Церковный Православный праздник мая. Церковный Православный праздник мая Святитель Николай Чудотворец Мир Ликийский

* Пророка Исаии (VIII в. до Р. Х.). * Мученика Христофора (ок. 250). * Преподобного Шио Мгвимского, Грузинского (VI). *** Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087).
Мучеников Каллиники и Акилины; Епимаха Нового (ок. 250). Святых Прова; Стратоника. Преподобномученика Николая Вунени (700). Мучеников Гордиана (1362); Гавриила младенца, Белостокского (перенесение мощей, 1775). Преподобного Иосифа Оптинского (1911). Священномученика Василия пресвитера (1939). Иконы Божией Матери Перекопской (1709). Зарайской иконы святителя Николая (1225).

Святитель Николай Чудотворец Мир Ликийский

В начале IV столетия, в правление императора Константина Великого, в городе Миры - центре римской провинции Ликия (Малая Азия) - трое уважаемых граждан по ложному навету были обвинены в преступлении. Чтобы добиться их казни, недруги подкупили правителя города. Никто не решался пойти против его воли и заступиться за несчастных. Палач уже извлек из ножен меч, когда рядом с ним неожиданно появился Николай, архиепископ Мир Ликийских. Вырвав орудие казни из рук палача и бросив его на землю, он освободил осужденных от уз и обратился к правителю города с гневным обличением. Тот не только был вынужден оправдать приговоренных, но и публично просил прощения у архиепископа Николая.
Чтобы оценить этот поступок, надо учесть, что в то время христианство в Римской империи не являлось государственной религией. Императорские указы лишь уравняли его в правах с другими религиями и культами. Да и намного позже подобное вмешательство церковного иерарха в дела светских властей отнюдь не было правилом и могло закончило плачевно. Но авторитет архиепископа Николая был настолько высок, что перед ним склонялись могущественные сановники империи.
Его чтут и Западная Церковь, и православный мир. Но именно в России даже далекие от Церкви люди знают Николая Угодника как самого почитаемого русским народом святого. Помимо посвященных ему особых праздников память святителя Никола Чудотворца Церковь отмечает каждый четверг. Часто поминается св. Николай на богослужениях и в другие дни недели.
Исследователи житий - жизнеописаний святых - отмечают, что исторических данных об архиепископе Мир Ликийских очень мало. Многие сюжеты из поздних житий св. Николая обнаруживают большое сходство с житиями св. Николая Пинарского, жившего в VI в., и других подвижников Церкви. В чем же секрет внутренней достоверности характера и всей личности св. Николая Мирликийского, которая открывается каждому православному человеку в его житиях? Ведь святые почитаются Православной Церковью как живые личности, «скорые помощники и молитвенники», к которым обращаются за помощью для разрешения духовных и житейских трудностей.
Любое житие раскрывает верующим духовную правду о святом. При этом могут применяться приемы и формы повествования, которые встречаются в других житиях, несут отпечаток определенных культур и эпох. Кажущаяся фольклорность многих сюжетов жития не заслоняет живой личности. Это отчетливо видно в житийных повествованиях о святителе Николае. Они рисуют его характер таким образом, что он может даже показаться противоречивым.
О его мужестве и ревностном отношении к правде Божией свидетельствует случай со спасением невинно осужденных. Не дрогнул он и во время гонений на христиан, начатых императорами Диоклетианом и Максимилианом, стойко претерпев тяготы тюремного заключения. Но церковный народ почитает его также за смирение и скромность: единственный наследник богатой семьи из греческого города Патры, он пожертвовал все свое состояние на Церковь и бедняков.
Николай стремился к монашеской жизни, но Церковь призывала его к пастырскому служению: епископы Ликийской области избрали его архиепископом города Миры - центра всей Ликии, и он кротко покорился велению долга. Он был сердечно открыт к нуждам своей паствы. Когда разорившийся патриций в отчаянии готов был продать своих дочерей, святитель тайно дал ему деньги на их приданое - и материальная поддержка обернулась духовной: отец раскаялся в своих намерениях.
Святой Николай проявлял милосердие даже к человеку, совершившему страшный грех, если тот глубоко и искренне повинился. Так, он простил правителя города, за мзду осудившего невинных, и не стал жаловаться на него императору. И он же мог быть неожиданно резким: на Вселенском соборе в Никее (325 г.), возмутившись упорством еретика Ария, ударил его по щеке, за что собравшиеся епископы постановили лишить св. Николая святительского (епископского) сана. По преданию, он был даже заключен в темницу. Но знамение, которое епископы получили во сне, убедило их вернуть святителю свободу. Смысл его поступка для верующих отнюдь не во вседозволенности, но в активном неприятии любой неправды: резкость святителя была вызвана тем же чувством, которое некогда побудило его вырвать меч из рук палача.
Святой Николай прославляется и как чудотворец: по его молитвам происходили чудесные исцеления и даже воскрешения из мертвых, стихали бури на море, а ветер нес корабль туда, куда было нужно святителю. Церковь знает также множество случаев, когда чудесами оборачивались молитвенные обращения верующих к св. Николаю и после его кончины.
Помимо житий св. Николая, вошедших в церковное Предание, о нем сложено множество легенд и притч. Большинство из них рисует Николая Чудотворца как помощника тех, кто попал в беду. Например, одна из притч рассказывает, как св. Касьян (Кассиан) прошел мимо селянина, у которого воз увяз в грязи, а св. Николай остановился и помог ему, хотя и весь выпачкался. За это Господь даровал ему два памятных дня в году против одного раз в четыре года у Касьяна (29 февраля). Святой Николай считается покровителем мореплавателей, детей, учащихся, всех терпящих беды и несправедливые гонения.
На Западе образ св. Николая соединился в народном сознании с древними языческими божествами. Так возник фольклорный герой Санта-Клаус (святой Николас), который дарит детям подарки на Рождество.
В русском фольклоре показана строгость Николая Чудотворца в отношении веры и благочестия. Он наказывает тех, кто непочтительно обращается с иконой святого, занимается гаданием и т. п.
Скорый и милосердный помощник страждущих, бессребреник и благотворитель, чутко откликающийся на беду и боль людей; строгий пастырь-наставник, остро переживающий любую неправду и решительно восстающий против нее, - в этих чертах св. Николая православные видят не противоречивость характера, а свидетельство живой полноты его святости.
9 (по новому стилю 22) мая 1087 г. итальянские купцы из города Бари перевезли мощи св. Николая к себе на родину. Эта дата отмечается Восточной Церковью как день особой памяти святителя.
В настоящее время Католическая Церковь из-за отсутствия документальных данных о житии св. Николая перевела его из общепочитаемых святых в разряд местночтимых.
День кончины Николая Чудотворца - б (19) декабря - отмечается на Руси как день обретения земной Церковью нового небесного заступника.
Святитель Николай скончался в глубокой старости, посвятив всю свою жизнь делам милосердия и помощи обиженным, а после смерти стал покровителем плавающих и путешествующих, заступником вдов и сирот. Как говорили в старину на Руси, «Никола - второй после Бога заступник».

Изначально святой Николай был погребён в церкви в городе Миры Ликийские (г. Демре - на территории современной Турции). В мае 1087 года итальянскими купцами мощи святителя были выкрадены в Италию и в настоящее время находятся в крипте базилики Св. Николая в городе Бари (Италия). Благодаря этой кражи, мощи уцелели от разгробления пришедших через пару стотен лет турок османов.
Профессором Луиджи Мартино (Luigi Martino), анатомом из университета г. Бари (Universita degli Studi di Bari) в 1953 году, по разрешению Ватикана, при вскрытии гробницы святителя Николая в г. Бари была проведена экспертиза и анатомо-антропологические исследования мощей хранящихся в гробнице. Были сделаны рентгеновские снимки Главы и многочисленные краниометрические замеры, послужившие в наше время для британского антрополога Кэролайн Вилкинсон (Caroline Wilkinson) и её коллег из Манчестерского университета (University of Manchester, Unit of Art in Medicine) основанием попытки воссоздать реальный облик святителя Николая. В результате изучения останков установлено, что лик, изображаемый на иконах, полностью соответствует внешнему виду захороненного в гробнице человека.

Святой Пророк Исайя

Святой Пророк Исайя происходил из царского рода и был призван к пророческому служению следующим видением. Он видел Господа, восседающего в небесном храме на величественном престоле. Пред Ним были серафимы, каждый из которых имел шесть крыл: двумя они закрывали лица свои, двумя прикрывали ноги и двумя летали. И взывали они друг к другу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф (Господь воинств)! Вся земля полна славы Его!» Столпы здания потрясались от их восклицаний, и по всему храму разносилось курение. Смотря на все это, Исайя сказал: «Жалкий я человек! Желал бы и я славить Бога, но уста мои нечисты». Тогда один из серафимов взял клещами горящий уголь с небесного жертвенника, слетел к нему и, прикоснувшись к его устам, сказал: «Вот, это коснулось уст твоих, и беззаконие твое удалено от тебя, и грех твой очищен!» После сего послышался голос Божий: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» Исайя отвечал: «Вот я, пошли меня» (Ис. 6:18). Господь вещал ему: «Поди. Настойчивою проповедью ты только ожесточишь их, так что они заткнут уши, закроют глаза и в душе своей останутся бесчувственными: они не обратятся, и Я не исцелю их». Исайя спросил: «Господи! Долго ли продолжится такое бесчувственное состояние народа?» Господь отвечал: «До тех пор, пока не запустеют города, не обезлюдеют домы, и эта земля не сделается пустыней. Впрочем, когда срубят дерево, то от пня его идут побеги; так и по истреблении народа останется святой остаток, от которого возникнет новое племя». Исайя пророчествовал при царях Ахазе, Бзекии и Манасии около 60 лет. В оставленной им книге пророчеств он сильно и трогательно обличает иудеев за неверность их к Богу; предсказывает плен иудеев, опустошение и восстановление Иерусалима и храма, возвращение иудеев из плена Киром. Вместе с сим он предсказывает и судьбу всех соседних иудеям народов. Наконец, что всего важнее, он с особенной ясностью и подробностью пророчествует о Мессии. В пророчествах Исайи Мессия предстает Богом и человеком, учителем всех народов, основателем царства мира и любви; Исайя предсказывает Его рождение от Девы, начало проповеди в Галилее, Его чудеса, страдания за грехи мира, Его воскресение и распространение Церкви по вселенной. По ясности предсказаний об Иисусе Христе Исайя заслужил название пророкаевангелиста. Он умер мученической смертью: его распилили деревянной пилой. Жил он почти за 700 лет до Р.Х. Часть главы святого пророка хранится на Афоне в Хиландарском монастыре. Гроб его около Иерусалима.

Мученик Христофор

Мученик Христофор жил в III в.; во времена гонения от Декия усечен мечем в Ликии. Сначала его жгли на раскаленной огнем железной доске, целый день стреляли в него стрелами, но он оставался невредим. Своими чудесами он обратил ко Христу до 50 тысяч язычников. Мощи св. Христофора находятся во Франции в аббатстве СенДени. Ему молятся во время эпидемий.

Преподобный Шио

Преподобный Шио святой грузинской Церкви. Был сыном богатых родителей. На 20 году своей жизни тайно от родителей ходил к одному из подвижников, Иоанну. Подвижник, впервые увидев его, назвал по имени и предрек, что и сами родители его примут иноческий сан, и ему позволят это. Отец Шио однажды начал размышлять о том, как бы устроить по Евангелию свою судьбу и судьбу сына. Тогда Шио посоветовал родителям удалиться в монастыри, «а обо мне, сказал, не заботьтесь, потому что жизнь моя должна быть для Бога и в Боге». По удалении родителей в монастыри он роздал все свое имение бедным, а сам отправился к знакомому пустыннику и подвизался вместе с ним в течение 20 лет. Когда же в видении повелено было Иоанну идти в Иверию и разослать учеников своих по Карталинии и Кахетии для утверждения христианства, то он поселился на Зедазнийской горе, в 15 верстах от Тифлиса, против Мцхета, и отсюда послал учеников; а Шио начал подвизаться в пустыне, в пещере близ Мцхета. Здесь к Шио стали собираться желающие подвижнической жизни, и он основал Мгвимскую обитель. Властитель Иверии Фарасман, узнавший Шио, помог ему в устроении обители. Последнее время своей жизни святой Шио провел в глубокой пещере под монастырской церковью, куда в корзине спускали ему скудную пищу. Мощи св. Шио почивают в его обители, одной из немногих уцелевших среди частых опустошений Грузии. Св. Шио жил в VI в.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
22.05.2019 -
23.05.2019 -
24.05.2019 -

Опубликовано 22.05.18 00:53

Сегодня, 22 мая 2018, также празднуют Международный день биологического разнообразия, Вешнее Макошье, День рождения тюбика для зубной пасты и другие события.

22 мая 2018 года отмечается народный праздник Никола Вешний. Церковь сегодня вспоминает перенесение святых останков святителя Николая из Мир Ликийских в Бар. "Вешним" и "Теплым" день прозвали в противовес Николе Зимнему, Холодному, который отмечается 19 декабря.

Святой Николай - великий угодник Божий, святитель и чудотворец. Он умер в середине IV столетия. Его имя известно во всех уголках земного шара. В честь святого называли и продолжают называть храмы, соборы, монастыри. В России трудно найти город, в котором нет Никольского инткббэч храма или церкви св. Николая.

Мощи святого хранились в Ликийском кафедральном храме, пока в конце VIII столетия в Греции не наступили тяжелые времена. Турки постоянно разоряли ее территории, грабили и сжигали города, оскверняли святые места. Они стремились уничтожить останки святого Николая, которого глубоко чтил весь христианский народ.

В 1087 году жители города Бар приехали в Миры специально, чтобы забрать мощи святого. Для этого им пришлось связать охранников-монахов. 8 мая судно прибыло в город, а на следующий день мощи святого торжественно внесли в храм святого Стефана, где они находятся и поныне.

По приметам, если на ольхе распустились цветки - настала пора сеять гречку. Если картошка еще не посажена, то делать это уже бессмысленно, так как считалось, что она не успеет созреть и не даст урожая.

На болотах слышно лягушек будет хороший урожай овса.

Международный день биологического разнообразия

Международный день биологического разнообразия отмечается ежегодно 22 мая. Событие провозгласила Генеральная Ассамблея ООН в 1995 году в резолюции № A/RES/49/119. Изначально праздник отмечали 29 декабря - в день вступления в силу Конвенции о биологическом разнообразии. В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № A/RES/55/201 от 8 февраля 2001 года, датой Международного дня биологического разнообразия стало 22 мая - день принятия текста Конвенции.

Вешнее Макошье (День Земли)

Вешнее Макошье (День Земли) в 2018 году отмечается 22 мая то старославянский ведический праздник, который посвящается Земле. В этот день люди поклоняются и приветствуют бога Велеса и богиню Макошь, которые выступают в роли земных заступников.

День рождения тюбика для зубной пасты

День рождения тюбика для зубной пасты отмечается 22 мая. Тюбик для зубной пасты изобрел американский хирург-стоматолог Вашингтон Шеффилд в 1892 году. Идея возникла благодаря одному американскому художнику, который хранил краски в оловянных трубочках. Дантист усовершенствовал подобные трубочки и сделал их пригодными и удобными для хранения зубной пасты.

Акулина, Василий, Гавриил, Дмитрий, Иосиф, Николай, Семен.

  • 1524 - основан Новодевичий монастырь в Москве.
  • 1856 - день основания Третьяковской галереи.
  • 1892 - доктор Вашингтон Шеффилд изобрел тюбик для зубной пасты.
  • 1911 - основана Международная федерация кинологов.
  • 1940 - в СССР учреждена медаль «Серп и Молот» — знак отличия Героя Социалистического Труда.
  • 1990 - Майкрософт начала продажу Windows 3.0.
  • Рихард 1813 - немецкий композитор.
  • Артур Конан Дойл 1859 - шотландский и английский врач и писатель.
  • Лоуренс Оливье 1907 - английский актер.
  • Никита Богословский 1913 - российский композитор.
  • Шарль Азнавур 1924 - французский певец.
  • Жан Тэнгли 1925 - швейцарский скульптор.
  • Николай Олялин 1941 - российский актер.
  • Евгений Мартынов 1948 - советский эстрадный певец.
  • Наоми Кэмпбелл 1970 - британская супермодель.
  • Татьяна Волосожар 1986 - украинская и российская фигуристка.

Какой православный праздник сегодня, 22 мая в 2019 году? Православной церковью отмечается День перенесения мощей святителя и чудотворца Николая в город Бари. В народе этот праздник называют «Никола вешний», «Никола с теплом», «Никола милостивый».

Николаю Чудотворцу посвящены и другие праздники: 11 августа празднуют его рождество (этот день называют «Никола осенний»), а 19 декабря – день смерти (праздник «Никола зимний, «Никола морозный, Никола холодный»).

Какой православный праздник приходится на 22 мая?

Расскажем подробнее, что за церковный праздник отмечают 22 мая. Святитель Николай родился в III веке в римской провинции Ликия. Он с детства был очень набожным человеком, а когда подрос, отдал все свое немалое состояние бедным.

Святителя Николая считают покровителем путешественников и мореплавателей, купцов и детей, а также людей, которые были незаслуженно осуждены.

Согласно преданию, во время паломничества в Иерусалим он молитвами успокоил разбушевавшееся море. Благодаря его помощи три девушки из бедной семьи, которым он оставил приданое, смогли выйти замуж. Также он спас от смерти невиновных людей, которые были осуждены жадным градоначальником.

Как стали отмечать праздник 22 мая?

Поначалу День перенесения мощей святого Николая отмечали только жители итальянского города Бари, где после обретения святыни произошло множество чудес. Позднее этот праздник стал отмечаться Русской и Болгарской церквями. На Руси он был установлен в конце ХI века.

Как отмечается церковный праздник 22 мая? В этот день в храмах проходят церковные службы, верующие читают молитвы, обращенные к Николаю Чудотворцу, подают милостыню бедным, совершают другие добрые дела.

В народной традиции Николай стал своеобразным «наследником» языческого бога Велеса, покровителя земледелия и домашних животных. Крестьяне нередко обращаются к святому с просьбами уберечь скот и урожай.

Молитвы к Николаю Чудотворцу способны исцелять больных, помогать людям в дни бед и напастей.

По сложившейся традиции в день праздника нельзя выполнять тяжелую работу, убираться в доме, стирать; нельзя ссориться, ругаться. Также следует уделять больше времени своим родным и друзьям.

Завершая наш рассказ о том, какой православный праздник отмечают 22 мая, нельзя не упомянуть о связанных с ним приметах.

В народе считали, каков день на Николу вешнего, таков и на Николу зимнего. Если утро выдавалось влажным и туманным, то нужно было умыться росой: это сулило людям здоровье, а земле – богатый урожай.

22 мая (9 мая по "старому стилю" — церковному юлианскому календарю). Вторник 7-й седмицы по Пасхе (седьмой недели после Светлого Христова Воскресения). Поста нет . Сегодня в Русской Православной Церкви совершается празднование в честь Перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар . Далее расскажем об этом величайшем угоднике Божием, который никогда не был в русских землях, но давно почитается как любимый русский святой.

Всемирный Чудотворец

Сегодня этого величайшего святого почитают во всем мире. И не только как Санта-Клауса на постхристианском Западе, но и как Ноэль Баба в мусульманской Турции, в местах, где святитель совершал свое многолетнее архипастырское служение (современные турки даже утверждают, что и сейчас, как минимум, значительная часть мощей этого Всемирного Чудотворца остается в Анталии).

Но особенно любят и чтят Николу Угодника именно в России, где ежегодно совершаются два празднования в его честь: "Никола Вешний" (майский день перенесения мощей Святителя из малоазийских Мир Ликийских в итальянский город Бари) и "Никола Зимний" (день памяти святого). А в последнее же время стал возрождаться еще один древний христианский праздник - Рождество Святителя Николая Чудотворца , по новому стилю приходящееся на 11 августа .

День перенесения мощей святителя Николы Чудотворца из Мир Ликийских в Бар

Путешествия Небесного покровителя путешественников

Не случайно святителя Николая почитают, в том числе, и как Небесного заступника путешественников (в автомобилях верующих людей практически всегда можно встретить его икону). Определенного "канонического" объяснения у этой древней традиции нет. Но есть версия, что именно перенесение мощей Николы Угодника из Ликии (местности, освященного годами его архипастырского служения) в город Бари стало прообразом подобного почитания.

Не будем подробно останавливаться на том, кто и как совершил это перенесение в конце XI века от Рождества Христова, факт остается фактом: Миры Ликийские в те годы были захвачены мусульманами, относившимися к христианским святыням весьма агрессивно. А потому то, что мощи святителя оказались у западных христиан, стало самым настоящим спасением этой величайшей реликвии.

И какими бы ни были богословские и исторические расхождения между католиками и православными, пребывание мощей святителя Николая в базилике итальянского города Бари, на протяжении многих лет позволяет миллионам христиан разных конфессий, приезжающих в Италию, благоговейно поклоняться честным мощам этого Угодника Божия. А в 2017 году , благодаря очередному путешествию святителя, эта возможность представилась и десяткам миллионов чад Русской Православной Церкви.

Святая Правда: Русь встретила любимого святого

Святитель Никола Чудотворец в Третьем Риме

Минувший 2017 год безо всяких преувеличений стал для России самым настоящим "Годом Святителя Николая". Принесение мощей Чудотворца из Италии в Россию стало зримым явлением единства православных христиан нашей страны. Так, только в двух русских городах - Москве и Санкт-Петербурге - миллионы верующих смогли поклониться этой великой святыне. Напомним, что 21 мая ковчег с частью мощей святителя был доставлен самолетом из итальянского города Бари, где эта величайшая христианская святыня пребывает уже 930 лет, и впервые за все эти годы честные мощи святителя покинули "Барский град".

Принесение в Россию мощей святителя Николая Чудотворца стало важным событием для всех верующих, вне зависимости от чинов и званий. Так, одним из первых, еще в мае, Храм Христа Спасителя посетил Глава Государства Российского Владимир Путин. В итоге же с 22 мая по 12 июля в московском Храме Христа Спасителя честным мощам святителя Николая поклонилось около 2 миллионов человек, а затем, с 12 по 28 июля, еще полмиллиона - в петербургской Александро-Невской лавре.

Патриаршее служение в канун дня святителя Николая Чудотворца в Храме Христа Спасителя. Принесение мощей святителя Николая. Фото: patriarchia.ru

В истории Русской Церкви еще не было столь массового поклонения той или иной православной святыне, а потому многие публицисты метко сравнили это грандиозное событие со светской акцией "Бессмертный полк", а самих паломников, поклонившихся святому, назвали "Армией Святителя Николая". Но в чем же причина такой, поистине всенародной, любви к этому святому? Почему именно этот Божий угодник, никогда не бывавший в Земле Русской, стал ее любимым святым?

Воскресная школа: Святитель Николай Чудотворец. Любимый русский святой

Любимый святой Земли Русской

Житие святителя Николая не изобилует подробными деталями. Известно, что будущий архиепископ Ликийского города Миры родился в III столетии от Рождества Христова в малоазийской знатной семье. Однако, несмотря на многочисленные карьерные и имущественные перспективы, будущий святитель с детства решил посвятить себя служению Христу и Его Церкви. И когда родители будущего святителя скончались, унаследовавший внушительное состояние праведник раздал его нуждающимся.

Став архиереем, владыка Николай сохранил смирение и кротость. Он всегда и всем, чем мог, помогал простым людям. И в то же время был очень строг в вопросах чистоты христианской веры. Так, согласно церковному преданию, обличая еретика Ария, святитель публично ударил его по щеке, продемонстрировав, что христианин должен прощать личных врагов, но не имеет права терпеть публичную хулу на веру и Церковь. Как подчеркнул в одном из своих Первосвятительских слов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл:

Непросто было святителю Николаю отстаивать Православие. Об этом мы знаем из истории Церкви: он был среди отцов I Вселенского Собора, где боролся с Арием, понимая всю пагубность для Церкви его лжеучения, которое, опираясь на античную логику, пыталось низвергнуть самое основополагающее, что было в христианстве, — веру в то, что Иисус Христос есть Сын Божий..."

Наверное, это уникальное сочетание кротости и строгости, помощи простым людям и в то же время примера, подлинного "правила веры" сделали святителя Николая любимым святым многих народов. И в первую очередь народа русского. На карте не найти другой христианской страны, где тысячи (!) храмов и монастырей посвящены именно этому угоднику Божию. Ни на обширной территории Второго Рима - Ромейского царства (Византийской империи), ни в странах католического мира.

Проводы святыни: "Третий Рим - имперская столица"

Увы, за последние десятилетия мы неоднократно слышали слова безбожников и скептиков: мол, русский народ уже никогда не воцерковится. Да, советские десятилетия сделали свое черное дело, а потому исцеляться от многолетней атеистической пропаганды нам придется еще долго. Но глядя на людей, отстоявших в прошлом году многие часы в многокилометровых очередях, чтобы поклониться этому великому Чудотворцу, можно понять и без сухих цифр статистики. Действительно, мы, православные люди Земли Русской - самая настоящая Армия Святителя Николая!

Поздравляем православных христиан с днем этого великого Угодника Божия! Его же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или монашеского пострига получили имена в честь Святителя Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, искренне рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: "Ангелам Хранителям - злат венец, а вам - доброго здоровья!"

22 октября отмечается 4 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 22 октября

Яков Дровопилец

Апостола Иакова Алфеева.

Праздник в честь одного из 12-ти апостолов, брата евангелиста Матфея. Иаков Алфеев проповедовал в Иудее, Едессе, Газе, Египте. Был распят на кресте.

Святой Иаков Алфеев – апостол от 12-ти, брат святого евангелиста Матфея. После Сошествия Святого Духа апостол Иаков Алфеев совершал миссионерские путешествия вместе с апостолом Андреем Первозванным (память 30 ноября), проповедуя в Иудее, Эдессе, Газе, Елевферополе, обратив многих на путь спасения. В египетском городе Острацыне святой Иаков мученически завершил свои апостольские подвиги крестной смертью.

Преподобных Андроника и жены его Афанасии

Церковь празднует память ремесленника Андроника и его супруги, живших в Антиохии в V веке. После смерти детей они посвятили себя служению Богу, вели подвижническую жизнь.

В царствование византийского императора Феодосия Великого в Антиохии проживала благочестивая супружеская пара: золотых дел мастер Андроник и его жена Афанасия, дочь золотаря. Свое умножающееся состояние они делили на три части: в пользу бедных, на церковное благолепие и на домашние нужды. После того как у них родился сын Иоанн и дочь Мария, они стали жить в чистоте, как брат с сестрой. Андроник и Афанасия были любимы и почитаемы всеми гражданами за кротость и добрые дела. Служа убогим, они переносили на руках больных, обмывали их, кормили и одевали на свои средства, доставляли покой нищим и странникам.

Но неожиданно их постигла великая скорбь: 12-летний сын и 10-летняя дочь скончались от внезапной болезни. В день погребения у безутешных родителей собрался весь город, пришел даже сам патриарх с клиром. Детей похоронили в церкви святого Иулиана. Афанасия не хотела возвращаться домой и ночью с плачем сидела у могилы. В полночь ей явился мученик Иулиан и утешил, объявив, что ее умершие дети теперь питаются у Отца Небесного, живя на небесах. Умиленная Афанасия преисполнилась желанием иноческой жизни и стала по возвращении домой просить о том супруга. Испытав ее, Андроник и сам возжелал стать монахом.

Вскоре Андроник поручил дом отцу Афанасии, сказав, что они идут поклониться святым местам и, в случае невозвращения их, он просит раздать имущество нуждающимся, а дом обратить в больницу для нищих и приют для странников.

Достигнув Иерусалима, супруги поклонились святыням и, приняв благословение старцев и побеседовав с ними, пошли в Александрию поклониться мощам святого мученика Мины.

В Египетской пустыне Андроник побывал в каждой Скитской обители и получил от преподобного Даниила благословение на иночество и письмо для Афанасии в женский Тавеннский монастырь, куда сам и сопроводил ее.

Восприяв образ ангельский, Афанасия стала здесь проводить и жизнь равноангельскую. Андроник же возвратился к преподобному Даниилу Скитскому, который постриг его в иноческий чин и, наставив в добродетельной жизни, назначил ему отдельную келью для упражнений в безмолвии.

После двенадцатилетнего подвижничества блаженный Андроник упросил преподобного Даниила отпустить его в Иерусалим для поклонения. Сотворив молитву, наставник отпустил его. И случилось так, что, по Божественному устроению, Андроник встретил по дороге свою бывшую супругу Афанасию, тоже шедшую в Иерусалим. Однако он не узнал ее, так как она была в мужском одеянии и изменилась лицом от постнической жизни, но она его признала и утаила это, назвавшись Афанасием. Они вместе продолжили путь, поклонились святым местам, а по возвращении в Александрию решили не разлучаться, а пребывать в безмолвии в одной келье, на что их и благословил преподобный Даниил, назвав “Афанасия” совершенным иноком. После всего они прожили в одной келье 12 лет в страхе Божием и безмолвии. Преподобный Андроник и тогда не признал в иноке Афанасии своей бывшей супруги.

Но вот святой Афанасии настало время отшествия ко Господу, и только тогда она оставила для аввы Даниила письмо, чтобы он по ее кончине прочел сам и передал Андронику. В этом письме она открыла свою тайну. Вскоре, причастившись Святых Таин, преподобная Афанасия с миром почила. Когда же братия лавры по прочтении письма узнала обо всем, то насельники прославили Бога. Авва Даниил призвал обитателей всех александрийских обителей, и скитники в белых одеждах с честью похоронили святое тело блаженной Афанасии, изумляясь ее подвигу. А через семь дней ушел в райские селения вслед за бывшей супругой и преподобный Андроник, похороненный рядом нею (первая половина V в.).

Священномученика Константина Сухова, пресвитера

Посвящен священнику Констанину Сухову (1867-1918). Был расстрелян красноармейцами. Причислен к лику святых новомучеников в 2001 году.

Свя­щен­но­му­че­ник Кон­стан­тин ро­дил­ся 7 мая 1867 го­да в се­мье свя­щен­ни­ка Иоан­на Пет­ро­ви­ча Су­хо­ва в се­ле Жем­ков­ка Сыз­ран­ско­го уез­да то­гда еще Сим­бир­ской гу­бер­нии.

Бу­ду­щий пас­тырь обу­чал­ся в Сим­бир­ской Ду­хов­ной се­ми­на­рии и 18 июля 1887 го­да окон­чил пол­ный курс бо­го­слов­ских на­ук. По про­ше­нию епи­ско­па Сим­бир­ско­го и Сыз­ран­ско­го Вар­со­но­фия Ука­зом Сим­бир­ской ду­хов­ной кон­си­сто­рии был опре­де­лен пса­лом­щи­ком в се­ло Ясаш­ную Таш­лу Сим­бир­ско­го уез­да. 17 сен­тяб­ря 1888 го­да Прео­свя­щен­ным Вар­со­но­фи­ем был ру­ко­по­ло­жен в диа­ко­ны хра­ма се­ла Ми­хай­лов­ка Сен­ги­ле­ев­ско­го уез­да, а за­тем 25 сен­тяб­ря то­го же го­да был хи­ро­то­ни­сан тем же Прео­свя­щен­ным во свя­щен­ни­ки и опре­де­лен в се­ло Опа­ли­ха Сим­бир­ско­го уез­да.

17 мая 1890 го­да по соб­ствен­но­му про­ше­нию мо­ло­дой свя­щен­ник был при­нят в клир Са­мар­ской епар­хии и опре­де­лен слу­жить в цер­ковь се­ла Ста­ро-Дво­ря­нов­ка Са­мар­ско­го уез­да.

1 фев­ра­ля 1896 го­да «для поль­зы служ­бы», как на­пи­са­но в Ука­зе Прео­свя­щен­но­го Гу­рия (Бур­та­сов­ско­го; †1907), епи­ско­па Са­мар­ско­го и Став­ро­поль­ско­го, отец Кон­стан­тин был пе­ре­ме­щен в се­ло Ца­рев­щи­на Са­мар­ско­го уез­да, где про­слу­жил бо­лее се­ми лет и снис­кал го­ря­чую лю­бовь и ува­же­ние при­хо­жан. И здесь, как до это­го в Ста­ро-Дво­ря­нов­ке, бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник со­сто­ял од­новре­мен­но за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем мест­ной цер­ков­но­при­ход­ской шко­лы. В Ца­рев­щине он был удо­сто­ен вто­рой в его жиз­ни цер­ков­ной на­гра­ды - ску­фьи. Пер­вой бы­ло пра­во но­ше­ния на­бед­рен­ни­ка, ко­то­рым он был от­ме­чен еще в Ста­ро-Дво­ря­нов­ке.

В со­хра­нив­шей­ся до на­ших дней в Го­судар­ствен­ном ар­хи­ве Са­мар­ской об­ла­сти «Ле­то­пи­си жиз­ни се­ла Ца­рев­щи­на» ска­за­но:

«Отец Кон­стан­тин Су­хов был все­ми лю­бим за его про­сто­ту в об­ра­ще­нии и ве­се­лый ха­рак­тер: “С ма­лым - мал, с боль­шим - боль­шой”». В дни скор­бей ба­тюш­ка уте­шал страж­ду­щих.

Мест­ный кли­мат не бла­го­во­лил се­мей­ству Су­хо­вых, не об­хо­ди­ли его и бо­лез­ни. Из мет­ри­че­ских книг церк­ви се­ла Ца­рев­щи­на из­вест­но, что 12 де­каб­ря 1896 го­да от диф­те­ри­та умер че­ты­рех­лет­ний сын свя­щен­ни­ка Кон­стан­ти­на Су­хо­ва Ви­та­лий, а спу­стя два ме­ся­ца - дочь Ни­на.

1 де­каб­ря 1899 го­да по соб­ствен­но­му про­ше­нию о. Кон­стан­тин был пе­ре­ве­ден Ука­зом Вла­ды­ки Гу­рия в се­ло Уз­мо­рье Но­во­узен­ско­го уез­да Са­мар­ской гу­бер­нии (ныне в Эн­гельс­ском рай­оне Са­ра­тов­ской об­ла­сти). Ба­тюш­ка на­де­ял­ся, что в бо­лее су­хом и здо­ро­вом кли­ма­те за­волж­ских сте­пей его се­мье не бу­дут угро­жать ин­фек­ци­он­ные за­боле­ва­ния. Од­на­ко в остав­лен­ном им при­хо­де под­ня­лось на­сто­я­щее вол­не­ние. Вско­ре це­лая де­пу­та­ция ца­рев­щин­ских кре­стьян яви­лась к Вла­ды­ке Гу­рию. Пра­вя­щий ар­хи­ерей при­нял че­ло­бит­чи­ков бла­го­склон­но и, рас­смот­рев во­прос, по­нял, что отец Кон­стан­тин, снис­кав­ший та­кую лю­бовь сво­ей паст­вы, вряд ли мо­жет быть кем-то без­бо­лез­нен­но за­ме­нен, и 26 мар­та 1900 го­да под­пи­сал Указ о воз­вра­ще­нии иерея Кон­стан­ти­на на слу­же­ние об­рат­но в Ца­рев­щи­ну. Так при­хо­жа­нам се­ла уда­лось до­бить­ся воз­вра­ще­ния лю­би­мо­го ба­тюш­ки.

Отец Кон­стан­тин при­нял ре­ше­ние ар­хи­ерея со сми­ре­ни­ем, по­ни­мая, что при­зван слу­жить Бо­гу и лю­дям, невзи­рая на тя­го­ты, бо­лез­ни и лич­ное го­ре. Через че­ты­ре ме­ся­ца по­сле воз­вра­ще­ния в Ца­рев­щи­ну ма­лень­кая Ве­ра, в ко­то­рой ро­ди­те­ли на­шли уте­ше­ние по­сле по­те­ри дво­их де­тей, то­же умер­ла… Так Гос­подь го­то­вил пра­вед­ни­ка к при­ня­тию му­че­ни­че­ско­го вен­ца, ве­дя его пу­тем скор­бей и сми­ре­ния.

Но не од­ни толь­ко го­ре­сти со­про­вож­да­ли жиз­нен­ный путь от­ца Кон­стан­ти­на. Ми­ло­стью Бо­жи­ей рос и укреп­лял­ся при­ход, все боль­ше сель­ских ре­бя­ти­шек по­се­ща­ли шко­лу при церк­ви, где учи­тель­ство­вал ба­тюш­ка. Вско­ре, в 1901 го­ду, ро­дил­ся сын Бо­рис. Это­му маль­чи­ку пред­сто­я­ло в 16 лет по­гиб­нуть, как бы пред­вос­хи­щая му­че­ни­че­ство от­ца. В 1902 го­ду в се­мье по­яв­ля­ет­ся еще один сын - Лео­нид, ко­то­ро­му до­ве­дет­ся вслед за от­цом стать жерт­вой бес­че­ло­веч­ной го­судар­ствен­ной си­сте­мы. Он был ре­прес­си­ро­ван и рас­стре­лян в 1937 го­ду.

Осе­нью 1903 го­да Прео­свя­щен­ный Гу­рий, па­мя­туя о дав­нем же­ла­нии от­ца Кон­стан­ти­на сме­нить ме­сто жи­тель­ства и нуж­да­ясь в укреп­ле­нии кли­ра от­да­лен­но­го при­хо­да, пред­ло­жил ба­тюш­ке пе­ре­ехать в Бу­гу­рус­лан, то­гда вхо­див­ший в Са­мар­скую епар­хию. Паства на этот раз не пре­пят­ство­ва­ла, сми­ри­лась, на­ко­нец, с же­ла­ни­ем се­мьи Су­хо­вых по­ки­нуть се­ло, где она по­те­ря­ла тро­их де­тей.

12 ок­тяб­ря 1903 го­да вы­шел со­от­вет­ству­ю­щий Указ Пра­вя­ще­го ар­хи­ерея, и отец Кон­стан­тин по­вез се­мью к ме­сту сво­е­го по­след­не­го и са­мо­го вы­со­ко­го слу­же­ния «да­же до кро­ве».

В Бу­гу­рус­лане о. Кон­стан­тин ста­но­вит­ся кли­ри­ком, а за­тем и на­сто­я­те­лем круп­ней­ше­го в уез­де Спа­со-Воз­не­сен­ско­го со­бо­ра, жи­вет непо­да­ле­ку, на Со­бор­ной пло­ща­ди. Сра­зу по­сле сво­е­го на­зна­че­ния он пред­став­ля­ет ду­хо­вен­ство в го­род­ском зем­ском со­бра­нии, а 1910 год отец Кон­стан­тин встре­тил уже де­пу­та­том Бу­гу­рус­лан­ской Ду­мы. Как зе­мец он мно­го сде­лал для жи­те­лей уез­да, осо­бен­но для кре­стьян.

В мест­ном фили­а­ле Орен­бург­ско­го об­ласт­но­го ар­хи­ва со­хра­ни­лись све­де­ния о том, что при от­це Кон­стан­тине уезд­ное зем­ство дер­жа­ло пер­вен­ство в це­лой гу­бер­нии по при­ро­сту ас­сиг­но­ва­ний на ме­ди­ци­ну. Бюд­жет­ные сум­мы, на­прав­ляв­ши­е­ся на охра­ну на­род­но­го здо­ро­вья, в том чис­ле и на борь­бу с дет­ски­ми бо­лез­ня­ми, вы­рос­ли в 43 ра­за. Сам по­те­ряв­ший тро­их де­тей, уне­сен­ных эпи­де­ми­я­ми, свя­щен­ник всю си­лу пас­тыр­ско­го вли­я­ния упо­тре­бил на то, чтобы объ­яс­нить ис­тин­ное по­ло­же­ние дел со здра­во­охра­не­ни­ем дру­гим зем­цам - лю­дям в боль­шин­стве сво­ем бла­го­по­луч­ным и да­ле­ким от жиз­ни про­сто­го на­ро­да.

Свя­щен­ник с дум­ской три­бу­ны об­ра­щал­ся к со­ве­сти за­ко­но­да­те­лей и ча­сто до­би­вал­ся сво­е­го. Дру­гим на­прав­ле­ни­ем, в ко­то­ром пре­успе­ло бу­гу­рус­лан­ское зем­ство при от­це Кон­стан­тине, ста­ло со­ору­же­ние хле­бо­хра­ни­лищ. По это­му по­ка­за­те­лю уезд был луч­шим в гу­бер­нии и од­ним из са­мых раз­ви­тых в Сред­нем По­вол­жье. Воз­мож­ность со­хра­нить вы­ра­щен­ное зер­но от сы­ро­сти и ог­ня при­го­ди­лась мест­ным кре­стья­нам и поз­же, при гра­би­тель­ской прод­раз­верст­ке.

Все его уси­лия по об­лег­че­нию жиз­ни на­ро­да лишь боль­ше раз­жи­га­ли нена­висть к пас­ты­рю в боль­ше­вист­ских аги­та­то­рах, ко­то­ры­ми ки­шел уезд, как и вся Са­мар­ская гу­бер­ния. Еще боль­ше раз­дра­жа­ло сму­тья­нов то, что бу­ду­щий свя­щен­но­му­че­ник неуто­ми­мо тру­дил­ся на ни­ве на­род­но­го про­све­ще­ния: со­сто­ял за­ве­ду­ю­щим и за­ко­но­учи­те­лем цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы Спа­со-Воз­не­сен­ско­го со­бо­ра, в кли­ре ко­то­ро­го слу­жил, а так­же окрест­ных де­ре­вень Ва­си­льев­ки и Клю­чев­ки. В 1908 го­ду он от­крыл в го­ро­де еще од­ну шко­лу, где пре­по­да­вал За­кон Бо­жий.

За осо­бое усер­дие в слу­же­нии отец Кон­стан­тин был удо­сто­ен по­след­ней в сво­ей зем­ной жиз­ни на­гра­ды - ка­ми­лав­ки. Его ав­то­ри­тет как свя­щен­ни­ка, про­све­ти­те­ля, хо­да­тая за про­стой на­род все воз­рас­тал. Спа­со-Воз­не­сен­ский со­бор в цен­тре Бу­гу­рус­ла­на был по­лон не толь­ко по празд­ни­кам. Муд­рый пас­тырь, на­де­лен­ный к то­му же ред­ким да­ром убеж­де­ния, разъ­яс­нял лю­дям и в про­по­ве­дях с ам­во­на, и с дум­ской три­бу­ны, чем гро­зят стране и на­ро­ду от­ступ­ни­че­ство от Пра­во­слав­ной ве­ры и из­ме­на Все­рос­сий­ско­му Са­мо­держ­цу.

Вра­ги Церк­ви Хри­сто­вой не мог­ли это­го стер­петь, и од­на­жды те­ло ма­ло­лет­не­го Бо­ри­са Су­хо­ва на­шли на бе­ре­гу ре­ки Ки­нель, там, где вско­ре пред­сто­я­ло пре­тер­петь му­че­ни­че­скую смерть и его от­цу.

25 фев­ра­ля 1918 го­да - в день празд­но­ва­ния па­мя­ти свя­ти­те­ля Алек­сия, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го и всея Рос­сии, чу­до­твор­ца, Небес­но­го по­кро­ви­те­ля Са­мар­ско­го края - на­сто­я­тель Спа­со-Воз­не­сен­ско­го со­бо­ра свя­щен­ник Кон­стан­тин Су­хов воз­гла­вил Крест­ный ход, ко­то­рый по­сле обыч­но­го об­хо­да хра­ма на­пра­вил­ся пря­мо к зда­нию Ре­во­лю­ци­он­но­го со­ве­та, где за­се­да­ли боль­ше­вист­ские на­чаль­ни­ки. Ве­ру­ю­щие та­ким об­ра­зом яс­но вы­ра­зи­ли свой про­тест про­тив ко­щун­ствен­ных и кро­ва­вых пре­ступ­ле­ний без­за­кон­ной вла­сти. Вско­ре но­вые ру­ко­во­ди­те­ли, огра­бив каз­ну, бе­жа­ли из го­ро­да, за­та­ив страх пе­ред пра­во­слав­ным на­ро­дом и нена­висть к их пас­ты­рю.

Позд­ней осе­нью 1918 го­да по­сле по­ра­же­ния Че­хо­сло­вац­ко­го кор­пу­са и эва­ку­а­ции из Са­ма­ры Ко­ми­те­та чле­нов Учре­ди­тель­но­го со­бра­ния (КОМУЧа) тер­ри­то­рия Са­мар­ской об­ла­сти бы­ла за­хва­че­на Крас­ной Ар­ми­ей. 22 ок­тяб­ря, в вос­кре­се­нье, пе­ре­до­вые ча­сти ди­ви­зии Гая уже во­рва­лись в Бу­гу­рус­лан, на­ча­лись по­валь­ные рас­стре­лы «вра­гов ре­во­лю­ции». В «чер­ные спис­ки» по­пал и отец Кон­стан­тин Су­хов.

По се­мей­но­му пре­да­нию Су­хо­вых, по­ныне бе­реж­но хра­ня­ще­му­ся по­том­ка­ми свя­щен­но­му­че­ни­ка, отец Кон­стан­тин был взят в ал­та­ре Спа­со-Воз­не­сен­ско­го со­бо­ра, ко­гда он воз­но­сил за Бо­же­ствен­ной ли­тур­ги­ей мо­лит­вы об упо­ко­е­нии недав­но рас­стре­лян­ных в Ека­те­рин­бур­ге Цар­ствен­ных Му­че­ни­ков, по­ми­нал Пра­во­слав­ное во­ин­ство, про­ти­во­сто­я­щее без­бож­ни­кам. При­хо­жан со­бра­лась, как обыч­но, пол­ная цер­ковь. Весь на­род шел за ка­ра­те­ля­ми, вы­во­див­ши­ми от­ца Кон­стан­ти­на на ули­цу, умо­ляя не тро­гать ба­тюш­ку. Невзи­рая на моль­бы, они от­ве­ли свя­щен­ни­ка в пол­ном об­ла­че­нии на бе­рег ре­ки Ки­нель, тем пу­тем, ко­то­рым сам он все­гда на празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня хо­дил во гла­ве Крест­но­го хо­да. Во льду де­ла­лась кре­сто­об­раз­ная про­рубь - «иор­дань», бла­го­че­сти­вые лю­ди по­гру­жа­лись в освя­щен­ную на мо­лебне бо­го­яв­лен­скую во­ду, а маль­чиш­ки вы­пус­ка­ли из кле­ток на во­лю го­лу­бей, сим­во­ли­зи­ру­ю­щих Свя­то­го Ду­ха…

Отец Кон­стан­тин был рас­стре­лян на том са­мом ме­сте у ре­ки Ки­нель, где со­вер­шал­ся кре­щен­ский мо­ле­бен. Ду­ша свя­щен­но­му­че­ни­ка вос­па­ри­ла ко Пре­сто­лу Бо­жию, как чи­стая го­лу­би­ца… Те­ло Хри­сто­ва му­че­ни­ка бы­ло бро­ше­но на ме­сте рас­пра­вы, и его за­бра­ли ве­ру­ю­щие. Ныне на ме­сте му­че­ни­че­ства свя­то­го Кон­стан­ти­на у ре­ки Ки­нель воз­ведена боль­шая цер­ковь.

Снег вы­пал в том го­ду необы­чай­но ра­но, и ко­гда ба­тюш­ку вез­ли на те­ле­ге, длин­ные во­ло­сы его нис­па­да­ли пря­мо на снег и ка­за­лись вне­зап­но по­се­дев­ши­ми от из­мо­ро­зи.

17 июля 2001 го­да опре­де­ле­ни­ем Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви свя­щен­но­му­че­ник иерей Кон­стан­тин Су­хов был про­слав­лен в ли­ке свя­тых но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских к об­ще­цер­ков­но­му по­чи­та­нию. Па­мять его со­вер­ша­ет­ся в день его му­че­ни­че­ской кон­чи­ны 9 (22) ок­тяб­ря, а так­же в день празд­но­ва­ния Со­бо­ра но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских.

10 ок­тяб­ря 2004 го­да Ука­зом Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II на 30 июля (12 ав­гу­ста) бы­ло уста­нов­ле­но празд­но­ва­ние в честь всех свя­тых, в зем­ле Са­мар­ской про­си­яв­ших. В ли­ке Со­бо­ра Са­мар­ских свя­тых по­чи­та­ет­ся и свя­щен­но­му­че­ник Кон­стан­тин Су­хов.

Обретение мощей преподобноисповедника Севастиана Карагандинского (Фомина), архимандрита

Воспоминание церковью события по обретению святых мощей старца Севастиана (имя при рождении — Степан Фомин) и перенесению их в новый храм Рождества Пресвятой Богородицы в Караганде в 1997 году.

Блаженный старец схиархимандрит Севастиан (Стефан Васильевич Фомин) родился 28 октября/10 ноября 1884 года в селе Космодемьяновское Орловской губернии в бедной крестьянской семье. Отца его звали Василием, мать - Марфой. Они имели троих сыновей. Старшим был Илларион, 1872 года рождения, средним - Роман, 1877 года рождения, и младший в своем крещении назван был Стефаном в честь преподобного Стефана Савваита, творца канонов, в день памяти которого он родился.

В 1888 году родители возили детей в Оптину пустынь к старцу Амвросию. Стефану было тогда 4 года, но он хорошо запомнил это посещение и ласковые глаза благодатного старца.

Остался будущий батюшка Севастиан сиротой от отца 4-х лет, от матери 5-ти лет. Старшему брату Иллариону было в то время 17 лет. Чтобы справиться с хозяйством и укрепить семью, через год после смерти родителей Илларион женился.

Стефан был привязан к среднему брату Роману за его нежную душу и мягкое сердце. Но Роман избрал путь иноческой жизни и в 1892 году упросил Иллариона отвезти его в Оптину пустынь, где был принят послушником в Иоанно-Предтеченский скит.

Стефан хорошо учился, закончил 3-классную приходскую школу. Приходской священник давал читать ему книги. От рождения Стефан был слаб здоровьем и на полевых работах трудился мало, а больше на пастбищах пастухом.

Радостным утешением было для Стефана в зимнее, свободное от крестьянской работы время посещать в Оптиной пустыни среднего брата. Эти посещение имели большое духовное влияние на Стефана, и когда он подрос, стал просить Иллариона отпустить его в Оптину пустынь. Но брат не пускал, желая, чтобы Стефан помогал ему в ведении хозяйства.

В 1908 году в скиту Оптиной пустыни средний брат Роман Фомин по болезни келейно принял монашеский постриг с именем Рафаил, а 16 декабря 1908 года в монастырском храме во имя преподобной Марии Египетской о. Настоятелем Ксенофонтом был облечен в мантию.

К этому времени окрепла молодая семья старшего брата, и Стефан, утвердившись в своем желании иноческого жития, приезжает к о. Рафаилу в скит Оптиной пустыни, где 3 января 1909 года был принят келейником к старцу Иосифу.

Находясь при старце, Стефан обрел в нем великого духовного наставника. Впоследствии он часто вспоминал о том времени:

«Жили мы (еще один келейник) со старцем, как с родным отцом. Вместе с ним молились, вместе кушали, вместе читали или слушали его наставления».

Старец Иосиф был уже на закате своих лет и силы заметно оставляли его. В апреле 1911 года старца постигла предсмертная болезнь, и 9 мая душа его тихо отделилась от многострадального тела.

Велика была скорбь Стефана при кончине старца. Но Господь не оставил его безутешным. В келью о. Иосифа перешел старец Нектарий. Стефан остался при нем келейником и перешел под его старческое руководство.

В 1912 году Стефан был пострижен в рясофор.

У старца Нектария келейников было два. Старшим келейником был о.Стефан, он назывался «лето» за милосердие и сострадательность, а младшим - о. Петр (Швырев), он назывался «зима», был погрубее, построже. Когда народ в хибарки от долгого ожидания старца начинал унывать и роптать, о. Нектарий посылал для утешения о. Стефана. Когда же ожидавшие поднимали шум, тогда выходил о. Петр и со строгостью умиротворял и успокаивал народ.

А иногда и так бывало: обычно старец о. Нектарий из келий выходил поздно, в 2-3 часа дня. Народ то и дело посылал о. Стефана сказать старцу, что его ждут, что многим надо уезжать домой. О. Стефан шел в келью к старцу, который тут же говорил:

«Сейчас собираюсь, одеваюсь, иду», - но не выходил. А когда выйдет, то при всех обращается к о.Стефану: «Что же ты до сих пор ни разу не сказал, что меня ждет с нетерпением столько народа?» А о. Стефан просит прощения и кланяется ему в ноги. Но иногда старец говорил посетителям: «Вы об этом спросите моего келейника о. Стефана, он лучше меня посоветует, он прозорлив».

В Великую Субботу, 13 апреля 1913 года в больнице от туберкулеза легких скончался о. Рафаил, будучи за день до смерти пострижен в схиму.

Пострижение в мантию с именем Севастиан (в честь мученика Севастиана (память 18 / 31 декабря) о. Стефан принял в 1917 году. Прогремела революция. Рухнуло многовековое здание государства Российского. Началось время гонения на Церковь Христову. 10/23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь продолжал существовать под видом сельскохозяйственной артели. На территории монастыря был организован музей «Оптина пустынь». Скит уже не существовал, но старец Нектарий оставался жить со своими келейниками в старческой хибарке и, изнемогая под бременем скорбей, продолжал принимать народ.

В 1923 году в конце пятой недели Великого Поста в монастыре начала работать ликвидационная комиссия. Церковные службы прекратились. Монахи постепенно выселялись. В этот период времени о. Севастиан принял рукоположение во иеродиакона.

В марте 1923 года был арестован и выслан за пределы губернии старец Нектарий. Первое время старец жил в селе Плохино (в 45-ти верстах от Козельска), затем перебрался в село Холмищи Брянской губернии (в 50-ти верстах от Козельска). После ареста старца о. Севастиан жил в Козельске вместе с оптинской братией и часто навещал старца в его изгнании.

В 1927 году епископом г. Калуги о. Севастиан был рукоположен в иеромонаха.

29 апреля 1928 года последовала кончина старца Нектария. Выполняя благо­словение старца после его смерти уезжать служить на приход, о. Севастиан уехал сначала в Козельск, потом в Калугу, а затем, по приглашению настоятеля Ильинской церкви г. Козлова и благочинного протоиерея Владимира Андреевича Нечаева приехал в Козлов и от архиепископа Тамбовского и Козловского Вассиана (Пятницкого) получил назначение в Ильинскую церковь. О. Севастиан служил там с 1928 по 1933 год вплоть до ареста. В Козлове он вел активную борьбу с обновленцами. Он поддерживал связь с бывшей в рассеянии братией Оптиной пустыни. В Козлов к о. Севастиану стали съезжаться сестры по духу. Первыми приехали инокини разоренного Шамординского монастыря Агриппина, Феврония и Варвара, которые остались с батюшкой навсегда, были рядом в годы его заключения в Карлаге и в Караганде жили до самой смерти.

В это время в Козлове проживали и другие иноки и инокини из разоренных монастырей, а также миряне, посещавшие прежде Оптину пустынь. И сердца искренне ищущих спасения неведомой силой влеклись к о. Севастиану. Это не могло не обратить на себя внимания местных властей.

25 февраля 1933 года о. Севастиана вместе с инокинями Варварой, Агриппиной и Февронией арестовали и отправили в Тамбовское ОГПУ для прохождения следствия. На допросах следователями выявлялись контакты о. Севастиана с едиными по духу людьми, а также его отношение к Советской власти. На это батюшка дал прямой ответ:

«На все мероприятия Советской власти я смотрю как на гнев Божий, и эта власть есть наказание для людей. Такие взгляды я высказывал среди своих приближенных, а так же и среди остальных граждан, с которыми приходилось говорить на эту тему. При этом говорил, что нужно молиться Богу, а так же жить в любви, тогда только мы от этого избавимся. Я мало был доволен Советской властью за закрытие церквей, монастырей, так как этим уничтожается Православная вера».

2 июня 1933 года заседание Тройки ПП ОГПУ по НЧО по внесудебному рассмотрению дел постановило:

«Фомина Степана Васильевича, обвиняемого по ст. 58-10, УК, заключить в исправтрудлагерь сроком на 7 лет, считая срок с 25/2 1933 г».

Много позднее батюшка рассказывал о своем пребывании в Тамбовском ОГПУ:

«Было у меня такое испытание: когда меня принуждали отречься от Православной веры, то поставили в одной рясе на всю ночь на мороз и стражу приставили. Стража менялась через каждые два часа, а я бессменно стоял на одном месте. Но Матерь Божия опустила на меня такой «шалашик», что мне было в нем тепло. А утром меня повели на допрос и говорят: «Коль ты не отрекся от Христа, так иди в тюрьму». И посадили на 7 лет.

О. Севастиан был отправлен в Тамбовскую область на повалку леса. Духовные дети узнали место лесоповала и, невзирая на дальность расстояния, находили возможным приносить ему передачи, утешать и поддерживать, кто чем мог. Через год о. Севастиан был отправлен в Карагандинский лагерь, в поселок Долинка, куда прибыл 26 мая 1934 года.

Караганда в то время представляла собой сеть разрозненных поселков, основанных в начале века переселенцами из России. А вокруг на сотни километров тянулась бескрайняя степь, выжженная палящим солнцем летом, а зимой - с бушующими буранами, пронизывающими леденящим ветром все живое и заметающими снегом по самые крыши ветхие саманные домики.

В начале 30-х годов для освоения целинных земель Центрального Казахстана и разработки Карагандинского угольного бассейна в окрестности Караганды стали свозить «раскулаченные» крестьянские семьи, называемые «спецпереселенцами». Жилищем им служили ямы в степи, покрытые чем угодно, чтобы только можно было в них укрыться от ветра, дождя и снега. Эти жилища спецпереселенцы копали себе сами. Постепенно они стали выстраивать саманные бараки, которые были сырыми и неотапливаемыми. Антисанитарные условия, недостаток хлеба, воды, холод, цинга и разбушевавшийся тиф, в период 1931-1933 гг. стали причиной массовой гибели людей.

Кроме спецпереселенческих обсерваций, казахстанская степь стала покрываться сетью отделений образованного в 1931 году филиала ГУЛАГА - Карлага, куда вместе с людьми уголовного мира пошли этапы жертв политических репрессий. Столицей Карлага был поселок Долинка (33 км от Караганды), ворота, куда пребывали заключенные - станция Карабас, и братской могилой тысячи тысяч его узников стала вся безбрежная степь Центрального Казахстана.

О своем пребывании в лагере батюшка вспоминал, что там били, истязали, требовали одного: отрекись от Бога. Он сказал:

«Никогда». Тогда его отправили в барак к уголовникам. «Там, - сказали - тебя быстро перевоспитают». Можно представить, что делали уголовники с пожилым и слабым священником.

По слабости здоровья батюшку поставили работать хлеборезом, затем сторожем складов в зоне лагеря. В последние годы заключения о. Севастиан был расконвоирован и жил в каптерке в третьем отделении лагеря, находящегося близ Долинки.

Он возил на быках воду для жителей ЦПО. Бывало, зимой привезет воду, подойдет к быку и греет об него окоченевшие руки. Ему вынесут и подарят варежки. А на следующий день он опять приезжает без варежек (подарил кому-нибудь, или отобрали) и снова греет руки об быка. Одежда на нем старая, драненькая. Когда по ночам батюшка замерзал, он забирался в ясли к скоту и согревался теплом животных. Жители ЦПО давали ему продукты - пироги, сало. Что мог, он кушал, а сало отвозил заключенным в отделение.

«В заключение я был, - вспоминал батюшка, - а посты не нарушал. Если дадут баланду какую-нибудь с кусочком мяса, я это не ел, менял на лишнюю пайку хлеба».

Сестрам Варваре и Февронии, арестованным с батюшкой, срок не дали. Сестру Агриппину отправили на Дальний Восток, где через год ее освободили. Она написала батюшке о своем намерении ехать на родину, а он благословил ее немедленно приехать в Караганду. В 1936 году она приехала, получила свидание с о. Севастианом и он предложил ей купить домик в районе Большой Михайловки, поближе к Карлагу, поселиться в нем, а к нему ездить каждое воскресенье на попутной машине.

Спустя два года в Караганду приехали сестры Феврония и Варвара и купили домик на Нижней улице - амбарик старенький с прогнувшимся потолком.Сестры познакомились с верующими и стали потихоньку собираться для совместной молитвы. Узнав, что в Долинке находится о. Севастиан, верующие стали помогать ему. В воскресные дни сестры приезжали к батюшке в отделение. Кроме продуктов и чистого белья они привозили Святые Дары, поручи, епитрахиль. Все вместе выходили в лесок, батюшка причащался сам и сестер исповедовал и причащал. Заключенные и лагерное начальство полюбили батюшку. Злобу и вражду побеждали любовь и вера, которые были в его сердце. Многих в лагере он привел к вере в Бога и не просто к вере, а к вере настоящей. И когда о.Севастиан освобождался, у него в зоне были духовные дети, которые по окончании срока ездили к нему в Михайловку. А много лет спустя, когда открылась в Михайловке церковь, жители Долинского отделения ЦПО поехали туда и узнали в благообразном старце-священнике своего водовоза.

Подходил к концу срок заключения. О. Севастиан был освобожден из лагеря 29 апреля 1939 года накануне праздника Вознесения Господня. Он пришел к своим послушницам в крошечный домик в Большой Михайловке. Сестры работали, батюшка занимался хозяйством. Вместе молились, батюшка тайно служил Литургию и ежедневно вычитывал суточный круг богослужений.

Перед войной он ездил в Тамбовскую область. Духовные чада старца, много лет ожидавшие его возвращения из лагерей, надеялись, что он останется с ними в России. Но батюшка, искавший исполнения не своей воли, а предавая себя в волю Божию, прожив неделю в селе Сухотинка, снова возвратился в Караганду, в тот удел, который был назначен ему Божественным промыслом.