Имя прилагательное. Склонение — Гипермаркет знаний

В русском языке склонять по падежам можно только полные формы прилагательных. Для определения падежа этой части речи существует ряд правил, которые подробно описаны в нашей статье. Кроме того, в ней приведена таблица с примерами, в которой указаны все особенности склонения по падежам полных прилагательных.

Как определить падеж прилагательного?

В русском языке полные формы прилагательных изменяются по падежам, родам и числам и имеют особую систему падежных окончаний. Краткие прилагательные по падежам не склоняются.

Чтобы определить падеж имени прилагательного, необходимо выполнить несколько несложных шагов :

  • Определить, с каким существительным согласуется прилагательное, и в каком падеже употребляется данное существительное (падеж прилагательного будет таким же);
  • Выделить в прилагательном падежное окончание и найти его в таблице падежных окончаний прилагательных (предварительно определив род и число прилагательного).
  • Окончания в именительном и винительном, а также в винительном и родительном падежах у прилагательных мужского рода единственного числа и множественного числа могут совпадать. Поэтому при определении их падежа стоит учитывать признак одушевленности/неодушевленности у существительного, с которым прилагательное согласуется (примеры: читать интересный роман (неодуш., В. п.), встретить интересного человека (одуш., В. п.)).

Как изменяются имена прилагательные по падежам?

Особенности склонения по падежам имен прилагательных в таблице с примерами:

Падеж Единственное число Множественное число
Мужской род Средний род Женский род
И. п. Золотой ,

Круглый ,

Горячий ,

Утренний

Золотое ,

Круглое ,

Горячее ,

Утреннее

Золотая ,

Круглая ,

Горячая ,

Утренняя

Золотые ,

Круглые ,

Горячие ,

Утренние

Р. п. Золотого ,

Круглого ,

Горячего ,

Утреннего

Золотого ,

Круглого ,

Горячего ,

Утреннего

Золотой ,

Круглой ,

Горячей ,

Утренней

Золотых ,

Круглых ,

Горячих ,

Утренних

Д. п. Золотому ,

Круглому ,

Горячему ,

Утреннему

Золотому ,

Круглому ,

Горячему ,

Утреннему

Золотой ,

Круглой ,

Горячей ,

Утренней

Золотым ,

Круглым ,

Горячим ,

Утренним

В. п. Золотой / золотого ,

Круглый / круглого ,

Горячий / горячего

Утренний / утреннего

Золотое ,

Круглое ,

Горячее ,

Утреннее

Золотую ,

Круглую ,

Горячую ,

Утреннюю

Золотые / золотых ,

Круглые / круглых ,

Горячие / горячих ,

Утренние / утренних

Т. п. Золотым ,

Круглым ,

Горячим ,

Утренним

Золотым ,

Круглым ,

Горячим ,

Утренним

Золотой / золотою ,

Круглой / круглою ,

Горячей / горячею

Утренней / утреннею

Золотыми ,

Круглыми ,

Горячими ,

Утренними

П. п. О золотом ,

О круглом ,

О горячем ,

Об утреннем

О золотом ,

О круглом ,

О горячем ,

Склонение
Имена прилагательные, так же как и имена существительные, изменяются по падежам (или склоняются). Имя прилагательное всегда стоит в том же числе, роде и падеже, что и имя существительное, к которому оно относится: белый {снег), белая {скатерть), белое (платье), белые (волосы).
Склонение имён прилагательных в единственном числе
Падеж М. р. Ср. р. Ж. р.

И. какой? какое? какая?

юн\ый\ юн\ое\ юн\ая\

Р. какого? какого? какой?

юн\ого\ юн\ого\ юн\ой\

Д. какому? какому? какой?

юн\ому\ юн\ому\ юн\ой\

В. какой? какое? какую?

юн\ый\ юн\ое\ юн\ую\

(возраст)

юн\ого\
(человека)

Т. каким? каким? какой?

юн\ым\ юн\ым\ юн\ой\

П. о каком? о каком? о какой?

о юн\ом\ о юн\ом\ о юн\ой\

Склонение имён прилагательных во множественном числе
И.п. какие? низк\ие\ деревянн\ые\ (домики)
Р.п. каких? низк\их\ деревянн\ых\ (домиков)
Д.п. каким? низк\им\ деревянн\ым\ (домикам)
неодуш.
В.п. какие? низк\ие\ деревянн\ые\ (домики)
одуш.
каких? высок\их\ красив\ых\ (людей)
Т.п. какими? низк\ими\ деревянн\ыми\ (домиками)
П.п. о каких? о низк\их\ деревянн\ых\ (домиках)

Во множественном числе имена прилагательные изменяются только по падежам. По родам они не изменяются!

Упражнение 1*. Подбери к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные и напиши эти словосочетания .

Укажи род имён прилагательных и выдели их окончания.

Полотенце, мозоль, снег, шампунь, кофе, какао, тюль, книга, лисица.

Слова для справки: чёрный, интересный, махровый, рыжий, сладкий, белый, капроновый, болезненный, травяной.
Упражнение 2. Допиши в загадках окончания имён прилагательных и укажи их падеж. Напиши отгадки.
1. Зверька узнаем мы с тобой
По двум прост... приметам:
Он в шубке сереньк... зимой,
А в рыж... шубке - летом.
2. Кто в беретке ярко-краен...,
В чёрн... курточке атласн...?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
Упражнение 3 . Измени имена прилагательные сначала по родам, затем по числам и падежам. См. образец.

м. р. ср. р. ж. р. ед. ч. мн. ч. И. п. Р. п. Д. п. Т. п. П. п.
Образец: тёмн\ый\ - тёмн\ое\ - тёмн\ая\; тёмн\ый\ - тёмн\ые\; тёмн\ый\ - тёмн\ого\ - тёмн\ому\ - тёмн\ым\ - о тёмн\ом\.

Сухой, синий, серебряный, кожаный, молодой, весенний.
Упражнение 4* . Подбери по 2 антонима к данным именам прилагательным. Составь и напиши предложение со словом , употребив его в творительном падеже.

1. Аккуратный -
2. Бедный - ..., ... .
3. Бестолковый - ..., ... .
4. Вежливый - ........
5. Громкий - ..., ... .
Упражнение 5. Прочитай текст. Выпиши из него имена прилагательные вместе с теми именами существительными, к которым они относятся. Укажи род, число и падеж имён прилагательных, выдели их окончания.

Вернувшись с охоты домой, я рассказал Зиночке про тетерева. Рассказал ей и про рябчика. Ещё я высыпал на стол белые, красные и чёрные грибы. Ещё у меня была в кармане кровавая ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника. Ещё я принёс с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.

(По М. Пришвину)
Упражнение 6. Спиши стихотворение. Вставь пропущенные окончания. Укажи падеж всех имён существительных и имён прилагательных. Разбери по составу выделенное слово.
Выпорхнула пташка
Из невол... тесн...
И взвилась свободно
В выс... поднебесн... .
.......................
Встретили подругу
Птицы дружн... хором.
Зазвенела песня
Над дремуч... бором.

(Е. Нечаев)

Упражнение 7 . Прочитай предложение. Скажи, правильно ли охарактеризовано выписанное из него имя прилагательное.

Пушистые вербы утонули в тумане.
Пушистые (вербы) - мн. ч., ж. р., И. п.
Упражнение 8. Просклоняй словосочетания алый мак, алое зарево, алая заря, алые паруса. Выдели окончания имён прилагательных. С одним из словосочетаний составь и напиши предложение.
Упражнение 9. Спиши . Вставь пропущенные буквы. В каком числе стоят выделенные имена прилагательные? Как ты понимаешь смысл последней пословицы ?
1. Плохие вести не л...жат на мест... .
2. И сырые др...ва загораются.
3. Дурные пр...меры заразительны.
4. Долгие пров...ды - лишние слёзы.
5. В ч.-.жихруках л...моть велик.
Упражнение 10. Охарактеризуй предметы по форме, цвету и вкусу, используя имена прилагательные. Произведи звуко-буквенный разбор слова морковь.

Предмет Форма Цвет Вкус
Лимон


Гоанат


Черника


Репа


Морковь


О. Д. Ушакова, Русский язык . 4 класс , Санкт-петербург: ИД "Литера", 2008. - 58 стр.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Склонение имен прилагательных"

Цели и задачи.

Образовательные цели:

Познакомить с приёмом распознавания падежей имен прилагательных.

Повысить уровень знаний детей по теме “Имя прилагательное”

Создать условия для удовлетворения потребности субъекта в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.

Развивающие цели:

Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.

Развивать интеллектуальные качества ребенка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображения, умение контролировать свой результат.

Воспитательные цели:

Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд.

Воспитание чувства дружбы и товарищества.

Избавление детей от чувства неуверенности в себе. Воспитание интереса к уроку русского языка.

1. Организационный этап

Цель: психологически настроить детей на интересную плодотворную работу на уроке.

Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас.Урок русского языка.

Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом.

Каким вы хотите видеть урок? (познавательным, интересным.)

Но для этого нужно помнить, что мы одна дружная семья.

1. Мобилизирующий этап.

Цели: развивать интеллектуальные качества детей, интерес к русскому языку

Задачи: обеспечение высокого уровня вовлеченности школьника в учебную деятельность посредством выполнения упражнений на наглядно действенное мышление, на развитие внимания, наблюдательности.

1.Самоопределение к деятельности.

- Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее?

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить!

(часть речи имя прилагательное)

А какие прилагательные в загадке вам помогут ее отгадать?

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки как рога. (Зима)

Какие признаки помогли узнать время года?

2. Метод ассоциаций (наша отгадка), какие прилагательные вам приходят на ум, когда вы слышите слово зима, какая она? (картинка на экране)

ска З очная

длИ нная

М орозная

снежнА я

Какие особенности вы увидели у прилагательных? (они ж. р. с окончаниями ая)

Вот из этих окончаний (ая) составьте цепочку для чистописания, чередуя буквы.

2. Работа со словарными словами.

М…роз, п…года, …кно.

Какое слово лишнее и почему?

Какое задание можно придумать с этими словами?

Подберите к этим существительным прилагательные, составьте словосочетания и запишите, выделите окончания.

Почему у прилагательных разные окончания?

Какой вывод можно сделать? (прилагательные согласуются с именами существительными в роде и числе).

3. Этап формулировки темы и целей урока.

Цели: Учить школьников логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать тему и цели урока. Быть деловым партнером учителя.

Задачи: Создание возможности самостоятельного поиска способов решения задач, посредством выполнения специально подобранных вопросов и упражнений.

Правильно. Теперь, используя опорную запись, сформулируйте цели урока.

Какую цель можно поставить, глядя на схему?

Повторить……

Научиться ……

Составить …..

Итак, повторяем все, что знаем об именах прилагательных, и узнаем тему урока.

Дети: Наша цель: Повторить знания об имени прилагательном. Научиться определять падеж у имен прилагательных, используя памятку. Составить памятку (алгоритм) определения падежа у имен прилагательных.

Учитель: Давайте последовательно идти к достижению наших целей.

4. Актуализация знаний учащихся.

Цель: Учить последовательно идти к намеченной цели. Закрепить знания об имени прилагательном.

Задачи: Развивать речь, внимание, мышление. Воспитывать чувство дружбы. -

Продолжим работу в парах. Посмотрите на тесты, которые лежат у вас на партах. (Каждая пара получает один тест)

Тест: Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов и запиши его.

1) Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет с) признак предмета в) действие предмета

2) на какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой, какая, какие?

3) Как определить род прилагательного?

м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

4) какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) ая яя о) ое ее и) ый ий ой

5) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным н) второстепенным

6) какое прилагательное является синонимом к слову “ старательный”?

а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый

7) С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.

8) Укажите слово, от которого образовалось прилагательное “водный”.

а) проводка и) вода е) уводить

9) Прилагательное это:

о) часть слова и) член предложения е) часть речи.

Какова цель этого задания?

Ответив на вопросы теста, назвать ключевое слово

Как будете выполнять задание?(Отвечая на вопрос теста, обводить букву, соответствующую правильному ответу).

Желаю удачи!(дети работают в парах)

Какое ключевое слово вы получили?

Дети: склонение.

Что такое склонение? (изменение окончаний по падежам называется склонением)

Какой цели вы достигли, выполнив это задание? (не только отгадали ключевое слово, но и повторили все об имени прилагательном)

Я рада за вас!

5. Репродуктивно-поисковый этап.

Цели: учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи.

Познакомить со способом определения падежа имен прилагательных.

Задачи: Создание положительно-эмоционального климата и снижение у детей напряжения посредством проведения физкультурной паузы.

Учитель: У вас на партах лежат карточка №1 с несколькими заданиями. Посмотрите на них внимательно и отметьте галочкой то задание, которое вы затрудняетесь выполнить.

Объясните почему:

К- №1.

Допиши прилагательное, определи его род.

Мак………, пальто ………., мороз …….., трава ………, снежинка ……,

Дерево ……, молоко …, потолок ……, сыр ……., щенок ……, собака ….

2. Найди словосочетания, которые состоят из существительного и прилагательного ,

Определи склонение существительного.

Был белый дом,
Чудесный дом, но что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо -
Такое теплое, такое пушистое и золотое.

3. Найди имена прилагательные и определи, в каком падеже они стоят.

Всю ночь разъяренный ветер свистел и ухал в горах. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось красное солнце.

Я шел по узкой тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жесткому снегу, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пылал серебром.

Я направился по лисьему следу.

Мы не сможем выполнить третье задание т.к. еще не умеем определять падеж имени прилагательного.

Приступаем к реализации второй цели нашего урока.

Предлагаю просклонять прилагательные вместе с существительными

1ряд просклоняет прилагательное мужского рода - зимний лес

2 ряд просклоняет прилагательное женского рода - зимняя погода

3ряд просклоняет прилагательное среднего рода - зимнее утро.

(проверка на слайде)

ср.р.

И.п. зимний лес

зимняя погода

Зимнее утро

Р.п. зимнего леса

зимней погоды

Зимнего утра

Д.п. зимнему лесу

Зимней погоде

Зимнему утру

В.п. зимний лес

Зимнюю погоду

Зимнее утро

Т.п. зимним лесом

Зимней погодой

Зимним утром

П.п. о зимнем лесе

о зимней погоде

о зимнем утре

Проанализируем результаты и попробуем найти способ определения падежа у имени прилагательного. Можно ли определить падеж по окончанию?

Нет, т.к. окончания встречаются одинаковые. (слайд подчеркн)

А как можно определить падеж у прилагательного?(Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному)

Учитель: Докажите на примере данного стихотворения.

Считалка

Жил да был на белом свете П. п.

Медвежонок белый Петя. И.п.

Он не ел, не пил, не спал:

Мишу бурого искал, В.п.

Но везде один ответ:

Миши бурого здесь нет, Р.п.

Петя шёл, шёл, шёл,

К лесу тёмному пришёл, Д.п.

Повидался с бурым братом Т.п.

И пошёл к себе обратно.

Жил где? Существительное «на свете» стоит в Предложном падеже. На свете каком? белом. Прилагательное неразрывно связано с существительным, значит, принимает форму того же падежа, что и существительное. Прилагательное “белом” тоже стоит в Предложном падеже.

Итак, давайте составим памятку определения падежа у имен прилагательных.

Какие шаги мы должны сделать?

1 шаг - найти существительное, связанное с именем прилагательным.

2 шаг - определить падеж у имени существительного.

3 шаг - по падежу существительного определить падеж прилагательного.

(каждый шаг памятки открывается на доске или слайде)

Молодцы, вы хорошо поработали!

Физминутка.

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь в воду - упадёт.

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернулось солнце к лету

Что скажи за месяц это?

- Немного отдохнули, поиграли. А теперь проверим в работе нашу памятку и выполним то задание, которое нам было трудно выполнить в начале урока. Спишите предложения, вставьте окончания, (выделите), определите падеж имен прилагательных.

Удивительн утро ! Пухов одеялом укутана сонн …. земля . Над серебрист лесом синеет зимн небо . (проверка)

6. Поисково-творческий этап

Цели: развивать у детей интерес к русскому языку. Учить подбирать слова, составлять связанные тексты.

Задачи: развивать творческое воображение, культуру речи, память, внимание.

Учитель: Рассмотрите следующую карточку № 2. Посмотрите на запись и сформулируйте к ней задание.

- : нужно к каждому существительному подобрать подходящее по смыслу прилагательное, поставив его в нужном падеже.

По окончании работы обменяйтесь тетрадями в парах и сделайте проверку.

(дети работают самостоятельно)

Прочитайте получившиеся словосочетания. Назовите падеж

Какой цели мы достигли, выполнив это задание?

Научились определять падеж имен прилагательных.

Придумай и запиши предложения, поставив данные словосочетания в

Синее небо - П.п.

Высокое дерево - В.п.

Весёлый друг - Т.п.

Молодцы! Вы хорошо поработали.

7. Аналитический этап

Вернемся к тем целям, которые мы ставили в начале урока.

Смогли ли мы их достичь, как вы считаете?

Что нам в этом помогло?

Что вам понравилось на уроке?

Что нового вы узнали?

Кому было трудно и почему?

А кто попробует оценить свою работу, используя в своей речи прилагательные.

Какой я? (умный, красивый, старательный, добрый, веселый и т.д.)

- Ребята, спасибо за урок.

Цель : познакомить учащихся со склонением имён прилага-

тельных и алгоритмом определения падежа имени

прилагательного.

Задачи:

    составить алгоритм определения падежа имени

прилагательного, научиться пользоваться им

в практической деятельности;

    развивать устную и письменную речь учащихся, их акцентологические навыки;

    воспитывать интерес к литературе, искусству.

Оборудование:

    рабочие тетради, учебники;

    «Словарь иностранных слов»;

    карточки для учащихся

    конверты с карточками для рефлексии.

Ход урока

    Организационный момент.

– Вспомните, ребята, важное для любого урока правило: «Быть должны у нас в порядке ручки, книжки и тетрадки!». Проверьте порядок на своих рабочих местах. Теперь можем начинать урок. Садитесь.

2. Проверка домашнего задания.

Сейчас я предлагаю вам устно выполнить задание, аналогичное

домашнему, только словосочетания записаны на доске не

в готовом виде. Их надо составить, подобрав к прилагательному

подходящее по смыслу существительное (поставить стрелки ). При чтении

обращайте внимание на правильную постановку ударения.

(После непродолжительного обдумывания один ученик выполняет задание

у доски, выделяет окончания прилагательных, определяет его число, род.)

гли́няный песни

и́вовая утро

украи́нские кувшин

а́вгустовское рынок

ку́хонная ветка

опто́вый мебель

– Что вы запомнили о прилагательном с прошлого урока? (В парах подготовьте два вопроса отвечающему у доски ученику. Оценивание ответа у доски.)

(Главное, что прилагательные изменяются по числам, а в ед. числе – по родам.)

    Актуализация знаний.

А. Чистописание.

– Ребята, как всегда в начале урока мы совершенствуем свои

каллиграфические навыки. Для тех, кто забыл, давайте напомним,

что каллиграфия – это … Продолжите мою мысль.

(При затруднении подготовленный ученик зачитывает соответствующие строки

из «Словаря иностранных слов».)

– Выполним краткий фонетический анализ данного слова.

(В этом слове 5 слогов, ударение падает на 3-й слог -гра-, 11 букв, 11 звуков,

5 гласных, 6 согласных.)

– Почему звуков и букв одинаковое количество, ведь буква я после гласной

Обозначает два звука?

(Однако удвоенная согласная лл обозначает один долгий звук [ л " ].)

– Рассмотрите записанные на доске буквосочетания. Что у них одинаковое?

(По две буквы.) Запишите их в свои тетради, не пропустите. Это важно!

(Их 10.)

– Какие из буквосочетаний являются значимыми частями речи?

(Сущ. ил, щи – подчеркните одной чертой; мест. он, ты – двумя чертами. )

– Какие из буквосочетаний являются частями слова? Какими именно?

(Окончаниями. )Окончания существительных обведите овалом.

– В какой форме существительные имеют такие окончания?

(В форме мн. числа, Д., Р. или В.п .) Окончания прилагательных обведите

прямоугольником. Каких окончаний прилагательных не хватает?

Запишите их на следующей строке.

яя ее ий ой ие

Б. Тест.

– Мы с вами недавно стали изучать новую часть речи – имя прилагательное.

Теперь на каждом уроке нас ждут маленькие открытия. Но чтобы их

сделать, надо хорошо помнить уже изученный материал. Давайте в форме

небольшого теста повторим наши знания о существительных и

прилагательных. Если вы согласны с моим высказыванием, ставьте на

строке знак + , если не согласны – знак - .

    Имя прилагательное – это значимая часть речи.

    Имя прилагательное отвечает на вопросы: кого? кому? кем? о ком?

    Имя прилагательное обозначает признак предмета.

    Имя прилагательное в предложении связано с глаголом.

    Прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более точной, ясной и выразительной.

    Имена существительные и имена прилагательные изменяются по числам.

    Все имена прилагательные изменяются по родам.

    Имена прилагательные в И. падеже имеют окончания -ой, -ай, -ей, -ёй.

    Имя прилагательное зависит от имени существительного.

    В предложении прилагательное является дополнением.

Самопроверка с доски . Учитель открывает запись : + - + - + + - - + -

При наличии ошибок у отдельных учащихся учитель индивидуально прорабатывает с ними вопросы, вызвавшие затруднение.

4. Формулировка темы урока, постановка целей.

– Предпоследний вопрос теста очень важен для нашего сегодняшнего

урока. Давайте повторим его. А теперь послушайте стихотворение

Ю.Карасёва «Приключения зелёного листа» и с его помощью попробуйте

определить тему сегодняшнего урока.

Как-то раз с большого клёна оторвался лист зелёный

И пустился вместе с ветром путешествовать по свету.

Закружилась голова у зелёного листа.

Ветер нёс его и нёс, бросил только на мосту.

В тот же миг весёлый пёс шмыг – к зелёному листу,

Лапой – хвать зелёный лист, дескать, поиграем.

«Не хочу», -- парашютист головой качает…

Ветер вмиг с листом зелёным над землёй взметнулся снова,

Но шалун-листок упал, головой лишь покачал…

Я пишу в саду под клёном стих о том листе зелёном.

Если дети не смогли сами сформулировать тему урока, вступаю с ними

в подводящий диалог:

    Какое словосочетание часто встречается в стихотворении?

    Какое слово главное в этом словосочетании, а какое зависимое?

    Какие грамматические категории мы можем определить у существительного «лист»? (Род, число, падеж .)

    Значит, если прилагательное полностью зависит от существительного, то и у прилагательного «зелёный» мы можем определить … (Род, число, падеж .)

    Так чем же мы будем заниматься на уроке? (Определять падежи имён

прилагательных, а это значит, тема нашего урока – «Склонение имён прилагательных». )

Выписываем словосочетание «зелёный лист» из стихотворения, определяем

падеж прилагательного по падежу существительного с комментированием .

(Чтобы правильно написать окончание прил., ставим к нему вопросы.)

    Работа по теме урока.

А. Создание алгоритма определения падежа имени прилагательного.

– Итак, мы с вами поупражнялись в определении падежа имени

прилагательного «зелёный». А теперь давайте составим

алгоритм определения падежа у любого прилагательного.

(В ходе беседы выявляются три основных шага в определении падежа

прилагательного, учитель корректирует ответы детей и постепенно открывает

на доске запись алгоритма.)

Алгоритм

определения падежа имени прилагательного.

    1. Найти: сущ. прил.

2. Падеж существительного (какой?).

    3. Падеж прилагательного (такой же).

– Давайте проверим правильность нашего алгоритма по учебнику. Упр. 389.

вопросы к тексту, меняясь ролями «учитель» – «ученик».

(Учитель в это время раздаёт листочки с отпечатанным на них алгоритмом

для индивидуального пользования.)

Б. Физкультминутка.

(Проводится в виде игры «Синонимы – антонимы».)

Ученики встают в исходное положение: ноги вместе, руки на поясе.

Учитель называет пары прилагательных. Если это пара синонимов, нужно присесть,

а если антонимов – стать на носочки, руки поднять вверх.

Чёрный – белый, робкий – трусливый, ласковый – нежный, высокий – низ-

кий, молодой – старый, молчаливый – неразговорчивый, вежливый – гру-

бый, огромный – гигантский, печальный – весёлый, вкусный – аппетитный.

В. Словарная работа.

– Чтобы выполнить следующее задание, нам нужно познакомиться

с новым словарным словом. Угадайте его:

Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза.)

(Запись слова в тетради .) Происхождение этого слова узнаете из текста

упр.392. (Самостоятельное чтение текста. Ответы на вопросы.)

– А теперь я предлагаю вам повести аукцион: нужно подобрать как можно

больше имён прилагательных к существительному «стрекоза». Кто

называет последнее прилагательное, идёт работать у доски.

Итак, стрекоза (какая?) …

(Победивший ученик выходит к доске, читает предложение и объясняет

расстановку знаков препинания в нём.)

П_прыгунья-стрекоза лето красн_е пр_пела огл_нуться

не успела как з_ма катит в гл_за.

подчёркивают грамматическую основу и определяют падеж прилагательного.

известного русского писателя запомнили все вы, я предлагаю вам

разгадать кроссворд, состоящий из словарных слов

(на листочках у каждого ученика):

1. Детёныш лошади.

3. Продукт питания, закатанный в банку.

4. Костюмированное представление.

5. Синоним слову «опрятно».

6. Название нашего города.

– В одной из строк по горизонтали прочтите фамилию известного русского

баснописца. (Крылов.) С его баснями мы ещё будем знакомиться на

уроках литературного чтения.

Г. Работа с деформированным текстом.

– Ребята, прочитайте записанный на карточках текст. (Дети читают самост .)

Рафаэль.

– Всё ли в нём понятно? (Нет .) Как вы думаете, какое задание я хочу вам

предложить? (Изменить порядок абзацев .) Поставьте порядковые номера

абзацев впереди. Кому трудно это сделать, можно взять у меня подсказку.

(Слабым ученикам предлагаю вопросный план этого текста, см. Приложение №1.)

– Читаем вслух исправленный текст. На какую тему написан текст? Какова

его основная мысль? Готовимся записать под диктовку первый абзац.

(Дети называют и подчёркивают орфограммы в словах. Работают «цепочкой». )

Запись под диктовку. Определение падежа прилагательных по алгоритму.

  1. Итог урока. Рефлексия.

– Итак, ребята, чем же мы занимались сегодня на уроке? Воспользуйтесь

карточками с пробелами (у всех учеников на партах) и сделайте важные

обобщения по теме нашего урока.

Обобщение по теме урока.

Имя прилагательное употребляется в том же ___ , ___ и ___ , что и имя ___ , с ним связанное.

    найти в предложении ___ , с которым связано данное

прилагательное;

    определить ____ имени ____ ;

    такой же _____ будет иметь и имя прилагательное.

С помощью цветных карточек в конвертах оцените свою работу на уроке.

Ученики поднимают вверх карточки со следующими надписями:

    Я работал (а) на уроке в полную силу.

    Я работал (а) на уроке хорошо.

    В следующий раз я постараюсь работать лучше.

Учитель отмечает тех, кто объективно оценил свою активность на уроке

и благодарит учащихся за хорошую работу.

8. Домашнее задание.

Шесть наиболее активных учеников получают домашнее задание

на лепестках ромашки, вывешенной за доской. Остальные – упр. 390.

Приложение № 1.

План.

1. Где и когда родился Рафаэль?

    2. Где художник учился живописи?

    3. Какую знаменитую картину написал Рафаэль в Риме?

    4. Почему люди помнят Рафаэля?

Оформление доски.

Тема: Склонение имён прилагательных.

ая он ам ил ов ое ты ый щи ые

П_прыгун_я-стрекоза

Лето красн_е пр_пела

Огл_нуться не успела

Как з_ма катит в гл_за.

глиняный песни

ивовая утро

украинские кувшин

августовское рынок

кухонная ветка

оптовый мебель

Алгоритм

определения падежа имени

прилагательного.

1. Найти: сущ . прил.

2. Падеж существительного(какой?).

3. Падеж прилагательного(такой же).

Рафаэль

С детства мальчик очень любил рисовать. Когда Рафаэлю исполнилось семнадцать лет, он уехал в Рим учиться живописи.

Художник рано умер, но он успел оставить людям бессмертные творения. Люди никогда не забудут великого мастера Рафаэля.

В Риме Рафаэль написал свою знаменитую картину «Сикстинская мадонна». Эта картина и сегодня удивляет всех своей красотой.

Великий художник Рафаэль родился более пятисот лет тому назад в маленьком итальянском городке.

Рафаэль

С детства мальчик очень любил рисовать. Когда Рафаэлю исполнилось семнадцать лет, он уехал в Рим учиться живописи.

Художник рано умер, но он успел оставить людям бессмертные творения. Люди никогда не забудут великого мастера Рафаэля.

В Риме Рафаэль написал свою знаменитую картину «Сикстинская мадонна». Эта картина и сегодня удивляет всех своей красотой.

Великий художник Рафаэль родился более пятисот лет тому назад в маленьком итальянском городке.

Рафаэль

С детства мальчик очень любил рисовать. Когда Рафаэлю исполнилось семнадцать лет, он уехал в Рим учиться живописи.

Художник рано умер, но он успел оставить людям бессмертные творения. Люди никогда не забудут великого мастера Рафаэля.

В Риме Рафаэль написал свою знаменитую картину «Сикстинская мадонна». Эта картина и сегодня удивляет всех своей красотой.

Великий художник Рафаэль родился более пятисот лет тому назад в маленьком итальянском городке.

Рафаэль

С детства мальчик очень любил рисовать. Когда Рафаэлю исполнилось семнадцать лет, он уехал в Рим учиться живописи.

Художник рано умер, но он успел оставить людям бессмертные творения. Люди никогда не забудут великого мастера Рафаэля.

В Риме Рафаэль написал свою знаменитую картину «Сикстинская мадонна». Эта картина и сегодня удивляет всех своей красотой.

Великий художник Рафаэль родился более пятисот лет тому назад в маленьком итальянском городке.

Обобщение по теме урока.

Чтобы определить падеж прилагательного, надо:

    найти в предложении ______________ , с которым связано данное прилагательное;

Обобщение по теме урока.

Имя прилагательное употребляется в том же _______ , ______

и ________ , что и имя _________________ , с ним связанное.

Чтобы определить падеж прилагательного, надо:

    определить _________ имени ____________________ ;

    такой же _________ будет иметь и имя прилагательное.

Обобщение по теме урока.

Имя прилагательное употребляется в том же _______ , ______

и ________ , что и имя _________________ , с ним связанное.

Чтобы определить падеж прилагательного, надо:

    найти в предложении _____________ , с которым связано данное прилагательное;

    определить _________ имени ____________________ ;

    такой же _________ будет иметь и имя прилагательное.

Обобщение по теме урока.

Имя прилагательное употребляется в том же _______ , ______

и ________ , что и имя _________________ , с ним связанное.

Чтобы определить падеж прилагательного, надо:

    найти в предложении _____________ , с которым связано данное прилагательное;

    определить _________ имени ____________________ ;

    такой же _________ будет иметь и имя прилагательное.

Я работал (а) на уроке

в полную силу.

Я работал (а) на уроке

в полную силу.

Я работал (а) на уроке хорошо.

В следующий раз я постараюсь

    работать лучше.

В следующий раз я постараюсь

    работать лучше.

Благодаря этой удивительной части речи язык обретает выразительность и яркость, без нее наша речь не была бы столь красочна и богата. Имя прилагательное определяет предмет по его признаку и принадлежности. К нему задают вопросы «какой? какое? какая? какие?», а также оно отвечает на вопросы «чей? чья? чьё? чьи?»

Секрет – в зависимости

В предложении прилагательное обычно связано с существительными и местоимениями. Эта часть речи всегда является зависимой от них. Эта связь и подскажет нам, как определить падеж имени прилагательного. Падежи в русском языке: именительный, за ним следует родительный, потом - дательный, за ним - винительный, потом - творительный, а потом - предложный. Окончания имен прилагательных по падежам узнать несложно, если задать к ним вопрос от той части речи, от которой они зависят. Обычно окончание, которое стоит в вопросе, совпадает с тем, что имеется у прилагательного.

Что нужно учесть

Изменение прилагательных по падежам зависит от числа и рода этой части речи. И здесь нужно запомнить две вещи. Во-первых, прилагательные можно изменять по родам лишь тогда, когда они стоят в единственном числе. Во-вторых, их можно изменять по числам. Рассмотрим оба тезиса на примерах.

Окончания прилагательных мужского, женского и среднего родов

Возьмем словосочетание "существительное + прилагательное в единственном числе" и проследим, как меняется окончание прилагательного в разных родах. Род имя прилагательное всегда имеет тот же самый, что и существительное, к которому оно относится.

  1. Окончания прилагательных в мужском роде: -ой, -ый, -ий. Вот пример: человек (какой?) деловой, умный, чуткий.
  2. Оконч. прилаг. в женском роде: -ая, -яя. К примеру, одежда (какая?) просторная, летняя.
  3. Оконч. прилаг. в среднем роде: -ое, -ее. К примеру, растение (какое?) высокое, многолетнее.

Окончания имен прилагательных в разных числах

Прилагательные свободно изменяются в числах. В единственном числе они обозначают признак одного предмета или группы предметов и отвечают на вопросы «какой, какое, какая?» Например: умный вопрос, широкая дорога, ласковое солнце, веселый коллектив, большое скопление, шумная толпа.

Во множественном числе имена прилагательные обозначают множество предметов, отвечая на вопрос «какие?» Например: большие надежды, маленькие огорчения. Как видим, число имени прилагательного зависит от числа существительного, с которым оно связано.

Правописание безударных окончаний в именах прилагательных

Для определения этого момента можно действовать по несложному алгоритму. Сначала необходимо задать вопрос от существительного к прилагательному.

Если вопрос - «какой?», надо проверить, находится ли окончание под ударением. Если да, то пишем -ой, если нет, то пишем -ый (-ий).

Если вопрос от существительного звучит как «чей?», то в окончании писать следует -ий

Если от существительного к прилагательному можно задать только вопросы косвенных падежей, то писать следует то же самое окончание, которое звучит в вопросе (с учетом твердого и мягкого склонения). Последнее утверждение рассмотрим подробней.

Изменение имен прилагательных по падежам

Познакомимся теперь с особенностями склонения имен прилагательных по падежам. Эти сведения помогут разобраться, как определить падеж имени прилагательного в каждом конкретном случае.

Первая группа

Это имена прилагательные единственного числа, которые имеют женский род. Они склоняются так:

  • Именительный падеж: слива (какая?) – спелая, ранняя. Оконч. прилагательных: -ая, -яя.
  • Родительный падеж: сливы (какой?) – спелой, ранней. Оконч. прилагательных: -ой, -ей.
  • Дательный падеж: сливе (какой?) – спелой, ранней. Оконч. прилагательных: -ой, -ей.
  • Винительный падеж: сливу (какую?) – спелую, раннюю. Оконч. прилагательных: -юю, -ую.
  • Творительный падеж: сливой (какой?) спелой, ранней. Оконч. прилагательных: -ой, -ей.
  • Предложный падеж: о сливе (какой?) спелой, ранней. Оконч. прилагательных: -ой, -ей.

Отметим, что окончания прилагательных совпадают в четырех падежах: родительном, дательном, творительном, предложном.

Вторая группа

Это имена прилагательные, находящиеся в единственном числе, которые имеют мужской род. Они склоняются так:

  • Именительный падеж: мяч (какой?) большой, резиновый, синий. Окончания прилагательных: -ой, -ый, -ий.
  • Родительный падеж: мяча (какого?) большого, резинового, синего. Оконч. прилагательных: -ого, -его.
  • Дательный падеж: мячу (какому?) большому, резиновому, синему. Оконч. прилагательных: -ому, -ему.
  • Чтобы определить окончание прилагательного, находящегося в винительном падеже, надо сначала выяснить, к одушевленному или неодушевленному существительному оно относится. В нашем примере прилагательные относятся к неодушевленному существительному, отвечающему на вопрос «что?». Тогда вопрос к прилагательному будет звучать так: мяч (какой?) большой, резиновый, синий. Окончания прилагательных при неодушевленном существительном: -ой, -ый, -ий. Но если существительное – одушевленное, в винительном падеже к нему следует задавать вопрос «кого?» Соответственно, и форма прилагательного изменится. Например, отца (какого?) строгого, любящего. Окончания прилагательных при одушевленном существительном: -ого, -его.
  • Творительный падеж: мячом (каким?) большим, резиновым, синим. Оконч. прилагательных: -ым, -им.
  • Предложный падеж: о мяче (каком?) большом, резиновом, синем. Оконч. прилагательных: -ом, -ем.

Третья группа

Это прилагательные единственного числа в среднем роде. Склоняются они так.

  • Именительный падеж: утро (какое?) солнечное, летнее. Окончания прилагательных: -ое, -ее.
  • Родительный падеж: утра (какого?) солнечного, летнего. Оконч. прилагательных: -ого, -его.
  • Дательный падеж: утру (какому?) солнечному, летнему. Оконч. прилагательных: -ому, -ему.
  • Винительный падеж: утро (какое?) солнечное, летнее. Оконч. прилагательных: -ое, -ее.
  • Творительный падеж: утром (каким?) солнечным, летним. Оконч. прилагательных: -ым, -им.
  • Предложный падеж: об утре (каком?) солнечном, летнем. Оконч. прилагательных: -ом, -ем.

Мы здесь видим, что во всех трех группах ответ на вопрос о том, как определить падеж имени прилагательного, сводится к одному – его узнают по падежу существительного, от коего это прилагательное зависит.

Четвертая группа

Это имена прилагательные, которые находятся во множественном числе. О них скажем следующее:

  • Именительный падеж: цветы (какие?) желтые, осенние. Окончания прилагательных: -ые, -ие.
  • Родительный падеж: цветов (каких?) желтых, осенних. Оконч. прилагательных: -ых, -их.
  • Дательный падеж: цветам (каким?) желтым, осенним. Оконч. прилагательных: -ым, -им.
  • Винительный падеж: прилагательные, относящиеся к неодушевленным существительным, склоняются по принципу именительного падежа: цветы (какие?) желтые, осенние. Окончания: -ие, -ые. Прилагательные, относящиеся к одушевленным существительным, склоняются по принципу родительного падежа: родственников (каких?) веселых, близких. Окончания: -ых, -их.
  • Творительный падеж: цветами (какими?) желтыми, осенними. Оконч. прилагат ельных: -ыми, -ими.
  • Предложный падеж: о цветах (каких?) желтых, осенних. Оконч. прилагательных: -ых, -их.

Отметим, что в этой группе прилагательные имеют сходные окончания в родительном, винительном (если относятся к одушевленным существительным), предложном падежах.

Определение падежа имени прилагательного: последовательность действий

  1. Выпишем прилагательное на листок.
  2. Выделим в нем окончание.
  3. Определим, в каком роде, числе стоит прилагательное.
  4. Выберем, к какой из четырех вышеописанных групп относится данное слово.
  5. Определим падеж прилагательного по окончанию.
  6. Если возникли сомнения, обратим внимание на существительное, от которого наше слово зависит, зададим к нему вопрос и по нему определим падеж прилагательного, поскольку оно имеет такое же окончание.

Если трудно разобраться с тем, в именительном или винительном падеже употреблено существительное (и зависимое от него прилагательное), следует посмотреть на его синтаксическую роль. Если существительное в предложении выступает как подлежащее, значит, оно имеет именительный падеж. Падежи прилагательных будут такими же. Если же существительное – второстепенный член предложения, то оно употреблено в винительном падеже. Следовательно, у прилагательных будет такой же падеж.

Мы рассмотрели, как определить падеж имени прилагательного и убедились в том, что это совсем несложно.