Тренинговое занятие "Мы вместе" (сплочение педагогического коллектива). Упражнение «Комплимент Упражнение «Кто когда-нибудь…»

Независимо от темы, работа в группе начинается с этапа формирования работоспособности, основная цель которого создать такую групповую атмосферу, такой «климат отношений» и такое состояние каждого участника группы (уровень открытости, доверия, эмоциональной свободы, сплоченности в группе), которые позволяли бы успешно работать, двигаться вперед в содержательном плане. Представленные упражнения также могут использоваться в качестве дополнения или изменения содержания занятий.

1. Упражнение «Бегущие огоньки»

Цель - подготовить группу к предстоящей совместной работе и создать соответствующую обстановку.

Инструкция: дети пишут свое имя на листочках и прикрепляют его к одежде.
После чего педагог просит представить, что мы - единая гирлянда, в которой есть бегущие огоньки, нужно зажечь свой огонек, для этого необходимо сказать свое имя по кругу.

2. Упражнение «Меня зовут…»

Цель - знакомство, снятие напряженности, скованности, повышение сплоченности группы.

Инструкция: назвать свое имя и выполнить какое-нибудь движение. Группа дружно повторяет высказывание и движение каждого.

3. Упражнение «Знакомство».

Цель –

Инструкция: каждый по очереди называет свое имя и положительную черту, начинающуюся на букву, с которой начинается имя. Например: меня зовут Татьяна – тактичная.

4. Упражнение «Приветствую!

Цель – знакомство, повышение сплоченности группы.

Инструкция: делимся по три группы. Одна группа «европейцы», другая «африканцы», третья «японцы». Европейцы здороваются рукопожатием, японцы, сложив ладони, кланяются, а африканцы – подпрыгивая на месте, издают звук «уу».

5. Упражнение «Кто я в данный момент».

Цель - создание условий для выявления настроения детей и их готовности к работе.

Инструкция: детям предлагается указать, с каким животным себя ассоциируешь в данный момент. Рефлексия.

6. Упражнение «Хлопки»

Цель -

Инструкция: встаньте в круг, по команде начиная с первого, каждый участник последовательно делает один хлопок. Хлопки должны идти друг за другом, делаем только один хлопок. Первый раз, как пробный вариант, второй на время.

7. Упражнение «Настроение дождя».

Цель - упражнение-энергизатор, поднятие настроения участников.

Инструкция: Давайте представим, что настроение - это дождь.

а) Прикоснитесь ладошками к ладоням соседа и, слушая инструкцию постукиваем ладонями, изображая дождь.

Дождик начался и медленно постукивает по асфальту… он учащается.., а теперь и звуки его усиливаются, сейчас он набирает силу и еще сильнее бьет по асфальту, теперь он приостанавливается… и медленно заканчивается.

б) Положите праву руку на колено соседа, сидящего справа, а левую на колено соседа слева. Будем также изображать дождь…

8. Упражнение «Молекулы».

Цель –

Инструкция: «Представьте себе, что все мы - атомы, которые хаотично движутся, иногда объединяются в молекулы. Я называю любое число, а ваша задача объединяться по числу, которое услышали.

9. Упражнение «Времена года»

Цель – активизация участников группы, повышение сплоченности группы, разделение учащихся на группы (по дням рождения).

Инструкция: Задача без слов объединиться по группам, по времени года своего рождения. Итак, должно получиться 4 группы: те, кто родился летом, весной, осенью и зимой. Использовать только невербальные способы.

10. Упражнение «Построиться по росту».

Цель- создание условий для сотрудничества в группе, развитие умения взаимодействовать друг с другом,

Инструкция: В станьте, пожалуйста, в круг, закройте глаза. Ваша задача, закрытыми глазами построиться по росту. Можно построиться по цвету глаз, по цвету волос, по теплоте рук.

11. Упражнение «Веселая зарядка» …» (используется преимущественно для младших школьников)

Цель –

Инструкция: Изобразите то, что я скажу:

Вы - проснувшиеся котята, потяните лапки, выпустите коготки, поднимите мордочки.

А сейчас, тянемся вверх, как жирафы…

Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными.

А теперь мы – маятники, тяжелые громоздкие, покачаемся из стороны в сторону.

Теперь станем осенним листочком, качающемся на ветру. Полетаем, как оторвавшийся листочек.

Сейчас вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики, попробуем подпрыгнуть и взлететь мягко и плавно.

Срываем цветы – приседая.

12. Упражнение «Оригинал»

Цель - повышение настроения и активизация участников группы.

Инструкция: Пройди по диагонали своим оригинальным способом.

13. Упражнение «Составь фигуру»

Цель – создание условий для сотрудничества в группе, повышение настроения и активизация участников группы.

Инструкция: Все в кругу. По команде нужно молча, не переговариваясь друг с другом, встать определенным образом, как услышите, так, чтобы получилась фигура (треугольник, квадрат, круг).

14. Упражнение «Кто когда-нибудь…»

Цель – раскрепощение, снятие эмоционального напряжения, самораскрытие.

Инструкция: Участники группы сидят в кругу. Ведущий называет определенные действия. Те, кто совершали их - встают, а все остальные им хлопают. Например. «Кто забирался на дерево, чтобы спасти кошку?. Кто засыпал с жвачкой, а утром просыпался и снова жевал ее? Кто плакал над фильмом? Кто сам делал мороженое? И т.д. любой по кругу может задать свой вопрос.

15. Упражнение «Счет».

Цель – развитие умения чувствовать друг друга в группе, повышение сплоченности группы.

Инструкция: Я буду называть числа. Сразу же после того, как число будет названо, должны встать именно столько человек, какое число прозвучало (не больше и не меньше). Например, если я говорю «четыре», то, как можно быстрее должны встать четверо из вас. Сесть они смогут только после того. Как я скажу «спасибо». Выполнять задание надо молча. Тактику выполнения задания следует вырабатывать в процессе работы, ориентируясь на действия друг друга.

16. Упражнение «Посиди, как…»

Цель – раскрепощение, снятие эмоционального напряжения, самораскрытие.

Инструкция: Не сходя со стула, посидите, так, как сидят:

Председатель экз. комиссии.

«Побитая собака».

Преступник на скамье подсудимых.

Невеста на свадьбе.

Космонавт в скафандре.

17. Упражнение «Улыбнись, как…» (используется преимущественно для младших школьников и мл. подростков)

Цель – раскрепощение, снятие эмоционального напряжения, самораскрытие.

Инструкция: Улыбнитесь, как улыбаетесь:

Вы – своей маме.

Собака своему хозяину.

Само солнышко

Очень вежливый японец.

Кот на солнышке.

18. Упражнение «Испорченный телефон»

Цель – создание условий для доверительных, коллективных отношений, повышение групповой сплоченности.

Инструкция: ведущим дается фраза, и затем она передается по кругу. Как правило, в конце она заметно искажается, педагогу можно сделать вывод, что таким образом искажается информация, полученная от людей, и рождаются слухи.

19. Упражнение «Единица – А, Двойка – Б»

Цель - повышение настроения и активизация участников группы.

Инструкция: Первый участник называет цифру, а второй – букву алфавита и т.д.

20. Упражнение «Это здорово!»

Цель – раскрепощение, снятие эмоционального напряжения, самораскрытие, повышение самооценки.

Инструкция: В центр круга выходит ученик и говорит о любом своем качестве, умении или таланте, /например «я умею танцевать», умею прыгать через лужи и т.д./ В ответ на каждое высказывание остальные хором отвечают «Это здорово!» И поднимают вверх большой палец.

21. Упражнение «Фрукты»

Цель – снятие эмоционального напряжения, разделение группы на команды.

Инструкция: - Рассчитайтесь, пожалуйста, на: /запомнив название фрукта, который сказали/

Яблоки.
Груши
Сливы
Персики
Бананы .

22. Упражнение «Фруктовый салат».

Цель - раскрепощение, снятие эмоционального напряжения, повышение настроения.

Инструкция: (После деления на фрукты) - Я называю название фрукта и все кто, к нему относятся, меняются местами, когда говорю «фруктовый салат», то должны поменяться местами все фрукты.

23. Упражнение «Наш Девиз»

Цель - создание условий для сотрудничества в группе, повышение настроения и активизация участников группы, самораскрытие.

Инструкция: Задание выбрать капитана команды и придумать девиз команды, который бы отражал Ваше хорошее настроение. Например: «Солнце светит для меня, лучше нету сего дня!»

24. Упражнение «Пишущая машинка».

Цель – выработка положительных эмоций, слаженности работы в группе, сплочение коллектива.

(Фраза «У меня отличное настроение!» вывешена на доске.)

Инструкция: Сейчас мы произнесем весь алфавит, все 33 буквы. Просьба запомнить свою букву, которую произнесете, когда будем рассчитываться, кто – то будет пробелом, точкой и восклицательным знаком.

Итак, мы - буквы алфавита. Будем печатать предложение - У меня отличное настроение! Печатать будем так: встает нужная буква и произносит свое название, а знаки, когда очередь дойдет до них, хлопают один раз в ладоши.

25. Упражнение «Капуста»

Цель - выработка положительных эмоций, создание позитивного эмоционального настроения, сплочение коллектива.

Инструкция: Надеть на капитана максимальное количество вещей. Затем мы будем считать, сколько вещей на нем оказалось.

26. Упражнение «Найди свою пару».

Цель – выработка положительных эмоций, сплочение коллектива.

Инструкция: ведущий раздает карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. Надпись должен видеть только тот, который получил карточку.

Ваша задача найти свою пару. При этом можно пользоваться выразительными средствами, нельзя ничего говорить, издавать характерные звуки «вашего животного». Когда пара найдена, не переговаривайтесь. Когда все образуют пары, подводятся итоги.

27. Упражнение «Леди и джентльмены»

Цель – выявление детьми определенных предпочтений, повышение сплоченности группы.

Инструкция: Посмотрите на того, кто сидит напротив вас. Сейчас вы закроите глаза и все вместе одновременно пойдете и поменяетесь местами с тем, кого вы выбрали. Пока вы не сели - глаза не открывайте.

28. Упражнение «Комплименты – комплименты»

Цель - активизация участников группы, повышение самооценки учащихся.

Инструкция: Два подростка любого пола встают в центр круга и по очереди говорят друг другу комплименты. Побеждает тот, кто последний говорит комплимент. После вызывается другая пара.

29. Упражнение «Рассказываем рассказ по кругу»

Цель - создание условий для сотрудничества в группе, повышение настроения и активизация участников группы.

Инструкция: Ведущий начинает рассказывать: « Коля и Миша – закадычные друзья, всегда после школы шли домой вместе. Но однажды Миша не дождался Коли и пошел домой один. А дело было в том, что…» Далее продолжает следующий и т. д.

30. Упражнение «Коллективный счет».

Цель - создание условий для сотрудничества в группе, повышение настроения и активизация участников группы.

Инструкция: Участники стоят в кругу с опущенными головами. Задача – называть по порядку числа, выполняя 3 условия:

а) никто не знает, кто назовет следующее число.

б) нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд.

в) нельзя называть вслух числа вместе, то есть двумя или более игроками. В этом случае учитель просит начать все сначала. Обсуждение.

Психологический тренинг для педагогов ДОУ

« Формирование благоприятного психологического климата »

Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу. Выполняя упражнения тренинга, педагоги учатся понимать друг друга. Разработанный нами тренинг мотивирует педагогов к самосовершенствованию, рефлексии, овладению механизмами коммуникативной компетентности.

Задачи тренинга:

Формирование благоприятного психологического климата;

Нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

Развитие умения работать в команде;

Сплочение группы;

Осознание каждым участником своей роли, функции в группе;

Повысить коммуникативные навыки педагогов;

Повысить настрой на удачу, счастье, добро и успех.

Необходимые материалы для тренинга:

Листы формата А-4 по числу участников, простые карандаши, фломастеры, цветные карандаши или восковые мелки;

Спокойная музыка для релаксации;

Тетрадные листы в клетку, шариковые ручки по числу участников.

Ход тренинга

Психолог:

«Уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим с Вами о психологическом климате коллектива, а так же о важности сплочённости коллектива.

Психологический климат – это, как Вы знаете, межличностные отношения, типичные для трудового коллектива, которые определяют его основное настроение.

В одном климате растение может расцвести, в другом - зачахнуть. То же самое можно сказать и о психологическом климате педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения: в одних условиях педагоги чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть коллектив, проводят в нем меньше времени, их личностный рост замедляется, в других - коллектив функционирует оптимально и его члены получают возможность максимально полно реализовать свой потенциал (к чему мы и стремимся).

Создание эмоционального благополучия в педагогическом коллективе, сплоченности коллектива - это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива.

Психологический климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и взаимопонимания. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение».

Упражнение «Приветствие»

Цель упражнения: определить цель улыбки, как средства передачи сообщения.

Задание: приветствие партнера по общению улыбкой

Инструкция: сегодня вместо слова «здравствуйте» мы будем приветствовать друг друга улыбкой. Вам предоставляется право выбрать разные варианты улыбок: искреннюю, надменную, ироничную, неискреннюю.

Анализ упражнения:

1. По каким признакам вы догадались о том, что улыбка искренняя, ироничная, надменная?

2. Что вы испытали, когда получили улыбку вместо приветствия?

3. Как часто и в каких ситуациях вы обычно используете улыбку для установления контакта?

Упражнение «Хорошее настроение»

Цель упражнения: выражение настроения

Инструкция: На листе формата А – 4 изобразить свое хорошее настроение.

Устроим выставку наших настроений, подарим соседу только хорошее настроение, сопровождая подарок такими словами: «Я дарю тебе мое хорошее настроение…», а дальше пусть будет ваше ласковое слово, обращение, которое обычно адресуется вашим близким и любимым.

Анализ упражнения:

1. Что понравилось вам в данном упражнении?

2. Какие эмоции вы испытывали при дарении и получении «настроения» в виде рисунка?

Упражнение «Радуга»

Цель упражнения: сплочение коллектива

Участники тренинга встают в круг, берутся за руки. Ведущий: «Представьте, что после летнего дождя в небе появилась радуга. Представьте, все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый – каждый цвет по-своему прекрасен, очень ярок.… Но вместе, объединившись, цвета создают такое чудесное явление природы как радуга. Каждый из нас так же индивидуален как любой из цветов радуги. И мы с вами, взявшись за руки, становимся еще прекраснее, чудеснее как сама Радуга. Объединяясь в единое целое, мы становимся лучше, сильнее… и т.д.».

Анализ упражнения:

    Расскажите о своих ощущениях после упражнения?

    Смогли ли вы почувствовать себя частью одного целого?

Упражнение «Комплимент»

Цель упражнения: создание положительного эмоционального настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Задание: придумать комплимент, соответствующий личностным качествам собеседника.

Инструкция: психолог рассказывает строки из стиха:

« Давайте восклицать, друг другом восхищаться,

Высокопарных слов не стоит опасаться.

Давайте говорить друг другу комплименты,

Ведь это все любви счастливые моменты…!

Сегодня будем говорить друг другу комплименты. Выберите себе партнера для выполнения задания. Обмен комплиментами будет происходить в форме диалога. Нужно не только получить комплимент, но и обязательно его возвратить.

Например:

Тома, ты такой отзывчивый человек!

Да, это так! А еще, я добрая!

А у тебя Света, такие красивые глаза!

Комплимент принимается в определенной форме: Да, это так! А еще я…(добавляется положительное качество) и комплимент возвращается к говорящему.

Анализ упражнения:

1. С какими трудностями вы столкнулись при выполнении данного упражнения?

2. Были ли приятные моменты в упражнении, какие?

Упражнение «Цветок» (под музыку)

Цель игры: помочь участникам пережить чувства взаимной поддержки и доверия, взаимопонимания на глубинном уровне.

Участники делятся на пары, один из них представляет себя бутоном. Он описывает свой цвет, форму, почву на которой растет.

Второй – представляет себя героем, оказывающему поддержку бутону.

Он подходит к сидящему, сгруппировавшись, бутону со стороны спины, нежно обхватывает его своими руками, и начинает укачивать, напевает песню, говорит нежные, ласковые слова и т. д.

Бутон набирает силу и «распускается». Затем партнеры меняются местами.

Анализ упражнения:

1. Расскажите о своих ощущениях после упражнения?

2. С какими трудностями вы столкнулись?

Упражнение «Цепочки»

Педагоги встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий следит за тем, чтобы каждый держал руки двух людей. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук (разрешается только изменение положения кистей, чтобы не происходило вывихов рук). В результате либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

Анализ упражнения:

    Чем вам понравилось данное упражнение?

    Что вы почувствовали, выполняя это упражнение?

    Какие трудности вызвало у вас это упражнение?

Упражнение «Чему я научилась»

Цель: рефлексия (обратная связь)

Задание: дописать неоконченные предложения

Я научилась….

Мне понравилось,………

Я узнала, что….

Я была удивлена тем, что…..

Я была разочарована тем, что….

Самым важным для меня было….

Обсуждение по кругу

Ритуал прощания

Цель: поделится своим хорошим настроением, своим теплом и добротой с окружающими.

Участники тренинга представляют себя лучами солнца. Встают в круг, и, вытянув руки, каждый из участников кладет свои руки поверх рук других участников. И так образуется солнце. Все тепло, свет и доброта коллектива сливается в одно целое.

Участники тренинга прощаются.

Психолог: «Всем спасибо за активное участие!».

Психологическое занятие для учащихся в 4-м классе

по теме «Похвала» (комплимент)

Цель: обогащение представлений учащихся о похвале, как одном из способов эффективного коммуникативного воздействия с окружающими людьми.

Задачи:

1. Рассмотреть с учащимися понятие и значение похвалы (комплимента), возможные для одобрения стороны жизни человека (внешние черты, характер, способности, увлечения и пр.)

2. Создать ситуацию для отработки учащимися возможных способов похвалы в адрес другого человека.

3. Воспитывать у учащихся позитивное отношение к окружающим людям и к себе.

Участники: 8 человек, 4-й класс

Материал:мяч, коробка, лучи.

Ход занятия:

1. Приветствие, введение в тему.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть сегодня!

Обратите внимание на доску и попробуйте догадаться, о чем сегодня на занятиипойдет речь (показ видео- нарезка фрагментов мультфильмов, в которых звучат комплименты).

Вы догадались, чем мы будем с вами сегодня заниматься?

(варианты ответов - говорить о хороших словах, говорить приятные слова друг другу….)

Да, сегодня мы будем учиться говорить друг другу приятные слова, по-другому – комплименты.

А как вы понимаете значение этого слова (похвала, комплимент)? ( Комплимент - это особая форма похвалы, выражение одобрения, восхищения человеком)

2. Упражнение «Знакомство».

Для того, чтобы нам взаимодействовать, необходимо сначала познакомиться. А сделаем мы это с помощью комплиментов!

(Педагог загадывает ребенка, не называя имени, делает ему комплимент.Дети должны отгадать имя загаданного ребенка)

Теперь вы сами попробуйте загадать кого-нибудь и, не называя его, сделать этому человеку комплимент.

Вам было приятно услышать в свой адрес комплимент?

А всегда ли легко его сказать?

Действительно, не каждому человеку легко говорить комплименты. Этому нужно учиться. Сейчас каждый из вас попробует это сделать самостоятельно.

3. Упражнение «Похвали соседа».

Каждый из вас, передавая этот мяч по кругу, должен похвалить своего соседа слева.

Рефлексия после выполнения упражнения:

Кому то было сложно говорить приятные слова, кто-то легко справился с этим заданием.Молодцы!

4. Игра «Копилка комплиментов»

Ребята, у меня в руках копилка с комплиментами. Вы можете подойти к ней и достать из нее луч с приятными словами. Прочитайте про себя, не вслух, хорошо подумайте, не торопитесь, кому вы бы хотели адресовать эти комплименты.

Готовы? (Имя ребенка) Мы начнем с тебя, если ты не против, (читают друг другу).

5. Беседа по теме занятия.

Как вы думаете, важно ли человеку слышать приятные слова?

(Да, важно, приятно, для хорошего настроения).

А за что можно похвалить человека?

( внешние черты, внутренний мир, способности)

А за что можно похвалить маму, учительницу, друга?

Вы совершенно правы, конечно, каждому человеку важно слышать приятные, добрые слова.

А сейчас наши лучи мы поместим на доску.(сели на места)

Молодцы! Теперь вы знаете, за что можно похвалить и сейчас мы поиграем, чтобы немного отдохнуть.

6. Упражнение «Поменяйтесь местами»

Поменяйтесь местами, те, кто любит, чтобы его хвалили?

А сейчас похлопайте в ладоши, те, кто умеет дружить?

Потопайте ногами, те, кто готов прийти на помощь?

Покивайте головами, те, кто хорошо читает?

7. Итог занятия.

Упражнение «Аплодисменты»

Молодцы! Согласитесь, что каждый человек, достоин того, чтобы его похвалили. Вы, наверно, знаете, за что можно похвалить каждого из вас, а мы нет, сейчас мы с вами встанем , каждый скажет, за что его можно похвалить, а мы ему похлопаем.

Ну, давайте я начну «Меня можно похвалить за то, что я отзывчивая и всегда готова прийти на помощь людям»…………

Отлично, молодцы! Наше занятие подходит к концу, похлопаем себе. Я желаю вам, что бы вы всегда говорили приятные слова людям, потому чтосвоими словами мы обогреваем друг друга так же, как и солнце согревает нашу землю своими лучами.

Спасибо за работу!

Звучит музыка…

Комплименты.

Отдельная тема, которая людям нравится в моём исполнении. Поскольку все понимают, что их делать надо, хотят умело делать, а как - никто толком не знает. А после этого блока у народа ощущение, что они предметом овладевают в нужной мере. И это правда так. Тема легко адаптируется и вообще под тренинг продаж вообще, и под телефонные переговоры. Для начала работы я обычно выбираю пару-тройку добровольцев, они делают комплименты друг другу в разных форматах: клиенту, партнёру, мальчик девочке и наоборот, мужчина мужчине и т.д. Хреново делают:))

В конце все похихикивают, обсуждаем, что когда в России говорят, что наши девушки не умеют принимать комплименты - а на самом деле просто мужики комплименты делать не умеют, наши комплименты не только у российских девушек дискомфорт вызывают, но наверняка и у любых других.

Про комплименты я чаще всего даю 5 полезных фишек, которые снабжены шутками-прибаутками и разными притчами-историями.

1. Обсуждаем смысл комплиментов вообще. Сказал комплимент - сделал человеку приятно. Понравился ему. Однако дело ещё и в том, что чтоб комплимент был искренним - надо, чтоб тебе в этом человеке что-то понравилось. Короче, если не тараторишь домашние заготовки комплиментов (хотя это тоже можно, главное, именно не тараторить, а хоть делать вид, что только что придумал), а если ищешь чему сделать комплимент в собеседнике - то ты реально ищешь, что тебе в нём может понравиться. И если находишь что тебе нравится - то это даже можно не проговаривать - в невербалике, в чём-то ещё просачивается метасообщение, что собеседник тебе нравится. Найди что тебе нравится в этом человеке - и контакт будет лучше даже если ты про Это не скажешь. А если ещё и скажешь…

2. Рассказываю про то, как во время защиты кандидатской диссертации аспирант на заданный академиком вопрос ответ начал со слов «Хороший вопрос!» (вместо традиционного «Спасибо за вопрос») Весь зал как вспрыснет от смеха - типа, какое он, аспирант, имеет право оценивать вопросы академика. "Оценки" мы можем давать только в том случае, если нам статус (в голове клиента) позволяет это делать. Например, сам академик может оценить инициативу аспиранта, например, «Отличная работа, парень». Когда мастер спорта молодому спортсмену говорит: «Ты сегодня хорошо боксировал» - это одно. А когда тому же боксёрчику об этом говорит девушка - нормальный парень скорее засмущается, мол, что она понимает... Короче, обсуждаем статус. И как производить более великостатусное впечатление на незнакомых людей - отдельная тема . Тогда оценивать можно. Но:

3. Лучше (мягче получается, особенно при непрояснённом статусе, см.п.1) говорить не: «Маша, у тебя хорошее телосложение», а: «Маша, мне нравится твоё телосложение» или «Маша, мне нравятся девушки с телосложением, как у тебя». В таком случае, опять же, мы избегаем оценок (см. п. 1) и говорим лишь о своих ощущениях. «Ты хороший парень» - одно дело это услышать - и клиент думает - хороший для кого? Другое дело «Мне нравятся такие люди, как ты». Мне нравятся - пойди поспорь. Может ты, конечно, и козёл последний для всех, но мне нравишься. Бесспорный и беспроигрышный вариант - говорить не об оценках, а о своих ощущениях.

4. От общего к частному (можно и наоборот). Такой комплимент звучит более убедительно и становится совсем непохожим на лесть, словно обоснованный. «Мне нравятся люди, такие как ты». Это одно. «Мне нравятся люди, такие как ты. Мы три раза договаривались - и ты все три раза делал всё ровно в срок». Или «Вы в прошлый раз говорили, что снимете новый офис - и вы это оперативно сделали. Приятно иметь дело с человеком (а не оценка - типа, ты - молодец), который знает, чего хочет, и умеет этого достичь».

5. Даже совсем полезную таблетку удобнее запивать. А то она, хоть и полезная, но в горле застревает неудобно. Так и комплименты. Можно и кривой комплимент легко заставить клиента проглотить - как несладкую таблетку можно быстро запить и горечь вкуса не успеть ощутить. Такой запивкой является вопрос после комплимента. Нарушаем вышеуказанные правила и говорим: «Маша, у тебя классная фигура!» и молчим. А Маша думает «Ну и чем я тебе теперь обязана?» (это если мы не инструкторы чемпионок мира по фитнессу - с соответствующим статусом оценки давать можно). Застряла таблетка в горле - такие комплементы проглотить сложнее. Но если мы после первых слов произносим вопрос: «Маша, у тебя классная фигура! Ты от природы так здорово сложена или спортом занимаешься?» Вот! Вроде корявый комплимент, вроде оценку дали «классная фигура» (имеем ли право?), однако мы после первых даже оценочных слов - задали вопрос. И наша Маша уже думает не про то, что имею ли я право оценивать её телосложение, а про то, что ответить на вопрос «от природы или спортом занимается». Как правило, девушки в таких случаях говорят «И то, и другое»:)) .

Обсуждаем, когда и какие комплименты могут быть уместны по телефону. Подводим итоги и обсуждаем результаты работы по установлению контакта. Что ещё нужно для формирования доверия.

Юлия Батарева
Социально-коммуникативные игры и упражнения

Очень меня радует то, что в сфере последних изменений в воспитетельно - образовательном процессе большое внимание стало уделяться нравственному началу, навыкам коммуникации и волевому контролю над своим поведением и эмоциями у дошкольников. Хочу предложить несколько вариантов игры со стандартным и так любимым всеми воспитателями "Волшебным мешочком",игры в круге, которые направлены, в первую очередь, на развитие эмоциональной чувствительности, отзывчивости, навыков коммуникации и группового сплочения дошкольников. В настоящее время в группе одновременно находится несколько дошкольников, которых можно назвать гиперактивными. Зачастую именно у них выявляются проблемы в первую очередь в общении со сверстниками. Как ни парадоксально, многие дошкольники прекрасно знают как нужно обращаться со сверстниками, как предписано выстраивать общение со сверстниками и взрослыми, какие обороты и слова необходимо употреблять, выстраивая коммуникации. Однако, это вовсе не означает, что дошкольник, зная эти нормы, употребляет их в своей жизни, общении, игре и т. п. Наша задача подтолкнуть, побудить, активизировать дошкольника применить эти знания, практиковать их в употреблении общепринятых норм общения и поведения, эмоционального реагирования на ситуацию в рамках допустимых норм. Автоматизация, будет хорошим помощником для социализации ребенка.

Упражнение «Знакомство» цель: формирование представлений друг о друге, настрой на предстоящую деятельность.

Дети сидят на стуле в круге. Каждый ребенок соседу слева произносит свое имя (одновременно кладет свою левую руку на правое колено соседа) и рассказывает о себе, что-то хорошее. Когда ребенок закончил, сосед свою правую руку кладет ему на левое колено, а свою левую – на правое колено соседу слева и продолжает рассказывать, но уже о себе. Так все дети замыкают круг и знакомятся друг с другом. После этого психолог говорит о том, что теперь они будут встречаться на занятиях, которые помогут им находить новых друзей.

Упражнение «Приветствие» цель: положительный настрой на дальнейшую работу, развитие произвольности и контроля над импульсивностью.

Дети сидят в круге, воспитатель вносит резиновый мяч с изображением радостного лица. Кидает каждому ребенка по кругу с улыбкой на своем лице, ребенок, возвращая мяч, передает эту эмоцию. После того, как все дети проделали упражнение, воспитатель спрашивает:-Какое у вас стало настроение, когда мы с вами улыбнулись?

Дети рассказывают о своих чувствах. Воспитатель резюмирует, что приятно находиться в кругу с веселыми лицами и самому при этом радоваться.

Упражнение «Цепочка» цель: развитие контроля над своими движениями.

Воспитатель объясняет, что сейчас мы поиграем в игру, которая получится, если все будут стараться выполнить правила. Для этого необходимо дотронуться до колена рукой, но так, чтобы все руки поднимались по очереди (дети находятся в том положении, в котором они завершили выполнение предыдущего упражнения). Показывает детям, как необходимо дотрагиваться и в какой последовательности. Отмечается, из-за чего произошли сбои в цепочке и поощряет детей за старание. Движение цепочки повторяется 3 раза. Дети хлопают друг другу за удачное выполнение задания.

Упражнение «Наоборот» цель: развивать умение делать выбор, находить противоположное состояние.

Дети сидят на напольных подушках в круге, воспитатель бросает мяч каждому ребенку по очереди и называет эмоцию, ребенок, возвращая его называет противоположную эмоцию. Игра повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не бросит мяч 3 раза.

Ритуал «Прощание» цель: закрепление пройденного материала, настрой на следующее занятие.

Дети садятся в круг на ковре и вспоминают, чем они занимались на занятии. Каждый ребенок рассказывает о том, что ему понравилось больше всего, что узнали нового. Воспитатель благодарит детей за старательность, подводит итог.

Дает детям домашнее задание: в группе проконтролировать себя и постараться не демонстрировать другим злость, если есть возможность уйти от негативного контакта. Можно выйти и позлиться в другое помещение группы и там выплеснуть свою злость, встать перед зеркалом или скомкать бумагу как в упражнении «Комочки». Кто справится с этим заданием, на следующем занятии будет включать магнитофон, раскладывать раздаточный материал или выполнять другую привлекательную работу.

Упражнение «Мой веселый звонкий мяч» цель: закрепление положительных эмоций, отрабатывание умения контролировать свои действия.

Детям предлагается мяч с веселым выражением, который необходимо передать своему соседу и изобразить на лице радостную эмоцию, при этом мяч не должен упасть. Из игры выбывает и тот, кто передал, и тот, кто не поймал мяч. После игры делается вывод о том, что один человек не может быть виноват во всем, их как минимум 2-ое, как в нашем случае с мячом: один резко передал мяч, а другой неудачно подставил руки. Поэтому, когда мы делаем совместное дело, нужно сосредотачиваться на действиях, тогда будет положительный результат. Игра повторяется 3 раза в ускоренном темпе.

Игра «Путаница» цель: сплочение детского коллектива, развитие умения сопереживать.

Ребята стоят в круге, держась за руки, и запутываются. Воспитатель старается распутать детей и вернуть в исходное положение.

После игры проходит обсуждение:

Все ли чувствовали себя комфортно?

Понравилась ли им игра, чем?

Обращается внимание на то, что некоторым детям могло быть неудобно или дискомфортно, так как их тянули, сильно дергали за руку. Они показали свои ощущения эмоцией обиды, злости, надовольства. В таком случае игра не доставляет радости. Игра повторяется еще 2 раза, с учетом поправок.

Упражнение «Комплимент» цель: сплочение группы и создание благоприятного эмоционального комфорта в группе.

Воспитатель предлагает детям поиграть в «Волшебный мешочек». Для этого нужно взять его и сказать в него приятные слова, которые адресованы ребенку слева. Так каждый говорит комплименты своему соседу, передавая при этом «волшебный мешочек». Если у детей возникают трудности в произнесении приятных слов, воспитатель может принять участие в обмене комплиментами. Так же, если у детей нет слов для выражения положительного отношения к соседу, можно просто улыбнуться. В конце круга мешочек завязывается и детям предлагается воспользоваться мешочком, когда у них испортиться настроение. Мешочек отдается детям в группу и воспитатель фиксирует его использование детьми.

Упражнение «Ласковые ладошки» цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия.

Дети сидят на напольных подушках в круге боком на расстоянии, позволяющем прикасаться друг к другу. С закрытыми глазами детям предлагается максимально расслабит свое тело. Тля этого сначала нужно напрячь все тело, и резко его расслабить. «Почувствуйте, как волны тепла растекаются по всему вашему телу. Вам приятны эти ощущения, все мышцы отдыхают. А теперь погладьте себя по рукам своими ласковыми ладошками, по ногам, по животику. Обратите внимание на свои ощущения, как они приятны. А теперь откройте глаза и попробуйте подарить свое тепло и ласку своему соседу. Погладьте его ласковыми ладошками по спине, по рукам и опять по спине». Все ребята начинают обсуждение:

Расскажите о чувствах, которые вы испытывали.

Что вам понравилось больше, гладить или чувствовать прикосновение?

Игра «Маска» цель: развитие выдержки и самоконтроля.

В середине помещения ставится стул, на котором сидит ребенок, остальные дети выстраиваются вокруг сидящего. Ребенок, который на стуле, сидит со спокойным выражением лица, дети, продвигаясь по кругу пытаются изменить его состояние, демонстрируя разные эмоции, позы, двигая руками. Не разреша-ется дотрагиваться до сидящего. Когда ребенок смеется или изменяет свое спокойное состояние, на его место садится тот ребенок, которому это удалось. Игра повторяется 5 раз. Психолог отмечает детей, которым удалось максимально долго выполнять инструкцию.