Чижов федор васильевич биография. Литературно-исторические заметки юного техника

(1811-1877)

Фёдор Васи́льевич Чижо́в (1811-1877) - русский промышленник, общественный деятель, ученый. Сторонник славянофилов, издатель и редактор общественно-политических журналов и газет, организатор железнодорожного строительства, меценат.

Фёдор Чижов родился в Костроме в семье выходца из духовного сословия В. В. Чижова (получил право на потомственное дворянство в 1822 году) и У. Д. Чижовой, дочери обедневшего дворянина. Его крёстным был Ф. И. Толстой - «Американец». До 3 лет жил в деревне у бабушки близ Галича, затем переселился в Кострому, позднее - в Санкт-Петербург.

Благодаря рано выявившимся математическим способностям поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. С 1829 года участвует в «святой пятнице» - кружке студентов и выпускников, собиравшихся у А. В. Никитенко. В кружке велась критика негативных общественных явлений в России с прозападнических позиций.

В 1832 году Чижов блестяще оканчивает университет со степенью кандидата физико-математических наук.

В 21 год Чижов начинает преподавать в качестве адъюнкт-профессора Петербургского университета алгебру, тригонометрию, аналитическую и начертательную геометрию, теорию теней и перспективы и готовить магистерскую диссертацию под руководством академика М. В. Остроградского. Будучи стеснённым в средствах, Чижов занимается репетиторством. В 1836 году Чижов защищает диссертацию и получает должность профессора. Его высоко ценят студенты и коллеги по университету.

В конце 1830-х годов Чижов печатает множество статей, рецензий, переводов в области математики, механики, литературы, эстетики и морали. К 1840 году интересы Чижова обращаются к области гуманитарных знаний, в нём пробуждается стремление к общественной значимости, и под предлогом ухудшения здоровья он оставляет университет.
В 1858 году Чижов знакомится с А. И. Дельвигом. Совместно с ним и братьями Шиповыми (костромскими дворянами) он учреждает Общество Московско-Троицкой железной дороги, в которое привлекаются откупщики Н. Г. Рюмин и И. Ф. Мамонтов. Предполагается построить первую частную дорогу силами исключительно русских рабочих и инженеров и на деньги русских купцов без участия иностранного капитала.

Первоначально решено построить дорогу до Сергиева Посада длиной 66 вёрст. Для обоснования выгодности сооружения дороги Чижов организует группы студентов Московского технического училища для круглосуточного подсчёта всех прохожих и проезжающих по Троицкому шоссе в Троице-Сергиеву лавру и обратно. По итогам подсчётов публикуется статья в «Вестнике промышленности» и направляется записка в Санкт-Петербург. В июле 1858 года получено Высочайшее соизволение на производство изыскательских работ. По инициативе Чижова принята за правило регулярная публикация отчётов правления Общества в газете «Акционер».

Движение поездов по Московско-Троицкой железной дороге было открыто 18 августа 1862 года. По свидетельству современников, дорога вышла образцовой и по устройству, и по бережливости расходов, и по строгой отчётности управления.

В 1870 году открывается дорога от Сергиева Посада до Ярославля, а в 1872 году - узкоколейная дорога до Вологды.

В 1869 году московские капиталисты образовывают товарищество для покупки Московско-Курской железной дороги, председателем которого избирают Чижова. Он же становится председателем правления дороги после её покупки.
В середине 1860-х годов либерализуется кредитная система, и Чижова избирают председателем правления созданного Московского купеческого банка. Среди пайщиков банка большинство составляли текстильные фабриканты центральных губерний.

В 1869 году под руководством Чижова было открыто Московское купеческое общество взаимного кредита.
Весь свой основной капитал Чижов завещал на устройство и содержание пяти профессионально-технических учебных заведений. Два ремесленных училища должны быть построены в Костроме: низшее химико-техническое и среднее механико-техническое. Ещё четыре низших училища, построенных в Кологриве, Чухломе и в Галиче или Макарьеве, должны были выпускать высококвалифицированных рабочих-ремесленников. Училища были открыты в 1894-1897 годах. Плата за обучение в низшем училище составляла 3 руб. в год, в среднем училище - 30 руб. Бедные ученики освобождались от платы, получали пособия из специальных училищных средств . Чижовские училища имели первоклассное оборудование и превосходный состав педагогов, преподаватели набирались из выпускников столичных высших учебных заведений, а лучшие учащиеся посылались на стажировку за границу. Их выпускников охотно принимали на казенные и частные предприятия. Сейчас в здании механико-технического училища находится Костромской энергетический техникум им. Ф. В. Чижова.

Кроме того, Чижов распорядился основать в Костроме родильный дом и при нём учебное родовспомогательное заведение.

ЧИЖОВ Федор Васильевич (1811–1877),

друг Гоголя, в 1832–1845 гг. был адъюнкт-профессором Петербургского университета и преподавал математические науки. Там Ч. познакомился с Гоголем, состоявшим в 1834–1835 гг. адъюнкт-профессором по кафедре всеобщей истории. Ч. являлся также специалистом по истории литературы и искусства. В 1840–1847 гг. жил за границей, преимущественно в Италии, где сблизился с Гоголем и Н. М. Языковым. Ч. сочувствовал славянофилам. Впоследствии стал крупным преуспевающим предпринимателем и финансистом, выступал в качестве издателя и редактора сочинений Гоголя.

Ч. вспоминал: «Я познакомился с Гоголем тогда, когда он был сделан адъюнкт-профессором в Петербургском университете, где я тоже был адъюнкт-профессором. Гоголь сошелся с нами хорошо, как с новыми товарищами; но мы встретили его холодно. Не знаю, как кто, но я только по одному: я смотрел на науку чересчур лирически, видел в ней высокое, чуть-чуть не священное дело (Гоголь же священным делом видел литературу. - Б. С.), и потому от человека, бравшегося быть преподавателем, требовал полного и безусловного посвящения себя ей. Сам я занимался сильно, но избрал для преподавания искусство, мастерство (начертательную геометрию), не смея взяться за науку высшего анализа, которую мне тогда предлагали. К тому же Гоголь тогда, как писатель-художник, едва показался: мы, большинство, толпа, не обращали еще дельного внимания на его „Вечера на Хуторе“; наконец, и самое вступление его в университет путем окольным (благодаря протекции С. С. Уварова и без окончания университетского курса. - Б. С.) отдаляло нас от него, как от человека. По всему этому сношения с ним у меня были весьма формальные, и то весьма редкие». Тем не менее, Ч. довелось снова встретиться с Гоголем, на этот раз вдали от родины, в Риме, зимой 1842/43 г. Но и тогда близко сойтись с ним математику не удалось. Не помог и фактор чужбины, обычно побуждающий людей за границей дружиться легче, чем дома, чтобы приспособиться к незнакомой обстановке и людям (правда, по возвращении на родину эта дружба порой рассыпается в прах). Ч. рассказывал первому гоголевскому биографу П. А. Кулишу: «Расставшись с Гоголем в университете, мы встретились с ним в Риме в 1843 году и прожили здесь целую зиму в одном доме на Via Felice, № 126. Во втором этаже жил Языков, в третьем Гоголь, в четвертом я. Видались мы едва ли не ежедневно. С Языковым мы жили совершенно по-братски, как говорится, душа в душу, и остались истинными братьями до последней минуты его; с Гоголем никак не сходились. Почему? я себе определить не мог. Я его глубоко уважал и как художника, и как человека. Вечера наши в Риме проходили в довольно натянутых разговорах. Не помню, как-то мы заговоривши о Муравьеве, написавшем „Путешествие к Святым Местам“ и проч. Гоголь отзывался об нем резко, не признавал в нем решительно никаких достоинств и находил в нем отсутствие языка. С большею частию я внутренне соглашался, но странно резкий тон заставил меня с ним спорить. Оставшись потом наедине с Языковым, я начал говорить, что нельзя не отдать справедливости Муравьеву за то, что он познакомил наш читающий люд со многим в нашем богослужении и вообще в нашей церкви. Языков отвечал: „Муравьева терпеть не мог Пушкин. Ну, а чего не любил Пушкин, то у Гоголя делается уже заповеднею и едва только не ненавистью“. Несмотря, однакож, на наши довольно сухие столкновения, Гоголь очень часто показывал ко мне много расположения. Тут, по какому-то непонятному для самого меня внутреннему упрямству, я, в свою очередь, отталкивал Гоголя. Все это, разумеется, было в мелочах. Например, бывало, он чуть не насильно тащит меня к Смирновой; но я не иду и не познакомился с нею потому, что ему хотелось меня познакомить. Таким образом, мы с ним не сходились. Это, пожалуй, могло случиться очень просто: Гоголь мог не полюбить меня, да и всё тут. Так нет же: едва, бывало, мы разъедемся, не пройдет и двух недель, как Гоголь пишет ко мне и довольно настойчиво просит съехаться, чтоб потолковать со мной о многом… Сходились мы в Риме по вечерам постоянно у Языкова, тогда уже очень больного, - Гоголь, Иванов и я. Наши вечера были очень молчаливы. Обыкновенно кто-нибудь из нас троих - чаще всего Иванов приносил в кармане горячих каштанов; у Языкова стояла бутылка алеатико, и мы начинали вечер каштанами, с прихлебками вина. Большею частью содержанием разговоров Гоголя были анекдоты, почти всегда довольно сальные. Молчаливость Гоголя и странный выбор его анекдотов не согласовались с уважением, которое он питал к Иванову и Языкову, и с тем вниманием, которого он удостоивал меня, зазывая на свои вечерние сходки, если я не являлся без зову. Но это можно объяснить тем, что тогда в душе Гоголя была сильная внутренняя работа, поглотившая его совершенно и овладевшая им самим. В обществе, которое он, кроме нашего, посещал изредка, он был молчалив до последней степени. Не знаю, впрочем, каков он был у А. О. Смирновой, которую он очень любил и о которой говаривал всегда с своим гоголевским восхищением: „Я вам советую пойти к ней: она очень милая женщина“. С художниками он совершенно разошелся. Все они припоминали, как Гоголь бывал в их обществе, как смешил их анекдотами; но теперь он ни с кем не видался. Впрочем, он очень любил Ф. И. Иордана и часто, на наших сходках, сожалел, что его не было с нами. А надобно заметить, что Иордан очень умный человек, много испытавший и отличающийся большой наблюдательностью и еще большею оригинальностью в выражениях. Однажды я тащил его почти насильно к Языкову. - „Нет, душа моя, - говорил мне Иордан, - не пойду. Там Николай Васильевич. Он сильно скуп, а мы все народ бедный, день-деньской трудимся, работаем, - давать нам не из чего. Нам хорошо бы так вечерок провести, чтоб дать и взять, а он всё только брать хочет“. Я был очень занят в Риме и смотрел на вечернюю беседу, как на истинный отдых. Поэтому у меня почти не осталось в памяти от наших разговоров. Помню я только два случая, показавшие мне прием художественных работ Гоголя и понятие его о работе художника. Однажды, перед самым его отъездом из Рима, я собирался ехать в Альбано. Он мне сказал: „Сделайте одолжение, поищите там моей записной книжки, в роде истасканного простого альбома; только я просил бы вас не читать“. Я отвечал: „Однакож, чтоб увериться, что точно это ваша книжка, я должен буду взглянуть в нее. Ведь вы сказали, что сверху на переплете нет на ней надписи“. - „Пожалуй, посмотрите. В ней нет секретов; только мне не хотелось бы, чтоб кто-нибудь читал. Там у меня записано всё, что я подмечал где-нибудь в обществе“. В другой раз, когда мы заговорили о писателях, он сказал: „Человек пишущий также не должен оставлять пера, как живописец кисти. Пусть кто-нибудь пишет непременно каждый день. Надобно, чтоб рука приучилась совершенно повиноваться мысли“. В Риме он, как и все мы, вел жизнь совершенно студентскую: жил без слуги, только обедал всегда вместе с Языковым, а мы все в трактире. Мы с Ивановым всегда неразлучно ходили обедать в тот трактир, куда прежде ходил часто и Гоголь, именно, как мы говорили, к Фалькону (al Falcone). Там его любили, и лакей (cameriere) нам рассказывал, как часто signor Nicolo надувал их. В великий пост до Ave Maria, т. е. до вечерни, начиная с полудня, все трактиры заперты. Ave Maria бывает около шести часов вечера. Вот, когда случалось, что Гоголю сильно захочется есть, он и стучит в двери. Ему обыкновенно отвечают: „Нельзя отпереть“. Но Гоголь не слушается и говорит, что забыл платок, или табакерку, или что-нибудь другое. Ему отворяют, а он там уже остается и обедает (как знать, не воспоминание ли об этом грехе побудило Гоголя к последнему, смертному посту в феврале 1852 г. - Б. С.). В каком сильном религиозном напряжении была тогда душа Гоголя, покажет следующее. В то время одна дама, с которою я был очень дружен, сделалась сильно больна. Я посещал ее иногда по несколько раз в день и обыкновенно приносил известия о ней в нашу беседу, в которой все ее знали - Иванов лично, Языков по знакомству ее с его родными, Гоголь понаслышке. Однажды, когда я опасался, чтоб у нее не было антонова огня в ноге, Гоголь просил меня зайти к нему. Я захожу, и он, после коротенького разговора, спрашивает: „Была ли она у святителя Митрофана?“ Я отвечал: „Не знаю“. - „Если не была, скажите ей, чтоб она дала обет помолиться у его гроба. Сегодняшнюю ночь за нее здесь сильно молился один человек, и передайте ей его убеждение, что она будет здорова. Только, пожалуйста, не говорите, что это от меня“. По моим соображениям, этот человек, должно быть, был сам Гоголь… Общий характер бесед наших с Гоголем может обрисоваться из следующего воспоминания. Однажды мы собрались, по обыкновению, у Языкова. Языков, больной, молча, повесив голову и опустив ее почти на грудь, сидел в своих креслах; Иванов дремал, подперевши голову руками; Гоголь лежал на одном диване, я полулежал на другом. Молчание продолжалось едва ли не с час времени. Гоголь первый прервал его. „Вот, - говорит, - с нас можно сделать этюд воинов, спящих при гробе Господнем“. И после, когда уже нам казалось, что время расходиться, он всегда говаривал: „Что, господа, не пора ли нам окончить нашу шумную беседу?“» В Риме Гоголь и Ч. существенно расходились в оценке произведений искусства. 8 декабря 1842 г. Ч. записал в дневнике: «…Сейчас возвратился я из мастерской Александра Андреевича Иванова. Он показывал мне два своих рисунка, приготовляемые им для вел. Кн. Марии Николаевны. Он не знает, какой выбрать. Один представляет римский танец il sospiro (вздох (ит.). - Б. С.). Дело состоит в том, что одна девушка стоит на коленях, кругом нее танцует другая; стоящая на коленях вздыхает, та, которая танцует, спрашивает: кто украл у тебя сердце, та в ответ показывает на кого-нибудь из зрителей, и тот волею или неволею должен пуститься в пляску. Последний момент изображен на картинке: девушка показала на длинного англичанина, и другая тащит его насильно. Все присутствующие хохочут. Другая - простое пиршество римлян на Ponte molo… Я, когда посмотрел обе картинки, выбрал последнюю… Приходит Гоголь и диктаторским тоном произносит приговор в пользу первой, говоря, что она в сравнении с тою - историческая картина, а та genre (жанровая (фр.). - Б. С.), что тут каждое лицо требует отдельного выражения, а там группы. Одним словом, что первая выше последней, и во всем этом у него был решительный приговор и никакого внимания к бедному моему суждению». Вероятно, первая акварель импонировала Гоголю потому, что, в отличие от статичной второй, передавала движение персонажей и заключала в себе целую микроновеллу. Но безапелляционность гоголевских суждений не понравилась Ч. В конце своего пребывания в Риме Гоголь, вероятно, уже проникся определенной симпатией к Ч. и уже после отъезда из Рима тепло о нем вспоминал.

18 марта н. ст. 1844 г. Гоголь писал А. А. Иванову из Ниццы: «Уведомьте меня, где и что делает Чижов? Если он в Риме, то передайте ему самый душевный поклон и скажите, что я ждал его на Рейне и написал бы ему письмо, несмотря на лень мою, если бы только знал наверно его местопребыванье».

9 сентября 1844 г. Ч. писал А. В. Никитенко: «С Гоголем и Языковым мы прожили целую зиму в Риме, в одном доме, всякий день проводили вместе вечера. Гоголь не горд, а имеет своего рода оригинальность в жизни, - это его дело». Гоголь, между тем, искал встречи с Ч. 9 января н. ст. 1845 г. он писал А. А. Иванову из Франкфурта: «А Чижову поклонитесь и скажите, что я май и даже июнь месяц пробуду во Франкфурте; впрочем, он во всяком случае узнает обо мне у Жуковского. А Франкфурта ему не миновать, потому что оный есть пуп Европы, куда сходятся все дороги». Гоголь следил и за литературным творчеством Ч. Так, в апреле 1846 г. он познакомился со статьей Ч. «О работах русских художников в Риме», опубликованной в 1845 г. в «Московском литературном и ученом сборнике». А в конце 1846 г. Гоголь написал Ч., что хворает.

Повидаться за границей с Гоголем Ч. больше не удалось. Но, будучи в Германии, он встретился с В. А. Жуковским, и в беседах с ним речь зашла о Гоголе. Ч. вспоминал: «…Жуковский… очень любил Гоголя, но журил его за небрежность в языке, а, уважая и высоко ценя его талант, никак не был его поклонником. Проживая в Дюссельдорфе, я бывал у Жуковского раза три-четыре в неделю, часто у него обедал, и мне не раз случалось говорить с ним о Гоголе. Прочтя наскоро „Мертвые души“, я пришел к Жуковскому; признаюсь, с первого разу я очень мало раскусил их. Я был восхищен художническим талантом Гоголя, лепкою лиц, но, как я ожидал содержания в самом событии, то, на первый раз, в ряде лиц, для которых рассказ о Мертвых Душах был только внешним соединением, видел какое-то отсутствие внутренней драмы. Я об этом сообщил Жуковскому и из слов его увидел, что ему не был известен полный план Гоголя. На замечание мое об отсутствии драмы в Мертвых Душах Жуковский отвечал мне: „Да и вообще в драме Гоголь не мастер. Знаете ли, что он написал было трагедию? (Не могу утверждать, сказал ли мне Жуковский ее имя, содержание и из какого быта она была взята, только, как-то при воспоминании об этом, мне представляется, что она была из русской истории). Читал он мне ее во Франкфурте. Сначала я слушал; сильно было скучно; потом решительно не мог удержаться и задремал. Когда Гоголь кончил и спросил, как я нахожу, я говорю: „Ну, брат Николай Васильевич, прости, мне сильно спать захотелось“. - „А когда спать захотелось, тогда можно и сжечь ее“, - отвечал он, и тут же бросил в камин. Я говорю: „И хорошо, брат, сделал““».

4 марта н. ст. 1847 г. Ч. послал из Рима Гоголю отзыв о «Мертвых душах», где указывал на высокую художественность формы и мрачность содержания поэмы и на общую свою восторженную оценку этого произведения, проявившуюся, однако, только после его вторичного прочтения: «…В первый раз я прочел его (первый том „Мертвых душ“. - Б. С.) в Дюссельдорфе, и оно просто не утомило, а оскорбило меня. Утомить безотрадностию выставленных характеров не могло - я восхищался талантом, но, как русский, был оскорблен до глубины сердца. Дошло дело до Ноздрева; отлегло от сердца. Выставляйте вы мне печальную сторону, разумеется, по самолюбию будет больно читать, да есть истинное, а как же вы во мне выставите пошлым то, где пошлость в одной внешности? Чувство боли началось со второй страницы, где вы бросили камень в того, кого ленивый не бьет, - в мужика русского. Прав ли я, не прав ли, вам судить, но у меня так почувствовалось. С душой вашей роднится душа беспрестанно; много ли, всего два-три слова, как девчонка слезла с козел, а душе понятно это. Русский же, то есть, русак, невольно восстает против вас, и когда я прочел, чувство русского, простого русского до того было оскорблено, что я не мог свободно и спокойно сам для себя обсуживать художественность всего сочинения. Один приятель мой, петербургский чиновник, первый своим неподдельным восторгом сблизил меня с красотами „Мертвых Душ“, я прочел еще раз, после читал еще, отчетливее понял, что восхищало меня, но болезненное чувство не истреблялось. Чиновник этот не из средины России - он родился и взрос в Петербурге, ему не понятны те глупости, какие у нас взрощены с детства».

Новая встреча с Гоголем произошла только 4 года спустя, и только тогда между ними возникла подлинная дружба и настоящее духовное сродство, после того как профессор под влиянием личных потрясений стал гораздо более, чем прежде, наклонен к религии. Ч. вспоминал: «После Италии мы встретились с Гоголем в 1848 году в Киеве (это было в конце мая. - Б. С.), и встретились истинными друзьями. Мы говорили мало, но разбитой тогда и сильно больной душе моей стала понятна болезнь души Гоголя… Мы встретились у А.С. Данилевского, у которого остановился Гоголь и очень искал меня; потом провели вечер у М.В. Юзефовича. Гоголь был молчалив, только при расставании он просил меня, не можем ли мы сойтись на другой день рано утром в саду. Я пришел в общественный сад рано, часов в шесть утра; тотчас же пришел и Гоголь. Мы много ходили по Киеву, но больше молчали; несмотря на то, не знаю, как ему, а мне было приятно ходить с ним молча. Он спросил меня: где я думаю жить? - „Не знаю, - говорю я: - вероятно, в Москве“. - „Да, отвечал мне Гоголь, - кто сильно вжился в жизнь римскую, тому после Рима только Москва и может нравиться“. Тут, не помню, в каких словах, он передал мне, что любит Москву и желал бы жить в ней, если позволит здоровье. Мы назначили вечером сойтись в Лавре, но там виделись только несколько минут: он торопился».

Последние встречи Ч. с Гоголем произошли в Москве. Ч. заметил уже у писателя признаки душевной болезни. Он свидетельствует: «В Москве помнится мне, в 1849 году - мы встречались часто у Хомякова, где я бывал всякий день, и у Смирновых. Гоголь был всегда молчалив, и тогда уже видно было, что он страдал. Однажды мы сошлись с ним под вечер на Тверском бульваре. „Если вы не торопитесь, - говорил он“, - проводите меня до конца бульвара. Заговорили мы с ним об его болезни. „У меня все расстроено внутри, - сказал он. - Я, например, вижу, что кто-нибудь спотыкнулся; тотчас же воображение за это ухватится, начнет развивать - и все в самых страшных призраках. Они до того меня мучат, что не дают спать и совершенно истощают мои силы“».

Из книги Если бы Лист вел дневник автора Ханкиш Янош

Из книги Воспоминания современников о Н. В. Гоголе автора Гоголь Николай Васильевич

Ф. В. ЧИЖОВ <ВСТРЕЧИ С ГОГОЛЕМ> Я познакомился с Гоголем тогда, как он был сделан адъюнкт-профессором в С.-Петербургском университете, где я тоже был адъюнкт-профессором. Гоголь сошелся с нами хорошо, как с новыми товарищами; но мы встретили его холодно. Не знаю, как кто,

Из книги Наполеон автора Мережковский Дмитрий Сергеевич

Из книги Джоаккино Россини. Принц музыки автора Вейнсток Герберт

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

Из книги Тёрнер автора Акройд Питер

Глава пятая 1811 В январе 1811 года Тёрнер вернулся в Королевскую академию уже в новом качестве – именно тогда он приступил к своим обязанностям “профессора перспективы”. Пост этот он получил еще четыре года назад, но то ли нервозность, то ли неторопливость удерживали его

Из книги Курчатов автора Асташенков Петр Тимофеевич

Игорь Васильевич и Борис Васильевич Курчатовы, 1953

Из книги Великие русские люди автора Сафонов Вадим Андреевич

ДЕТСТВО (1799–1811) Пушкин родился 26 мая (6 июня по новому стилю) 1799 года в Москве. Здесь прошло его детство. Память ребенка не сохранила впечатлений от поездок в Петербург и Михайловское - ему не было и двух лет, когда родители вернулись в Москву.Мальчик часто гулял в роскошном

Из книги Федор Чижов автора Симонова Инна Анатольевна

В ЛИЦЕЕ (1811–1817) 19 октября 1811 года в Царском Селе был открыт Лицей, привилегированное учебное заведение для подготовки высших государственных чиновников. В огромном зале по правую сторону большого стола, покрытого красным сукном с золотой бахромой, в три ряда стояли

Из книги В садах Лицея. На брегах Невы автора Басина Марианна Яковлевна

И. А. Симонова Федор Чижов Светлой памяти моего отца Анатолия Федоровича Симонова посвящается эта

Из книги Пушкин в Александровскую эпоху автора Анненков Павел Васильевич

19 октября 1811 года Хотя воспитанники съехались, занятия в Лицее еще не начинались. Все - от директора до шумливых обитателей четвертого этажа - деятельно готовились к 19 октября - дню торжественного открытия Лицея.Приезжал брюзгливый надменный старик - министр

Из книги Туляки – Герои Советского Союза автора Аполлонова А. М.

Из книги Гоголь автора Соколов Борис Вадимович

Чижов Сергей Михайлович Родился в 1912 году в деревне Высокое Сафоновского (ныне Ефремовского) района Тульской области в семье крестьянина. Участвовал в обороне Тулы, Сталинграда, в наступательных боях по освобождению советской земли от гитлеровских захватчиков. Звание

Из книги Футбол, который мы потеряли. Непродажные звезды эпохи СССР автора Раззаков Федор

НИКИТЕНКО Александр Васильевич (1804–1877), выходец из крепостных крестьян, цензор, литературный критик, с 1834 г. профессор русской словесности Петербургского университета, автор мемуаров «Моя повесть о самом себе».22 апреля 1832 г. Н. записал в дневнике: «Был на вечере у

Из книги Гоголь. Воспоминания. Письма. Дневники автора Гиппиус Василий Васильевич

«Царь Федор», или Романтик от футбола Федор Черенков, «Спартак», Москва Федор Черенков родился 25 июля 1959 года в Москве. О своем детстве он вспоминает следующим образом:«Я рос обычным мальчишкой. У меня были солдатики, шашки и шахматы. Я даже делал вид, что записываю ходы…

Из книги автора

Ф. В. Чижов – Н. В. Гоголю Рим, 4 марта 1847 г.…В первый раз я прочел его [ «Мертвые Души».] в Дюссельдорфе, и оно просто не утомило, а оскорбило меня. Утомить безотрадностию выставленных характеров не могло, – я восхищался талантом, но, как русский, был оскорблен до глубины

Другие страны

Экономисты милостью Божьей: Фёдор Чижов

В XIX веке его знала вся Россия. Промышленники, купцы, железнодорожники, учёные, художники и литераторы переписывались с ним, искали встреч. «Суждения этого мыслителя и практика быстро разносились по всей Европе. Не было мнения справедливее и выше, если оно звучало из его уст».

~~~~~~~~~~~



Фёдор Чижов


«Он пользовался неограниченным доверием за границей; его имя было и перед русской высшей администрацией ручательством за успех и правильное ведение всякого дела». Так отзывались современники о Фёдоре Чижове. А ныне он почти забыт, хотя отличился не только на поприще предпринимательства, но и на ниве благотворительности.

Фёдор Васильевич Чижов (1811-1877) - общественный деятель, писатель и предприниматель, родился в семье преподавателя Костромской губернской гимназии. Отец воспитал сына как истинного христианина, вложил в ребёнка твёрдые нравственные устои, научил мыслить строго логически, обогатил его ум философскими идеями.

Хотя Чижов и принадлежал к дворянству, из-за ухудшения материального положения семьи он прошёл в детстве и юности суровую школу труда, нужды и лишений. Тем не менее, сумел окончить Петербургский университет, показав особые способности к математике. Написал первое отечественное сочинение о паровых машинах. Одновременно глубоко изучал историю искусства, которую считал «одним из самых прямых путей к истории человечества». Бывал за границей - в Италии, Германии, Богемии, южнославянских странах, во Франции. В Париже изучал идеи Фурье и Сен-Симона, но они не удовлетворили его в силу чрезмерной приземлённости и учёта только материальной стороны жизни.

Общаясь с виднейшими славянофилами, Чижов стал глубоко привержен вере в особое предназначение «русского стебля от корня Иафетова», по выражению отца-основателя учения Алексея Хомякова. В 1847-м был арестован за несанкционированное посещение южнославянских стран и выслан из столиц на Украину. Только в 1856-м Александр II разрешил Чижову вернуться в Москву.

В промышленном и торговом центре страны набирало силу движение, ориентировавшееся на национальные ценности; нередко новые предприятия основывались по патриотическим соображениям. Однако хозяевами многих отраслей экономики России являлись иностранцы. Сердце Чижова болело от этого. Его заветной целью становится просвещение народа и содействие всестороннему развитию промышленности и торговли в России.


Костромское среднее механико-техническое училище имени Ф. В. Чижова. 1910 г.


Чижов подал анонимную записку на имя Александра II о необходимости реорганизации системы управления промышленностью России. Если бы его предложения были приняты, страна получила бы экономическое самоуправление, какого не знала и Западная Европа. Однако финансовое ведомство на это не согласилось.

По-иному приняли идеи Чижова основатель «Вестника промышленности» Александр Шипов и его брат, владелец бумагопрядильной фабрики и механического завода Дмитрий. Они поручили Фёдору Васильевичу редактировать журнал и приложение к нему - газету «Акционер» (впоследствии - совместно с профессором Московского университета Иваном Бабстом).

Каждый номер содержал обзор экономической конъюнктуры в России и за рубежом, состояния промышленности и торговли, новинок механики и технологий, свежих идей и трудов в области экономики и финансов. Названия многих статей говорят о проблемах, не решённых в России до наших дней, например, «О лесных продуктах как о богатстве, которым мы не умеем ещё пользоваться». Авторы выступали за быстрое развитие промышленности в России, доказывали необходимость уничтожения крепостного права, подчёркивая, что «свободный труд - непременное условие каждого промышленного дела», и ратуя за замену барщины вольным наймом. Уже в первом номере журнала отмечалось, что строительство заводов и фабрик часто ведётся совершенно невежественными людьми. У кого завелись деньги, тот и строит, «но из двадцати заводчиков едва ли хоть один понимает и изучает дело». Обычно - копируют то, что у других, по слухам, идёт хорошо.

В первое время становления промышленности в России заводчики и фабриканты стремились получить наибольшую прибыль и жестоко эксплуатировали рабочих, сводя оплату к минимуму. А славянофилы настаивали на том, что она должна не только полностью удовлетворять все потребности, но и содержать некоторый излишек, чтобы обеспечить развитие человека. В очерках об отдельных промышленных центрах (например, «Село Иваново» - о средоточии российской хлопчатобумажной промышленности) показывалось, что неразумность жизни рабочих, лишённых образования и духовного просвещения, становится одной из общественных язв. В статье «Каким путём должно идти образование низших сословий общества?» Чижов утверждает, что ограничивать доступ к знаниям - преступление перед обществом и Богом.

В журнале впервые в России был поставлен и всесторонне обоснован вопрос о необходимости создания частных банков. В Англии, где капитал накапливался постепенно, они существуют давно. В США обосновались переселенцы, не имевшие больших средств, а потому в этой стране получили распространение акционерные банки. В России же нет доверия к такой форме, потому что здесь нет единого хозяина. Случаи банкротства акционерных обществ нередки; бывало, что учредители, забрав деньги вкладчиков, исчезали в неизвестном направлении. Поэтому к частным банкам доверия будет больше.

С 1864 года Чижов возглавляет экономический отдел в газете Ивана Аксакова «День», где инициирует пересмотр разорительного для России таможенного тарифа. Неизменно выступает за расширение прав земства. Пытается распространить славянофильский идеал свободы на частное предпринимательство. Цель - просвещение народа и содействие всестороннему развитию промышленности и торговли в нашей стране.


Открытие движения от Москвы до Сергиева Посада. 1862 г.


Одним из самых злободневных вопросов в экономической и общественной жизни России второй половины XIX века становится строительство железных дорог. У нас много пишут о его размахе в тот период, но обычно не уточняют, что осуществлялось оно в основном на внешние займы, а проложенные пути находились под контролем иностранного капитала. Чижов считал, что зарубежные инвесторы и специалисты наносят вред отечественной промышленности. Вот как он отзывался о деятельности Главного общества российских железных дорог, которое контролировалось иностранным капиталом и управлялось французскими инженерами: они «просто грабили Россию, строили скверно вследствие незнания ни климата, ни почвы и того невыносимого презрения, которое они питали к русским инженерам».

К слову, Чижов стремился применить свои идеи в жизни, прежде всего в области конкретной экономики, и весьма преуспел в этом. Чтобы убедить сомневающихся в возможности России самостоятельно строить хорошие дороги, он вместе с инженер-генерал-лейтенантом Андреем Дельвигом, (двоюродным братом Антона, лицейского друга Пушкина) и своими давними партнёрами Шиповыми становится инициатором прокладки первой русской частной «образцово-показательной паровозной железной дороги». Она прошла от Москвы до Сергиева Посада, была продлена впоследствии до Ярославля, а затем и до Вологды. Построенная силами исключительно русских рабочих и инженеров, на деньги отечественных капиталистов, дорога получилась действительно образцовой - и по устройству, и по бережливости в расходах, и по строгой отчётности в управлении.

Чижов вошел в состав ещё одного правления - Московско-Саратовской железной дороги. Но масштабное строительство требовало развития банковского дела, кредитной системы. При активном участии Чижова в 1866 году открылся Московский купеческий банк, ставший в России вторым по величине. Он был организован учредителями не как акционерное общество, а как товарищество на паях. Только за первые два года основной капитал банка вырос с 1,2 до 5 миллионов рублей. В «помощь... бедному и слабокредитному торгующему люду» в 1869 году учреждается Московское купеческое общество взаимного кредита, Чижов избирается председателем.

Наладив работу этих учреждений, он передал бразды правления в них ближайшим сподвижникам. А сам вместе с группой промышленников решил выкупить у правительства Московско-Курскую железную дорогу, не допустив тем самым её передачи иностранным компаниям. Для этого пришлось разработать сложную финансовую операцию, которая увенчалась успехом. К 1889 году, когда правительство опять вернуло себе эту железную дорогу, выкупив её в казну, стоимость акций МКЖД возросла в несколько раз, а на имя уже умершего к тому времени Фёдора Чижова оказались отложенными более шести миллионов рублей.

Наживший крупное состояние, деньгами он интересовался мало. Жил холостяком, на себя тратил лишь самое необходимое, доходы употреблял на покупку книг и помощь нуждающимся. «Деньги портят человека, - говорил он, - а потому я отстраняю их от себя». Много помогал учреждениям народного образования, лично содержал стипендиатов, оплачивал поездки молодых специалистов за рубеж для ознакомления с постановкой дел на промышленных предприятиях и железнодорожном транспорте.

Чижов выступал за создание сети путей сообщения, развитие металлургии и машиностроения, повсеместное открытие учебных заведений технического профиля. В 1876 году организовал строительство стратегической Донецкой каменноугольной железной дороги до Мариуполя, которую возглавил молодой Савва Мамонтов.


Настольная медаль «Фёдор Васильевич Чижов. 1877-1902».


В последние годы жизни Чижов продолжал принимать деятельное участие в финансово-промышленном учредительстве: вёл переговоры об образовании акционерного общества Киево-Брестской железной дороги, занимался экономическим обоснованием и расчётами рентабельности Костромской и Киржачской веток Ярославского направления, планируя продлить их в Сибирь. Им было создано Ташкентское акционерное шелкомотальное общество, написан устав сельского банка. Чижов намеревался построить кольцевую железную дорогу вокруг Москвы, так как был убеждён, что для города это будет «просто благодеяние».

Крупным торгово-промышленным предприятием Чижова была прокладка морских путей на русском Севере. Осуществить проект взялось образованное Архангельско-Мурманское срочное (т. е. регулярное) пароходство по Белому морю и Ледовитому океану. В этом проекте воплотилось давнее стремление предпринимателя оживить северные окраины России. Комментируя учреждение Беломорского и Северо-Двинского акционерного общества, приступившего к разработке богатств территории, Чижов указывал: «Устройство общества… должно радовать, как доказательство, что деятельность и предприимчивость проявляются не в одних столицах, которые до сих пор почти исключительно работали и за себя, и за провинции. Подобная сосредоточенность, вредная во всех отношениях, в особенности вредна в деле промышленности тем именно, что, стягивая все силы и выгоды к одним центрам, препятствует образованию в провинциях… новых капиталов, останавливает… дальнейшее развитие отдалённых от столиц краёв…» Чижов доказывал необходимость равномерного развития регионов Российской империи.

По мнению северян, он стал для России такой же ключевой и значительной фигурой, как Михайло Ломоносов. Родившись веком позже, предприниматель сумел воплотить в жизнь то, что учёный-энциклопедист гениально предвидел.

Стремясь приблизить народное образование к запросам развивающейся отечественной промышленности, Чижов всемерно содействовал подготовке для её нужд технической интеллигенции и рабочих. Свой огромный по тем временам капитал он завещал на благотворительные цели - строительство родильного дома и открытие в Костромской губернии технических училищ.

Савва Мамонтов, ученик и душеприказчик Чижова, выполнил завещание наставника. На два миллиона рублей были построены пять первоклассных технических училищ в Костромской губернии, остальные четыре миллиона стали неприкосновенным капиталом, обеспечивающим на проценты от них ежегодное содержание образовательных учреждений и премирование авторов лучших работ в области промышленности.

(1811−1877)
общественный деятель, предприниматель, финансист, публицист, издатель, искусствовед, меценат, организатор строительства Московско−Ярославской дороги
200 лет со дня рождения

Родился в Костроме в небогатой дворянской семье. Учился в Петербургском университете. Был влиятельной фигурой в культурной жизни России середины XIX века.

Федор Васильевич был широко известен как компаньон Ивана Федоровича Мамонтова по железнодорожному строительству, а после его смерти - как наставник его сына Саввы, который называл своего старшего друга "великим учителем".

Строительство железных дорог началось в России в середине XIX века. Первые рельсы прокладывались на деньги иностранных предпринимателей. Федор Чижов через созданный им журнал "Вестник промышленности" убедительно доказывал, что русские специалисты ничуть не хуже заграничных. Он был одним из немногих деловых людей, считавших, что зависимость русских промышленников от иноземного капитала тормозит экономическое развитие России.

Это помогло найти поддержку у московских купцов, искавших выгодного вложения денег. Таким образом, дорога Москва−Ярославль стала первой частной железной дорогой, построенной без привлечения иностранного капитала, российскими инженерами и рабочими.

Отрезок магистрали от столицы до Троицы был построен за два года. Открывая ее в 1862 году, современники отмечали, что "линия была и по устройству, и по бережливости расходов, и по строгой отчетности управления просто образцовой". Во многом эти одобрительные слова были адресованы Федору Чижову, который в деловых кругах слыл честным, рачительным, умелым специалистом.

Федор Васильевич, знавший Сергея Аксакова и Николая Гоголя, друживший с Мамонтовыми и Поленовыми, разделявший взгляды славянофила Ивана Аксакова, долгое время оставался незаслуженно в тени этих громких имен. Посмертно, весь свой капитал - 6 миллионов рублей, завещал своей родной Костромской губернии для устройства пяти профессионально-технических училищ.

  • Арензон Е.Р. «Великий учитель» / Е.Р.Арензон // Савва Мамонтов −М.: Русская книга, 1995.−С. 35−42.
  • Гирлина Л.В. Фёдор Чижов / Л. В. Гирлина // Вперёд.−2006.−5 сентября.−С. 3.
  • Маслов В.И. Основатели первых железных дорог / В. И. Маслов // Отчина.− 2003.−№ 2.−С. 7-15.
  • Симонова И.А. Фёдор Чижов /И. А. Симонова.− М. : Молодая гвардия, 2002. − С.335 с.: л.фот., портр. – (Жизнь замечательных людей: ЖЗЛ: серия биографий; осн. в 1890 г. Ф. Павленковым и продолж. В 1933 г. М.Горьким; Вып. 805) . – Библиогр.: с.297-318,331−334.;Имен указ. с.331

Чижов Фёдор Васильевич
Родился: 27 февраля (11 марта) 1811 года.
Умер: 14 (26) ноября 1877 (66 лет) года.

Биография

Фёдор Васильевич Чижов (1811-1877) - русский промышленник, общественный деятель, учёный. Сторонник славянофилов, издатель и редактор общественно-политических журналов и газет, организатор железнодорожного строительства, благотворитель.

Детство и юность

Фёдор Чижов родился в Костроме в семье выходца из духовного сословия В. В. Чижова (получил право на потомственное дворянство в 1822 году) и У. Д. Чижовой, дочери обедневшего дворянина. Его крёстным был Ф. И. Толстой - «Американец». До 3 лет жил в деревне у бабушки близ Галича, затем переселился в Кострому, позднее - в Санкт-Петербург.

Благодаря рано выявившимся математическим способностям поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. С 1829 года участвует в «святой пятнице» - кружке студентов и выпускников, собиравшихся у А. В. Никитенко. В кружке велась критика негативных общественных явлений в России с прозападнических позиций.

В 1832 году Чижов блестяще оканчивает университет со степенью кандидата, получив направление на заграничную стажировку с целью приготовления к профессуре. Но ввиду состоявшегося в 1831 году императорского повеления о приостановке командировок русских молодых ученых за границу, он принужден был остаться в Петербурге.

Преподавание в университете

В 21 год Чижов начинает преподавать в качестве адъюнкт-профессора Петербургского университета алгебру, тригонометрию, аналитическую и начертательную геометрию, теорию теней и перспективы и готовить магистерскую диссертацию под руководством академика М. В. Остроградского. Будучи стеснённым в средствах, Чижов занимается репетиторством. В 1836 году Чижов защищает диссертацию «Об общей теории равновесия с приложением к равновесию жидких тел и определению фигуры земли» и получает звание магистра математических наук. Его высоко ценят студенты и коллеги по университету.

В конце 1830-х годов Чижов печатает множество статей, рецензий, переводов в области математики, механики, литературы, эстетики и морали. К 1840 году интересы Чижова обращаются к области гуманитарных знаний, в нём пробуждается стремление к общественной значимости, и под предлогом ухудшения здоровья он оставляет университет.

Чижов за границей

Благодаря своему знакомству со знатной малороссийской семьёй Галаганов, одного из которых Чижов готовил к поступлению в Петербургский университет, он в 1840 году уезжает в их имение Сокиренцы в Малороссии. Он изучает социологию и историю искусств, а летом 1841 года едет в Западную Европу и надолго останавливается в Италии. Там Чижов работает над историей Венецианской республики, которая привлекает его республиканской формой правления.

В 1842 году Чижов квартируется в центре Рима в одном доме с Н. В. Гоголем и Н. М. Языковым, сближается с А. А. Ивановым. От Языкова Чижов узнаёт о славянофильстве как о новом направлении общественной мысли в России.

В 1843 году Чижов совершает пешеходное путешествие из Венеции в её бывшие владения: Истрию, Далмацию и Черногорию. «В продолжение всего этого путешествия я видел пламенное сочувствие ко мне как к русскому… Народ любит русских за веру и за то, что у нас есть много общего в простоте нравов. Черногорье было последним местом, которое совершенно привязало меня к славянам и заставило невольно всем моим понятиям сосредоточиться на этом вопросе, о котором мне до этого не приходило в голову,» - вспоминает Чижов.

В 1844 году Чижов едет в Париж, где знакомится, в частности, с А. Мицкевичем, М. А. Бакуниным. В Париже укрепляется его убеждение в том, что «только простой, ещё не испорченной природе» славян суждено вернуть западноевропейскую цивилизацию к гармонии.

Зиму 1844-1845 годов Чижов проводит в Италии в среде русских художников, где становится неформальным лидером их еженедельных собраний. Фёдор Васильевич был убеждён, что труд художника - род общественного служения, что необходимо развивать народные начала в творчестве. Чижов считает, что иконопись, выражая чувства религиозной общины, лишена индивидуального своеобразия, личностного переживания и потому наиболее полно и совершенно воплощает присущие русскому народу чувства глубокой религиозности и общинности.

Чижов и славянофилы

В 1846 году Чижов возвращается из-за границы. Заехав в Петербург, он отмечает, что в городе, «кроме Царя, его семьи и народа все какого-то космополитического направления», и направляется в Москву, где знакомится с кружком славянофилов. Он находит, что русское общество резко разделилось здесь на обожателей своего отечества и западопоклонников. Чижов критикует московских славянофилов за инертность и за вражду к европейскому. По его мнению, Россия не должна подражать Западу, но применять его достижения творчески, с учётом своеобразия своего исторического развития.

Чижов настойчиво пропагандировал прогрессивный опыт Запада в деле просвещения и распространения научно-технического образования. Он предлагал расширять сеть реальных училищ в стране, открывать доступ к высшему инженерному образованию выходцам из разных сословий, вводить в университетах преподавание технических дисциплин.

Чижов был убеждённым противником монархического образа правления, идеалом политического устройства славян для него была федеративная республика. Он считал необходимым устранение сословных барьеров, сближение с народом. В частности, он выступает за воспитание русских русскими, иначе «многого будут стоить усилия, чтоб в каждом из народа своего собрата, а не животное, не имеющее с ними ничего общего, кроме человеческого образа».

Чижов соглашается редактировать журнал «Православного, русского направления», позволяющий представить русскую народность «не на словах, а в сущности». В качестве редактора он отправляется в южнославянские земли в поисках корреспондентов для журнала, однако по дороге оттуда его задерживают жандармы. За тесную связь с московскими и малороссийскими славянофилами Чижову запрещается проживать в обеих столицах. Издание журнала так и не состоялось.

Ссылка

Оказавшись в ссылке на Украине, Чижов решил заняться шелководством. В 1850 году он берёт в аренду 60 десятин шелковичных плантаций в Триполье и посвящает себя шелководческой деятельности. В шелководстве он видит «источник вещественного благосостояния всей средне-южной России» и вместе с тем отрасль, «прямо развивающую личность человека». Соседи-помещики стали заводить у себя в имениях шелководческие хозяйства, опираясь на опыт и помощь Чижова.

Тем не менее, шелководство не полностью захватывает Чижова, и он ищет литературных занятий.

Редакторская деятельность

В 1857 году Чижов переезжает в Москву и начинает редактировать специализированный журнал для предпринимателей «Вестник промышленности». К работе над журналом он привлекает И. К. Бабста, несмотря на расхождения во взглядах. По задумке Чижова, авторы «Вестника промышленности» должны стремиться содействовать экономическому росту и процветанию России, независимо от своей идейной платформы.

Каждый выпуск журнала включает обозрение промышленности и торговли в России, корреспонденции о положении промышленности и торговли за рубежом (для усвоения опыта), сведения о состоянии и перспективах различных отраслей отечественного предпринимательства, раздел о зарубежных технических открытиях и усовершенствованиях, жизнеописания лиц, ставших известными на поприще промышленности и торговли. С 1860 года выпускается еженедельное приложение к «Вестнику промышленности» - газета «Акционер» с материалами более конкретного, частного характера.

В целом издания Чижова защищают интересы русских торгово-промышленных кругов. Они публикуют статьи, призывающие инициативнее и шире разрабатывать несметные богатства страны. Читателями являются не только купцы и помещики-предприниматели, но и интеллигенция, чиновники, приказчики, крестьяне. По мнению И. С. Аксакова, купцы любили, уважали, но и боялись Чижова.

В 1861 году Чижов, уязвлённый несвоевременной оплатой подписки на журнал, прекращает его издание. В 1864 году он редактирует экономический отдел газеты «День». Выходят, в частности, статьи, касающиеся ликвидации бездорожья, исправности и удобства путей сообщения.

В 1866 году группа крупных московских предпринимателей - Т. С. Морозов, И. А. Лямин, К. Т. Солдатенков - обращается к Чижову с просьбой начать издание новой политико-экономической еженедельной газеты. В 1867-1868 гг. при участии Чижова, руководившего совместно с Бабстом экономическим отделом, выходит газета «Москва».

Железнодорожное строительство

В 1858 году Чижов знакомится с А. И. Дельвигом. Совместно с ним и братьями Шиповыми (костромскими дворянами) он учреждает Общество Московско-Троицкой железной дороги, в которое привлекаются откупщики Н. Г. Рюмин и И. Ф. Мамонтов. Предполагается построить первую частную дорогу силами исключительно русских рабочих и инженеров и на деньги русских купцов без участия иностранного капитала.

Первоначально решено построить дорогу до Сергиева Посада длиной 66 вёрст. Для обоснования выгодности сооружения дороги Чижов организует группы студентов Московского технического училища для круглосуточного подсчёта всех прохожих и проезжающих по Троицкому шоссе в Троице-Сергиеву лавру и обратно. По итогам подсчётов публикуется статья в «Вестнике промышленности» и направляется записка в Санкт-Петербург. В июле 1858 года получено Высочайшее соизволение на производство изыскательских работ. По инициативе Чижова принята за правило регулярная публикация отчётов правления Общества в газете «Акционер».

Движение поездов по Московско-Троицкой железной дороге было открыто 18 августа 1862 года. По свидетельству современников, дорога вышла образцовой и по устройству, и по бережливости расходов, и по строгой отчётности управления.

В 1870 году открывается дорога от Сергиева Посада до Ярославля, а в 1872 году - узкоколейная дорога до Вологды.

В 1869 году московские капиталисты образовывают товарищество для покупки Московско-Курской железной дороги, председателем которого избирают Чижова. Он же становится председателем правления дороги после её покупки.

Участие в финансовых предприятиях

Пайщик, председатель правления созданного в 1866 году Московского купеческого банка. Среди пайщиков банка большинство составляли текстильные фабриканты центральных губерний. В 1869 году под руководством Чижова было открыто Московское купеческое общество взаимного кредита.

Оживление Севера

Одним из предприятий, созданных по инициативе и участии Ф. В. Чижова в середине 1870-х годов, стало Архангельско-Мурманское срочное пароходство по Белому морю и Северному Ледовитому океану. Через развитие флота Чижов собирался начать хозяйственное освоение северных окраин Европейской России, развить рыбные и звериные промыслы среди поморов, наладить добычу гуано, открыть склад предметов, необходимых для промыслов и хозяйства поморов, основать Северный банк в Коле. Однако предприятие наладилось уже после смерти Чижова.

Наследие

Весь свой основной капитал Чижов завещал на устройство и содержание пяти профессионально-технических учебных заведений. Два ремесленных училища должны были быть построены в Костроме: низшее химико-техническое и среднее механико-техническое. Ещё три низших училища, построенных в Кологриве, Чухломе и в Галиче или Макарьеве, должны были выпускать высококвалифицированных рабочих-ремесленников. Училища были открыты в 1892-1897 годах. Плата за обучение в низшем училище составляла 3 руб. в год, в среднем училище - 30 руб. Бедные ученики освобождались от платы, получали пособия из специальных училищных средств. Чижовские училища имели первоклассное оборудование и превосходный состав педагогов, преподаватели набирались из выпускников столичных высших учебных заведений, а лучшие учащиеся посылались на стажировку за границу. Их выпускников охотно принимали на работу казённые и частные предприятия. Сейчас в здании механико-технического училища находится Костромской энергетический техникум им. Ф. В. Чижова.

Кроме того, Чижов распорядился основать в Костроме родильный дом и при нём учебное родовспомогательное заведение.

Память

Имя Ф. В. Чижова носит Костромской энергетический техникум (ранее химико-технологический), расположенный в здании Промышленного училища, выстроенного по его завещанию.
В честь Фёдора Чижова назван электропоезд маршрута Москва - Сергиев Посад - Александров.
На Севере имя Ф. В. Чижова носило небольшое грузо-пассажирское судно (фото хранится в АОНБ им. Н. А. Добролюбова).
В Костромской области действует сеть аптек «Аптека Чижова», несмотря на то, что Чижов никогда не имел отношения к аптечному делу.
В 2011 году в Костроме заложен камень в основание памятнику Фёдору Васильевичу Чижову.
На Павелецком направлении курсирует ЭМ2-030 "Фёдор Чижов".
На Ярославском направлении курсирует ЭД4М-0387 "Фёдор Чижов".

Чижов носил бороду и отмечал по этому поводу: «борода моя дала мне много способов прямее и лучше смотреть на ход вещей, потому что все были со мной запросто, мужики рассказывали все подробности их быта и их промышленности, что меня очень занимало».
По мнению биографа И. Симоновой, Чижов имел внебрачную дочь от К. В. Маркевич, при родах которой мать умерла. Именно в связи с этим Чижов распорядился основать в Костроме родильный дом и учебное родовспомогательное заведение.
Чижов был близко знаком с Н. В. Гоголем, стал душеприказчиком его наследства и редактором его полного собрания сочинений. Его прах покоится в Москве, на кладбище Свято-Данилова монастыря рядом с могилой Гоголя.
До последних лет жизни Чижов жил очень скромной жизнью, в частности, друзья замечали ему, что «не мешало бы всероссийскому управляющему разных выгодных предприятий хотя бы обить мебель новой клеёнкой».