Всеволод Фёдорович Руднев. Всеволод федорович руднев Командир варяга руднев биография

«Русские умеют умирать...»

(Рапорт капитана Руднева о бое крейсера Варяг)

Я не собирался писать об этом бое, так как считаю, что сегодня в России вряд ли найдешь грамотного человека, который не знал бы о героическом подвиге экипажей крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" в первый день русско-японской войны. Об этом написаны сотни книг и статей, снят кинофильм. До мельчайших подробностей описаны сам бой, судьба крейсера и его команды. Поэтому я не видел особого смысла в написании поста на данную тему, пока в Интернете не начал наталкиваться на критические высказывания, ставящие под сомнение героизм и профессионализм командира «Варяга» - капитана Руднева. Тем не менее, даже решившись на эту работу, я не хочу повторяться, и пересказывать и так хорошо известные всем увлекающимся военно-морской историей людям подробности подвига русских кораблей. Для тех же, кто по недоразумению, молодости лет или принадлежности к женскому полу не ведает об этом событии, скажу главное. Русский бронепалубный крейсер «Варяг и канонерская лодка «Кореец» вступили 26.01. (8.02. по новому стилю) 1904 г в неравный бой с японской эскадрой, состоявшей из 6 крейсеров (1 броненосного и 5 бронепалубных), поддерживаемых 8-ю миноносцами. Итого: двое против четырнадцати! Сражение продолжалось около 1 часа, после чего избитые русские корабли предпочли гибель позорной сдаче в плен; «Кореец» был взорван, а «Варяг» затоплен в надежде, что после окончания войны его можно будет поднять и вернуть в строй.

Схема боя крейсера "Варяг" и канонерки "Кореец" против японской эскадры

Как я уже говорил, подвиг русских моряков неоднократно и очень подробно описан в многочисленных публикациях. Правда, в последнее время появился ряд критических статей на эту тему (огульная критика всего и вся сегодня очень типична для нас, отказывающихся не только от своей истории, но и от своей страны); но даже эти критические статьи не оспаривают величие подвига русских моряков, а лишь расставляют новые акценты в поиске «виновников» подвига (исходя из мнения, что любой подвиг – следствие неправильных действий бездарностей). В этой области можно бесконечно «ломать копья», потому что при демократии «сколько людей, столько мнений». Однако я сейчас не об этом. Я – о русских людях, по вине ли бездарностей, или по независящим от них обстоятельствам шедших на смерть, чтобы защитить свою Родину и отстоять ее принципы и ценности. Я лично думаю, что сегодня не столь важно, кто загнал русские корабли в ловушку: отдававшие неправильные распоряжения наместник императора на Дальнем Востоке адмирал Алексеев, посланник в Сеуле дипломат Павлов или слишком прямолинейно понимавший порядок службы, и не желавший нарушать идиотские предписания сверху командир «Варяга» капитан 1-го ранга Руднев. Важно другое: русские люди показали всему миру, что они не трусы, что они умеют стоять насмерть перед численно превосходящим врагом. И тот же Руднев, которого сегодня любители «жареного» вдруг решили оплевать за то, что он не осмелился вовремя увести корабли в Порт-Артур (а как он, военный человек, мог это сделать без прямого приказа «сверху»?), в бою себя показал настоящим храбрецом. Раненый, остался на мостике, и до самого конца руководил боем. Плохо руководил, как говорят сегодняшние «исследователи»? Мне интересно, а как бы они руководили на его месте? Нам сегодня очень легко рассуждать, сидя в теплой комнате за компьютером, со стаканом горячего чая и «с ногами в тазике с горчицей». А если ты на качающемся мостике обстреливаемого со всех сторон крейсера, скорость у твоего корабля из-за надорванных испытателями экспериментальных котлов – в половину от заявленной в формуляре, в черепе горит огнем осколок вражеского снаряда, перед тобой 14 японских кораблей, а впереди - неизвестность?.. Честно скажу: не хотел бы я быть на месте Руднева!


Крейсер "Варяг" в походе

Именно поэтому, потому что я на секунду представил себя на месте Руднева, потому что меня возмутили злобные выпады сегодняшних критиканов в его сторону, я и решил выставить пост о корабле, о которым вообще не собирался писать из-за его повсеместной и всенародной известности. Но чтобы не быть попугаем, повторяющим всем известное, я решил вместо подробного описания знаменитого боя опубликовать здесь случайно мною обнаруженный на сайте http://cruiserx.narod.ru/ исторический документ: рапорт капитана 1-го ранга Руднева от 6.02.1904 г (по старому стилю) о недавно проведенном бое, документ, написанный еще в запале только что пережитых событий, «по горячим следам» неравной схватки. Эти слова Руднева можно критиковать, высчитывая события «по секундам», искать в них противоречия. Но у них не отнимешь одного: запаха горящего пороха и вкуса зазубренного металла, врезающегося в живое тело…


"Варяг" и "Кореец" выходят из Чемульпо, чтобы сразиться с японцами (фото 1904 г)

"26 января 1904 года мореходная канонерская лодка "Кореец" отправилась с бумагами от нашего посланника в Порт-Артур, но встреченная японская эскадра тремя выпущенными минами с миноносцев заставила лодку вернуться обратно. Лодка стала на якорь около крейсера, а часть японской эскадры с транспортами вошли на рейд для своза войск на берег. Не зная, начались ли военные действия, я отправился на английский крейсер "Тэлбот" условиться с командиром относительно дальнейших распоряжений. Командир крейсера как старший из командиров, съездив на японское судно (японский адмирал вернулся за остров Иодолми, не приходя на рейд), заставил японского командира поручиться за свои суда в том, что они не сделают нападения на рейде, от себя дав такое же уверение за суда всех наций, и объявил, что сам будет стрелять в того, кто первый сделает нападение. Ночь прошла спокойно, хотя на всех судах ожидали ночной атаки, не доверяя словам японцев.
27 января утром в 7 часов 30 минут командиры иностранных судов: английского крейсера "Тэлбот", французского "Паскаль", итальянского "Эльба" и американского "Виксбург" получили извещение (с указанием времени сдачи уведомления) от японского адмирала, что война объявлена и что адмирал предложил русским судам уйти с рейда до 12 часов дня, в противном случае они будут атакованы всей эскадрой на рейде после 4 часов дня, причем предложено иностранным судам уйти с рейда на это время для их безопасности. Это сведение было доставлено мне командиром французского крейсера "Паскаль", с которым я отправился на заседание командиров. Во время заседания командиров на крейсере "Тэлбот" мною было получено письмо (в 9 часов 30 минут утра) через русского консула от японского адмирала, извещающее о начале военных действий, с предложением уйти с рейда до 12 часов дня. Командиры решили, что, если я останусь на рейде, они уйдут, оставив меня с "Корейцем" и пароходом "Сунгари". Вместе с сим решили послать адмиралу протест против производства нападения на нейтральном рейде.


"Варяг" и "Кореец" вступают в бой

Вернувшись на крейсер, я собрал офицеров и объявил о начале военных действий, причем было решено прорываться, а в случае неудачи взорвать крейсер; для чего впоследствии приготовили в минном погребе запальный патрон со шнуром Бикфорда. Производство взрыва поручил ревизору мичману Черниловскому-Сокол. Мотивы были следующие: 1) Бой на рейде не представлял удобства ввиду невозможности свободного маневрирования за неимением места. 2) Исполняя требование адмирала, имелась слабая надежда на то, что японцы выпустят из шхер и дадут сражение в море; последнее было предпочтительнее, так как в шхерах приходится идти известным курсом и, следовательно, подставляя борт в невыгодное положение, нельзя использовать все средства защиты.
Затем была собрана команда, объявлено ей о войне и даны всем соответствующие инструкции. В 11 часов 20 минут крейсер снялся с якоря с лодкой "Кореец", вступившей в кильватер на расстоянии полутора кабельтова. На иностранных судах были выстроены во фронт команды и офицеры, на итальянском крейсере музыка играла русский гимн, при нашем проходе кричали "ура". Японская эскадра в числе шести судов (сведения о численности и названии судов были получены после боя с английского крейсера) - "Асама", "Нанива", "Такачихо", "Чиода", "Акаси", "Нийтака" и 8 миноносцев - под общей командой контр-адмирала Уриу расположилась в строе пеленга от острова Риху. Миноносцы держались за своими судами.


В 11 часов 45 минут с крейсера "Асама" был сделан первый выстрел из 8-дюймового орудия, вслед за которым вся эскадра открыла огонь. Впоследствии японцы уверяли, что адмирал сделал сигналом предложение о сдаче, на которое командир русского судна ответил пренебрежением, не подняв никакого сигнала. Действительно, мною был виден сигнал, но я не нашел нужным отвечать на него, раз уже решил идти в бой. После чего, произведя пристрелку, открыли огонь по "Асама" с расстояния 45 кабельтов. Один из первых снарядов японцев, попав в крейсер, разрушил верхний мостик, произведя пожар в штурманской рубке, и перебил фок-ванты, причем были убиты далъномерный офицер мичман граф Нирод и все дальномерщики станции №1 (no окончании боя найдена одна рука графа Нирода, державшая дальномер). После этого выстрела снаряды начали попадать в крейсер чаще, причем недолетавшие снаряды осыпали осколками и разрушали надстройки и шлюпки. Последующими выстрелами было подбито 6-дюймовое орудие №3; вся прислуга орудия и подачи убита или ранена и тяжело ранен плутонговый командир мичман Губонин, продолжавший командование плутонгом и отказавшийся идти на перевязку до тех пор, пока, обессилев, не упал. Непрерывно следовавшими снарядами был произведен пожар на шканцах, который был потушен старанием ревизора мичмана Черниловского-Сокол, у которого осколками было изорвано бывшее на нем платье. Подбиты 6-дюймовые орудия - XII и IX; 75-мм - №21; 47-мм - №27 и 28. Почти снесен боевой грот-марс, уничтожена дальномерная станция №2, подбиты орудия №31 и №32, а также был произведен пожар в рундуках и в броневой палубе, вскоре потушенный. При проходе траверза острова Иодолми одним из снарядов была перебита труба, в которой проходят все рулевые приводы, и одновременно с этим осколками другого снаряда, залетевшими в боевую рубку, был контужен в голову командир крейсера, убиты наповал стоявшие по обеим сторонам его горнист и барабанщик, ранен в спину вблизи стоявший рулевой старшина (не заявивший о своей ране и остававшийся все сражение на своем посту); одновременно ранен в руку ординарец командира. Управление было немедленно перенесено в румпельное отделение на ручной штурвал. При громе выстрелов приказания в румпельное отделение были плохо слышны, и приходилось управляться преимущественно машинами, несмотря на это крейсер все же плохо слушался. В 12 часов 15 минут, желая выйти на время из сферы огня, чтобы по возможности исправить рулевой привод и потушить пожары, стали разворачиваться машинами, и, так как крейсер плохо слушался руля и ввиду близости острова Иодолми, дали задний ход обеими машинами (крейсер поставило в это положение в то время, когда был перебит рулевой привод при положенном лево руле). В это время огонь японцев усилился, и попадание увеличивалось, так как крейсер, разворачиваясь, повернулся левым бортом к неприятелю и не имел большой скорости. Тогда же была получена одна из серьезных подводных пробоин в левый борт, и третья кочегарка стала быстро наполняться водой, уровень коей подходил к топкам; подвели пластырь и начали выкачивать воду; тогда уровень воды несколько спал но, тем не менее, крейсер продолжал быстро крениться. Снарядом, прошедшим через офицерские каюты, разрушившим их и пробившим палубу, была зажжена мука в провизионном отделении (тушение пожара производилось мичманом Черниловским-Сокол и старшим боцманом Харьковским), а другим снарядом разбиты коечные сетки на шкафуте над лазаретом, причем осколки попали в лазарет, а сетка загорелась, но вскоре была потушена. Серьезные повреждения заставили выйти из сферы огня на более продолжительное время, почему и пошли полным ходом, продолжая отстреливаться левым бортом и кормовыми орудиями. Одним из выстрелов 6-дюймового орудия №XII был разрушен кормовой мостик крейсера "Асама" и произведен пожар, причем "Асама" прекратила на время огонь, но вскоре открыла снова. Кормовая его башня, по-видимому, повреждена, так как она до конца боя не действовала более. Только при проходе крейсера к якорному месту и когда огонь японцев мог быть опасен для иностранных судов, они его прекратили, и один из преследовавших нас крейсеров вернулся к эскадре, остававшейся на фарватере за островом Иодолми. Расстояние настолько увеличилось, что продолжать огонь нам было бесполезно, а потому огонь был прекращен в 12 часов 45 минут дня.


В 1 час дня, став на якорь близ крейсера "Тэлбот", приступили к осмотру и исправлению повреждений, а также подвели второй пластырь; одновременно с этим оставшаяся команда была разведена по орудиям в ожидании нападения неприятельской эскадры в 4 часа на рейде. По осмотре крейсера, кроме перечисленных повреждений, оказались еще следующие: все 47-мм орудия не годны к стрельбе, еще пять 6-дюймовых орудий получили различные повреждения и семь 75-мм орудий повреждены в накатниках и компрессорах. Разрушено верхнее колено третьей дымовой трубы, обращены в сито все вентиляторы и шлюпки; пробита верхняя палуба в нескольких местах; разрушено командирское помещение, поврежден фор-марс и еще найдены четыре подводные пробоины различной величины, а также много еще других повреждений. Несмотря на то, что все иностранные суда были готовы к уходу, они все немедленно прислали шлюпки с врачами и санитарами, которые приступили к перевязке раненых. Убедившись после осмотра крейсера в полной невозможности вступить в бой и не желая дать неприятелю возможность одержать победу над полуразрушенным крейсером, общим собранием офицеров решили потопить крейсер, свезя раненых и оставшуюся команду на иностранные суда, на что последние изъявили полное согласие вследствие моей просьбы. Перевозка раненых и команды с крейсера производилась на гребных судах иностранных крейсеров. Командир французского крейсера "Паскаль" капитан 2 ранга В. Сенес, прибыв на крейсер, лично много содействовал при перевозке раненых и команды.


поврежденный "Варяг" вновь на рейде Чемульпо (фото 1904 г)

В продолжение часового боя были: контужен в голову командир крейсера; ранены 3 офицера (тяжело мичман Губонин, легко мичманы Лабода и Балк) и нижних чинов серьезно - 70 и многие получили мелкие раны от осколков рвавшихся литидных снарядов; убиты мичман граф Нирод и нижних чинов - 38.
Когда команда покинула крейсер, старший и трюмный механики совместно с хозяевами отсеков открыли клапана и кингстоны и отвалили от крейсера. Пришлось остановиться на потоплении крейсера вследствие заявлений иностранных командиров не взрывать крейсер в виду крайней опасности для них, тем более что крейсер уже начал погружаться в воду. Командир со старшим боцманом, удостоверившись еще раз, что никого на судне не осталось, последним покинул крейсер в 3 часа 40 минут, сев на французский катер, который ожидал его у трапа вместе с командиром крейсера "Паскаль". Крейсер, постепенно наполняясь водой и продолжая крениться на левый борт, в 6 часов 10 минут дня погрузился в воду. Распределение числа раненых и команды было сделано по взаимному согласию командиров трех судов: французского крейсера "Паскаль", английского крейсера "Тэлбот" и итальянского крейсера "Эльба". Американский авизо "Виксбург", хотя и прислал своего доктора для перевязки, но принять людей с тонущего крейсера отказался за неимением разрешения от своего министра. Ввиду того что перевозка раненых заняла очень много времени, с перевозкой остальной команды пришлось слишком спешить вследствие заявления командиров окончить погрузку около 4 часов. Были взяты судовые документы, и команда отправлена с малыми чемоданами; офицеры же, занятые отправкой раненых и исполнением своих обязанностей, не успели захватить ничего из своих вещей.


"Варяг" с открытыми кингстонами кренится, прежде чем затонуть (фото 1904 г)

Итальянские офицеры, наблюдавшие за ходом сражения, и английский паровой катер, возвращавшийся от японской эскадры, утверждают, что на крейсере "Асама" был виден большой пожар и сбит кормовой мостик; на двухтрубном крейсере между труб был виден взрыв, а также потоплен один миноносец, что впоследствии подтвердилось. По слухам, японцы свезли в бухту А-сан 30 убитых и много раненых.
Японский посланник на основании инструкции, полученной от своего правительства, уведомил французского посланника, что японское правительство удовлетворяется тем, чтобы офицеры и команда судов были отправлены в Шанхай с обязательством не выезжать севернее Шанхая и не принимать участие в военных действиях. Между тем, день спустя французское правительство уведомило своего представителя непосредственно, что команда, находящаяся на "Паскале", должна быть немедленно отправлена в Сайгон. Английское же правительство решило отправить в Сингапур или Коломбо. Что же касается людей, находящихся на крейсере "Эльба", то ко времени ухода "Паскаля" из Чемульпо никакого решения еще получено не было.


Взрыв канонерской лодки "Кореец" (фото 1904 г)

Крейсер "Паскаль" 3 февраля ушел со мною, тремя офицерами и тремя чиновниками крейсера "Варяг", с частью команды крейсера, всею командою лодки "Кореец", охранною командою (броненосца "Севастополь") и казаками охраны миссии.
Ходатайство о награждении офицеров и команды за их беззаветную храбрость и доблестное исполнение долга представляю особо. По сведениям, полученным в Шанхае, японцы понесли большие потери в людях и имели аварии на судах, особенно пострадал крейсер "Асама", который ушел в док. Также пострадал крейсер "Такачихо", получивший пробоину; крейсер взял 200 раненых и пошел в Сасебо, но дорогой лопнул пластырь, и не выдержали переборки, так что крейсер "Такачихо" затонул в море. Миноносец затонул во время боя.
Донося о вышеизложенном, считаю долгом доложить, что суда вверенного мне отряда с достоинством поддержали честь Российского флага, исчерпали все средства к прорыву, не дали возможности японцам одержать победу, нанесли много убытков неприятелю и спасли оставшуюся команду.
Подписал: командир крейсера 1 ранга "Варяг" капитан 1 ранга Руднев".


Затопление поврежденного "Варяга" (открытка 1904 г)

Таким образом, начавшийся в 11 часов 45 минут бой закончился в 12 часов 45 минут. С "Варяга" за это время было выпущено 425 снарядов 6-дюймового калибра, 470 75-мм и 210 47-мм калибров, а всего израсходовано 1105 снарядов.
На канонерской лодке "Кореец" повреждений не было, как не было убитых и раненых. Учитывая сложившееся положение, на совете офицеров "Варяга" и "Корейца" решили крейсер и канонерскую лодку уничтожить, а команды свезти на иностранные корабли. Канонерскую лодку "Кореец" взорвали, а крейсер "Варяг" потопили, открыв все клапаны и кингстоны. В 18 часов 20 минут он лег на борт. В период отлива крейсер обнажился более чем на 4 метра. Таким образом, Руднев сделал все, чтобы после окончания войны (в победном результате которой он, как и все русские люди, не сомневался), крейсер можно было быстро поднять и вернуть в строй. Однако в русско-японской войне победили японцы; они подняли крейсер и отбуксировали его из Чемульпо в Сасебо, где отремонтировали, и ввели в строй. Интересный нюанс: японцы сделали «Варяг», получивший в японском флоте название «Сойя», учебным кораблем. Всем курсантам, готовившимся стать офицерами японского флота, рассказывали о героической судьбе их учебного корабля, приводя в пример подвиг русских моряков, достойный самурайских традиций. Японцы на примере русских моряков учили свою молодежь самурайскому самопожертвованию! Об этом сегодняшние «исследователи», критикующие подвиг Руднева и крейсера «Варяг», стараются не говорить (или просто не знают?).

Медаль «За бой «Варяга» и «Корейца» 27 января 1904»

Во время первой мировой войны Российская империя и Япония стали союзниками. В 1916 году крейсер «Соя» (вместе с рядом других кораблей) был выкуплен Россией, и 5 апреля 1916 года переведён во Владивосток. После чего под прежним именем «Варяг» был включён в состав флотилии Северного Ледовитого океана. «Варяг» совершил переход из Владивостока в Романов-на-Мурмане под флагом командующего Отряда судов особого назначения контр-адмирала А. И. Бестужева-Рюмина. В феврале 1917 года он ушёл на ремонт в Великобританию, где был конфискован британцами, поскольку советское правительство отказалось платить за его ремонт (по другим данным крейсер после Октябрьской революции продан официальным представителям России). В 1920 году крейсер был перепродан германским фирмам на слом. В 1925 году при буксировке корабль попал в шторм и затонул у берега в Ирландском море. Часть металлических конструкций была тогда же снята местными жителями. Был впоследствии взорван.
В 2003 г. состоялась первая российская экспедиция с погружением в район обломков, были подняты некоторые небольшие детали. Интересно, что в погружении принимал участие внук капитана Руднева, проживающий во Франции.

Кроме вышеизложенного, хотелось бы уточнить еще такую деталь. На многочисленных картинах, изображающих бой, «Варяг» и «Кореец» встречаются в разных раскрасках. Эта путаница связана с тем, что буквально накануне русско-японской войны корабли, до того выкрашенные в щеголеватый белый цвет с торжественными желтыми трубами, были перекрашены для скрытности в оливково-зеленый камуфляж. В этом виде героические корабли и приняли бой. Однако некоторые художники этого не знали, и в своих работах опирались на довоенные снимки кораблей.


Крейсер "Варяг" в довоенной окраске (фото 1901 г)


Канонерка "Кореец" в довоенной окраске (фото 1900 г)


Крейсер "Варяг" в новой окраске (1904 г)


Канонерка "Кореец" в новой окраске (1904 г)

(57 лет) Звание Гардемарин , Мичман , лейтенант флота , капитан 2-го ранга , капитан 1-го ранга и контр-адмирал [d]

Биография

Предок Всеволода Фёдоровича, матрос Семён Руднев участвовал в бою под Азовом и получил офицерский чин по указу Петра Первого (за храбрость).

Отец - Фёдор Николаевич Руднев, герой русско-турецкой войны -1829 годов . Участвовал в сражениях на Чёрном , Средиземном и Адриатическом морях , в блокаде Дарданелл и Константинополя . В 1857 году вышел в отставку, имея чин капитана 1-го ранга. Остаток жизни прожил с семьёй в своём имении. Умер в 1864 году . После его смерти семья - вдова Александра Петровна с детьми - покинула имение; некоторое время они жили в Любани Новгородского уезда Новгородской губернии .

Учёба

Последний бой «Варяга»

Накануне войны «Варяг» распоряжением царского наместника на Дальнем Востоке генерал-адъютанта адмирала Е. И. Алексеева был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо (современный Инчхон , рядом с корейской столицей Сеулом), в котором «Варяг» должен был охранять русскую миссию и нести обязанности старшего стационера на рейде.

Японская эскадра преградила путь в открытое море. В 11 часов 45 минут с крейсера «Асама », с расстояния 7000 м, раздался первый выстрел из 8-дюймового орудия, а затем вся эскадра противника открыла огонь, в основном по «Варягу». Русские матросы и офицеры вели огонь по врагу, боролись с пробоинами и пожарами под мощным огнём противника. Бой продолжался в течение часа. За это время «Варяг», согласно рапорту его командира, выпустил по противнику 1105 снарядов, «Кореец» - 52 снаряда (в то же время, подсчет количества снарядов, извлечённых из корпуса корабля японцами после его подъёма, свидетельствует о существенном завышении этой цифры). Согласно рапорту командира «Варяга», огнём крейсера был потоплен один миноносец и поврежден крейсер «Асама», а крейсер «Такачихо» после боя затонул; противник предположительно потерял около 30 человек убитыми. Официальные японские источники и архивные документы не подтверждают попаданий в японские корабли и наличие каких-либо потерь .

«Варяг» получил, по разным данным, от 7 до 11 попаданий, в том числе одну пробоину площадью 2 м² у ватерлинии, потери экипажа - 1 офицер и 30 матросов убиты, 6 офицеров и 85 матросов ранены и контужены, ещё около 100 человек получили лёгкие ранения. На «Корейце» потерь не было. По мнению Руднева, корабль не имел возможности продолжать бой, что послужило основанием для возвращения в Чемульпо и последующего уничтожения корабля. После своза команды на нейтральные корабли, «Варяг» был затоплен путём открытия кингстонов (корабль затонул на мелководье и впоследствии был поднят японцами), а «Кореец» взорван. Также был затоплен российский пароход «Сунгари» .

Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу. Командир корабля и офицеры были награждены орденом Святого Георгия 4-й степени, нижние чины - знаками отличия Военного ордена 4-й степени. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев, помимо ордена, получил звание флигель-адъютанта и стал командиром эскадренного броненосца «Андрей Первозванный » (ещё только строившегося в Петербурге).

После окончания службы

Последние годы Всеволод Фёдорович жил в Тульской губернии в своей усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда (сейчас Заокский район). 7 (20) июля года В. Ф. Руднев умер (в возрасте 57 лет). Похоронен возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино Заокского района Тульской области .

Дальнейшая судьба семьи Руднева

Рудневы воспитали троих сыновей - Николая, Георгия и Пантелеймона. В 1916 году Мария Николаевна, вдова Всеволода Фёдоровича, продала имение и переехала в Тулу вместе с двумя младшими детьми. В 1917 году к ним в Тулу приехал жить и старший сын с женой. Позже они переехали к родственникам в Севастополь . Когда гражданская война стала подходить к концу, Мария Николаевна с сыновьями эмигрировала в Югославию . Позже они переехали во Францию .

Руднев и филателия

Всеволод Фёдорович Руднев был крупным филателист ом. Он занялся филателией ещё в 1870-е годы в Петербурге. Отправляясь в 1880 году в кругосветное путешествие на крейсере «Африка», он использовал любую возможность для приобретения марок . В. Ф. Руднев собрал значительную коллекцию, содержавшую немало редкостей, в том числе «Голубой Маврикий ». К сожалению, дальнейшая судьба его коллекции не известна. По одной версии, она погибла в 1904 году , когда был затоплен «Варяг», по другой - часть её была завещана Севастопольскому военно-морскому музею. Есть факты, что сын адмирала Н. В. Руднев, сам филателист, унаследовал коллекцию отца .

В Советском Союзе и России выходили следующие филателистические материалы памяти знаменитого контр-адмирала и боевого корабля, которым он командовал:

  • 25 марта 1958 года в СССР была выпущена почтовая марка (ЦФА [ИТЦ «Марка» ] № 2135) , посвящённая В. Ф. Рудневу (художник - И. Дубасов).
  • 22 ноября 1972 года в СССР вышла серия почтовых марок, посвящённая истории отечественного флота. На марку номиналом в 3 копейки художником В. Завьяловым помещено изображение крейсера «Варяг» (ЦФА [ИТЦ «Марка» ] № 4182) .
  • 7 февраля 2002 года в России был выпущен художественный маркированный конверт из серии «Флот России» с изображением крейсера «Варяг».

См. также

Источники

Труды В. Ф. Руднева

  • Руднев В. Ф. Бой «Варяга» у Чемульпо 27-го января 1904 года. - СПб. : тип. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1907. - 24 с + 2 вкл. л. ил. [То же: Репр. воспр. изд. 1907 г. - Тула: Гриф и К, 2003. - 24 с. (Воспоминания написаны от третьего лица и подкрепляются выдержками из различных боевых донесений.)]
  • Руднев В. Ф. Кругосветное плавание крейсера «Африка» в 1880-1883 годах. - СПб. : тип. Т-ва п.ф. «Электро-тип. Н. Я. Стойковой», 1909 [на обл. 1912]. - 169 с.

Словари и энциклопедии

  • Руднев Всеволод Фёдорович // Сов. ист. энцикл. - М, 1969. - Т.12. - Стб. 243-244.

Записки русского адмирала
Всеволод Фёдорович Руднев
Из воспоминаний командира крейсера «Варяг» Всеволод Руднев _ 04.10.2013
Комментарии Версия для печати Из газеты СТОЛЕТИЕ

27 января (9 февраля) 1904 г., отстаивая честь России, крейсер «Варяг» один принял бой с японской эскадрой (6

Крейсеров и 8 миноносцев). Этот бой памятен всем нам. Он принадлежит Вечности. Народ помнит священный подвиг

«Варяга» и его славного командира. Это подвиг мученического стояния, подвиг, ставший прочным символом несгибаемого

Великого русского духа.

Итальянская газета «Matino» писала: «На мостике “Варяга” неподвижно и спокойно стоял его красавец командир. Громовое

“ура!” вырвалось из груди всех и раскатывалось вокруг. На всех судах музыка играла русский гимн, подхваченный

Экипажами, на что на русских судах отвечали тем же величественным и воинственным гимном. Воздух был чист и море

Успокаивалось. Подвиг великого самопожертвования принимал эпические размеры»…

Будучи на покое (в 1905 г. вследствие интриг Руднев был отправлен в отставку, проживал в деревне Мышенки Тульской

Губернии), контр-адмирал написал пространный очерк «Бой “Варяга” у Чемульпо 27-го января 1904 года» (СПб., 1907),

Затем автобиографическую книгу «Кругосветное путешествие крейсера “Африка” в 1880-1883 гг.» (СПб., 1909), работал он

И над мемуарами, но, увы, рукопись пропала во время гражданской войны. До конца дней своих занимался он делами

Мирскими, хозяйственными, попечительствовал земским школам, был ктитором храма Казанской иконы Божией Матери в селе

Савине Тульской губ. (ныне там музей Руднева), где и обрёл он последний приют. Скончался народный герой 100 лет

Если о бое «Варяга» мы знаем почти всё, то рассказ о путешествии на «Африке» сегодня остаётся достоянием лишь узкого

Круга специалистов, книга никогда не переиздавалась, между тем она примечательна во многих отношениях - во-первых,

Это документ эпохи, русского морского уклада и быта, службы; череда интереснейших зарисовок далёких, таинственных

Стран и их обитателей плавно разворачивается на её страницах. Во-вторых, сочинение это, несомненно, передаёт живое

Дыхание времени благодаря наблюдательности автора (который часто в повествовании называет себя лейтенантом Р., ведя

Разговор от третьего лица), оно, в известной степени, помогает составить верное суждение о личности молодого офицера

Человека высокой культуры, примерного, исполнительного, честного, с непременным чувством долга, служения

Отечеству, преданности Государю. А вертикалью этого характера положительно представляется истинная доброта, любовь к

Ближнему и светлое православное мировидение. Все эти качества, укрепившиеся с годами, скажутся в командире «Варяга»

В момент славной битвы, о которой и по сей день народ поёт песни. И если во время командования «Варягом» образ

Руднева видится подобным эпическому монументу, то в период плавания на «Африке» - это ещё молодой, набирающий силы и

Всеволод Фёдорович накрепко запомнил отеческую заповедь: «На твою долю выпадает честь отметить 200-летие службы

Рудневых Российскому флоту. Помни - среди Рудневых трусов и изменников не было. Не склоняй головы перед врагом, пока

Она цела. Не спускай пред ним флага!»

Итак… в апреле 1880 г. Руднев был назначен на крейсер «Африка».

«В 1880 году в виду ожидавшихся политических осложнений на Дальнем Востоке, из Кронштадта были отправлены несколько

Судов на пополнение эскадры Тихого океана. <…> Впоследствии политические тучи рассеялись, суда вернулись, но на долю

„Африки" все-таки выпало крайне редкое и интересное плавание… <…>» В трёхлетней кругосветке предстояло выполнять

Морскую программу Правительства по исследованию Мирового океана.

«[Индийский океан] встретил нас не особенно милостиво, хотя мы попали сразу в попутный муссон; сильный ветер

Прибавлял ходу, но вместе с тем не оставлял крейсер в покое, заставляя его качаться со стороны в сторону довольно

Ревностно, причем размахи доходили до 30 и более градусов. Вдобавок к этому влажность воздуха, при сильной жаре,

Была настолько велика, что все делалось мокрым: и постель, и белье, и платье на себе. Горячей пищей не всегда

Пользовались, сначала повару удалось сварить суп, но услужливый муссон выплеснул его из кастрюли. Дальше уж не

Помню, что и как он готовил, но только мы с нетерпением ждали прихода в Сингапур.

Были и развлечения - сильные шквалы с дождем часто нападали на крейсер, днем еще они не доставляли особенных хлопот,

Зато ночью прямо надоедали. Стоишь на мостике, кругом непроглядная тьма, и вдруг со стороны идет что-то черное,

Темнее ночи, едва успеешь сделать распоряжение об убавке парусов, как раздаются свист и вой в снастях и проливной

Дождь промочит насквозь. Вахтенный начальник спросит, все ли благополучно на марсе, и, получив ответ, опять шагает

До следующего шквала, внимательно всматриваясь в окружающую тьму. <…> По мере приближения к Малаккскому проливу

Океан стал спокойнее, и нам удалось видеть одно из редких явлений природы: все море кругом до горизонта представляло

Тускло светящуюся поверхность молочного цвета с резко очерченными границами. Крейсер, идя по тёмной воде, постепенно

Приближаясь к этой как бы снежной равнине, вошел в неё и в течение часа шёл точно в молоке, между тем вода,

Зачерпнутая из-за борта, не имела никакого цвета».

«…вышли из Сингапура при хорошей погоде и порядочно высокой температуре наружного воздуха. Было так тихо и спокойно,

Все мы надеялись, что погода установилась надолго; однако уже 15 августа при закате солнца небо окрасилось в

Темно-багровый цвет, несомненно указывающий на перемену погоды, а потому было отдано приказание приготовиться к

Встрече неприятного гостя Китайского моря; тайфуна…. До 5 часов утра 18 августа, при ветре, перешедшем к

Юго-западу, ураган дул с наибольшей силой; волнение и зыбь дошли до значительных размеров, и наибольшие размахи

Достигали 40 градусов на сторону; палуба от набегавших волн была все время в воде. Ветер завывал в снастях, крейсер

Бросало как щепку, что-то трещало, гремело, ; одним словом, положение было ужасное. Так продолжалось до 6 часов

Утра, когда, наконец, барометр тронулся вверх, сила урагана стала слабеть… <…>

Мне пришлось стоять вахту, будучи привязанным к поручню, держась одной рукой и меняя положение ног сообразно

Наклонению мостика, другой же рукой закрывал по очереди каждую сторону лица, так как боль от дождя, ударявшегося с

Большой силой, была невыносима.

С каждым размахом судна волны обдавали с головы до ног, и за четырехчасовую вахту на мне не осталось сухой нитки;

Впрочем, это нисколько не мешало бодрому, даже веселому настроению духа. Спокойствие Командира, сумевшего вдохнуть в

Нас уверенность и бодрость, передавалось и на команду. Стоишь на мостике в такой ужасной обстановка, а самому и

Больно от дождя и смешно смотреть при виде вахтенных матросов, которые прилагали невероятные усилия, чтобы в

Промежутке между работами, танцевать под гармонику около полубака, куда попадали только брызги; их комические

Движения для сохранения равновесия заставляли по временам хохотать от души. <…> Внизу в палубах и кают-компании о

Каком-либо комфорте и думать было нечего - повсюду едва успевали откачивать воду. <…> Офицеры посменно работали в

Палубах, а свободные отдыхали на скамейках в кают-компании, причем приходилось упираться то головой, то ногами...

Когда на другой день стихло, на моей вахте было отдано приказание: открыть люки. Команда высыпала на верх, и все как

Один, сняв фуражки, перекрестились, благодаря Бога за спасение от угрожавшей опасности».

«17 сентября поздно вечером крейсер отдал якорь в бухте около Владивостока… <…> Скажем теперь о Владивостоке. Город

Растянут на одной стороне бухты Золотого рога, тогда как другая сторона покрыта лесом, да у самой воды стоят

Угольные склады Маковского. В описываемое нами время на углах были прибиты дощечки с названиями улиц, но самых улиц

Еще не было, кроме вымощенной Светланской и такой же в офицерскую слободку… Церковь была одна, очень маленькая,

Деревянная. На собор собирали деньги, но они куда-то исчезали, и долгое время Владивосток не имел собора».

«… молодежь решила… посетить Токио. И, как ни дико звучит это для новорусского слуха (выд. - Н.М.), первым делом

Решила посетить в Токио Русскую Духовную миссию, возглавляемую нашим знакомым, уже епископом, Николаем. <…> Первый

Наш визит был в Русскую Духовную миссию, построенную в северной части округа Сото-Сиро в местности Суруга-дай. Дом

Двухэтажный, каменный, стоит на горе, по склонам которой ютятся японские деревянные домики. Церковь небольшая,

Простая, но вполне приличная, светлая и очень чистая. Мы попали на литургию, которую совершал молодой иеромонах с

Диаконом-японцем, пели дети из школы. Чрезвычайно приятно видеть благочиние в церкви, мужчины и женщины стоят на

Разных сторонах, никто не опаздывает, не разговаривают и не оборачиваются.

Проповедь сказать вышел сам епископ Николай, причем японцы сели на пол. Живой струей лилась японская речь

Высокочтимого пастыря и видно было, что слушатели не проронили ни одного слова из его проповеди.

Японцы не привыкли к продолжительному стоянию на ногах, и потому они садятся на пол во время проповеди епископа. <…>

Перед отъездом посетили епископа Николая, принявшего нас самым сердечным образом».

«20 декабря - Новый Год у иностранцев. Пришлось объехать все стоящие на рейде суда, а их собралось порядочно, тут

Были англичане, американцы, итальянцы, немцы, французы и японцы. Офицеры ездили на две смены, дело в том, что

Обыкновенно заставляли пить бокал шампанского на каждом судне, а их больше 20, естественно, одна смена не может

Выдержать радушных приемов». «25-го приехал на крейсер епископ Николай. <…> 1 января 1881 года мы встретили стоя на

Рейде Иокогамы, это был первый новый год, встреченный на чужбине, всем было грустно, и потому после скромного ужина

Сейчас же разошлись по каютам».

«21 января (1881 г.) получили приглашение представиться Микадо. <…> В зале около кресла, обитого шелковой материей

Лилового цвета, с затканными серебряными астрами, стоял Его Величество Микадо Муцухито (тот самый, что в 1907 г.

Вручит Рудневу высшую награду Японии - орден Восходящего солнца II ст. - Н. М.) в генеральском мундире с двумя

Принцами по бокам. С самого входа начались поклоны, через три шага, пока не добрались до императора, который

Обменялся с адмиралом короткими приветствиями. Затем начали пятиться назад до дверей. В другой комнате выпили по

Чашке чая и вернулись обратно в Иокогаму».

21 февраля «торжество… по случаю восшествия на престол Государя Императора. Утром было молебствие, салюты с подъемом

Флагов, днем шлюпочная гонка, вечером иллюминация <…> 28 февраля крейсер „Африка” покинул Иокогаму, направляясь в

Залив Овари с разрешения Микадо, который хотел выразить особое внимание нашему адмиралу, предложив осмотреть порты,

Не открытые для европейцев».

Там экипаж застало трагическое известие о событии 1-го марта в С.-Петербурге. (Убийство террористами Государя

Александра II – Н.М.). «Иокагамский рейд при нашем приходе представлял грустную картину - флаги приспущены, реи

Скрещены и полная тишина даже при проходе адмирала. Приехавший священник отслужил панихиду, привел нас к присяге

Новому Государю и отслужил молебен по случаю восшествия на престол Императора Александра III. Мы все были глубоко

Потрясены и действительно горевали. Микадо прислал сочувственную телеграмму в посольство…»

«2 мая по исполнении поручения мы водворились в Сингапуре…» Вскоре крейсер был вызван во Владивосток, и оттуда уже

«12 июля 1881 года при громе салютов и криков “ура” крейсер “Африка” плавно тронулся в далекий путь». Первым пунктом

Большой Тихоокеанской программы был осмотр сохранившихся русских владений в северной части Великого океана.

«29 июля покинули радушный Петропавловск и, несмотря на туман, добрались на другой день до острова Беринга - группа

Командорских островов, отдали якорь за островом Топорков... Осмотрев селение алеутов… зашли в церковь… В 8 часов

Компании… который передал просьбу населения острова разрешить посетить русский военный корабль, так как раньше

Никогда не видали военных кораблей. Жители на берегу помещаются в хороших деревянных домах, порядочно зарабатывают,

И не терпят недостатка. Несмотря на крупную зыбь, заставлявшую крейсер чуть не черпать бортами, стоя на якоре,

Приехало много жителей на своих утлых шлюпках, их хорошо встретили, угощали, показали все судно и забавляли музыкой.

При уходе „Африки" они провожали ее на шлюпках с криками „ура!”».

«1 августа попали в Беринговом море в крыло урагана, ветер и качка были убийственны (размахи судна доходили до 40°

На сторону), только 4-го числа при рассеявшем тумане в 9 часов утра увидели остров Уналашка, естественно, с каким

Удовольствием стали на якорь в порту Иллюлюк Капитанской бухты.

К адмиралу прибыл священник Иннокентий, американский агент и доктор; мы, конечно, сейчас же отправились на берег

Посмотреть русскую церковь и школу для обучения русскому языку, встретили двух священников из алеутов.

Отец Иннокентий пользуется популярностью, прихожане в признательность выстроили ему дом; жалованья получает 1800 р.

В год. На соседних островах также имеются русские церкви, так как алеуты православные и говорят по-русски».

20 августа «Африка» прибыла в Сан-Франциско. «Вечером адмирал с офицерами в эполетах ездил на открытие выставки, нам

Оставили проход среди громадной толпы, встретили гимном, показали выставку, угощали шампанским и в изобилии речами.

Практичные янки соединили приятное с полезным, оказав внимание эскадре, нажили порядочно денег, - они опубликовали,

Что в день открытия выставки будет русский адмирал с офицерами в форме и назначили за вход два доллара (4 рубля),

Сбор превзошел ожидания, такая масса публики собралась на выставку. 30 августа по случаю праздника (св. Александр

Невский) отправили команду в церковь под начальством командира роты. Назад возвращались с музыкой окруженные массой

Народа. Когда команда села в шлюпки, к командиру роты подошел мужчина и потом женщина, каждый из них подал по

Чудному букету цветов. Консул объяснил, что здесь скоро и просто выражают свои чувства: им понравилось прохождение

Команды и потому моментально набросали в шапку инициатора денег, купили букеты и поднесли как выражение своего

Удовольствия».

28 сентября “Африка” надолго покинула континент для выполнения островной программы (Сандвичевы острова, Маркизские

Острова). «В одну из ночей привелось видеть чудное явление, когда из-под крейсера с двух сторон, густым потоком,

Стало вырываться блестящее голубое пламя, как будто мы плыли по огненному морю. Море сияло не блестками (как

Обыкновенно в теплых странах), но целой сплошной массой, которая распространялась обширными полукружиями по мере

Удаления широкой, густой волны, то извиваясь зелеными огненными змеями, мелькая вдали и превращаясь дальше в пятна,

В точки. Хотя свечение моря; вещь обыкновенная, но когда оно представляется в больших размерах, то получается

Грандиозная картина».

Затем были Новая Зеландия и Австралия, в Сиднее встретили новый 1882 г., и отбыли в Мельбурн. «В свободное время мы

Посещали театры, знакомых, танцевали у консула и сами принимали гостей. Барышни удивлялись, видя нас белыми - они

Думали, что мы чернокожие и едим сальные свечи». «Несмотря на оказываемое нам видимое внимание и удобную стоянку, мы

Были рады уйти 12 февраля из Мельбурна, хотя внутренне было жаль покинуть веселый город без стеснительных правил.

Причиной, ускорившей наш уход и заставившей этому радоваться, были ежедневные газетные статьи, в которых помещались

Неприятные вещи и клевета. В газетах открыто выражали боязнь, что эскадра пришла высмотреть, и определить

Возможность завоевания австралийских колоний».

«4 апреля пришли в новую интересную страну Сиамского короля. <…> На другое утро первым делом забрались на самую

Высокую башню ознакомиться с окрестностями. …но беда в том, что сама башня находилась при местном варианте кладбища,

Вернее на большом дворе, разделенном на несколько частей. В одной части лежат безнадежно больные, во второй; стоят

Виселицы и плахи для отрубания голов. Третья часть служит местом сжигания трупов, если родственники в состоянии

Заплатить за это 35 центов (копеек), в противном случае трупы бросают в четвертый двор, самый ужасный из всех. В нем

Постоянно живут орлы и кондоры, которые немедленно распределяют между собой свежие трупы. Посредине двора сложена

Пирамида из черепов, тут же валяются во множестве кости и части тел, не объеденные еще птицами.

Задыхаясь от убийственного запаха, не отнимая платков от носа, мы все-таки обошли двор, тщательно минуя страшных

Хозяев двора. Сидящие кондоры выше человеческого роста, они чувствуют свою силу и не дают дороги проходящим.

Для перемены впечатления мы пошли смотреть храмы и дворцы… Мы удачно попали к дворцу, так как видели, как его

Степенство священный белый слон изволил выйти на прогулку, при его выходе был вызван почетный караул для отдания

Чести. Караул в составе одной роты находится постоянно при помещении и вызывается при выходе слона и возвращении его

Отделаны мозаикой из золотых пластинок и цветных кусочков, двери черного дерева с перламутровой инкрустацией, все

Оригинально и ценно. Особенно богат главный храм, в нем Будда сделан из черного дерева с брильянтовыми глазами.

Очарование храмов дополнялось звуками струнных инструментов, сливавшихся в стройные аккорды во время шедшего там

Богослужения».

«24 августа в годовщину Петропавловского боя состоялось торжественное открытие памятника убитым воинам при защите

Города в 1854 году. Памятник поставлен на средства, собранные подпиской между офицерами Тихоокеанской эскадры,

Местоположение его на косе дает возможность входящим на рейд судам любоваться издали его золоченой верхушкой (в

Середине 30-х гг. перенесён на Никольскую сопку - Н. М.). Для парада свезли па косу сводную роту под командой

Лейтенанта В. Ф. Р., к этому времени прибыло духовенство; когда шествие установилось по данному церемониалу,

Двинулись вперед на братскую могилу служить панихиду в присутствии оставшегося в живых участника боя солдата

Карандашёва. <…> С кладбища процессия двинулась в собор, где служили обедню, и затем все прошли на косу к памятнику.

При снятии занавеса оба судна салютовали, после чего команда прошла церемониальным маршем».

«В сентябре месяце крейсер ушел в обход по северным берегам Камчатки и островам. Этот раз плавание крайне тяжелое

Вследствие частых туманов, свежих ветров и громадной волны…». «5 октября по выходе в море попали в жестокий шторм с

Морозом и снегом. С большим трудом доставили на остров Беринг доктора Калиновского… Нельзя было без смеха смотреть

На изумление и испуг жителей, увидевших первый раз матросов, сидящих верхом на лошадях, они приняли всадников за

Богов и падали ниц при проезде лошадей».

Рождественские праздники и Новый 1883 год “Африка” и ее команда встретили в Гонгконге. Шёл уже четвёртый год

Плавания, а возвращения все ещё не предвиделось. Как вдруг в начале февраля получили приказ о возвращении в Россию.

«<…>Торжественно подняли длинный вымпел (вымпел - узкий флаг в виде ленты, поднимаемый на военных кораблях. При

Возвращении домой, по существующему обычаю, поднимают вымпел, длина которого равна длине корабля плюс 100 футов за

Каждый год плавания. На конце вымпела пришивают стеклянные шары, чтобы они плавали на воде, когда нет ветра. /Прим.

Лейт. Р./) и 6-го февраля ушли в Индейский океан». На переходе до Цейлона продолжались напряженные учения. С

Остановками шли от Цейлона до Тенедоса.

В канун Пасхи прибыли в Яффу. «Утром 14 апреля собрались все на постоялом дворе, чтобы одновременно въехать в

Священный град Иерусалим. <…> мы все с адмиралом и командой пошли в храм Воскресения смотреть омовение ног (Великий

Четверг)... С зажженными свечами в предшествии духовенства и певчих мы пошли по Святым Местам.

Прежде всего, против входных дверей приложились к плите, на которую был положен Иисус Христос по снятии с креста,

Плита лежит под балдахином так низко, что надо становиться на колено, чтобы приложиться. Далее пришли к часовне

Гроба Господня (Кувуклион), она сделана из мрамора и состоит из двух отделений. Первое отделение, или придел,

Ангелов - тут Мария Магдалина и Пречистая Богоматерь услышали радостную весть о Воскресении Христа, в этом же

Приделе теперь стоит мраморная ваза с куском камня, который был отвален от гроба. Во втором отделении лежит плита,

Обозначающая место гроба Господня, входят, сгибаясь через низкий проход. Словами не передашь чувство благоговения и

Радости, что сподобился приложиться к гробу Господню, надо испытать».

«После обеда, несмотря на усталость пошли… по Via dolorosa-путь страданий Спасителя. Мы прошли весь путь,

Останавливаясь на местах, где Спаситель падал под тяжестью креста, в одном месте лежит обломок колонны, которую не

Могут поднять - это безмолвная свидетельница страданий Христа… Далее по Елеонской горе место, где Иисус Христос

Садился на осла перед въездом в Иерусалим - это место куплено Великим Князем Сергеем Александровичем для постройки

Часовни в память в Бозе почившего Государя Императора Александра II. Наконец поднялись на верх, где было Вознесение

Господне.

15 апреля. Рано утром сели на лошадей и частью на ослов, вместе, с нашей командой, для поездки в Вифлеем. Дорога

Идет по пескам и скалам без всякой зелени, зато пыли много; остановка была в монастыре Св. Илии, где нас угостили

Вареньем и вином. Около монастыря находится колодезь - место встречи Рахили с посланным от Иакова и гороховое поле.

Рассказывают, что Богоматерь, проходя с апостолами мимо этого места, спросила человека, сеявшего горох, что он сеет,

Тот из скупости сказал: „Сею камни”. Богородица на это сказала: „Будь по слову твоему”.

Действительно, когда вырос горох, то в стручках оказались камешки, их можно и теперь найти; мы набрали себе на

Память. С тех пор поле никому не принадлежит, и турки не позволяют никому прикасаться к заклятому месту.

Въехали в Вифлеем торжественно, везде вызывали караулы (турецкие - Н. М.) в ружье для отдания чести, а жители

Вставали и кланялись. Мы проехали прямо к дому, где были ясли Спасителя; пройдя двор, вошли в храм, алтарь которого

Построен на самом вертепе, 15 ступеней вниз ведут в подземную церковь или вертеп Рождества - это естественная пещера

В скале, теперь обложенная мрамором; место рождения обозначено серебряной звездой. Немного дальше другая пещера, где

Были ясли; здесь было поклонение волхвов…

По окончании осмотра мы вернулись в Иерусалим к 2 часам дня… надо было идти на вынос плащаницы в собор Св. Троицы

При миссии. В 10 часов вечера с консулом пошли ко гробу Господню на ночную службу… В соборе прошли в алтарь и через

Несколько времени пошли крестным ходом с плащаницей по Святым местам.

16 апреля. Великая Суббота… В 2 часа дня пошли в храм Воскресения... В храме погасили все огни: в это время

Православные арабы начали кричать: „Сильна наша вера”…

Через несколько времени патриарх, без верхнего одеяния, прошел в часовню гроба Господня (осмотренную турецкими

Властями), за ним заперли дверь.

Прошло немного времени его молитв, как он подал зажженную Святым огнем свечку в окошко часовни; человек, взявший

Свечу, был отнесен на руках в алтарь, зажечь неугасаемую лампаду (в ней огонь не прекращается круглый год и тушится

Только в Великую Субботу, чтобы вновь зажечь священным огнем). Когда лампада была зажжена, стали зажигать свечи.

Большею частью пучки в 33 свечи. По преданию, в давнее время католики подучили турок и арабов требовать от патриарха

Публичного низведения огня, а сами стали у гроба Господня; через несколько времени огонь сошел вне часовни к

Православному патриарху, ударив в колонну (которая имеет трещину); тогда [православные] арабы стали кричать: „сильна

Наша вера", - это сохранилось и до сих пор. Из храма вернулись домой… Едва мы успели пообедать, как за нами пришли,

Чтобы идти к гробу Господню слушать заутреню и приобщаться. Нас провели к самой часовне, где мы простояли всю

Службу, прикладывались ко гробу и приобщались (исповедовались до обеда). В 6 часов утра вышли из храма, не заметив,

Как прошла ночь в молитве (с 9 вечера до 6 утра)».

Возможности мы отправились на берег бродить по небольшому Каттаро, его окрестностям и добрались до столицы

Черногории Цетинье. Дорога идет по горам зигзагами, по камням без всякой зелени, подъем очень утомительный, но

Все-таки мы преодолели все трудности к полному одобрению встречавшихся черногорцев. Подойдет к тебе высокий

Молодчина в живописном костюме и спросит: „Русский?”, получив ответ, непременно похлопает дружески по плечу и

«Который уже раз приходится быть в Неаполе, и каждый раз, кроме восхищения природой, видами - овладевает какое-то

Особенное, необъяснимое чувство. Даже вечером на вахте стоять и то хорошо: чудный, тихий, теплый вечер, луна

Освещает рейд, а с ним стоящие суда и массу двигающихся шлюпок; вот одна остановилась, раздались звуки мандолины и

Гитар, аккомпанируя чудному пению, которое заставило матросов выйти из коек наверх. … мы не теряли время даром - при

Каждом удобном случай уезжали и просто удирали на берег…»

«5 июня покинули берега Испании, страны черных глаз, живописных костюмов и невыразимой грации. С уходом из Кадикса

Распростились со Средиземным морем, оставя за собой столько нами виденного и пережитого. Атлантический океан

Старался развеять нашу грусть - болтал „Африку” во все стороны, пригласил разные ветра дуть на нас, даже и дождь

Оказался в числе приглашенных, но все безуспешно... очень жаль было уходить, хотя и домой приятно вернуться».

«24 июня с раннего утра все на ногах, объявлена награда тому, кто первый увидит Толбухин маяк. Вдруг бежит

Рассыльный: „Маяк открылся”, и дружное „ура!” огласило кают-компанию, а затем передалось в команду…» Крейсер пришёл

В Кронштадт.

Вскоре стало известно о предстоящем Высочайшем смотре. «Наконец желанный смотр состоялся. <…> Смотр прошел блестяще,

Лейтенанту Р. жутко было командовать авралом (общая работа) при постановке парусов, хотя в то же время радовался

Счастью, выпавшему на его долю, стоять на мостике между Ее Величеством Государыней Императрицей и Великим Князем

Михаилом Николаевичем. При стрельбе минами Командир просил Его Величество назначить цель, мина прошла в точку, но

Командиру показалось, что Государь принял это за случайность, и потому обратился с просьбой сделать еще выстрел по

Назначенной цели. Мина, и на этот раз, прошла точно по назначению - тогда Государь изволил милостиво благодарить

Командира и минного офицера. <…> «Результатом смотра [«Африки»] был приказ: Смотр оказался блестящим, крейсер найден

Комиссией в совершенном боевом порядке и образцовой чистоте и исправности по всем частям, в той высшей мере, какой

Возможно достигнуть при неусыпной заботливости командира и ревностном содействии всех офицеров».

«11 июля мы кончили кампанию… лейтенант Р., получил 15 июля орден Св. Станислава 3 степени - единственный из всех

Офицеров. <…> Так закончилось крайне интересное и поучительное плавание, причем во многом мы были обязаны Командиру,

Крайне строгому, но и умевшему благодарить и научить».

Командиром корабля во всё плавание был капитан 2 ранга Евгений Иванович Алексеев, в дальнейшем адмирал и наместник

Его Императорского Величества на Дальнем Востоке. Вместе с ним Руднев совершил ещё одно кругосветное плавание на

Крейсере «Адмирал Нахимов» (1889-1891). Вместе они служили на Русском Востоке, вместе воевали в русско-японскую в

1904-м. Напомним, что книга В.Ф. Руднева о путешествии на крейсере «Африка» увидела свет в 1909 г., тогда кто только

Ни ругал адмирала Алексеева, однако ученик по праву отдал дань уважения своему учителю, оценив объективно его

Профессиональные и человеческие качества. «Также непопулярны были в том году православно-монархические взгляды

Самого Руднева, столь ясно обнаруживаемые им в его заметках, - пишет историк русско-японской войны Б.Г. Галенин. -

Это важно принять к сведению и запомнить для характеристики самого “лейтенанта Р.” … Можно утверждать, что человек

Это был верный, надежный и отважный.

Известным настолько, что, скажем, в 1954 г. (когда отмечалась 50-я годовщина подвига «Варяга»), не было человека в

“бывшем” Советском Союзе, не знавшего этого офицера Русского Императорского Флота, ставшего национальным героем не

Только Российской, но и Советской Империи. Случай сам по себе уникальный и не имеющий прецедентов» (Галенин Б.Г.

Цусима - знамение конца русской истории. Скрываемые причины общеизвестных событий. М., 2009).

В следующем году исполняется 110-годовщина героического боя крейсера «Варяг», в связи с чем предлагаю общественности

Обратиться к президенту России В.В. Путину, министру обороны РФ С.К. Шойгу и депутатам Государственной Думы с

Инициативой утвердить 9 февраля Днём воинской славы России с занесением памятной даты в календарь.

Предисловие, послесловие и публикация Н.В. Масленниковой
Специально для Столетия

Руднев Всеволод Федорович- (19 (31) августа 1855, Динамюнде, Рижская губерния - 7 (20) июля 1913, Мышенки, Тульская губерния) - герой русско-японской войны, контр-адмирал (1905) Российского Императорского Флота, командир знаменитого крейсера «Варяг», под его командованием принявшего неравный бой у Чемульпо. В 1907 году Руднев был награждён японским орденом Восходящего солнца - в знак признания героизма русских моряков, став одним из первых европейцев и первым русским, получившим этот орден. Подвигу моряков «Варяга» посвящены известные песни «Врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»» и «Плещут холодные волны».

15 сентября 1872 года Всеволод Руднев поступил Морское училище в Петербурге (в то время в Российской империи было только одно учебное заведение по подготовке офицеров ВМФ - Морское училище, бывший Морской кадетский корпус). В училище он содержался и обучался за счёт государства, в память боевых заслуг его отца (на что было указание управляющего Морским министерством).

На действительную службу Руднев поступил 1 мая 1873 года, во время учёбы в училище. В 1873-1875 годы был в учебных плаваниях по Балтийскому морю (в летнее время). 16 октября 1875 года получил звание старшего унтер-офицера.

Весной 1876 года сдал выпускные экзамены на отлично и получил Нахимовскую премию. 1 мая этого года получил воинское звание «гардемарин» (с 1860 по 1882 годы звание гардемарина существовало как строевое, тогда как в остальное время гардемаринами называли воспитанников военно-морских учебных заведений).

Руднев был назначен на учебный фрегат «Петропавловск» матросом. С 18 мая 1876 года по 25 августа 1877 года - в заграничном учебном плавании. Это был первый дальний поход Всеволода Руднева. Кроме обязанностей матроса, он нёс офицерскую вахту, на практике обучаясь ремеслу моряка.

Руднев был хорошо аттестован командиром учебного фрегата и 30 августа 1877 года получил чин мичмана. С сентября 1877 года Руднев находился на годичных курсах во флотской стрелковой роте (туда отправляли наиболее перспективных молодых офицеров).16 апреля 1880 года мичман Руднев служил на крейсере «Африка» (туда он был назначен приказом главного командира Кронштадтского порта). Командиром крейсера был капитан 1-го ранга Е. И. Алексеев. Крейсер прибыл на Дальний Восток, а затем совершил кругосветное путешествие. 6 октября 1880 года Руднев стал командиром 7-й роты на крейсере. 1 января 1882 года ему присвоили звание лейтенанта. Впоследствии Руднев написал об этом непростом походе книгу - «Кругосветное плавание крейсера „Африка“ в 1880-1883 годах».
После возвращения из кругосветного путешествия Руднев продолжал плавать по Балтийскому морю (1884-1887), а в 1886 году участвовал в заграничном плавании. В 1888 году Российский флот получил первый паровой военный транспорт «Пётр Великий». Привести его из Франции, где он был построен для России, в Кронштадт было поручено Рудневу.
В 1888 году Всеволод Фёдорович женился на Марии Николаевне Шван. Отец Марии, капитан 1-го ранга Н. К. Шван был героем обороны Севастополя в Крымской войне.
C 1 августа 1889 года В. Ф. Руднев находился в заграничном плавании на крейсере «Адмирал Корнилов», снова под командованием капитана 1-го ранга Е. И. Алексеева. На «Адмирале Корнилове» Руднев участвовал в манёврах Тихоокеанского флота, стал старшим офицером корабля.
4 декабря 1890 года Руднев вернулся в Кронштадт. В 1891 году он последовательно был командиром миноносца «Котлин», портового парохода «Работник», старшим офицером броненосца «Гангут».
В 1893 году Руднев получил чин капитана 2-го ранга и стал старшим офицером эскадренного броненосца «Император Николай I». Броненосец отправился в Грецию, чтобы присоединиться к группе русских кораблей. Командующий Средиземноморской эскадрой контр-адмирал С. О. Макаров держал на «Императоре Николае I» свой флаг. Около года броненосец провёл в территориальных водах Греции. С 1 января по 9 декабря 1895 года «Император Николай I» находился в кругосветном плавании.
Вернувшись в Кронштадт, Руднев стал командиром броненосца береговой обороны «Адмирал Грейг», а затем был назначен командиром миноносца «Выборг».
В декабре 1897 года Руднев стал командиром канонерской лодки «Гремящий», на которой он совершил своё первое самостоятельное кругосветное плавание. «Гремящий» отправился в плавание 1 марта 1898 года и благополучно возвратился в Россию 15 мая 1899 года. Следует отметить, что канонерская лодка - сравнительно небольшой корабль, кругосветное одиночное плавание на котором представляет определённую трудность.
31 августа 1899 года Руднев был назначен командиром броненосца береговой обороны «Чародейка».
В начале июня 1900 года Российский флот получил эскадренный миноносец «Скат», построенный для России. Руднев привёл его из порта города Эльбинга в Германии в Кронштадт. Поход оказался нелёгким - их преследовала плохая погода, к тому же был неисправен компас. Тем не менее, миноносец под командованием Руднева благополучно достиг берегов родины.

В 1900 году в Порт-Артуре проводились обширные работы по его модернизации: были проведены дноуглубительные работы на внутреннем рейде, перестроен и расширен сухой док, порт был электрифицирован, была укреплена береговая оборона.
В том же 1900-м Руднев становится старшим помощником командира порта в Порт-Артуре. В тов время Порт-Артур был базой 1-й Тихоокеанской эскадры, основы силы Русского флота на Дальнем Востоке. Руднев не был рад своему назначению, но, тем не менее, он взялся за работу с энтузиазмом. В декабре 1901 года Руднев получил звание капитана 1-го ранга.

Крейсер «Варяг»В декабре 1902 года вышел приказ по Морскому министерству, которым Всеволод Фёдорович Руднев был назначен командиром крейсера «Варяг». На «Варяг» Руднев пришёл уже опытным морским офицером, прошедшим службу на семнадцати кораблях и командовавший девятью, будучи участником трёх кругосветных путешествий, одно из которых он проделал в качестве командира судна.
Обстановка на Дальнем Востоке России ухудшалась. Япония форсировала усилия по подготовке к войне. Японцы сумели добиться немалого превосходства в силах над дальневосточной группировкой войск Российской империи.

Накануне войны «Варяг» распоряжением царского наместника на Дальнем Востоке генерал-адъютанта адмирала Е. И. Алексеева был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо (современный Инчхон, рядом с корейской столицей Сеулом), в ктором «Варяг» должен был охранять русскую миссию и нести обязанности старшего стационера на рейде.
26 января (7 февраля) 1904 года японская эскадра остановилась на внешнем рейде залива. На внутреннем рейде были русские - крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец», а также иностранные военные корабли.
Утром 27 января (9 февраля) 1904 года Руднев получил ультиматум японского контр-адмирала С. Уриу, объявлявший о том, что Япония и Россия находятся в состоянии войны. Японцы требовали от русских покинуть рейд до полудня, угрожая в противном случае открыть по ним огонь. Подобные действия в нейтральном порту явились бы нарушением международного права.
В. Ф. Руднев принял решение прорываться из залива. Перед строем офицеров и матросов крейсера он сообщил им об ультиматуме японцев и о своём решении. В частности, он сказал следующее:"Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть - мы не сдадим крейсер и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь. Особенно комендоры, помня, что каждый выстрел должен нанести вред неприятию. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать."
Японская эскадра преградила путь в открытое море. В 11 часов 45 минут с крейсера «Асама», с расстояния 7000 м, раздался первый выстрел из 8-дюймового орудия, а затем вся эскадра противника открыла огонь, в основном по «Варягу». Русские матросы и офицеры вели огонь по врагу, боролись с пробоинами и пожарами под мощным огнём противника. Огнём с «Варяга» были повреждены японские крейсеры «Асама», «Чиода», «Такачихо», и потоплен один миноносец. Согласно японским сведениям, попаданий в японские корабли не было, потерь и повреждений они не имели. «Варяг» вернулся в порт, имея сильный крен на один борт. Машины вышли из строя, порядка 40 % орудий было разбито. Было принято решение: снять команды с кораблей, крейсер затопить, канонерскую лодку взорвать, чтобы они не достались врагу. Решение было незамедлительно исполнено. Раненый в голову и контуженный Руднев последним покинул борт корабля.Моряки «Варяга» и «Корейца» несколькими эшелонами вернулись на родину через нейтральные порты. Дома им устроили достойную встречу. Офицеры и матросы были награждены Георгиевскими крестами IV степени. Капитан 1-го ранга В. Ф. Руднев был награждён орденом св. Георгия 4-й степени, получил чин флигель-адъютанта и стал командиром эскадренного броненосца «Андрей Первозванный» (ещё только строившегося в Петербурге).

В ноябре 1905 года Руднев отказался принять дисциплинарные меры против революционно настроенных матросов своего экипажа. Последствием этого было увольнение его в отставку с производством в контр-адмиралы.
В 1907 году японский император Муцухито в знак признания героизма русских моряков направил В. Ф. Рудневу орден Восходящего Солнца II степени. Руднев, хотя и принял орден, никогда его не надевал.
Последние годы Всеволод Фёдорович жил в Тульской губернии в своей усадьбе в деревне Мышенки Алексинского уезда (сейчас Заокский район). 7 (20) июля 1913 года В. Ф. Руднев умер (в возрасте 57 лет). Похоронен возле церкви Казанской Богоматери соседнего села Савино Заокского района Тульской области.

Рудневы воспитали троих сыновей - Николая, Георгия и Пантелеймона. В 1916 году Мария Николаевна, вдова Всеволода Фёдоровича, продала имение и переехала в Тулу вместе с двумя младшими детьми. В 1917 году к ним в Тулу приехал жить и старший сын с женой. Позже они переехали к родственникам в Севастополь. Когда гражданская война стала подходить к концу, Мария Николаевна с сыновьями эмигрировала в Югославию. Позже они переехали во Францию.
После окончания Второй мировой войны в 1958 году старший сын Николай Всеволодович вернулся с семьёй на родину, где и прожил до самой смерти в 1963 году. Средний сын Георгий эмигрировал в Венесуэлу. Младший остался жить во Франции.

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Загадки великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. История войн, загадки сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, загадки СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная история.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Современный человек по сути своей - большой зазнайка. Мы привыкли считать себя венцом творения, до появления которого наша планета и её обитатели представляли собой нечто первозданно дикое на протяжении тысяч и миллионов лет. Но таким ли было то отдалённое прошлое в действительности? Куда же исчезли все эти пугающе далёкие от нас цивилизации?

Отечественная война 1812 года, казалось бы, освещена сполна в исторической и художественной литературе. Однако некоторые аспекты этого эпохального события рассмотрены вскользь либо вовсе отставлены в сторону, что искажает общую картину и умаляет значимость столь грандиозного сюжета нашей истории.

Для протестантов-меннонитов, вынужденных бежать из Пруссии в Российскую империю, настоящим «райским уголком» стала Хортицкая волость Екатеринославской губернии, ныне входящая в территорию современной Украины.

Мир спорта - это арена ожесточённой борьбы, схватка воль и амбиций. И иногда свою правоту не удаётся защитить в пределах спортивной площадки. Так произошло в мае 1972 года, когда в финале Кубка обладателей кубков (нынешняя Лига Европы) встретились два футбольных гранда - шотландский «Глазго Рейнджерс» и московское «Динамо»…

В честь этого морского разбойника назван знаменитый ром «Кэптэн Морган Блэк Лэйбл». Тот же человек послужил прототипом главного героя в романе Рафаэля Сабатини «Одиссея капитана Блада». Добро, награбленное корсаром по кличке Жестокий, стало основой процветания династии американских банкиров и промышленников Морганов, которые отнюдь не скрывают, что их предок был известным пиратом и авантюристом.

Далеко-далеко, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве под названием Тунис жил-был могучий владыка по имени Бен Али. Но так как в XX веке немодно и непрестижно именоваться царём или королём, Бен Али принял на себя звание президента Республики Тунис. И власти у него от этого ничуть не убавилось, а даже многократно приумножилось.

Учёные всего мира уже давно обратили внимание на странное отсутствие каких бы то ни было исторических свидетельств по поводу существования в реальности Иисуса Христа. Ни один из писателей того времени о нём не упоминает. Как же в таком случае за сравнительно короткий период времени появились десятки и сотни Евангелий о жизни Христа и о его чудесах (из этих Евангелий Церковь впоследствии признала истинными только четыре), что послужило их основой? Ясно, что они не могли просто возникнуть в чьей-то голове как некая литературная фантазия. Евангелия должны были базироваться на каком-то первоисточнике.

Киевский князь Ярослав Мудрый по меркам XI века считался одним из самых богатых и могущественных правителей мира. Для многих королей тогдашней Европы было честью породниться с ним.