Как укоротить цепь на велосипеде: практические рекомендации. Как производится замена цепи на велосипеде? Разъединение велосипедной цепи

Почти на всех отечественных дорожных байках цепи изготавливаются таким способом, что их можно разделить. Один отрезок такой цепи имеет в себе специальный замок. А на спортивных велосипедах произвести цепь с разъемной ячейкой не получиться, потому что данный замок будет мешать переключению передач. Однако в последнее время изготавливаются разъемные цепи специально для спортивных велосипедов.

Надобность снимать цепь возникает в достаточной степени часто – так например, для ее замены или полной очистки. В случае если после замены кассеты или всей системы изменилось количество зубьев на них, то в этом случае цепь придется нарастить (установив дополнительные) или наоборот — укоротить (сняв лишние звенья). При любых обстоятельствах для этого придется закрепить ось из звеньев цепи. Как и во всем деле нужно учитывать некоторые нюансы. Если все делать правильно, то в будущем можно будет избежать определенных проблем с цепью. А как это правильно выполнить вы можете увидеть из небольшой инструкции, приведённой ниже.

На рисунке отображено, как правильно снимать цепь с помощью выжимки цепи. Последовательность действии состоит из следующего:

Нужно выбрать сегмент цепи

Чтобы снять неразъемную цепь, мы, прежде всего, должны выпрессовать одну линию из втулки. Для этой цели нам понадобиться специальный инструмент — выжимка цепи. А чтобы снять разъемную цепь других специальных инструментов или приборов не потребуется.

Выбираем сегмент цепи, который будем разбирать. Стоит заметить, что при вторичной разборке велоцепи предпочтительно использовать другой сегмент, поскольку после каждой операции (разборки/сборки) звено цепи немного расшатывается, уменьшая его прочность.

Учитывая саму конструкцию выжимки, нужно вставить нужный элемент в посадочное отверстие

Вставляем цепь в выжимное приспособление, фиксируем ее винтом с рифленой поверхностью.

(см. изображение – фиксирующий винт показан справа).

Важная деталь — Многие выжимки обладают двумя посадочными местами для цепи. Другими словами вставку цепи в выжимку можно выполнять двумя методами.

Первый метод: Посадочное место, которое расположено ближе к фиксирующему винту, предназначается для запрессовывания или выпрессовывания оси. В частности туда и нужно заправлять, чтобы снять или установить цепь.

Второй метод: Другое посадочное место применяется исключительно для регулировки положения оси внутренней части втулки. Если попробовать выпрессовать ось, когда цепь заправлена в этом посадочном месте, то существует возможность повредить выжимку или цепь.

Только не нужно забывать, что после этого пункта работ, надо воспользоваться прижимным болтом, в противном случае выжимка может превратиться в одноразовую.

Нужно бережно выдавливать ось в сторону укрепляющего винта.

Можно смело начинать заворачивать винт выжимки при помощи рукоятки, при этом выдавливая ось внутрь фиксирующего винта.

Внимательнее следите над тем, чтобы ось не имела дефекты во время работ, потому что её снова придётся запрессовать при подсборке звена

Если в дальнейшем планируете собрать звено с этой же осью, то крутите рукоятку не торопясь, в целях не выдавить ось до конца. Иначе потом ее трудно будет заново вставить. Если у вас нет опыта разборки и сборки цепей, то необходимо периодически извлекать цепь из выжимного механизма и осматривать ось.

Само разомкнутое звено должно выглядеть таким образом, как показано на изображение. Цепь снята.

Цепь является основной частью узла трансмиссии велосипеда. Проходя через зубцы звездочек, цепь передает крутящий момент к заднему колесу. Этим и объясняется то, что велобайк движется. Динамические нагрузки на узел достаточно большие, поэтому при эксплуатации происходит износ цепного механизма. В статье рассмотрим, как снять цепь с велосипеда и как поставить ее обратно.

Рабочий ресурс цепного механизма синглспидов рассчитан на весь срок «жизни» велобайка. Велоцепь ходит ровно, не отклоняясь. Несколько сложнее обстоит дело с великами, рассчитанными на несколько скоростей. Нагрузка на цепной механизм здесь больше относительно параллельных передач, поскольку велоцепь расположена под углом по отношению к раме велосипеда. Если сравнить с параллельной передачей, то воздействие на звенья в несколько раз больше. Чтобы избежать повреждения всего трансмиссионного механизма, цепь подлежит своевременной замене.

Не следует думать, что нельзя снять велоцепь с односкоростного велосипеда. Ее снимают для того, чтобы почистить или отремонтировать.

В каких случаях нужно снимать цепь с велосипеда

Разберемся, как узнать, что цепной узел многоскоростного велосипеда неисправен. Можно оценить километраж пробега двухколесника, но на исправность велоцепи влияют и другие факторы.

  • Правильность подбора передач;
  • Качество дорог;
  • Скорость езды.

Появление подозрительных звуков (при условии, если смазка в порядке) и сложности с переключением передач – это первые признаки неисправности цепного узла. Простейший способ оценки исправности звеньев следующий:

  • Отогните велоцепь от наибольшей звездочки;
  • Если она отходит свободно от 3 и более зубцов, то велоцепь надо обязательно заменить. Два зубца – это своеобразное предупреждение. Некоторое время еще можно поездить, но снять ее предстоит в скором времени.

Этот же самый метод подходит и для односкоростных велосипедов.

Информативный метод – это замер длины велоцепи.

  • 30,5 см – наилучшее значение длины;
  • 30,6-30,8 см – средняя степень износа, высокая ремонтопригодность;
  • Более 30,8 см – звенья и звездочки сильно изношены. Повреждена вся трансмиссия.

Чтобы правильно измерить относительное удлинение, цепь с велобайка нужно полностью снять.

Виды цепей велосипеда

Рассмотрим 2 основные разновидности велоцепей:

  • Замочную;
  • Сплошную.

Ее особенность в том, что у нее имеется специальное зажимное приспособление. Снять такую со звезд, равно как и надеть обратно, несложно. Для этого достаточно лишь рассоединить замок.

Определить местонахождение разъемного звена можно при помощи визуального осмотра. Если звенья чистые найти разъем несложно. Как правило, на разъеме выбито клеймо компании-производителя.

Сплошная

Полностью снять такую велоцепь невозможно. Если полностью снять ее со звездочек, она просто повисает на раме. Конечно, по сравнению с вариантом, оснащенным замком, сплошная конструкция менее удобна. Однако, есть и преимущества. Замок может ослабеть, соединительный клещ – потеряться. Звенья расцепляются. Со сплошной цепью таких проблем нет. Если она разорвалась, то это исключительно издержки качества.

Это несложно. Действуйте по алгоритму.

  • Подденьте зажим отверткой или спицей. Важно при этом не сломать зажим, так как соединить всё обратно без него не получится;
  • Расцепите звено.

Теперь вы можете свободно снять велоцепь и производить над ней нужные манипуляции: укоротить, почистить или, если она безнадежно повреждена - выбросить.

Для рассоединения сплошной конструкции понадобится специальный инструмент, называемый выжимкой. Пользование этим приспособлением позволит снять звено, не повредив его. Алгоритм следующий.

  • Выберите звено, которое нужно разобрать;
  • Поставьте велоцепь в положение для выпрессовки и запрессовки оси звена, или пина;
  • Закрутите винт и вытащите ось на себя.

Полностью вытаскивать пин не нужно, так как вставить его обратно на место будет нелегко. Манипуляции с выжимкой несколько расшатывают ось. Для повторного расцепления выберите другое звено. Запрессовывайте ось в обратном порядке.

  • Соедините смежные звенья между собой;
  • Вдавите пин при помощи винта.

Ремонтируем цепь велосипеда

Самый распространенный для велоцепи дефект – это ее провисание из-за увеличения длины. Конечно, можно снять растянувшуюся цепь велосипеда и заменить на новую, но можно попытаться и восстановить ее. Из-за разбалтывания осей происходит расширение цепи велосипеда в поперечном и продольном направлениях. Устранить поперечное расширение нельзя, а с продольным, возможно, что-то получится.

Удалять лишние звенья надо таким образом, чтобы велоцепь свободно, без лишнего натяжения, прошла по большой звездочке. При укорачивании также воспользуйтесь выжимкой. Здесь важно не перестараться, вытащив лишние звенья.

Помогает монтаж так называемых успокоителей на велосипед, не дающих цепи слететь со звездочки при езде. Конечно, если в качестве временной меры поставить успокоитель – неплохое решение, но о замене велоцепи забывать нельзя.

Поставить велоцепь на синглспилд совсем просто:

  • Навесьте велоцепь на обе звездочки;
  • Защелкните замок (как вариант – запрессуйте пин).

Со скоростным велосипедом придется повозиться немного дольше.

Это один из основных элементов трансмиссионного узла. Она передаёт крутящий момент на заднее колесо от ведущей звезды. Именно благодаря этому байк едет. Во время поездок она засоряется, растягивается, изнашивается. Её нужно периодически снимать для чистки и смазки. А если она растянулась, то потребуется замена цепи на велосипеде.

Снятие велоцепи с замком

На синглспидах и на многоскоростных великах процесс демонтажа и идентичный. Если на байке стоит велоцепь с замком, то снять её для чистки, укорачивания или замены несложно. Весь процесс снятия занимает всего несколько минут.

Как снять велосипедную цепь с замком? Для этого сначала надо отыскать звено с зажимом. Для этого нужно её внимательно осмотреть с обеих сторон. Если она не сильно грязная, замочное звено отыскивается практически сразу. На нём выбита надпись и сверху надет специальный зажим, который и удерживает соседние звенья. Если же при внимательном осмотре замок так и не нашёлся, значит, она у вас сплошная.

Замки у разных производителей немного отличаются, однако сам процесс снятия похож. Нужно сомкнуть вместе соседние оси и снять зажим. Поддеть замок можно отвёрткой или любым другим заострённым предметом. Если поддеть защёлку всё же не получается, то можно использовать и специальные клещи для открывания замков. Здесь важно не повредить зажим и его не потерять, иначе установить обратно велоцепь не получится.

Беззамочная снимается гораздо сложнее. Для этого вам понадобится специальный съёмник - выжимка цепи. Можно, конечно, снять и без инструмента. К примеру, положив ось на край чего-то твёрдого. Далее, с помощью обычной спицы выстукать ось (пин) и разъединить звенья. Однако соединить их так не получится. Для этого всё равно понадобится съёмник.

Для этого выбираете любое звено, вставляете его в съёмник, расположив прямо напротив выжимной оси, фиксируете винтом. Далее, потихоньку прокручиваете винт, тем самым выдавливая пин. Важно не выдавливать ось полностью. Иначе потом установить её на место практически невозможно.

Установка велоцепи

Если вы устанавливаете новую велоцепь, то для начала следует проверить, подходит ли она вашему байку по длине и ширине. Если она не подходит по ширине, то на этот велосипед её установить не получится. А вот длину отрегулировать просто. Для этого достаточно при помощи выжимки убрать лишние звенья.

Если у вас , то для установки необходимо зафиксировать задние и передние переключатели скорости на самых маленьких звёздочках. После этого продеваете цепь через натягивающую раму переключателя так, чтобы верхний ролик проходил её справа, а нижний слева. Потом соединяете крайние звенья, вставляете пин. После того как надели цепь, ось вставляете в выжимку, фиксируете при помощи винта и впрессовываете пин. При правильной установке он должен полностью сравняться с краями цепи. После этого вынимаете из выжимки и обламываете конец оси (если он был).

Очень важно после установки пина на место проверить ход цепи. Она не должна провисать, педали должны прокручиваться свободно. Если ходит туго, плохо сгибается, то при помощи всё того же съёмника, используя второе посадочное место, необходимо отрегулировать ось.

Езда на велосипеде является один из самых приятных способов передвижения, который поможет вам достичь желаемого места. Это может сэкономить ваши деньги, время. А самые важное и главное — это то, что он очень хорош для поддержания вашего здоровья.
Беспрепятственная езда всегда может дать вам удовольствие, но проблемы, такие как падение вашей велосипедной цепочки, снова и снова, также могут разрушить ваше прелестное путешествие.

Велосипедная цепь — это чудесно эффективное средство передачи механической энергии из одного места в другое. Обычно велосипедные цепи изготовлены из простой углеродистой или легированной стали, а звенья соединены несколькими штифтами. Благодаря хорошей технике, современным материалам и регулярному техобслуживанию, она чрезвычайно эффективна с минимальными потерями мощности системы. Цепь не ломается часто, но когда она ломается, она может привести к концу вашей поездки, если вы не знаете, как ее исправить.

Производители цепей пытаются сделать все свои звенья одинаково прочными, но цепочка настолько же сильна, как и ее самая слабая часть. Проблема в том, что цепи часто состоят из около 400 движущихся частей. Фиксация велосипедной цепи является рутинной задачей, которую вы должны быть в состоянии выполнить в течение нескольких минут, будь то на дороге или в гараже.

Цепи сложнее, чем можно было ожидать. Имея до 116 звеньев в стандартной велосипедной цепочке, у него больше движущихся частей, чем у любого другого компонента велосипеда. Цепочки редко ломаются прямолинейно. Энергия равномерно распределяется, даже при нагрузке.

Известно, что цепи часто изнашиваются и растягиваются через некоторое время. Необходимо как можно скорее заменить ее. Перед тем, как попытаться снять цепь, пока она находится на велосипеде, переместите ее на самую маленькую звездочку сзади и спереди. Процесс удаления велосипедной цепи в большинстве случаев требует использования цепного инструмента, который обязательно выталкивает штырь из цепи велосипеда.

Как снять велосипедную цепь

Цепи велосипеда являются неотъемлемой частью работы вашего велосипеда. Они помогают передавать энергию от ваших педалей в поворот колес. Бывают случаи, когда вам нужно снять цепь с велосипеда: для очистки, для удаления звена цепи, для повторной смазки или для замены старой цепи на новую.

Шаг 1.
Поместите цепь в инструмент и выровняйте кончик инструмента одним из контактов, удерживающих звенья цепи вместе. Эти штыри будут иметь тот же диаметр, и вы будете использовать штифт на инструменте для удаления штифта в цепи.

Шаг 2.
Поверните винт на инструменте для извлечения, чтобы вытащить штифт из разъема. Это произойдет медленно, но неуклонно — наблюдайте за штифтом инструмента, чтобы убедиться, что он нажимает на штифт, а не на звено.

Шаг 3.
Вытащите штырь из цепи. Если у вас возникли проблемы, используйте инструмент, чтобы полностью вытолкнуть его.

Шаг 4.
Извлеките штифт инструмента из цепи после освобождения штифта цепи. Цепь распадается, и вы сможете снять ее с зубьев шестеренок.

Если у вас сломана цепь, просто снимите ролики переключателя передач, если она еще не упала на землю. Она может застрять, скреститься и застрять между шестернями. Если это так, то аккуратно вытащите ее, сосредоточив внимание на том, где она действительно застряла. Не прибегайте к тому, чтобы вытащить ее с помощью инструментов. И будьте очень осторожны, чтобы ничего не согнуть. Если вы не можете вытянуть ее, то возьмите колесо с велосипеда, который уменьшит некоторое давление на шестернях. Если это все еще не работает, вы можете извлечь звенья при помощи инструментов, и после этого вы должны извлечь цепь легко.

Использование фиксатора

Это хорошая идея разместить фиксатор цепи на вашей цепочке, прежде чем снимать ее с велосипеда. Держатель цепи представляет собой не более чем маленькую длину проволоки (около 5 см) с двумя загибами 90 градусов на обоих концах. Соедините согнутые концы цепочки. Таким образом, когда вы разорвете цепочку, фиксатор не позволит переключателю переключиться назад при отпускании давления. При повторной установке цепи используйте фиксатор. Вы также можете просто сбить цепь с передних цепных колец, чтобы она опиралась на раму на внутренней стороне. Это также снимает напряжение с цепи.

Снимите и замените цепь

Завершите извлечение цепи велосипеда, отвинтив штифт привода и убрав цепной инструмент цепи из цепочки. Держите оба конца руками, и снимите стопорное устройство, освободив натяжение от переключателя. Цепь зацепится за переключатель и выключит передачу.
Если вы повторно устанавливаете ту же цепь, используя оригинальный штырь или штырь разъема. Будет немного сложно, но выполнимо. Проденьте его обратно через переключатель передач, используйте фиксатор или попросите кого-то держать оба конца, чтобы соединить два конца.

Следующие шаги помогут вам восстановить поврежденную цепь во время езды.

Шаг 1: Остановитесь, и оцените ущерб.
Если у вас возникла проблема с вашей велосипедной цепью, прекратите движение и переверните крышку велосипеда. Это облегчит оценку ущерба и фиксацию цепи. Переверните велосипед так, чтобы он опирался на сиденья и осторожно установите его, чтобы предотвратить потертости.

Шаг 2: Используйте инструмент цепного переключателя.
Дома можно легко отремонтировать цепь, используя молоток или плоскогубцы, но цепной инструмент — единственный вариант на улице, поэтому всем вам нужен цепной инструмент для исправления сломанной цепи.

Первое, что нужно сделать, — удалить всю цепочку, используя инструмент цепного переключателя, если цепь все еще прикреплена к велосипеду.

Шаг 3: Используйте смазку.

После удаления сломанной цепи лучше очистить ее обезжиривающим средством и водой, чтобы цепи звеньев могли легко перемещаться и препятствовать фиксации цепи за короткое время.

Шаг 4: Осмотрите звенья.
Теперь, внимательно посмотрите на сломанную часть вашей цепочки, чтобы выявить поврежденную часть. И используйте инструмент для разрыва, чтобы вытащить штифт из сломанной цепочки. Каждая звено имеет два штыря, круглые по форме и прикрепленные к другим звеньям. Следите за сломанной звеном, которые соединены с остальной частью цепочки.

Шаг 5: Верните цепь на велосипед.
Теперь вам нужно получить цепочку на велосипеде, что облегчит вам задачу. Теперь установите два конца цепочки друг в друга, чтобы отверстия выровнялись, а штифт остался снаружи, чтобы вы могли выдвинуть его со всех сторон, чтобы закончить цепочку.

Шаг 6: Используйте инструменты.
Снова используйте инструмент разрыва цепочки, чтобы завинтить штырь и надавите на него. Поверните его назад и вперед, пока он не будет достаточно ослаблен, чтобы согнуть вокруг шестеренок.

Шаг 7: Смажьте цепь.
Смажьте свою цепь велосипедной смазкой, чтобы ваш велосипед мог работать так же, как и раньше. Теперь вы можете повторно использовать свой велосипед и завершить свое путешествие.

В зависимости от стиля катания, вопрос снятия цепи встаёт либо практически сразу после начала катания, например, в триале или даунхилле, либо, по истечении многих километров прогулок, когда требуется обслуживание и замена цепи.

Ситуации снятия цепи

Очень важно, и причин для того, чтобы снять цепь, может быть несколько:

  • Глубокая чистка – рекомендуется время от времени снимать все элементы и очищать от смазки и накопившегося абразива.
  • Повреждение и замена звеньев.
  • Замена изношенной цепи.
  • Изменение длины при новой комбинации звёзд, например, на горном велосипеде.

Износ в «домашних условиях» в первую очередь определяется по растяжению. Растянутая цепь – причина для беспокойства, так как смещение звеньев серьёзно повреждает звёздочки и может быть опасно для переключателей.

На глаз отметить износ достаточно тяжело, и для его определения существует показатель – длина 24 звеньев:

  • если она равна 305 мм (304.8 значение для нового комплекта), всё в порядке;
  • 306.5-307.5 мм – пора менять;
  • 307.5 мм – если с таким износом велосипед ещё эксплуатрировался, то скорее всего повреждён весь комплект звёздочек;
  • 308 мм – значение повреждённой трансмиссии.

Пример растянутых звеньев

Объективно рекомендуется обслуживать трансмиссию каждые 500 километров, но это значение не фиксировано, так как и 50 километров по пересечённой местности с обилием песка и грязи по износу может соответствовать иной тысяче по чистым городским дорогам.

Некоторые предпочитают обрезать цепь, но растяжение обычно равномерно распределено, и звенья всё равно могут повреждать звёзды, которые уже невозможно починить.

Важные моменты

Кроме обычных устройств, существуют модели с замком – специальным звеном, которое немного отличается по форме от остальных, и позволяет с помощью обратного натяжения разомкнуть звено без применения выжимки или иных инструментов, главное, правильно поставить замковое звено. Не рекомендуется размыкать звенья рядом с замковым, так как это снизит надёжность всего механизма.

Очень важно перед началом снятия запомнить, как цепь заведена на систему, кассету и переключатели – без наличия небольшого опыта монтажа и демонтажа может оказаться сложно надеть её обратно.

Стандартный процесс снятия

Все гайды описывают одинаковый порядок работы для снятия. Для этого потребуется, в первую очередь, небольшой набор инструментов – без них будет достаточно тяжело.

Инструменты

  • ключ для снятия заднего колеса;
  • пассатижи для удержания сегментов и пина;
  • выжимка – устройство для выпрессовки пинов, без замка – важнейший инструмент в процессе.

Процесс

Рассмотрим пошагово, как снять цепь с велосипеда:

  1. Очищаем звенья от грязи – она будет мешать на каждом последующем шаге.
  2. Снять заднее колесо – шаг не обязательный, но работать без него намного проще.
  3. Выдавить пин (металлический цилиндр, замыкающий каждое звено) с помощью выжимки.
  4. Разъединить одно звено.
  5. Вывести крайние звенья из переключателей.

Обратная последовательность аналогична – завести цепь на место и собрать конструкцию обратно, заклепав пин с помощью выжимки, и вращая её в обратную сторону.

Без инструментов

В отсутствие выжимки можно установить всё обратно и без неё. Помогут пассатижи и любой крепкий цилиндр, например, небольшой шестигранник. Аккуратно зажимая цилиндр, пин можно расклепать аналогично работе выжимки, просто это требует намного больше внимания и приложения сил.

Модели с замком можно расцепить, используя плотную верёвку или тросик. Это позволяет производить оперативный ремонт буквально в полевых условиях, например, когда цепь внезапно порвалась в небольшом походе.


Снятие замкового звена без инструментов

Заключение

Снять цепь с велосипеда очень легко, если иметь несложный инструмент или базовые знания об этом процессе. Самое важное – действовать аккуратно, так как силовые действия с выпрессовыванием могут быть опасными.