Как растения путешествуют по миру. Растения-путешественники (распространение растений)


Исследовательская проектная задача «Как путешествуют семена растений»
Цель: создать условия для самостоятельного выделения детьми способов распространения семян и плодов.
Задачи:
-способствовать выяснению отличительных признаков плодов и семян, распространяемых ветром и разными животными;
- содействовать развитию наблюдательности, умения сравнивать, анализировать;
- создать условия для воспитания бережного отношения к окружающему миру, культуры учебного труда, расширения кругозора.
Планируемые результаты:
Предметные: понимают, что распространение семян - способ расселения растений на другие территории; приводят примеры участия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных.
Личностные: предвидят результат своей деятельности; проявляют интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями; выражают свои чувства, вызванные состоянием природы.
Метапредметные УУД:
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме о растениях; осуществляют поиск существенной информации (из собственного жизненного опыта); осуществляют поиск и выделение необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием дополнительной литературы; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Регулятивные: выполняют задания в соответствии с поставленной целью, осуществляют целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос.
Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации; умеют работать в группе.
Оборудование
На столах: табличка с номером (или названием) группы, документы в конверте с номером группы (заготовки таблиц для продукта – на каждого участника, картинки плодов и семян). Пробная таблица (одуванчик) лежит рядом с конвертом. Все необходимые принадлежности дети готовят сами (пеналы с карандашами и фломастерами, клей-карандаш).
На отдельном столе: коробочки с различными плодами и семенами для каждой группы (семена огурцов, акации, соплодия ольхи, крылатки клёна, репьи лопуха).
На доске: схемы-опоры «6 П проекта» + опора для поиска информации.
У учителя: конспект мероприятия, стикеры 4-х цветов, магниты для крепления продуктов проекта, список класса по группам, листы самооценки (21 шт.). Грамоты (1, 2, два третьих места) и сертификаты (на каждого).
У наблюдателей: карта эксперта (по числу групп), итоговый экспертный лист, ручка.
Краткие рекомендации по организации работы наблюдателей
Для наблюдения за работой группы и заполнения карты эксперта приглашаются старшеклассники, педагоги или родители – по одному-два человека на каждую группу. Функции наблюдателей: заполнение карты эксперта и наблюдение за работой групп. Наблюдатели должны заранее ознакомиться с картами и пройти инструктаж. Проект выполняется малой группой из 4-х – 5-ти учеников. Для удобства фиксации результатов наблюдений каждый ученик в группе прикрепляет заранее приготовленный цветной бейджик с номером (1, 2, 3, 4, 5) или именем. У всех учеников данной группы бейджики одного цвета. Разным группам, работающим в одном помещении, выдаются бейджики разного цвета.
Подробный план
Проблема.
Беседа по вопросам: Кто такие путешественники? Как и на чём можно путешествовать?
- Сегодня мы с вами познакомимся с необычными путешественниками.
- Подумайте, кто бы это мог быть? (Выставляет на стол каждой группы коробочки).
Давайте посмотрим, что там лежит. Рассмотрите и опишите несколькими словами этих необычных путешественников: одинаковы ли они по форме, размеру, по весу, по цвету.
- Действительно, все семена различны. Значит, и путешествуют они по-разному. Возникли ли у вас вопросы? Какие? Задайте по одному вопросу, используя слова подсказки: Как….Куда….На чём…Зачем… Все ли… (можно написать на карточках и показать детям). У нас появились вопросы – по другому ПРОБЛЕМА (вывесить карточку на доску).
Учитель предлагает каждой группе составить по одному вопросу и читает описание проектной задачи.
Планирование.
Проектная задача обсуждается (что же мы должны сделать?)
Рассматривается заготовка будущего продукта – пробная таблица для одуванчика, затем из конверта достаются несколько продуктов-таблиц по числу участников группы.
Итоги рассматривания: Существуют различные способы распространения семян: ветром, животными, человеком, водой, самораспространением (саморазбрасыванием). В таблице пока не заполнен столбец с названием растения и приспособлением для путешествия семян и плодов.
К таблице есть приложение – разрезные картинки с изображением семян и плодов растений.
- Давайте составим план нашей работы. С чего бы вы начали? (Вспомните, о чём говорилось в проектной задаче). Как бы вы распределили обязанности? Каждой группе нужно заполнить таблицу. Писать мы ещё не умеем, но у нас есть картинки.
Учитель объясняет, что работать нужно в группе, распределяя обязанности на всех. Даёт детям время, для того чтобы договориться (разделить таблицы-продукты по одной на каждого участника группы, картинки с изображением семян пока в середине стола).
Когда таблицы распределены, учитель подводит итог: сейчас мы составили ПЛАН работы.
III. Поиск информации.
Учитель вывешивает табличку ПОИСК ИНФОРМАЦИИ, выясняется, что информацию можно искать разными способами (вывесить рисунки-подсказки ТЕЛЕВИЗОР, ИНТЕРНЕТ, ОПЫТЫ И НАБЛЮДЕНИЯ, СПРОСИТЬ У ВЗРОСЛЫХ, КНИГИ).
- У нас в кабинете нет телевизора, выхода в интернет, мы ещё не умеем читать специальные книги-энциклопедии. Что остаётся? Правильно, спросить у взрослых и провести опыты и наблюдения. Это в наших силах. Сегодня мы будем учиться искать нужную нам информацию с помощью опытов и наблюдений.
IV. Получение Продукта. Работа в группах.
Учитель вывешивает табличку ПРОДУКТ, задаёт порядок изучения семян: называет, какие семена надо рассмотреть, какие опыты и наблюдения с ними провести.
Как вы думаете, о каком растении пойдет речь?
Загадка: Белым шариком пушистым Я красуюсь в поле чистом.
Дунул легкий ветерок - И остался стебелек. (Одуванчик).
-Кто из вас видел одуванчик? Кто знает игру «Дед или баба»? В чём она заключается? Как же путешествуют семена одуванчика? С помощью какого приспособления? Находим в приложении картинку «Одуванчик» и приклеиваем её в таблицу-образец, напротив картинки «Ветер».
ВОТ ТАК ВЫ БУДЕТЕ РАБОТАТЬ, но теперь – каждый в своей таблице!
Исследование семян клена.
Загадка: Хоть совсем не птица, а с крылом родится.
С веточки сорвётся и на крыльях вьётся (крылатка клёна).
- Найдите среди семян отгадку. Покажите – это семена клёна.
-Подбросьте крылатки и понаблюдайте, как они кружатся в воздухе. Подбросьте крылатки клёна ещё раз и одновременно помашите веером (листом бумаги). Что произошло?
Дети делают вывод: крылатки клёна кружатся, как вертолётики. Если на них подует ветер, они отлетят далеко в сторону.
- Какие же приспособления для распространения имеют плоды или семена, переносимые ветром?
Найдите подходящую картинку и заполните следующую таблицу.
Исследование семян лопуха – репьёв.
Загадка: Растение видное, А имя обидное. (Лопух)
Рассмотрите семена лопуха – репьи. Соедините вместе два репья. Что произошло? Почему? Возьмите кусочки ткани (меха), попробуйте прицепить репей к нему. Что произошло? Почему?
Дети делают вывод: репьи имеют цепкие усики, которые цепляются за ткань. Значит, семена лопуха может разнести человек, на чью одежду репей прицепится, или животное.
Я репей, у меня Цепкие колючки.
Третий день катаюсь я На хвосте у Жучки.
Заполнение таблицы.
-А знаете ли вы, что плоды лопуха послужили прообразом создания новой застежки «липучки»? В 1950 году француз Жорж де Мистраль, вернувшись с прогулки со своим псом, обнаружил, что уши собаки облеплены плодами лопуха. В течение 8 лет он разрабатывал конструкцию новой застежки, которой мы с удовольствием пользуемся и сегодня.
Исследование плодов ольхи.
Загадка: Есть серёжки, да не девчонка. Есть и шишки, да не сосёнка.
А живет в низинке, около лозинки. (Ольха)
Учитель читает отрывок и демонстрирует фотографию ольхи на берегу водоёма: Водой распространяются семена и плоды прибрежных растений. В плодах есть воздушные полости, поэтому они лёгкие и плавучие. Так распространяются плоды осоки, ивы, ольхи. Плоды этих растений часто осыпаются в воду. И тогда течение уносит их далеко от материнских растений.
- Рассмотрите соплодия ольхи. Какие они? Как об этом говорилось в тексте? Почему же вдоль берега нашей речки так много ольхи? Заполнение таблицы.
Исследование семян акации (стручков).
Загадка: На сучке - арканчик Держит чемоданчик.
Крышка открылась- все раскатилось. (Стручки акации).
Учитель читает отрывок из дополнительного материала:
В природе встречается немало растений, которые могут сами рассеивать свои семена. При созревании их плоды раскрываются и семена разлетаются в разные стороны. Таким способом происходит распространение семян акации.
Семена гороха, бобов и фасоли распространяются саморазбрасыванием. Поэтому плоды этих растений собирают, не дожидаясь их полного высыхания. Иначе они раскроются, выбросят семена, и тогда урожай погибнет. В жаркую погоду разбрасывает свои семена и жёлтая акация.
- Найдите среди семян стручки акации. Внимательно рассмотрите их. О каком способе путешествия семян вы сейчас узнали?
Заполнение таблицы.
Исследование семян огурца.
Загадка:
Я длинный и зеленый, вкусен я соленый,
Вкусен и сырой. Кто же я такой? (Огурец).
- Вы много раз видели, как мама весной сеет семена огурцов. Есть ли у них какие-то приспособления для путешествия? Нет. Как же вырастет новое растение огурец? (Показать картинку семенного огурца: или человек соберёт семена и посеет их, или они перезимуют и прорастут сами на том же месте). Заполнение таблицы.
V. Подготовка к защите проекта
Учащиеся 1 класса дорабатывают свой продукт: раскрашивают картинки и обложку, которую выдаёт учитель; устно составляют предложения о том, как путешествуют те или иные семена и с помощью каких приспособлений).
Карточки-подсказки: КАК ПУТЕШЕСТВУЮТ? ЧТО ПОМОГАЕТ?
VI. ПРЕЗЕНТАЦИЯ - защита проекта: коллективный связный рассказ о том, как могут путешествовать семена и плоды растений.
Каждый участник команды демонстрирует свой ПРОДУКТ. Участники говорят по одному-два предложения (Семена клёна путешествуют с помощью ветра. У них есть крылышки. Семена ольхи путешествуют с водой, потому что они лёгкие и плавучие. Семена лопуха имеют цепкие усики, поэтому могут путешествовать с животными и человеком. Семена акации разбрасываются с помощью самого стручка, когда он растрескивается. А некоторые семена вообще не имеют приспособлений для путешествия, поэтому их сеет человек или они растут рядом с растением).
Учитель скрепляет отдельные листы-продукты в книжечку.
На полочке доски выстраиваются 4 книжки – ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА.
Учитель подводит итог: «Как видим, способов распространения плодов и семян по земной поверхности множество. Какие-то семена приживутся на новом месте. Другие не смогут. Но этот непрерывный процесс распространения и способствует тому, что растительный мир нашей планеты удивительно богат и разнообразен».
VII. Оценка продуктов проекта каждым учащимся с помощью стикеров. Заполнение детьми листов самооценки и передача их экспертам. Оценка работы групп экспертами.
VIII. Объявление экспертами результатов. Награждение команд. Выдача сертификатов.
Таблица для учащихся 2-4 классов может иметь следующий вид.
Способ распространения Названия растений Приспособления
Ветром Одуванчик, береза, клён, сосна, ясень, перекати – поле Парашютики, крылатки лёгкие
Водой Осока, ива, ольха, кокосовая пальма Имеют воздушные полости, лёгкие, плавучие
Животными и человеком Дуб Белки, мыши
Череда, лопух, чертополох Имеют крючки и прицепки, цепляются за шерсть животных, одежду человека, прилипают к колёсам автомашин
Самораспространение
(саморазбрасывание) Горох, фасоль, бобы, «бешенный огурец» Воздушные полости, яркая окраска.
Растрескивание плодов
Памятка «Ход проектной задачи»
Учащиеся Организатор
Изучение проектной задачи.
Планирование работы.
Проведение исследований учащимися.
Запись выводов по результатам исследований (заполнение таблицы).
Следит за ходом работы.
Организует деятельность детей по плану, обозначенному на доске с помощью схем-опор (открывает схемы по очереди).
Проводит хронометраж (например:
изучение проектной задачи – 3-5 минут, планирование работы – 5 минут,
проведение исследований и запись выводов –
10 – 15 минут,
Изготовление продукта – 10 минут,
репетиция выступления в группе – 5 минут,
защита проекта – не более 5 минут).
Помощники организатора (наблюдатели) заполняют карты наблюдений.
Изготовление продукта
Заполнение шаблона защиты проекта. Репетиция выступления (защиты проекта) в группе. Защита проекта по заполненной таблице и шаблону перед классом. Каждый участник может рассказать об одном «открытии» или озвучить часть шаблона защиты проекта.
В результате должен получиться коллективный связный рассказ о том, как могут путешествовать семена и плоды растений. Все продукты прикрепляются на доску под номером группы (или под продуктом поставить номер группы). Каждый участник имеет право прикрепить свой стикер на понравившуюся работу. Учитель проводит подсчёт голосов, отданных за каждую команду.
Самооценка (заполнение листа самооценки каждым участником группы). Организаторы подводят итоги наблюдений по экспертным листам.
Собирает листы самооценки для последующего анализа.
Вместе с помощниками проводит анализ.
По итогам наблюдений формируется команда из 5-ти учащихся для участия в третьем туре проектной недели «Времена года: осень» (кроме 1 класса).

План урока по познанию мира

компетентностной и деятельностной основе.

По учебнику К.Х.Аймагамбетовой, Т.С.Идиловой стр.49-51.

Тема: Как путешествуют растения.

Цель: Изучить информацию о способах распространения семян растений с помощью зверей, птиц, воды, ветра, человека, о приспособлениях семян к «путешествию». Формировать умения извлекать информацию по заданному вопросу из статистического источника (текст учебника, материал презентации).

Развитие речи, мышления, памяти, логики, операции обобщения, коммуникативных навыков работы в группе.

Воспитание добросовестности к учебному труду.

I этап. Мотивационно – целевой.

1.Проверка домашнего задания. Слушание устных сообщений учащихся о лекарственных травах.

2. Мотивационный этап.

Многие из этих растений можно увидеть воочию, если много путешествовать по разным природным зонам.

Кто такой путешественник?

Где можно путешествовать? (по разным странам, по разным природным зонам).

На чём можно путешествовать? (Перечисляют виды транспорта)

Вывод: Значит, путешествовать можно по воде, по земле, по воздуху.

А могут ли передвигаться растения? (нет, исключения некоторые тропические растения…дополнения учителя)

Могут ли все растения путешествовать?

3. Целевая установка. Сегодня вы сами обработаете информацию, узнаете, как путешествуют растения, какими способами и с помощью чего.

II этап. Операционный.

1) Работать будете в группах. Какие правила общения нужно соблюдать?

2) Самостоятельная работа.

А) Изучите текст учебника с.49-51: прочтите целиком, подготовьте и перескажите по абзацам каждым участником группы.

Б) Ответьте на вопросы и задания по листу ответа.

1. Расставьте по - порядку этапы развития растения:

Развитие стебля, листьев

Засыхание цветка

Прорастание корня из семечка

Появление бутона, цветение

Созревание плода, семени

2. Какая часть растения «Путешествует», чтобы прорасти на новом месте? ________________

3. Сколько факторов помогающих перенестись семенам?________ Напиши их.

_________________________________________________________________________________

4. Выпиши названия растений, которые переносятся ветром. _____________________________________________________________________________________

5. Какие животные распространяют семена?___________________________________________

6. Укажи с помощью круговой диаграммы вероятность распространения семян с помощью воды. (вода - другие факторы)

3) Разминка.

4) Проверка ответов групп, оценивание.

5) Предлагаю вам просмотреть презентацию, подумать над вопросом: Какие приспособления есть у семян для дальнего путешествия?

6) Ответьте на поставленный вопрос. (Помогают парашютики – пушинки, крылышки, усики и крючочки, вкусная и сочная мякоть)

7) В тетради сделайте схему этих приспособлений, нарисуйте некоторые из них.

8) Практическая работа в группах. (Предложены наборы семян). Определите, от какого растения семя, какое приспособление оно имеет?

9) Итоги урока, оценивание.

10) Домашнее задание. С.49-51 пересказ текста, написать сочинение «Увлекательное путешествие семян».

Если работали продуктивно, всё получалось, раскрасьте лепестки цветка яркими красками.

Если работали не так активно, но хорошо справлялись с работой, то раскрасьте лепестки цветка одним цветом (ноготок - оранжевый, незабудка - голубая, лютик – жёлтый и т.д.)

Если работали плохо, не получалось, были только созерцателем работы других, то оставьте лепестки как у ромашки, раскрасьте серединку.

Приклейте свой цветок на общую полянку. Красиво получилось?

Модельный ответ

1. Расставьте по - порядку этапы развития растения:

2_ развитие стебля, листьев

4_засыхание цветка

1_прорастание корня из семечка

3_ появление бутона, цветение

5_созревание плода, семени

2 . Какая часть растения «Путешествует», чтобы прорасти на новом месте? Семя.

3. Сколько факторов помогающих перенестись семенам?___5___ Напиши их. С помощью зверей, птиц, воды, ветра, человека.

4 . Выпиши названия растений, которые переносятся ветром. Тополиный пух, карагачёвая кашка, кленовые серёжки, семена одуванчика.

5 . Какие животные распространяют семена? Птицы, белки, барсуки и др .

6 . Укажи с помощью круговой диаграммы вероятность распространения семян с помощью воды (вода - другие факторы).

КАК РАСТЕНИЯ РАССЕЛЯЮТСЯ НА НОВЫЕ МЕСТА

Цели: познакомить учащихся с особенностями распространения плодов и семян в природе; выяснить отличительные признаки плодов и семян, распространяемых ветром, животными, человеком.

Оборудование: рисунки с изображением растений; семена растений; загадки о растениях.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

Рассмотрите рисунки на доске. Что здесь изображено? (Дерево, кустарник, травянистое растение.)

Что объединяет эти разные растения? (У всех растений есть корень, стебель, лист, цветок, плод, семена.)

А как отличить плод от других частей растения? (Плод образуется на месте цветка, внутри плодов есть семена.)

Сегодня на уроке мы узнаем, какую роль выполняют семена в жизни растений.

II. Изучение нового материала.

1. Ч т е н и е э к о л о г и ч е с к о й с к а з к и Н. Осипова.

«На опушке рос дуб - хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там рос дубочек».

А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!».

Задрожала мышка от страха, убежала и больше не появлялась. С тех пор никто из зверюшек не отваживался приближаться к дубу. Так и жил он в полном одиночестве. Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под могучей кроной, прорастали. Дубу очень хотелось, чтобы все его многочисленное потомство было при нем. Но потомству не везло.

Всем росткам, появившимся из желудей, не хватало места. Они мешали друг другу, глушили один другого и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, затрухлявил и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».

Почему же дуб так и не дождался себе смены? (Ответы детей.)

Семенам надо странствовать, отправляться в путешествие. Это позволяет им переселяться на новые места, где больше света, тепла и пищи для молодых растений.

2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 22-23).

Как же растения переселяются на новые места?

Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника. Какие растения здесь изображены? Назовите плоды, семена этих растений.

Рисунки на с. 22 подсказывают, как путешествуют семена растений. Кто (или что) им в этом помогает?

Репейник и многие другие растения расселяются в природе с помощью своих колючих плодов с крючками и зацепками. Они цепляются за каждого, кто проходит мимо (за шерсть собаки, овцы, коровы, лошади, за одежду человека), и таким образом «проезжают» немалое расстояние, прежде чем упадут на землю.

Обратите внимание на второй рисунок-подсказку. Зачем птица несет плоды? (Плоды и семена служат кормом для многих птиц.)

А помогают ли птицы расселению растений? (Птицы в полете могут уронить плоды с семенами, и они прорастут на новых местах далеко от родительского растения.)

Иногда животные прячут корм про запас, часть кладовых остается нетронутой, семена прорастают. Многие семена путешествуют прямо в желудках птиц. Птицы клюют зрелые плоды и глотают их вместе с семенами. А семена окружены крепкими толстыми оболочками и потому не перевариваются в желудках, выходят с пометом неповрежденными. А птицы за это время могут перенести их на большие расстояния. К тому же в птичьих желудках толстые оболочки семян размягчаются, и семена потом быстрее прорастают.

Что вы видите на третьем рисунке-подсказке? (Муравей тащит семя.)

Семена, которые переносят муравьи, богаты вкусным и питательным маслом. Эту лакомую пищу муравьи заготавливают впрок. Из-за твердой оболочки не все семена доступны насекомым. Часть семян муравьи поедают, а другие вместе с накопившимся мусором выносят наружу. Так расселяются в природе семена фиалки, хохлатки, чистотела, медуницы, марьянника.

Рассмотрите центральный рисунок разворота учебника (с. 22-23). Как вы думаете, почему здесь изображен ручей? (Плоды и семена некоторых растений, как крохотные лодочки, странствуют по воде.)

Некоторым растениям расселяться помогают водоплавающие птицы. Стоит утке, гусю, лебедю или другой птице поплескаться в пруду или в озере, как к их оперению прилипнут семена. Поплескавшись в одном водоеме, птица перелетит на другой, а вместе с ней переместятся и семена. Особенно далеко эти «прилипалы» разносятся во время осенних и весенних перелетов птиц.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Выросла я, липка, тоненькой и гибкой -

Не ломай меня!

Медоносным цветом зацвету я летом -

Береги меня.

В полдень подо мною спрячешься от зноя -

Вырасти меня.

Я тебя листвою от дождя укрою -

Поливай меня.

Вместе, друг мой милый, наберемся силы -

Ты люби меня.

А дождешься срока, выйдешь в мир широкий, -

Не забудь меня!

П. Воронько

3. Чтение рассказа «Как деревья с ветром дружат».

Б е с е д а п о п р о ч и т а н н о м у.

Как путешествует крылатка клена?

Учитель раздает учащимся плоды клена. Дети рассматривают их с помощью лупы.

Опишите, как выглядят семена клена. (Дети описывают.)

Да, у них один край крылышка прямой и утолщенный, другой - округлый и тонкий. Точь-в-точь как у лопасти пропеллера. И действует крылатка клена, как пропеллер. Падая с дерева, она быстро вращается. Тем самым падение замедляется, и ветер может унести семя подальше от дерева.

4. П р а к т и ч е с к а я р а б о т а в п а р а х.

Учитель раздает учащимся плоды клена и ясеня. Дети рассматривают рисунок-подсказку в учебнике и показывают друг другу, как путешествуют крылатки клена и ясеня.

Для этого один ученик подбрасывает плоды вверх, а другой машет газетой, создавая воздушный поток.

III. з акрепление изученного материала.

1. О т г а д а й т е з а г а д к и.

Дети отгадывают загадки, называют растения и способ их расселения.

На зеленой хрупкой ножке

Вырос шарик у дорожки.

Ветерочек прошуршал -

И развеял этот шар.

(Одуванчик, расселяется с помощью ветра.)

В этот гладкий коробок

Бронзового цвета

Спрятан маленький дубок

Будущего лета.

(Желудь дуба - животными.)

Кто ни прикасается, -

За того цепляется.

Привязчивый и колкий,

Кругом торчат уголки.

(Репей - животными.)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

(Рябина - птицами.)

Посреди двора

Золотая голова.

(Подсолнух - ветром и птицами.)

2. И г р а «Определи, с какого растения плоды».

3. У к а ж и т е с т р е л к а м и, к какой группе относятся данные растения.

4. Ч т е н и е и а н а л и з с к а з к и Л. Толстого «Дуб и орешник».

«Старый дуб уронил с себя желудь под куст орешника. Орешник сказал дубу: «Разве мало простора под твоими сучьями? Ты бы ронял свои жёлуди на чистое место. Здесь мне самому тесно для моих отростков, и я сам не бросаю наземь своих орехов, а отдаю их людям».

«Я живу двести лет, - сказал на это дуб, - и дубок из этого жёлудя проживёт столько же».

Тогда орешник рассердился и сказал: «Так я заглушу твой дубок, и он не проживёт и трёх дней».

Дуб ничего не ответил, а велел расти своему сынку из жёлудя.

Жёлудь намок, лопнул и уцепился крючком ростка в землю, а другой росток пустил кверху.

Орешник глушил его и не давал солнца. Но дубок тянулся кверху и стал сильнее в тени орешника. Прошло сто лет. Орешник давно засох, а дуб из жёлудя поднялся до неба и раскинул шатёр на все стороны».

IV. Итог урока.

Что нового вы узнали на уроке?

Какие растения расселяются с помощью ветра?

Какие растения расселяются с помощью зверей?

Многие из нас считают, что растения всю жизнь проводят на одном месте. В какой-то степени это верно. Дерево самостоятельно не может передвигаться. Недаром в народной песне, о несбыточной мечте рябины, поется:

«Но нельзя рябине к дубу перебраться,
Знать ей сиротинке, век одной качаться».

Однако, как бы то ни было, растения могут преодолевать огромные расстояния. Как же путешествуют растения? Это они делают с помощью семян. Чего только не придумала природа, чтобы нежное семечко оказалось как можно дальше от родительского растения. Ведь вблизи него у семян мало шансов выжить. Для этого растения используют силу ветра, воды, различных животных, в том числе млекопитающих, птиц, насекомых и даже человека. Много семян гибнет, однако, те, кому удалось дать начало новой жизни, постепенно завоевывают новые пространства.

Наиболее часто для распространения семян используется сила ветра. Для этого семя должно быть небольшим и иметь нечто похожее на парашют.

К растениям, семена которых распространяются с помощью ветра, относятся тополь, осина, ива. Плод у них коробочка, внутри которой находится огромное количество мелких семян. Вокруг каждого из них имеются пучки волосков. Когда коробочка созревает, она лопается, волоски расправляются и семена вываливаются наружу. Ветер подхватывает их и уносит прочь. Семена могут долго парить в воздухе, далеко улетая от материнского растения. Они очень мелкие и легкие. К примеру, одно семя осины весит всего 0,08 мг; в одном грамме содержится их более 12 тысяч.

В городах осина, тополь часто используются в качестве зеленых насаждений. Они неприхотливы, выдерживают загрязнения воздуха и почвы, быстро растут. Однако, в начале лета, когда созревают семена, эти деревья создают определенные неудобства. Всему виной «тополиный пух». Его бывает настолько много, что создает видимость падающего «снега». Волоски ломаются, крошатся и уже самостоятельно без семени долго находятся в воздухе. Попадая в глаза, носовую полость, легкие они вызывают аллергические реакции организма или воспаление слизистой оболочки. Из-за этого взрослые деревья постоянно подрезают или же высаживают только мужские особи.

Какие же растения мы еще можем вспомнить? Конечно, одуванчик. У него волоски сидят веером на длинной ножке, прикрепленной к семечку. Кто из нас может отказать себе в соблазне сорвать этот «воздушный шарик» и помочь природе в распространении семян?

Здесь уместно вспомнить еще одно растение – осот полевой. Он является злостным сорняком полей и огородов. Его семена тоже распространяются ветром. Стоит оставить поле хоть ненадолго без присмотра, как осот образует сплошные заросли. Это не удивительно, так как только одно растение может дать до 40 тысяч семян. А сколько их продуцируется в засоренном поле? Не счесть.

Почему это происходит? Растения, у которых семена распространяются ветром, продуцируют огромное количество семян. Маленькое семечко содержит небольшое количество питательных веществ. Из-за этого выживает только небольшая их часть. Так что растениям приходится качество компенсировать количеством. Семена, попав в благоприятные условия (к примеру, вспаханное поле), быстро завоевывают пространство. Это чаще всего случается в нарушенных человеком биоценозах, в которых отсутствуют естественные конкуренты пришельцев.

Количество видов растений, семена которых распространяются ветром, огромное. Сюда относятся многие деревья, кустарники, травы, растения леса, открытых пространств, болот, прибрежная растительность. Большинство нам хорошо знакомо. Это перечисленные выше ива, осина, тополь, а также иван-чай, тростник, рогоз, одуванчик, мать и мачеха и многие другие.

У некоторых растений семена для переноса их ветром имеют более сложное приспособление, нежели просто волоски. Семена у них крупные, поэтому одними только волосками здесь не обойдешься.

У одних из них имеется крылышко, у других – два. Так, у березы по бокам семени имеется два небольших крыла, у ясеня, сосны, ели – по одному, но большего размера. Плоды клена срастаются по два и висят на одной цветоножке. За счет этого у них образуется уже двойная крылатка. При падении семена с такими крылатками совершают вращательные движения и достаточно долго находятся в воздухе. За счет этого они разносятся ветром на значительные расстояния от материнского растения. У липы сохраняется в виде паруса большой прицветник. Семена липы опадают только зимой. Своеобразный парус позволяет семенам передвигаться подобно буеру по смерзшему снегу. Ученые находили семена ели, сосны, березы, липы в десятках километрах от родительских растений.

Как уже отмечалось, распространяемые ветром семена должны быть мелкие и легкие, а это, соответственно, сказывается на количестве в них питательных веществ. Из-за этого большая часть семян гибнет, а это растениям невыгодно. Увеличение количества питательных веществ в семени требовало появления дополнительных приспособлений для эффективного их распространения, так как семена, соответственно, становились крупнее.

Для переноса и распространения семян растения стали использовать животных – млекопитающих, птиц, насекомых. Одни из них переносят семена на поверхности тела, другие в кишечнике при потреблении плодов, третьи – при запасании корма. Некоторые семена пристают вместе с грязью к ногам птиц или животных.

Семена некоторых растений имеют специальные крючки, которые позволяют им цепляться за шерсть или перья животных, одежду человека. Таким способом распространяются не только отдельные семена, плоды, но и целые соплодия. Какие мы можем вспомнить растения? Это всем известный лопух, репейник, гравилат, подмаренник, череда, осока, морковь и многие другие. После прогулок на природе каждый из нас имел возможность испытать на себе эти свойства растений. Приходится, чертыхаясь, очищать носки и брюки от этих липучек.

Многие растения образуют небольшие плоды (ягоды) с вкусной мякотью, которые хорошо поедаются птицами. Семена имеют плотную оболочку, которая защищает их от переваривания и позволяет проходить через кишечник неповрежденными. Птицы могут занести семена в те места, где они ранее не встречались и тем самым обогащают видовой состав тех или иных биоценозов. Птицы активно расселяют красную и черную бузину, калину, рябину, терн, смородину, шиповник, крушину, барбарис, бересклет, бруснику, малину, землянику и другие растения с вкусными плодами. Птицы поедают даже ядовитые для человека ягоды – волчье лыко, ландыш, майник двулистный, несъедобные плоды бересклета и жимолости.

Полакомившись сочными ягодами, птицы разлетаются, садятся на деревья передохнуть. После них вместе с пометом остаются семена. Пройдет какое-то время и весной появится поросль ягодников. Однажды на пустынном холме я нашел густую поросль шиповника. Холм был одинокий, а лес, где рос шиповник, был далеко. Несомненно, стайка птиц отдыхала здесь после сытного обеда и оставила семена, да и еще вместе с удобрениями. Прошло несколько лет, и на холме образовались заросли колючего кустарника, плоды которого являются кормом для птиц, а для людей источником витаминов. Как-то, собирая лесные ягоды, мы набрели на поле, усыпанное ароматной земляникой. Когда-то здесь выращивали пшеницу, потом поле забросили, и оно заросло дикими травами, а птицы засеяли его вкусной ягодой. Таких примеров можно привести множество.

Летом плоды зеленые, незаметные среди листвы. В конце лета и осенью плоды становятся ярко-красными, желтыми или оранжевыми. На фоне зеленых листьев они хорошо видны. У некоторых растений к концу лета листья желтеют или краснеют; у них плоды имеют темную окраску (черемуха, черная бузина и др.). Ягоды в большинстве своем поедаются птицами и млекопитающими, которые обладают цветовым зрением и хорошо различают красные и желтые ягоды на зеленом фоне. Это для них растения приготовили такие красивые и вкусные ягоды.

Распространению семян способствуют и те птицы, которые переваривают семена. Однако небольшая часть семян все же проходит через кишечник непереваренными, и впоследствии прорастает. Домашние животные (коровы, лошади, овцы) тоже способствуют распространению семян, в том числе и сорных растений. Пройдя непереваренными через кишечник, семена попадают в навоз, а вместе с ним – на поля.

А кто же распространяет семена растений, у которых образуется крупный плод (например, дикие яблоки, груши)? Их поедают медведи, олени, кабаны, барсуки, зайцы и другие животные. Плоды перевариваются, а семена проходят через кишечник неповрежденными. Ученые находили на месте старых куч медвежьих экскрементов густые всходы черемухи, шиповника, рябины, малины, груши. Таким образом, медведи (и другие крупные животные) бессознательно производят гнездовой посев растений, эффективность которого доказана агрономической наукой.

Для многих семян действие желудочного сока полезно, так как повышает их всхожесть. Некоторые растения настолько привыкли к поеданию их плодов животными и птицами, что без них семена прорастают очень плохо или даже вовсе не прорастают. Так, на Галапагосских островах у многолетнего томата естественным образом прорастает менее 1% семян, а при поедании плодов гигантскими черепахами, прорастало 80% семян.

Еще один пример. В США произрастает можжевельник, из древесины которого когда-то изготавливали карандаши (из-за этого его называют «карандашным» деревом). Промышленность требовала большого количества древесины. Кончилось это тем, что этих деревьев осталось совсем немного; можжевеловым лесам грозило исчезновение. Оказалось, семена непосредственно под материнским деревом не прорастают. Они прорастают только пройдя через кишечник птиц, которые питаются их плодами. Поэтому молодые заросли этих деревьев можно наблюдать вдоль телеграфных проводов или изгородей, на которых отдыхали птицы.

Семена верблюжьей колючки хорошо прорастают пройдя через кишечник животных. Боб переваривается, а сами семена – нет, и выходят наружу непереваренными. Кроме того, жуки-навозники закапывают помет вместе с семенами, в результате чего большинство из них оказываются в отличной грядке.

Как же распространяются крупные семена растений, таких как орешник, дуб, бук, сосна сибирская? У большинства из них семена распространяют млекопитающие и птицы – белки, мыши, бурундуки, сойки, кедровки. Животные собирают семена, делают запасы на зиму. Часть семян они съедают, а часть – забывают. Многие птицы и млекопитающие не могут найти заготовленные ими запасы семян или плодов. Если они находятся в благоприятных условиях, то дают начало развитию новых растений. Кроме того, животные часть запасаемых семян теряют по дороге. Они впоследствии так же могут прорасти и дать начало новым растениям.

Муравьи часто запасают семена, имеющие маслянистые и мучнистые придатки (например, семена фиалок, чистотела, хохлатки, чистяка). Придатки они отгрызают и поедают, а семена бросают. Они впоследствии прорастают. Вдоль муравьиных троп очень часто произрастают растения, семена которых разносят муравьи.

Споры грибов разносятся жуками-мертвоедами и млекопитающими (кабанами, лосями, оленями), которые поедают плодовые тела грибов. Споры, так же как и семена, проходя через кишечник, не перевариваются.

Разные способы распространения семян связаны с местом их произрастания в экосистеме леса и обитания животных. Так, в верхнем ярусе леса преобладают растения, семена которых распространяются ветром, млекопитающими и птицами. В последнем случае крупные плоды и семена переносятся животными при их запасании, а мелкие – поедаются и переносятся непосредственно в кишечнике. В кустарниковых и травянистых ярусах леса много растений, семена которых распространяются через кишечный тракт птиц, а среди травянистых растений леса – муравьями.

Так что, дорогие ребята, растения могут достаточно быстро и эффективно путешествовать, используя для этого все имеющиеся в наличии транспортные средства.

Анатолий Садчиков,
профессор Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова,
вице-президент Московского общества испытателей природы
http://www.moipros.ru
[email protected]

.
.
.

ВАМ ПОНРАВИЛСЯ МАТЕРИАЛ? ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШУ EMAIL-РАССЫЛКУ:

Каждый понедельник, среду и пятницу мы будем присылать вам на email дайджест самых интересных материалов нашего сайта.

Проект Как путешествуют растения, или По земле и по воздуху

Возраст участников проекта

Учащиеся 1-3 классов

Размещаем мини-анкету по авторскому праву для читателей-детей

Цели и задачи проекта

Основная цель проекта:

Разобраться, как и отчего происходит, что растения могут произрастать в самых неожиданных местах

Задачи:

  • Прочитать книгу А. Мёллер "По земле и по воздуху"
  • выяснить: как путешествуют растения, провести экскурсии
  • создать 3D книгу "Растения нашего края" и презентацию "Семена путешествуют".
  • составить инфографику "По земле и по воздуху: как путешествуют растения"

Краткая аннотация проекта

Проект, в котором примут участие школьники 1-3 классов, посвящён одному из разделов экологии: растениям. Ребята научатся находить книги по теме, узнают, как семена растений путешествуют, какие растения произрастают в родном краю. Научатся работать с сервисами Веб 2.0. Итогом проекта станет совместно выполненная инфографика "По земле и по воздуху. Как путешествуют растения"

Ключевые слова

  • Мёллер
  • Растения
  • Экология
  • Семена
  • Земля
  • Воздух
  • Цветок
  • Росток
  • Стручок
  • Дерево

Проблемный вопрос: Почему семена растений путешествуют?

Самостоятельные исследования учащихся в рамках учебного проекта

1. Тема: Растения - родители семян

Вопрос для исследования :

  • Как появляются растения?

Цель исследования :

  • прочитать книги по теме
  • принять участие в экскурсии по парку и нйти там разыне растения, зарисовать их
  • найти ответы в книге на вопросы о том, что за растения зарисованы на экскурсии в парке

Результат :

  • из рисунков и подписей к ним сделать 3D книгу "Растения нашего края".

2. Тема: Семена-путешественники

Вопрос для исследования :

  • Каким образом семена растений могут попадать в разные места?

Цель исследования :

  • рассмотреть гербарий растений и семян нашего края
  • выяснить как семена могут попадать в различные места
  • записать рассказ о "путешествии" семян

Результат

  • создать презентацию в SlideShare "Как семена растений путешествуют"

Продолжительность работы над проектом

  1. Проект длится один месяц.
  2. Проходит в два этапа.
  3. Первый - первичное знакомство с книгой, чтение.
    • Библиотекарь знакомит с книгами по теме, которые есть в библиотеке.
    • Ознакомление с веб-сервисами для представления материалов проекта.
    • Создаём 3D книгу.
    • Продолжительность этапа - 2 недели.
  4. Второй - учимся определять растения по семенам, как они могут "путешествовать"
    • Создаём презентацию.

Критерии оценивания работ учащихся

  • полнота раскрытия темы,
  • аккуратность и эстетичность проектной работы,
  • умение отбирать и анализировать информацию,
  • грамотность

Ссылки на ресурсы Интернет по теме проекта

Рефлексия:Что учащимся понравилось/не понравилось в проекте

Во время проведения сетевого проекта невозможно обойтись без рефлексии участников, то есть мнения о том, понравилось или не понравилось ребенку работа, что именно понравилось или нет. Её можно проводить в разных формах. Наиболее простая форма проведения - это опрос в вики, или тот, который можно провести используя Google-форму. Что такое рефлексия можно прочитать в статье