимается, опираясь на правое бедро. При этом бедро и колено левой ноги прижимаются к боку животного. Начинающей всаднице лучше перейти на более удобный для езды в дамском седле галоп.


Для перехода на прыжки и преодоление препятствий лучше всего подходит опытный и послушный скакун. Сначала препятствием служат небольшие камни или палки, дальше ставятся кавалетти. В эти моменты важно следить за спиной (она должна быть ровной) и делать правильный наклон, не отрываясь от седла. Наклон делается именно в тот момент, когда лошадь начинает отталкиваться от земли. Во время прыжка левое плечо направлено в сторону правого колена. Важный момент прыжка - упор правой ногой.


Шпоры и кнут используются в качестве вспомогательных средств для верховой езды, но шпора присутствует только на левой ноге. Вожжи должны быть одной длины.

Существуют основные принципы посадки в боковое седло:

  • правая нога держится раскованно на верхнем роге седла;
  • основная масса фокусируется бедром правой ноги;
  • левое бедро выставляется вперед, помогая корпусу правильно сбалансировать вес;
  • спина полностью выпрямлена, с разворотом параллельно плечам скакуна;
  • колено левой ноги прислоняется к седлу, при этом пятка смотрит вниз;
  • голова не опускается, взгляд устремлен вперед;
  • левая нога держится в стремени свободно, без надавливания, для сохранения баланса;
  • крылья седла не сжимаются коленями;
  • руки сгибаются в локтях и прижимаются к талии, движение кистей рук свободное;
  • резкими движениями натягивать повод нельзя;
  • немного удлиненный повод дает лошади большую свободу движения.

Современная дамская езда

Если раньше езда в дамском седле была данью моде и традициям, то сегодня - это хобби, и по этой дисциплине не только ездят верхом, но и проводят различные соревнования. Дамская езда позволяет производить различные действия: выезжать на охоту, прыгать через барьеры, соревноваться практически по тем же дисциплинам, что и в обычных видах спорта.


Сегодня конный спорт переживает взлет популярности. Существует немало конных клубов, готовых обучить новичков азам мастерства, организовать прогулки или конные походы.

В Англии и Германии есть много различных классов для дамской езды. Это и конкур, и выездка разных уровней, езда в исторических костюмах и даже есть специальные классы для маленьких детей на пони в маленьких дамских седлах.


Видео — Верховая езда в дамском седле

Плюсы и минусы езды в дамском седле

Для начала стоит рассмотреть положительные стороны дамской езды:

  • дамской ездой могут наслаждаться представительницы прекрасного пола в любом возрасте. Это вполне комфортно и для маленьких принцесс, и для почтенных дам;
  • при боковой посадке наездница не натягивает повод, а производит это мягче, чем наездник в привычном седле;
  • имея только начальный опят верховой езды, любая дама сможет овладеть мастерством медленного и быстрого аллюра. Всего за несколько уроков всадница осваивает азы дамской езды. Тому, кто никогда раньше не ездил в дамском седле, научиться гораздо проще, чем тому, кто имел опыт обычной верховой езды. Проще всего это умение дается детям. Маленькие леди 5-6 лет - самые лучшие ученицы;
  • умение дамской езды - это явный признак статуса. В наше время дамская езда снова обретает популярность. Горячими поклонницами верховой езды становятся не только коронованные особы. Страсть королевы Великобритании Елизаветы II - лошади и скачки. Она великолепная наездница и пример для подражания современным барышням;
  • прекрасные всадницы производят неизгладимое впечатление. Амазонки элегантно смотрятся в исторических костюмах, специально созданных для дамской езды, и не оставят равнодушным ни одного зрителя;
  • такое увлечение - это еще один шанс показать свои возможности в любых видах конного спорта.


Что касается отрицательной стороны, некоторый дискомфорт в дамской езде присутствует. Всадница в боковом седле не достаточно хорошо ощущает скакуна. Наездница сидит выше, чем при обычной посадке, и ноги не прижимают лошадь с двух сторон, но эти «недостатки» дают амазонке избежать неожиданных движений животного. Есть мнение, что боковая посадка приводит к сколиозу, но в усовершенствованной модели дамского седла корпус амазонки расположен параллельно плечам скакуна при ровной спине. У женского седла немного другой баланс, поэтому нужна хорошо обученная, чувствительная лошадь.


Делаем седло своими руками

Плохо подогнанное седло доставляет болевые ощущения лошади. Всадник почувствует дискомфорт через поведение животного. Поэтому седла делают под заказ или самостоятельно для определенной лошади и наездника. От качественно изготовленного седла зависит здоровье лошади и комфорт всадника. Его размеры должны точно соответствовать всем габаритам. Хорошо сделанное седло дает наезднику необходимую поддержку, безопасность и контроль над животным. Процесс требует определенных навыков. Для уверенных в своих силах предлагается небольшой мастер-класс.


Основные параметры седла

Перед началом работы следует обратить внимание на важные факторы:

  • излучина седла должна абсолютно соответствовать изгибу спины животного;
  • седло не должно быть тесным (зауженное седло давит на мышцы, нарушая циркуляцию крови);
  • седло не должно быть свободным (чересчур широкое седло сильно давит на позвоночник, вызывая боль);
  • внутри седло обивается однородно, без складок.


Ленчик

Ленчик является главной составляющей частью седла. Он может быть деревянным или, в современном варианте, из пластика. Как правило, это пара деревянных дощечек, соединенных стальными дужками. Тут без точных измерений не обойтись.


Для начала надо вооружиться необходимыми материалами и инструментами:

  • ножницы;
  • толстая проволока длиной около 130-150 см;
  • листы фанеры и картона;
  • доски или ДСП;
  • гвозди, клепки, молоток;
  • войлок и поролон.

Цены на ручные заклепочники

Ручные заклепочники

Шаг 1. Теперь можно снимать мерки с лошади, то есть проволокой из нержавейки сделать каркас. Для этого проволока прикладывается к наивысшей точке холки и точке передней части дуги ленчика (на 4 пальца вниз от лопаток), и с легким надавливанием формируется контур спины лошади.

Шаг 2. Полученный каркас аккуратно снимается, и все измерения переносятся на плотный картон. Это станет шаблоном будущего ленчика.

Шаг 3. Для вычисления передней луки ленчика делается образец. Его вырезают по лекалу и наклеивают на плотный материал. В намеченных точках закрепляют клепками и раздвигают стороны шаблона на обозначенную ширину. Изготовленный шаблон прикладывается к спине лошади для проверки.

На этом этапе важно полное повторение контуров спины скакуна.

Внутренняя и внешняя обивка

Поролон укладывают в несколько слоев и, приложив к шаблону, вырезают по контурам ленчика. Для полочек изготавливается войлочная подкладка. Поролоновая обивка должна быть немного больше ленчика. Далее на ленчик крепится основа седла (ДСП или фанера, выпиленные по лекалу) и к ней с помощью гвоздей набивается поролон. Гвозди, для надежности конструкции, должны заходить в каркас ленчика.


Внешне обтягивать седло кожей достаточно сложно в одиночку. Ее может заменить плотная ткань (рогожка, ковролин). Каркас обтягивается выбранным материалом.


Подпруги

Вспомогательные крепления, то есть подпруги, держат седло при езде. В магазинах они продаются по доступной цене, и лучшим вариантом будет их именно купить. Для их изготовления требуются дополнительные знания и умения. В конце работы пристегиваются стремена, и можно проводить испытание изделия.

Если во время пробной поездки скакун чувствует себя великолепно, то с выполнением задачи вы справились. Однако, решившись на изготовление седла собственными руками, лучше позвать на помощь специалиста, а еще правильнее — отдать эту работу мастеру своего дела.


Сегодня не просто найти функциональное дамское седло, так как оно не находиться в массовом производстве. Заказать изготовление качественной модели стоит немалых денег. Принципы средневековой женской скромности устарели, но воссозданная форма дамской езды, возрождает элегантность ушедшей эпохи.

Видео - Как делают английские лошадиные седла

В наши дни возвращается из забвения для любительниц старины и необычных ощущений дамское седло. До сих пор оно нередко называется "седлом королев", ведь именно коронованные особы и женщины-аристократки ездили в нем и принимали самое живое участие в его усовершенствовании. Среди имен благородных всадниц прошлого встречаются имена Катерины Медичи, Марии Стюарт, Изабеллы Бурбонской, шведской королевы Кристины.

История

Исторически сначала и мужчины, и женщины ездили одинаково. Дамские седла появились не сразу. По-английски дамское седло называется боковым. Это связано с тем, что на первых дамских седлах приходилось сидеть боком.

В 14 веке женщины ездили на небольших лошадях (до 145см) и им не требовалось особых усилий для управления такой лошадкой. Поэтому вначале для перемещения дамы в седле широко использовались седельные подушки, которые могли иметь ухваты для рук, кожаные ремни для крепления к мужскому седлу. Чаще всего, средневековые дамы сидели позади своих мужчин, держась за их ремни и были просто пассажирами на лошади.

Позже к мягкому сиденью-подушке приспособили дощечку, на которую дама могла поставить свои ноги. В отсутствие приспособлений для обеспечения безопасности, на нем можно было ехать только очень медленно.

Женщина всегда хотела быть в центре внимания. Эпоха рыцарских турниров, а позднее, увлечение знати охотой, вызывало страстное желание дам быть в центре событий. Это и привело к усовершенствованию седла.

Изменилась и сама манера сидеть в таком седле: корпус дамы развернулся параллельно плечам лошади, что придало большую безопасность езде и предоставило больший контроль над лошадью. Вскоре после изменения посадки дам была изобретена и первая верхняя лука для поддержки правой ноги всадницы. Считается, что в Англию такую манеру езды в 1382 году привезла Анна Богемская, жена Ричарда II.

Вторая верхняя лука была изобретена во Франции около 1580 года, во время Екатерины Медичи - страстной поклонницы охоты и верховой езды. Теперь всадница могла перекинуть свою правую ногу через одну из верхних лук, а вторая поддерживала эту же ногу справа, что сделало дамскую езду более безопасной.

В середине XIX века с появлением среднего класса и, соответственно, большего количества людей, которые могли позволить себе лошадь, прогулки верхом вошли в моду, стал развиваться конный спорт, турниры, показательные выступления, стали строиться центры верховой езды. В это время открылось и большинство компаний, специализирующихся на производстве дамских седел.

Однако уже в XX веке женское движение за равноправие привело к тому, что женщины не захотели отличаться от мужчин и в верховой езде, и после Второй мировой войны женщины, предпочитающие дамскую езду, оказались в меньшинстве. Однако в 1952 году юная королева Елизавета выехала на свой первый военный парад в дамском седле, чем поддержала дальнейшее развитие дамской езды.

В настоящий момент ассоциации по всему миру устраивают соревнования по классической езде и конкуру, дамские седла появляются в каталогах магазинов, что свидетельствуют об интересе к этой ветке конного спорта.

«Седло королев»

Английское дамское седло состоит из обтянутого кожей ленчика, неравномерных кожаных крыльев, подкрылка с одной стороны, приструг с каждой стороны седла, одной или двух съемных подпруг, левого путлища и левого стремени. Путлище спрятано под крылом, имеющим, как правило, особую защелку - типа "собачки", которая в момент падения всадницы срабатывает, высвобождая путлище.

Средний вес старых английских дамских седел в полной комплектации (с путлищем и стременем) равен 10-12 кг. Современные западно-европейские (в основном австрийские) шорники применяют более легкие материалы - твердую пластмассу для изготовления ленчика, синтетический наполнитель - поэтому весят такие седла всего 5-7 кг.

Одним из главных отличий дамского седла от обыкновенного является наличие двух передних лук, как правило, с левой стороны. Левая верхняя лука делается для обхвата правой ногой в случае необходимости, а нижняя лука - для упора левой ноги в этом же случае. При нормальной езде ноги не касаются лук: права нога лежит на расстоянии двух пальцев впереди верхней луки, а левая - на расстоянии ширины ладони сзади нижней луки.

Сиденье дамского седла должно быть почти идеально прямым и достаточно широким. Длина сиденья должно соответствовать длине бедра всадницы. Ширина седла должна позволять всаднице сидеть в седле, не свешиваясь ни на одну из сторон.

Седельная подушка приподнимает дамское седло гораздо выше - примерно на 10-12 см - от спины лошади по сравнению с обыкновенным седлом. Да и сидит всадница дальше от центра тяжести лошади по сравнению с обычным всадником, что делает ее посадку более безопасной в случае неповиновения лошади.

Стремя дамского седла короче и имеет свои особенности при подгонке. Если у седла не предусмотрен механизм быстрого высвобождения путлища из замка, то используется так называемое "безопасное" стремя, раскрывающееся и высвобождающее ногу наездницы при падении. Для дамского седла используется одна основная подпруга, которая шире и прочнее, чем обычная, и, как правило, еще и балансировочная подпруга, идущая от приструги с левой стороны до полукольца на правой задней стороне седла. Для того, чтобы избежать возможного дискомфорта лошади, балансировочная подпруга пропускается через петлю, расположенную снизу на основной подпруге. Иногда балансировочная подпруга представляет собой часть подпруги, пришитой к основной подпруге и пристегиваемой свободным концом к кольцу на задней правой части седла.

Костюм для дамской верховой езды

Для езды в дамском седле обязательно наличие специального костюма. Дамы эпохи барокко ездили верхом в своих повседневных длинных и пышных платьях. Специальный костюм всадницы - амазонка - появился только в начале XIX века. Он был создан в целях безопасности: при падении длинные пышные юбки могли создать серьезные проблемы. По правилам Британской ассоциации существует несколько видов костюма для верховой езды: для охоты, для показательных выступлений по выездке, по конкуру, для подростков и для взрослых всадниц. Однако основные составляющие костюма не меняются: рубашка, галстук, жилетка, пиджак с фалдами, ниспадающими до седла; передник, который застегивается и расправляется, когда всадница находится уже в седле; бриджи и сапоги.

На голове у английской всадницы должна быть шляпа - котелок соответствующего цвета (коричневого для охоты и черного для остальных случаев), каска (для соревнований по конкуру и для детей и подростков) или цилиндр (для полуфинальных и финальных соревнований по выездке, проходящих после 12 часов дня). В случае с котелком и цилиндром обязательно наличие вуали, удерживающей головной убор на месте, и низко расположенного пучка, который может представлять собой шиньон, если всадница не является счастливой обладательницей длинных волос. Цилиндр всадницы выше обыкновенного выездкового цилиндра - от 13 до 15,5 см, под него всадница одевает белый сток и белые перчатки, а на лошадь - мундштучное оголовье.

Посадка всадницы

Существует «10 золотых правил» правильной посадки в дамском седле:

1.Сидя в боковом седле, распределяйте вес на правом бедре.

2. Правая нога должна свободно располагаться на верхней луке. Расстояние от верхней луки до места под коленкой должно быть не менее 2 см.

3. Левое бедро должно быть выдвинуто вперёд так, чтобы за ним всё тело подалось вперёд, это даст возможность распределить вес на правом бедре.

4.Держать плечи развёрнуто и прямо, не сгибаться в талии.

5.Спину держать прямо, затылок стремиться вверх.

6.Левая пятка опущена вниз, а левое колено прижато к седлу.

7.Не опускать подбородок вниз, смотреть прямо перед собой.

8.Стремя требуется только для отдыха левой ноги, не переносить в него вес тела.

9.Балансировать на правом бедре и не сжимать луки седла коленями.

10.Кисти рук держать свободно, а локти прижаты к талии.

Поводья для езды в дамском седле должны быть на 20 см длиннее, чем для езды в седле обыкновенном. Свободная петля поводьев должна находиться на правой стороне шеи лошади, чтобы не зацепиться за правую ногу или колено амазонки в случае неповиновения лошади.

В правой руке всадница держит хлыст, который должен быть достаточно длинным, чтобы достать до того места, где в обычном седле лежит правая нога, но не более 1 метра длиной. Необходимо следить, чтобы работа хлыстом не влияла на работу повода.

Принцип воздействия седалища и поясницы в дамском седле аналогичен езде в обычном седле: расслабленные седалище и поясница сопровождают движение, "блокирование" седалища и поясницы заставляют лошадь прислушаться, более сильный "блок" вместе с воздействием левым шенкелем, хлыстом и натяжением поводьев приводят к остановке лошади.

Дамская лошадь

В любой из зарубежных школ ответственно подходят не только к получению необходимой квалификации для преподавания искусства езды в дамском седле, но и всегда предоставляют надёжную учебную лошадь.

Дамская лошадь, верховая лошадь под дамское седло, должна быть хорошо выезженной, иметь не слишком чувствительный рот, спокойно стоять, пока всадница садиться и слезает.

Любая лошадь, не жалующаяся на спину и почки, не почувствует разницу между обычным и дамским седлом. Естественно, некоторые лошади по экстерьеру больше остальных подходят под дамское седло. Основное внимание уделяется холке, плечам и спине: хорошая холка и плечо не позволяют седлу сползать вперед, поэтому любая тенденция к мясистым плечам или к округлению холки при избыточном весе нежелательна. Лопатка желательна отлогая, "косая", поскольку прямая лопатка нередко сопровождается "каретным ходом", что делает езду достаточно тряской. Сильная и хорошо обмускуленая спина позволяет легко нести более длинное и более тяжелое дамское седло. Высота в холке и другие промеры не играют большой роли: одно и то же седло может подойти и чистокровной верховой, и уэльскому пони.

Чем же так интересно дамское седло?

Во-первых, это новый опыт, новые ощущения. Во-вторых, это прекрасная возможность самовыразиться для всадницы, которой «не светит» яркая спортивная карьера, и «выйти в свет» - для лошади с посредственными способностями в «обычных» спортивных дисциплинах. Для дамского седла практически нет ограничений в возрасте. Иногда бывает, что после перенесенной травмы или болезни человек уже не может ездить в обычном седле - а в дамском получается… Более того, дамские седла отнюдь не являются прерогативой исключительно прекрасного пола: в них ездили и ездят многие уважаемые джентльмены. Например, один из лучших в мире тренеров амазонок - англичанин Роджер Филлот: множество всадниц из самых разных стран, от Америки до Австралии, обязаны ему великолепной посадкой и высокой техникой езды. Наконец, езда в дамском седле - это очень интересно, очень красиво и стильно.

Сейчас, когда овеянная легендами многих веков конница ушла с поля боя на экраны кино, трудно представить, что само существование кавалерии (со всеми присущими ей видами оружия и приемами боя) стало возможным лишь тогда, когда человечество изобрело столь обычный в нашем представлении предмет, как стремена.

Тем не менее, в науке нет единого мнения ни о времени, ни о месте появления стремян. Одни полагают, что стремена появились у степных народов, для которых конь был необходимым ежедневным спутником кочевой жизни, а конница составляла основу войска. Другие ученые считают, что стремена изобретены оседлыми народами, быстро освоившими верховую езду в борьбе с кочевыми соседями.

Кандидат исторических наук А. Амброз, исследовав большие серии археологических, письменных, изобразительных материалов, пришел к выводу, что древнейшие стремена возникли в одном месте - на Дальнем Востоке в IV-V веках и отсюда распространились дальше на весь огромный кочевой мир от Сибири до Дуная.

Стремян не знал ни античный мир, ни те народы, которые были тесно связаны с ним: , сарматы, парфяне, персы. Неудобство езды без стремян, отсутствие необходимой опоры для маневров во время боя и при передвижении всадники многих веков компенсировали силой и ловкостью. Тяжелая конница античного мира - катафрактарии,- образуя мощные бронированные фаланги, врезаясь в строй врага, лишь открывала путь своей пехоте и легкой кавалерии лучников.

Безусловно, предшественницей стремян явилась легкая ременная подножка, облегчающая посадку в седло. В IV-V веках на Дальнем Востоке появляются парные деревянные овальные стремена, выгнутые из деревянного прута и обитые листом железа или меди. Первые железные стремена встречаются с предметами V века и поначалу имитируют деревянные. В VI-VII веках железные стремена широко распространились и у тюркских племен Сибири и в Центральной Европе у аварских племен. Авары познакомили со стременами и .

Стремена широко распространились тогда, когда в V-VI веках было изобретено твердое седло. Первые стремена и седла были несовершенны и изменчивы, но поздние наиболее удачные их формы просуществовали без заметных изменений до нашего времени.

Другой исследователь, тоже занимающийся историей стремян, археолог И. Кызласов, считает, что стремена появились много раньше - в IV-III в. до н. э. Археологи не находят их, возможно, потому, что самые ранние стремена делали из не сохраняющихся в земле материалов - веревок, ремней. Не случайно слово «стремя» во многих европейских языках происходит от корней со значением «ремень», «веревка». Исследователь полагает, что наличие своеобразных местных форм стремян - ременных, деревянных, металлических, их сосуществование в течение веков у народов с разными хозяйственными укладами снимают необходимость поисков народа - «изобретателя стремян».