Софийско успенский кафедральный собор. Софийско-успенский собор

«Заложили соборную церковь летом 1681 года, однако строительство началось только в апреле 1683 года после того, как приехала артель устюжских строителей да из Москвы прислали опытных каменщиков во главе с подмастерьем Василием Ларионовым» (1)

Собор начал строиться при митрополите Павле, бывшем духовнике царевны Софьи, «на месте, где находился деревянный Софийский храм (второй по счёту), сгоревший в 1677 г… В качестве образца была использована Вознесенская церковь Чудова монастыря». (2)

«Образец … нёс в себе две культурные традиции – древнерусскую и итальянскую эпохи возрождения, так как московская Вознесенская церковь, построенная в 1519 году итальянцем Алевизом Новым, в середине XVI века горела и была основательно перестроена при Борисе Годунове. Поэтому влияние принципов архитектуры Возрождения сказалось в Софийском соборе лишь в подчёркнутой геометричности кубического объёма. Завершение храма и декор фасадов решены по-древнерусски…

На архитектуру тобольского Софийского собора безусловно повлияли строительные традиции устюжских мастеров, а также принесённые московскими мастерами традиции русского «узорочья» и зарождавшегося тогда нарышкинского барокко.» (1)

В 1686 году собор «был освящён во имя Успения Богородицы, но в дальнейшем как устно, так и в церковных документах именовался и Софийским, и Успенским, и Софийско-Успенским. В 1704 году к северной стороне собора был пристроен небольшой придел во имя Антония и Феодосия Печерских. В середине XIX века его переделали и продлили вдоль всей северной стены, освятив во имя Иоанна Златоуста. В крипте придела находятся могилы тобольских митрополитов». (2)

На фотографии в книге С.П. Заварихина собор стоит под четырёхскатной кровлей. Автор пишет: «мы не знаем, существовали ли когда-либо конструктивные закомары. Скорее всего, учитывая суровый климат, от них отказались ещё в процессе строительства или сразу по его окончании. Но вот о главах точно известно, что они были сооружены луковичными (хотя московская Вознесенская церковь имела шлемовидные купола), а в 1726 году заменены на более сложные, с перехватами у основания, по типу украинских. Можно предположить, что эта переделка была произведена по воле знаменитого сибирского митрополита Филофея Лещинского – воспитанника Киевской духовной академии». (1)

С 1970-х началась реконструкция Софии. Сначала купола стали синими с золотыми звёздами (это видно на снимках 2002 года), затем вернулось позакомарное покрытие. В 2003 – 2006 гг. собор вновь был отреставрирован. Центральная глава впервые получила золочёное покрытие, а с западной стороны, взамен перспективного портала, воссоздана каменная паперть, построенная здесь в середине XIX века.

Западная стена Софийской стороны Кремля не ограничивается Софийско-Успенским собором. К нему примыкает соборная ризница, а за ней – колокольня и Покровский собор. Но об этом интереснейшем комплексе - в следующий раз.

Маленькие фотографии сняты в 2002 году, вторая – в 2004, остальное – 2009 года.
________________________________________ ____________________________________
Источники:
1. Заварихин С.П. В древнем центре Сибири. – М.: Искусство, 1987

2. Козлова-Афанасьева Е.М. Архитектурное наследие Тюменской области. Каталог. – Тюмень: Издательство Искусство, 2008

Начинаем новую серию- серию про г. Тобольск, этот город связан с г. Санкт-Петербургом, связан очень давно и я надеюсь, что эту связь и Вы увидите, а я постараюсь рассказать про Тобольск. Мои родственники тоже живут в Сибири, нет они не потомки декабристов... Благодаря друзьям все фото будут "живыми"!
Итак начнём!
Первый деревянный храм, посвященный Софии - Премудрости Божией, был построен в 1621 году в связи с открытием по указу царя Михаила Федоровича Сибирской епархии.


Самой ранней постройкой Софийского двора является Софийско-Успенский собор (1686 г). Строительство его связано с организацией Сибирской митрополии. Собор мыслился как главное сооружение Сибири.


Разрешение на его строительство добился тобольский митрополит Павел первый. Собор строили Герасим Шарыпин и Гаврила Тютин (при участии Василия Ларионова) по образцу Вознесенской церкви в Москве.
"…Соборную церковь Софии Премудрости Божия строить каменную против образца, какова в Москве в Кремле в Девичьем монастыре…".
В качестве образца для строительства собора вместе с царской грамотой в Тобольск были присланы сметные росписи, обмеры и чертежи Вознесенского монастыря в Московском Кремле.
Для строительства были приглашены кирпичники и каменщики из Устюга Великого и Москвы, прислано 682 пуда железа, богатая церковная утварь и три больших колокола. Котлован для фундамента вырыт в сентябре 1681 года, а к строительству приступили лишь в апреле 1683 года. Строили собор очень быстро, но в июне 1684 своды практически отстроенного здания рухнули: "..падоша у церкви столбы и обломились своды и верх весь паде внутрь". Через два года здание достроили.


27 октября 1686 года митрополит Павел осветил собор в память Успения Божией Матери. Поэтому собор именуется Софийско-Успенским. Название Софийский перешло от названия деревянной церкви, построенной первым сибирским архиереем Киприаном. Поскольку Киприан прибыл из Новгорода, он и назвал церковь в память Св. Великомученицы Софии Новгородской.


Софийско-Успенский собор представляет собой кубической формы пятиглавый храм высотой 47 метров, одноэтажный с двумя ярусами окон, украшенными наличниками в виде кокошников. В месте алтарных выступов сооружены три апсиды. Собор построен по типу крестово-купольных храмов, распространенных на Руси еще в X – XII веках. В это время такие храмы уже не строились и поэтому Софийско-Успенский собор является уникальным сооружением конца XVII века.


Крестово-купольный храм это храм, который в плане представляет собой квадрат с четырьмя точками в центре. Если через точки провести линии, то получится крест. 4 точки соответствуют 4 столбам, которые поддерживают основной купол и делят внутреннее пространство на 3 части. На фасаде здания это выделено лопатками, а верх каждой части заканчивается полукруглой закомарой.
Купола на соборе первоначально были сооружены шлемовидные (луковичные), но в середине XVIII века их заменили куполами более сложной формы с перехватами и с подкрестными фонариками. Такая форма куполов была избрана под несомненным влиянием стиля барокко, получившего распространение на Руси с 40-х годов XVIII столетия.


В 1704 году для зимней службы (так как собор не отапливался) пристроили к северо-западном углу собора небольшой каменный теплый придел во имя прпп. Антония и Феодосия Киево-Печерских. В нем в 1715 году был погребен митрополит Сибирский свт. Иоанн (Максимович).

В 1710 году, по именному указу Петра I, было выдано из казны 1000 рублей на устройство нового резного иконостаса, названного "дивным" за свое великолепие.
Пожар 1733 года уничтожил простые луковичные главы и вызвал первый крупный ремонт здания.

В 1735 году главы и кровля собора были покрыты вместо теса железом, изменили также форму его глав. Они получили барочный силуэт, близкий к форме глав к украинской архитектуре.
В 1751 году обгоревший придел разобрали и выстроили вдоль всей северной стены собора новый придел во имя свт. Иоанна Златоуста. Тогда же над алтарем придела, против северного портала собора, появился восьмигранный барабан с тяжелой барочной главкой. Центральная часть придела с золоченым крестом - это единственно сохранившаяся до начала XXI века северная паперть.


К двухсотлетию города, в 1786-1787 годах, деревянные стропила заменили на железные, покрыли купола вместо простого белым листовым железом и вызолотили кресты и маковицу на большой главе. На центральном барабане появилась живопись, изображающая Христа и двенадцать апостолов. Крышу собора тогда окрасили в зеленый цвет. Всю кузнечную работу, покрытие и крашение кровель и золочение глав выполнили местные умельцы - братья Новгородцевы. Тогда же заново был переложен давший трещины весь юго-западный угол собора и построена новая паперть.

В 1796 году к юго-восточному углу его примкнуло двухэтажное здание ризницы и, соединившись проходом с алтарной частью, стало частью соборного здания. Новая соборная ризница строилась на месте монашеских келий одновременно с новой колокольней собора. Ризница Софийского собора располагала довольно большим собранием предметов церковного богослужения и произведений прикладного искусства высокого художества. В ней хранились старопечатные и рукописные книги XVII-XIX веков церковного и светского содержания.

Белая под зеленым куполом трехъярусная соборная колокольня была выстроена в 1794-1797 годах. Высота ее с крестом - 65 м. Колокольня Софийского собора славилась мелодичным звоном. На двух ярусах звона висело тринадцать колоколов. Среди них находился колокол весом 1011 пудов (16,5 т), изготовленный в 1738 году на Тагильском заводе Акинфия Демидова.

"Язык" этого колокола весил пятьдесят один пуд - более 800 кг. Густой малиновый звон лился далеко окрест, слышен был за десятки километров. За свой зычный голос главный колокол прозван был сибирским царь-колоколом.


До 1840-х годов собор служил усыпальницей Тобольских архипастырей.
Собор был закрыт в 1920-х годах. В 1922 году были конфискованы все соборные драгоценности.
В начале 1930-х годов собор принадлежал организации "Союз-хлеб" и использовался как зерновой склад вплоть до начала Великой Отечественной войны. Затем здание собора долгое время пустовало, известно, например, из документа 1945 года, что: "Здание (собора)…не эксплуатировалось (сверху машинописи от руки написано "с 1920 г. по прямому назначению"), а временно было использовано под склад зерна и в течение последних пяти лет остается свободным". Бесхозным собор оставался еще долгое время и постепенно начал разрушаться.

В 1961 году здание собора было передано образовавшемуся в Тобольске музею-заповеднику с последующей реставрацией под музей. В процессе "реставрации" собор утратил кресты, однако купола и маковки были отремонтированы, полы были залиты бетоном, оштукатурены стены.

К 1980 году в соборе был проведен капитальный ремонт, как сообщает один из советских документов. Но полная реставрация не была закончена даже к 1986 году.
28 марта 1987 года в Тюменский обком обратился архиепископ Омский и Тюменский Феодосий (Процюк) с просьбой вернуть собор законному владельцу, то есть Русской Православной Церкви.
"В настоящее время, - писал Владыка, - собор находится в полуразрушенном состоянии, хотя его реставрация длится уже более десяти лет. Уместно добавить, что на реставрацию собора за это время Епархиальным управлением было отпущено 70000 рублей. Мы обязуемся без промедления приступить к реставрации и вернуть памятнику архитектуры первозданный облик".

На эту просьбу Владыки Председатель Тюменского горисполкома Елфимов А.Г. ответил отказом, впрочем, с предложением "выделить для православной общины здание памятника архитектуры XVIII века церковь Крестовоздвижения", мотивируя свой отказ следующим рассуждением:
"Софийско-Успенский кафедральный собор – памятник архитектуры XVIII в., входит в состав Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. На его реставрацию затрачено свыше 600 тысяч государственных средств. В северном приделе собора расположен единственный в городе выставочный зал. Основной объем собора после завершения реставрационных работ планируется использовать под музей древнерусской живописи".

В 1989 году Совет по делам религии при Совете Министров СССР постановил: "Разрешить передачу здания бывшего Софийско-Успенского собора в г. Тобольске Тюменской области зарегистрированному в г. Тобольске религиозному обществу Русской Православной Церкви для использования в молитвенных целях".
Вскоре после передачи собора начались ремонтно-реставрационные работы. К 1994 году основной объем ремонтных работ был закончен, и 26 июня собор был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II в сослужении архипастырей и священников.
Собор действует является главным храмом Тобольской православной духовной семинарии.

Рубрика: Тобольск

Софийско-Успенский собор в Тобольске - особенный по многим причинам. Он стал первым каменным сооружением в Сибири - первым из культовых и светских построек, и теперь собор древнее всех зданий из камня за Уралом. Он строился 3 раза - как и положено всему чудесному и точно народному. С ним связаны имена многих самодержцев - Фёдора Алексеевича, Петра I, Екатерины II, российских президентов В. В. Путина и Д. А. Медведева.

В его стенах звучало не только слово во славу Божию, но и пламенные обвинительные, призывные речи… Для земель и народа сибирского он стал настоящим Собором - собирателем умов и душ.

Знак

Историческая правда требует сказать, что каменные здания строили и до храма. Пытались. Так, в 1674 году на площади Софийского двора при ещё деревянном храме митрополит Корнилий возводит для себя палату из камня, но страшный пожар 1677 года расплавил камни. В 1679 году Павел Первый, новый митрополит, снова строит для личного проживания каменную одноэтажную «келью». Ей не удалось простоять и 1 месяца - сгорела «от трубы».

Удивительное дело, на камни горели почти в прямом смысле, без возможности восстановить. Знак. Потому следующие - третьи - митрополичьи «кирпишные палаты» заложили почти одновременно с храмом, а закончили значительно позже.

Храм-богатырь

Монументальная фигура храма на Троицком мысу доминирует над всеми постройками Тобольского кремля . Старый величественный собор похож на Илью Муромца - даже по виду тяжёлый, но прекрасный в чередовании равномерных больших объёмов, спокойном ритме правильных линий, которые выстраиваются в чёткий, завершённый по гармонии силуэт.

Внешнее впечатление полностью соответствует архитектурному решению. Стены толщиною 2,16 м скрывают просторное внутреннее пространство длиною 30,7 м от западной стены до восточной, шириною 18,7 м - от южной до северной. Высота храма с крестом - 47 м.

Собор венчает хоровод из 5 барочных глав на овальных мощных барабанах-«шеях». Большие объёмы барабанов (главный имеет диаметр 7,5 м и высоту 7,4 м) придают им вид самостоятельного и даже довлеющего над куполами пространства, одновременно создают плавный переход от храмового куба к лёгким главкам, надстройкам и крестам.

Монументальная строгая гармония сочетается в облике с приличествующей скромной нарядностью. Арки украшают архивольты и «дыньки» в наличниках. На южном фасаде наличники имеют 4 типа наверший, что само по себе уже далеко от аскетизма. Как говорят искусствоведы, в мужественный, северный облик храма прокралось русское «узорочье», придав строению тепла и народности.

Как строили

Каменному храму, как и полагается, предшествовал деревянный, да не один, а ровно два. В 1621 – 1624 годах в Тобольске возведён первый Софийский собор, похожий на новгородские и кижские храмы того времени. Но в 1643 году деревянная постройка сгорела. В 1646 – 1648 годах строят второй Софийский собор, в 1677 году спалённый молнией. Полыхало так, что в огне расплавился колокол весом в 110 пудов (более 1 800 кг), привезённый из Москвы в 1651 году.

Вот так пришла нужда в третьем храме. Уже упомянутый митрополит Павел I составляет царю прошение о постройке собора из камня и вскоре получает высочайшее разрешение. С разрешением и указание: «…строить … против образца, какова в Москве… в Девичьем монастыре». С царской грамотой прибыли в Тобольск и чертежи с обмерами, сметные росписи, разрешение забрать из городской казны 700 рублей, а в работах «не в пашенное время» использовать крестьян.

Началась подготовка. Рядом с Тобольском нашли глину и известь, бутовый камень. Из столицы присылают церковную утварь и связное железо.

Заложили собор в 1861 году, но долго ждали артель каменщиков и кирпичников из Устюга Великого и столичных каменщиков под началом Василия Ларионова, Гаврилы Тютина, Герасима Шапырина. Потому стройка началась в 1683 году, зато пошла споро: за 1 год возвели храм почти полностью, что для той поры было чрезвычайным.

Скоро быстрота и «проявилась»: «падоша у церкви столбы… и верхъ весь паде внутрь»: несоразмерность столбов, поддерживающих своды, и тяжести этих сводов и главы привели к обрушению верха здания внутрь.

Только в 1864 году стройку возобновили, а в 1686 году храм освятили в память Успения Божией Матери.

Как перестраивали

Первыми собор утратил закомары. Если в европейской части России этот нарядный, но непрактичный элемент крыши всё-таки мог долгое время поддерживать кровлю, то в Сибири он очень быстро показал свою несостоятельность. Крышу с закомарами заменили четырёхскатной.

В 1704 году к неотапливаемому собору, на его северо-западном углу, пристроили тёплый придел во имя Антония и Феодосия Киево-Печерских, где в 1715 году погребли митрополита Сибирского св. Иоанна (Максимовича).

В 1710 году заменяют первоначально устроенный иконостас. Случилось это по приезде митрополита Филофея (Лещинского), который нашёл иконостас не соответствующим величию собора. Филофей самолично просит Петра Первого выделить средства на новый - «благолепный».

Император, который связывал с Сибирью будущее могущество России, выделил сразу 1 тысячу рублей. Щедрость Петра не растрачена была впустую: новый резной иконостас, созданный украинскими мастерами, прибывшими с Филофеем, был великолепен, за что получил название «дивного».

Первый большой ремонт случился после пожара 1733 года, когда огонь уничтожил луковичные главы собора. Кровлю и главы тогда покрывают железом, причём главки становятся более изящными и сложными, «перехваченными» у основания, - такие делали на Украине. Вновь сказалось влияние Филофея Лещинского, который был воспитанником Киевской духовной академии.

При архиепископе Варлааме (Петрове) капитально ремонтировали фундамент, давший осадку. Деньги на ремонт собрали тоболяки и пожертвовала более 15 тысяч из казны Екатерина II. Тогда деревянные стропила заменили железными, простое железо куполов - белым листовым, маковицу большой главы и кресты вызолотили, кровлю окрасили зелёным. Центральный барабан украсили изображения Христа и апостолов. Всеми работами занимались братья Новгородцевы - уроженцы Тобольска.

В 1797 году рядом с храмом появилась колокольня - в 3 яруса, высотою 65 м. На 2 её ярусах звона развешано было 13 колоколов, в их числе - колокол в 16,5 тонны с языком в 800 кг, получивший прозвание сибирского царя-колокола. Его отлили на заводе Акинфия Демидова в Тагиле. Могучий колокол лил на десятки километров по окрестностям гутой малиновый звон…

«По просьбе трудящихся» храмы закрывали. Не избежал «просьбы» и главный сибирский собор. В 1922 году конфискованы драгоценности, сняты кресты, исчез дивный иконостас. Судьба его и сегодня неизвестна.

Потери были значительны. В ризнице храма, пристроенной в 1796 году, хранились не только предметы для богослужений, но и произведения искусства, рукописные и старопечатные книги как религиозного, так и светского содержания. Сегодня от той ризницы сохранились только кованые оконные решётки и железные двери. С 2004 года помещение реставрируется.

В 30-е годы зданием собора владеет организация «Союз-хлеб». Соответственно названию пространство храма используют как зерновой склад до 1941 года. После войны собор пустует…

Пустует и разрушается. Чёрная плесень покрывает древние стены и росписи, ветшает кровля, сыплется фундамент… На фотографиях того времени собор кажется обугленным, окна - словно чёрные провалившиеся глазницы.

В 1961 году его передают в веденье Тобольского музея-заповедника с условием будущей реставрации и размещения музейных коллекций. Первым делом реставраторы сняли кресты, что завершило страшный образ заброшенного храма. Но маковки и купола получили ремонт, стены покрыли новой штукатуркой, полы забетонировали.

Через 20 лет закончен капитальный ремонт, но реставрация всё длится. И тогда, в 1987 году, в обком партии Тюмени обращается архиепископ Тюменский и Омский Феодосий: он просит возвратить храм церкви. Феодосий справедливо говорит в обращении, что собор по-прежнему в полуразрушенном состоянии, хотя проведён ремонт, а реставрация идёт уже более 10 лет. Он сообщает, что Епархиальное управление потратило 70 000 рублей на восстановление храма, не имея никаких прав на него.

Но архиепископ получает отказ. Елфимов А. Г., тогдашний председатель горисполкома, мотивирует отказ тем, что в здании собора планируется разместить музей древнерусской живописи. Коли так велика была необходимость, почему вели работы из рук вон медленно и плохо?..

В 1988 году настойчивый Феодосий вновь подаёт прошение, снабжённое «компромиссом». Он предлагает всё-таки разместить в здании музей, а в воскресенье и по большим церковным праздникам проводить в храме церковные службы. Такое предложение нашло положительный отклик у городских властей и партийных функционалов. В 1989 году приказ о передаче собора церкви подписан.

Наше время

Когда передача состоялась, работы ускорились чрезвычайно. Этому способствовало и отделение Тобольско-Тюменской епархии от Омской. Основная часть реставрации завершена уже к 1994 году, и тогда же Алексий II освящает собор.

В 2003 году при посещении Тобольска В. В. Путиным принята концепция восстановления памятников Тобольского кремля, в их числе - Софийско-Успенского храма. На программу выделяют средства из бюджета федерации, и с 2004 года начинается всеобъемлющая реставрация храма.

Уже нет угрозы осаждения фундамента, реставрированы фрески и стены, расширены купола, а главный купол покрыли нитридом титана - высокопрочным соединением, напоминающим по внешнему виду золото. Завершается роспись собора, формируется новый иконостас.

Храм стал главным для Тобольской духовной семинарии: в нём практикуются в пении и богослужении её семинаристы. Ученики и преподаватели семинарии, её иконописной школы, немало сделали и делают для украшения храма и создания новых икон.

Собор хранит святыни. Первая - это список иконы Божьей Матери Тобольской, явившейся городу в 1661 году и спасшей горожан от неминуемого голода из-за проливных дождей. Вторая - мощи св. Варлаама, архиепископа Тобольского и Сибирского, «мужа евангельской кротости и праведности», канонизированного в 1984 году. Его мощи обрели в 2005 году, когда вскрыли для ремонта полы.

Но главная святыня Софийско-Успенского собора - возвращённая память. Ведь храм ещё и памятник - трудной истории освоения Сибири, нелёгкой жизни поселенцев, смелым, решительным героям - духовным и простому народу, покорившим реки и тайгу, морозы и расстояния.

Адрес: 626150, Тюменская обл, г. Тобольск, Красная площадь, 2, строение 22.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.

Года освятил новый деревянный Софийский собор. Он сгорел 29 мая года от молнии. Пожар был так велик и силен, что расплавился огромный, привезенный в году из Москвы , 110 пудовый колокол.

Каменный собор

В своем первоначальном виде Софийский собор простоял недолго. Уже скоро он утратил закомары , покрытие заменили на четырехскатную кровлю.

Собор был закрыт в 1920-х годах . В году были конфискованы все соборные драгоценности.

В начале 1930-х годов собор принадлежал организации "Союз-хлеб" и использовался как зерновой склад вплоть до начала Великой Отечественной войны . Затем здание собора долгое время пустовало, известно, например, из документа года, что: "Здание (собора)…не эксплуатировалось (сверху машинописи от руки написано "с 1920 г. по прямому назначению"), а временно было использовано под склад зерна и в течение последних пяти лет остается свободным". Бесхозным собор оставался еще долгое время и постепенно начал разрушаться.

"В настоящее время, - писал Владыка, - собор находится в полуразрушенном состоянии, хотя его реставрация длится уже более десяти лет. Уместно добавить, что на реставрацию собора за это время Епархиальным управлением было отпущено 70000 рублей. Мы обязуемся без промедления приступить к реставрации и вернуть памятнику архитектуры первозданный облик" .

На эту просьбу Владыки Председатель Тюменского горисполкома Елфимов А.Г. ответил отказом, впрочем, с предложением "выделить для православной общины здание памятника архитектуры XVIII века церковь Крестовоздвижения " , мотивируя свой отказ следующим рассуждением:

"Софийско-Успенский кафедральный собор – памятник архитектуры XVIII в., входит в состав Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника. На его реставрацию затрачено свыше 600 тысяч государственных средств. В северном приделе собора расположен единственный в городе выставочный зал. Основной объем собора после завершения реставрационных работ планируется использовать под музей древнерусской живописи" .

Собор является главным храмом Тобольской православной духовной семинарии .

Архитектура

Собор является доминирующим сооружением архитектурного ансамбля Тобольского кремля . Размеры сооружения значительны. Внутри длина его от западной стены до восточной - 30,7 м, а ширина от северной до южной стены - 18,7 м. Толщина стен - 2.16 м. Наибольшая высота внутреннего пространства от пола до свода центрального барабана - 28,6 м. Общая высота с крестом - 47 м.

Собор с тремя невысокими алтарными апсидами завершен пятью главами на барабанах овальной формы. Главный барабан ("шея") главы с диаметром в 7,5 м имеет высоту 7,4 м и 8 узких световых проемов-окон, а малые барабаны - по 2 каждый.

Тяжелая кубичная масса собора, соразмерная, спокойная гармоничность его мощных барабанов с высокими главами – воплощение величественности. Впечатление монументальности достигнуто лаконизмом основного объема здания, крупными членениями его и четко выраженной силуэтной композицией.

Летом года была восстановлена позолота фигурных надстроек с ажурными крестами, отчего венчание собора приобрело особую нарядность. Изящны порталы собора. Перспективно расположенные арки украшены архивольтами и многочисленными "дыньками". Дверь от главного (западного) входа нашел московский инженер-реставратор Федор Георгиевич Дубровин в груде мусора, когда разбирал пристройку к южному фасаду.

С года началась капитальная реставрация Софийско-Успенского собора, которые велись и в году. Строительные работы предполагают усиление фундамента собора, полную реставрацию стен и фресок, изготовление нового иконостаса. Внешний вид собора сильно изменился: купола стали шире, центральный купол был полностью покрыт нитритом титана.

Святыни

Иконы в синодальный период

В настоящее время

  • мощи свт. Варлаама (Петрова) , в деревянной резной раке установлены у стены собора с изображением святителя Варлаама и его небесного покровителя преподобного Варлаама Хутынского

Настоятели

  • Матфей Бирюков (1640-е - ?)
  • Константин Кубасов (упом. 1686)
  • Василий Русанович (1749 - 1765)
  • Никита Арамильский (1765/66 - 1786)
  • Михаил Карпинский (29 марта 1786 - 16 января 1789)
  • Николай Флоровский (18 февраля 1789 - 1792)
  • Лев Земляницын (4 июня 1792 - 1821)
  • Василий Капустин (15 сентября 1821 - 1826)
  • Петр Фелицын (14 августа 1826 - 1879)
  • Матфий Боголепов (1879 - 3 февраля 1893)
  • Никанор Грифцев (март 1893 - 1897)
  • Александр Архангельский (1897 - 21 февраля 1907)
  • Димитрий Смирнов (июнь 1907 - 23 марта 1913)
  • Никанор Грифцев (17 мая 1913 - 27 июня 1916) 2-ой раз
    • Димитрий Смирнов (27 июня 1916 - февраль/март 1917) и.о.
  • (февраль/март - 26 июня 1917)
  • Владимир Хлынов (5 июля 1917 - 1920-е?)

Ключари

  • Иван Васильев (упом. 1686)
  • Василий Копылов (? - 1777)
  • Михаил Карпинский (6 ноября 1777 - 29 марта 1786)
  • Георгий Шестаков (апрель 1786 - 1798)
  • Матфей Бурдуков (24 июля 1798 - 1799)

Софийский собор бесспорно является одним из самых впечатляющих древних сооружений Тобольска . Был построен в 1683-1686 годах московскими и устюжскими каменщиками во главе с подмастерьями Герасимом Шарыпиным и Гаврилой Тютиным. Тобольская София - первое каменное церковное здание в Сибири. Несмотря на свой возраст, собор выглядит сегодня молодо и нарядно. Это замечательный образец русского национального зодчества. Софийский собор представляет собой массивное сооружение квадратной формы с пятью главами, средняя из которых выделяется своими размерами. На голубом фоне глав сияют золотые звезды. Стены собора прорезают два яруса больших окон, украшенных колончатыми наличниками с эффектными килевидными завершениями. Восточная половина храма со стороны алтаря залита светом, проникающим не только через окна стен, но и световые проемы барабанов.

Привлекают взор рисунок лепки в наличниках окон, декоративные пояса карнизов, хорошие пропорции и асимметрия в расположении окон, карнизное завершение в виде арочной закомары. Западные главные врата Софийско-Успенского кафедрального собора поражают своей необычной конструкцией и удивительным гравированным орнаментом. Пышное украшение имеют три входных портала на северной, западной и южной сторонах. Они обрамлены фигурной кладкой, что дает богатую светотень. Кованые железные двери с изящной насечкой удачно контрастируют со спокойным величием стен. Собор является доминирующим сооружением архитектурного ансамбля кремля. Размеры сооружения значительны. Внутри длина его от западной стены до восточной - 30,7 м, а ширина от северной до южной стены - 18,7 м. Толщина стен - 2.16 м. Наибольшая высота внутреннего пространства от пола до свода центрального барабана - 28,6 м. Общая высота с крестом - 47 м. Собор с тремя невысокими алтарными апсидами завершен пятью главами на барабанах овальной формы. Главный барабан («шея») главы с диаметром в 7,5 м имеет высоту 7,4 м и 8 узких световых проемов-окон, а малые барабаны - по 2 каждый. Современников XVII в. поражало внутреннее убранство собора: «дивный» многоярусный резной иконостас с множеством икон в дорогих окладах, яркая настенная роспись. С какой бы точки вы ни смотрели на собор, везде ощущается объем и массивность, он предстает перед вами в своей трехмерности, почти как скульптура, чему не мало способствует и его четко выраженная силуэтная композиция. Собор очень удачно поставлен, на самом высоком месте Троицкой горы, и поэтому со всех сторон хорошо просматривается. Белый силуэт его, выделяющийся на фоне неба, доминирует в пространстве. Долгое время собор служил усыпальницей тобольских архиереев и митрополитов, под полом его находится семь их захоронений. Собор этот славен не только своей архитектурой. Для Тобольска он имел такое же идеологическое значение, как и Успенский собор в Московском Кремле. Софийский собор играл важную роль духовного и культурного центра. В стенах величественного храма писалась летопись Сибири, здесь освещались решения, влиявшие, порой, на судьбу всей России. Софийский двор и Софийский собор неотделимы в чисто историческом смысле: за считанные годы на пороге XVIII века сложился законченный архитектурный комплекс.
Конечно, много преобразилось здесь за три века. Но и посреди нового окружения Софийский собор все так же неоспоримо солирует, поддержанный мощной вертикалью колокольни, и его массам соответствует все та же привольная площадка Софийского двора, ограниченная крепостными стенами. Асимметричная, свободная композиция пространства – при всей своей кажущейся непроизвольности – на самом деле предлагает нашему восприятию сложно построенный ритм. Вот почему у многих возникает ощущение, что на Софийском дворе, слышно, как говорят древние камни. И вот почему каждый способен испытать силовое притяжение первобытной суровости Софии. История создания Софийского собора В 1621 году в Тобольске было образовано сибирское архиепископство. Первый архиепископ Киприан, приехав в Тобольск, выбрал для своего двора место, где когда-то стоял первый тобольский острог. Здесь были возведены хозяйственные постройки, которые обнесли «оплотом». Киприан быстро соорудил соборную церковь, которой дали имя - Софийская. По церкви и весь архиепископский двор занимал относительно небольшую площадь и не достигал южного обрыва Троицкого мыса. Таким образом, уже в конце первой четверти XVII века на Троицком мысе реально оформилось два городских центра. В западной части - административный, где размещались государственные службы. В восточной - духовный, где находились собор и архиепископские постройки. А раздел между ними проходил по природному логу - Взвозу. Он, как ось симметрии, сохранился на века. Существует он и в наше время. А вот условный архитектурный «удельный вес» административного и духовного центров менялся во времени. Из сказанного видно, что в 80-е годы XVII века произошло ослабление городских стен - вместо рубленых стен построили острог. И в то же время началось усиление духовного центра. После пожара 1680 года митрополит Павел Первый обратился к царю с просьбой о строительстве каменного собора. Вскоре было получено разрешение из Москвы на строительство каменной соборной церкви: «…Соборную церковь Софии Премудрости Божия строить каменную против образца, какова в Москве в Кремле в Девичьем монастыре…». В качестве образца для строительства собора вместе с царской грамотой в Тобольск были присланы сметные росписи, обмеры и чертежи Вознесенского монастыря в Московском Кремле. Основной кубический объем храма завершался закомарами и был увенчан пятиглавием. Как и в соборе Вознесенского монастыря, шеи глав его декорированы тонкими аркатурно-колончатыми поясами. Сходство есть и в декорации наличников окон, в обработке порталов. Для придания большей прочности конструкции четыре его массивных столба сдвинуты к восточной стене, оставляя с запада большое свободное пространство. В 1681 году началось строительство каменного Софийского собора на месте деревянного, сгоревшего в 1677 году. Он возникал как обычная культовая постройка, и организатор дела митрополит Павел прежде всего преследовал свои интересы: утверждать православие в Сибири. Павел добился позволения использовать на строительстве в порядке повинности сибирских государевых крестьян (которые считались вольными, т.е. не знали крепостного права). Во главе каменной артели был каменных дел подмастерье Василий Ларионов. В 1684 году строители уже завершили главный барабан, но тут «падоша у церкви столбы и верх весь паде внутрь». В ходе строительства в 1684 году, почти возведенный доверху, собор рухнул - упали своды, поддерживающие главный купол. Тем не менее работы были завершены, и в октябре 1686 года первая каменная церковь Сибири была освящена во имя Успения Божьей Матери, Собор традиционно имеет двойное название: Софийско-Успенский, в память о предшествовавшем Успенскому собору деревянном Софийском, основанном первым архиереем Тобольска новгородцем Киприаном в 1621 году. История сохранила имена тех, кто построил собор, увенчанный мощным пятиглавием. Возводили здание главного храма Сибирской митрополии москвичи Василий Ларионов, Герасим Шарыпин и Гаврила Тютин с помощниками и артелью опытных каменщиков, прибывших из столицы. Приехали сюда и пять каменщиков и двадцать кирпичников из Устюга Великого. Каменное строительство на Софийском дворе продолжалось. В 1686-1688 годах рядом с собором построили «Святые ворота» с надвратной церковью Сергия Радонежского. Несколько южнее возвели каменную колокольню. А после этого приступили к сооружению каменных стен вокруг всего Софийского двора. Построили семь круглых и две квадратные башни и соединили их зубчатыми каменными стенами.


За десять лет соорудили каменные стены общей протяженностъю около 620 м. Высота стен составляла 4,3 м. Строительством стен и башен руководили каменные подмастерья: северной и восточной - Гаврила Савельев сын Тютин, а южной и западной - Герасим Яковлев сын Шарыпин. Оба были потомственными каменщиками. Оба приехали в Тобольск из Москвы «для каменного всякого строения». И первое, чему их подвергли в приказной избе,- брали с них «заручные скаски»,- по-нашему, профессиональные письменные гарантии, «чтоб утвердить основание накрепко такою крепостью, чтоб во многие лета никакого повреждения и порухи не учинилось». Казенное каменное строительство в те годы велось централизованно, и самые грамотные, опытные, знающие кадры - в основном из московских каменщиков - состояли на службе в Приказе каменных дел. Здесь-то и был сосредоточен основной отряд «подмастерьев каменных дел». И надо особо подчеркнуть: в XVI-XVII веках слово это несло несколько иной смысл, было многозначней, чем в более поздние времена. «Подмастерье каменных дел» отнюдь не значило непременно «помощник мастера», этим званием могли именовать и талантливых строителей, самостоятельных руководителей строек. Просматривалась неоднородность понятия «подмастерье». Если уж быть совершенно точными, то по новейшим данным, которые приводит в своей книге «Каменное строительство в Сибири» Сусанна Васильевна Копылова, на строительство Софийского двора прибыло пять подмастерьев, но двое из них - Иван Смирный и Василий Кашинец-не оставили сколько-нибудь заметного следа; они были просто-напросто техниками, возглавляли артели каменщиков на сравнительно мелких объектах: клали печи и очаг в хлебной и поварне, клали погреба и сушила, бутили основание под крыльцо. Недаром Гаврила Тютин отмечает, что ни Смирный, ни Кашинец «сколько каких припасов надобно не смыслят», то есть не могут рассчитать смету. Надо сказать, что именно умение составить «розметную роспись» отличало тогда подмастерья высокого ранга от простого каменщика. В своем первоначальном виде Софийский собор простоял недолго. Уже скоро он утратил закомары, покрытие заменили на четырехскатную кровлю. В 1704 году для зимней службы (так как собор не отапливался) пристроили к северо-западном углу собора небольшой каменный «теплый» придел. В нем был похоронен митрополит Иоанн Максимович (управлял Сибирской митрополией в 1711-1715 годах). Пожар 1723 года вызвал первый крупный ремонт здания. В 1751 году обгоревший придел разобрали и выстроили вдоль всей северной стены собора новый придел (во имя Иоанна Златоуста). Тогда же над алтарем придела, против северного портала собора, появился восьмигранный барабан с тяжелой барочной главкой. Центральная часть придела с золоченым крестом - это единственно сохранившаяся до сего времени северная паперть (крыльцо перед входом в церковь). В 1759 году ворота с церковью разобрали (находились рядом с собором, на юг от него), а в 1780 году развалилась одноэтажная кирпичная колокольня. Неоднократно изменялись форма и покрытие глав кафедрального собора. Пожар 1723 года уничтожил простые луковичные главы.

После 1726 года собор покрыли железом по новым стропилам и изменили форму его глав. Они получили барочный силуэт, близкий к форме глав к украинской архитектуре. И в наши дни тобольский храм завершен главами с перехватом у основания. К двухсотлетию города, в 1786-1787 годах, деревянные стропила заменили на железные, покрыли купола вместо простого белым листовым железом и вызолотили кресты и маковицу на большой главе. На центральном барабане появилась живопись, изображающая Христа и двенадцать апостолов. Крышу собора тогда окрасили в зеленый цвет. Всю кузнечную работу, покрытие и крашение кровель и золочение глав выполнили местные умельцы - братья Новгородцевы. Тогда же заново был переложен давший трещины весь юго-западный угол собора и построена новая паперть. Одновременно на Софийском дворе в 1787 году завершилось строительство двухэтажных каменных зданий консистории и монашеского корпуса. И далее Софийский собор изменял свой первоначальный облик. В 1796 году к юго-восточному углу его примкнуло двухэтажное здание ризницы и, соединившись проходом с алтарной частью, стало частью соборного здания. Старая одноэтажная ризница существовала уже в первой половине XVIII века как пристройка к северо-восточному углу собора. Новая соборная ризница строилась на месте монашеских келий одновременно с новой колокольней собора. Ризница Софийского собора располагала довольно большим собранием предметов церковного богослужения и произведений прикладного искусства высокого художества. В ней хранились старопечатные и рукописные книги XVII-XIX веков церковного и светского содержания. Белая под зеленым куполом трехъярусная соборная колокольня была выстроена в 1794-1797 годах.

Колокольня - одна из последних по времени построек Тобольского кремля, его самая высокая вертикаль. Высота ее с крестом - 65 м. Колокольня Софийского собора славилась мелодичным звоном. На двух ярусах звона висело тринадцать колоколов. Среди них находился колокол весом 1011 пудов (16,5 т), изготовленный в 1738 году на Тагильском заводе Акинфия Демидова. «Язык» этого колокола весил пятьдесят один пуд - более восьмисот килограммов. Густой малиновый звон лился далеко окрест, слышен был за десятки километров. За свой зычный голос главный колокол прозван был сибирским царь-колоколом. Менялся и интерьер собора. Уже в 1710 году первоначальный иконостас был заменен новым. В XVIII веке украшала собор фресковая живопись. В 1862 году стены и своды собора и алтаря были выкрашены в желтый цвет и расписаны масляными красками. Тяжелая кубичная масса собора, соразмерная, спокойная гармоничность его мощных барабанов с высокими главами – воплощение величественности. Впечатление монументальности достигнуто лаконизмом основного объема здания, крупными членениями его и четко выраженной силуэтной композицией. Летом 1978 года была восстановлена позолота фигурных надстроек с ажурными крестами, отчего венчание собора приобрело особую нарядность. Изящны порталы собора. Перспективно расположенные арки украшены архивольтами и многочисленными «дыньками». А какой тонкий узорный рисунок, сделанный ручной насечкой по железу, несут кованые врата главного входа Софии с накладными на них полосами! Двери от главного (западного) входа в собор еще к 1961 году здесь не было… Нашел ее московский инженер-реставратор Федор Георгиевич Дубровин. Нашел в груде мусора, когда разбирал пристройку к южному фасаду. На своем веку собор претерпел значительные изменения: перестраивался, «полнел» пристройками, обновлялся, но неизменно радовал глаз, притягивал к себе.

Свидетелем многих исторических перемен и свершений были стены тобольского Софийско-Успенского собора - ценнейшего и уникального памятника русского зодчества в Сибири. Конечно, восстановить почти с достоверной точностью первоначальный облик Софийского собора , для которого характерной была завершенность, - поистине трудоемкий процесс. Но зато какая честь и ответственность - возрождать заново шедевр церковного зодчества на тобольской земле. Другого подобного ему архитектурного памятника, самобытного по красоте, в Сибири нет.