"Снежное шоу" Вячеслава Полунина: отзывы. "Снежное шоу" Славы Полунина: описание и особенности представления

Вячеслав Полунин

Если вы выйдете на улицу и попросите первого встреченного человека назвать какого-нибудь мима – то, может, он и вспомнит Марселя Марсо. Если вы живете во Франции. Но уж в России точно половина опрошенных с ходу назовет Вячеслава Полунина, а другая половина, шевеля губами, будет долго вспоминать, а затем просветленно выдавит из себя заветное: «Асисяй!». И не потому, что не помнит фамилию, – дело в том, что у нас Вячеслав Полунин значит гораздо больше, чем просто «мим».

Это сейчас, когда Полунину уже перевалило за шестьдесят, он – один из самых почитаемых в России (да и во всем мире) клоунов. Но все мы родом из детства, и Полунин тоже - артистом он мечтал стать с самых младых ногтей.

Вячеслав Полунин — обаяние без грима

Вообще, сначала была пантомима, а потом из нее выросли классические немые комедии. С маленьким Славой все получилось наоборот: если б в далеком детстве он не посмотрел культовую полнометражку Чаплина «The Kid» – может, никакого великого мима Полунина и не было бы в природе, а был бы, скажем, директор завода или академик. Но обойдемся без сослагательного наклонения и просто констатируем, что именно Чаплин повлиял на желание Славы стать артистом. Что ж, вполне достойный пример для подражания.

Родина Полунина – крохотный городок Новосиль, который и в лучшие годы насчитывал меньше пяти тысяч человек. Конечно, в нем нечего было и думать о получении актерского образования – зато можно было стать, хм, прекрасным электромонтером. Но юного Полунина такой вариант совершенно не прельщал, и после школы он отправился в Ленинград поступать в театральный – к сильному неудовольствию мамы Вячеслава, мечтавшей о том, что сын выберет более практичную профессию.

Вячеслав Полунин в спектакле «Лицедеев»

Но увы! — надежды Полунина оказались тщетными: его не взяли в театральный из-за неких туманных «дефектов дикции». Кто знает, не тогда ли у Полунина впервые появилась мысль в своих выступлениях полностью отказаться от этой самой дикции и вообще от слов? Как бы то ни было, а он, проучившись какое-то время на экономическом, нашел в себе силы бросить нелюбимое занятие и поступил-таки в Ленинградский институт культуры.

Именно там и появились легендарные «Лицедеи» – великая комик-труппа, позже переросшая в настоящий театр. Создал ее Полунин, когда ему было всего-то девятнадцать. «Лицедеи» стали завоевывать популярность быстро и методично: сначала в студенческой среде, в «узком кругу ограниченных людей», потом и во всем Ленинграде. К концу семидесятых «Лицедеи» были абсолютно профессиональной труппой с несколькими спектаклями и бешено популярными номерами в багаже. А потом был ОН – памятный миллионам зрителей теледебют Полунина на «Голубом Огоньке» 31 декабря 1980-го. И локальная известность в одну ночь превратилась во всесоюзную.

Но пускай «Асисяя» теперь знала вся страна – он не собирался почивать на лаврах. Восьмидесятые годы были эпохой «Лицедеев», а сам Полунин постоянно изобретал новые проекты, в том числе и международные. Пиком же всего этого «экспрессивного идиотизма» стало празднование двадцатилетия театра и его же торжественные похороны – с гробами на сцене, оркестром и всем прочим. Случилось это в 1988-м, и с этого момента Полунин ушел в одиночное плавание. Работал он преимущественно за границей, и там же, в 1993-м, поставил грандиозный спектакль «сНЕЖНОе шоу» – может быть, главное творение в его жизни.

В Россию Полунин привез его поздно – уже в начале нового века. Но годы отсутствия не привели к тому, что Полунина здесь забыли; наоборот, тем сильней была радость встречи. У нас этого многократного лауреата, почетного доктора, сэра, рыцаря и фельдмаршала все еще любовно называют Славой – и в этом нет ни грамма фамильярности. Так же, как его любимый Чаплин – только Чарли, и никак иначе.

Родился 12 июня 1950 года. Отец - Полунин Иван Павлович. Мать - Полунина Мария Николаевна, работник торговли. Супруга - Ушакова Елена Дмитриевна, актриса, работает вместе с мужем. Дети: Ушаков Дмитрий; Полунин Павел, учится в музыкальном училище в Санкт-Петербурге; Полунин Иван, играет на сцене вместе с родителями.

О нем говорят как о гении, его спектакли называют классикой, во всем мире есть его страстные поклонники. Все это теперь, когда ему стукнуло пятьдесят.

А началось все еще в детстве, в маленьком городке Новосиль, что в Орловской области. На уроках он думал о своем и редко слушал учителей. Это у него сохранилось и по сей день: он все время думает о своем, хотя слушать с годами он все-таки научился. Особенно - зрительный зал. Он слышит в нем дыхание каждого, потому что его спектакль меняется в зависимости от этого дыхания.

Прерывистое взволнованное дыхание зала может спровоцировать его самую неожиданную незапланированную выходку. И тогда он может пойти прямо к зрителю. Или вдруг повиснет над залом невероятная огромная пауза. О полунинских паузах можно писать трактаты, ибо в них вся его мудрость. В паузе он - мим - умеет сказать все то, что нельзя сказать ни словами, ни действиями.

Со школьных уроков его часто выгоняли за то, что был невнимателен и постоянно смешил весь класс своими уморительными ужимками. Во 2-м или 3-м классе он впервые увидел фильм "Малыш" с Чаплиным. Но мама не дала досмотреть его до конца: фильм шел по телевидению поздно вечером, и она выключила телевизор. Он проплакал до утра. А через несколько месяцев уже ходил в огромных башмаках, с тросточкой, чаплинской походкой по школе. И потом начал сочинять всякие штуки и показывать их. Сначала во дворе друзьям, потом на районных конкурсах. Несмотря на то, что часть уроков он проводил в школьном дворе, школу окончил и отправился в Ленинград с тайной надеждой поступить в театральный институт.

Мария Николаевна не была в восторге от такого выбора, она хотела, чтобы сын стал инженером. Поступить в театральный институт не удалось, по его собственному выражению, из-за "каких-то звуков, которые он не выговаривал". Пришлось учиться на инженера.

Но инженерная карьера не состоялась. Вячеслав бросил институт и поступил в Ленинградский институт культуры, в котором впоследствии стал преподавать. Его ленинградский период был ознаменован созданием в 1968 году первой группы с красивым названием "Лицедеи" и самостоятельными занятиями новым в то время искусством пантомимы.

Увлечение пантомимой возникло не просто как дань моде. Ее плавные движения пришли на смену часто слишком определенному, а потому почти бессмысленному в те времена слову. Когда все и вся было подвержено цензуре, когда каждое слово должно было быть залитовано, пантомима оставалась свободной. Все это, включая неудачу на вступительных экзаменах в театральный институт, спровоцировало интерес Вячеслава Полунина к молчаливому искусству мимов.

Лучшие дня

Тогдашние "Лицедеи" во главе с Полуниным успешно трудились на ниве эксцентрической комической пантомимы. Их приглашали на большие сводные концерты и даже на телевидение. Все свободное время Вячеслав проводил в библиотеках, где серьезнейшим образом занимался самообразованием. Он и сейчас любую свободную минуту проводит с книжкой. Поход в книжный магазин - это целый ритуал.

Среди этих книг огромное количество художественных альбомов, потому что живопись, скульптура, архитектура, дизайн, графика, карикатура - важнейшая пища для его фантазии. И эта фантазия рождает свои картинки на сцене, которые не имеют ничего общего с подражанием и повтором.

Переломным для Вячеслава стал Новый год - 1981-й. Он позвонил в редакцию "Новогоднего огонька" и заявил, что у него есть совершенно новый номер. Никакого номера к этому моменту, правда, еще не было, но было предчувствие, предощущение. Была догадка о том, что нужен новый, ни на кого не похожий персонаж. Так родился Асисяй - маленький, наивный и трепетный человечек в желтом комбинезоне с красным шарфом и в красных лохматых тапочках. Родился именно тогда, когда полунинские миниатюры получили признание, в сам их автор - разнообразные призы, включая второе место на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Родился потому, что возникла непреодолимая потребность прорваться к чему-то новому, неизведанному, необычному.

С этого момента движение в сторону неизведанного, порой кажущегося нереальным, стало для него нормой, ответом на многие, порой весьма сложные ситуации в жизни и творчестве.

В 1982 году Полунин собрал в Ленинграде около 800 артистов пантомимы со всех концов страны на ставший сейчас легендой "Мим-парад". В 1985 году на фестиваль молодежи и студентов, в рамках которого была организована мастерская пантомимы и клоунады, он привез в Москву клоунов с тогда еще малодоступного Запада, среди которых были титулованный "король дураков" Джанго Эдвардс из Голландии и самый эпатирующе серьезный и язвительный - Франц Йозеф Богнер из Германии.

В.Полунин стал организатором Всесоюзного фестиваля уличных театров в Ленинграде (1987). Более 200 его участников, включая детей и критиков, были заброшены на необитаемый остров в Финском заливе. С этого острова устраивались вылазки на катере в разные уголки Ленинграда и области, в ходе которых актеры пластических и клоунских театров осваивали нелегкое искусство уличных комедиантов.

В 1988 году "Лицедеи", создавшие за время своего существования пять спектаклей - "Фантазеры", "Чурдаки", "Из жизни насекомых", "Асисяй-ревю" и "Катастрофа", - отпраздновали 20-летие своего театра собственными похоронами, поверив Станиславскому, который говорил, что театр через 20 лет своего существования умирает. По случаю похорон был созван первый Всесоюзный "Конгресс дураков", в ходе которого было детально обсуждено, прав ли великий реформатор сцены. Похороны прошли по всей форме: сначала речи у гроба, точнее - гробов; затем траурное шествие по улицам и, наконец, - торжественный сплав горящих гробов по Неве.

В 1989 году случилось чудо, имя которому "Караван мира", - европейский фестиваль уличных театров. Это был уникальный театральный город на колесах, который бороздил дороги Европы в течение полугода. Полунинские усилия сделали возможным осуществление и этого проекта, равного которому не было ни до, ни после...

Потом была создана "Академия дураков", которая начала грандиозный проект по возрождению карнавальной культуры в России, традиции которой, оказывается, сохранились на родине Полунина. Первый этап проекта Вячеслав провел на свои средства. На второй этап денег уже не было, и тогда он уехал из России на гастроли по миру. Гастроли эти продолжаются уже более семи лет.

Сегодня Полунин проживает в Лондоне, где снимает большой дом. Но главный его дом - в машине, в которой с ним по миру странствуют не только семья и его друзья-коллеги, но и библиотека, и видеотека, какой может позавидовать серьезный коллекционер. В том же прицепе-вагоне живут его книжки и фильмы, базируются декорации и реквизит, оборудована мастерская. Всегда с собой маленький телевизор с видеомагнитофоном, полное оснащение офиса, который может быть развернут где угодно.

Западной прессой русский клоун Вячеслав Полунин назван "лучшим клоуном мира", "лучшим клоуном эпохи", он получал в разных странах самые престижные театральные премии, среди которых и эдинбургский "Золотой Ангел", и испанский "Золотой нос", и премия Лоуренса Оливье. На родине, в России, в 2000 году он удостоен премии "Триумф".

В голове у В.Полунина много новых задумок и планов. Это и работа совместно с И.Шемякиным над спектаклем "Дьяболо", и надежда организовать при поддержке столичной мэрии в 2002 году в Москве Международную театральную олимпиаду. "Пригласим народные, уличные, площадные театры, мимов, циркачей, жонглеров, - мечтает Полунин, - и что-нибудь такое учудим. Скажем, забьем и зажарим на вертеле над огромным костром... автобус, автомобиль - это чудище XX века. Я люблю, чтобы была сумасшедшая, бесшабашная жизнь, импровизации бесконечные..."

В последнее время Вячеслав Полунин зачастил из Лондона в Москву. Дело в том, что давняя мечта Вячеслава Ивановича о создании в России собственного культурного центра под эгидой "Академии дураков" близка к осуществлению. Московское правительство приняло решение выделить для этого средства. Видимо, не за горами время, когда молодые дарования смогут обучаться премудростям клоунады по специальной системе Полунина. Конечно, здесь будут регулярно выступать любимый всеми Асисяй и другие известные клоуны.

Полунин очень много работает и не умеет отдыхать. Но умеет жить в удовольствие - и на сцене, и вне ее. Он может быть жестким, расчетливым, неуязвимым, но только потому, что по сути он, как всякий настоящий художник, и уязвим, и не очень приспособлен, и трепетен. Он - человек, создающий праздник.

молодец-красной армии боец!

Создатель одной из самых успешных и популярных в мире клоунских антреприз и очень популярного на американском Бродвее спектакля "сНежная Симфония" неоднократно входил в рейтинг журнала "Форбс" как высокооплачиваемый представитель российского шоу-бизнеса. Вячеслав Полунин, наверное, самый обаятельный участник этого списка. Сейчас он проживает в окрестностях Парижа, в большом доме, в котором шумно, как в цирке-шапито.

Ранние годы

Родился Вячеслав Полунин 12 июня 1950 на Орловщине, в небольшом селе Новосиль. Родители - Иван Павлович и Мария Николаевна - были работниками торговли. В детстве Вячеслав много читал и постоянно что-то изобретал. Игры никогда не покупал, все делал своими руками по сюжетам прочитанных книжек. За свою творческую активность получил много школьных грамот и наград.

Когда ему было десять лет, увлекся тем, что сейчас считается видом искусства ленд-арт. Сооружал в близлежащем лесу восьмиэтажные шалаши, зимой - целые города из снега. А как-то раз сделал громадную трехметровую рогатку, на которую пошла резина от мотоциклетных камер и кожаная шапка. Из нее Слава стрелял большой морковкой или куском кирпича. Снаряд летел далеко, через все поле.

Вячеслав Полунин говорит, что ему повезло с педагогом Ниной Михайловной в Доме пионеров, которая давала детям полную свободу творчества и помогала развиваться. Он там проводил все свободные вечера. Дети организовывали КВН, вечера отдыха, каждые выходные местные жители приходили в Дом пионеров, потому что там их ждали интересные впечатления.

Хочу быть клоуном

В детские годы он очень любил комедии. Местный кинотеатр находился напротив школы. Огромный сарай, в котором показывали кино, имел сбоку окно. Вячеслав Полунин, поскольку не было денег, просил какого-нибудь человека, который имел билет, немного отодвинуть занавеску. Через эту щелку мальчик посмотрел множество фильмов, включая культовые советские фильмы: "Веселые ребята", "Иван Бровкин на целине" и "Приключения Питкина в больнице".

Особенно ему нравились комедии, которые он просто "впитывал". Потом мальчик пересказывал их, изображал героев фильма в лицах, разъяснял сюжет и показывал, что и как делали персонажи. Но больше всего Вячеслава Полунина поразил Чарли Чаплин, фильм которого "Малыш" считает лучшей картиной всех времен и народов. Однако решающее значение при выборе профессии и даже образа жизни сыграл Марсель Марсо. Увидев великого мима по телевизору, он уже через несколько дней изображал во дворе пантомиму. Потом попал на школьную сцену, далее играл во всевозможных постановках местного масштаба и так добрался до Питера.

Обретение профессии

После окончания школы Вячеслав Полунин поехал в Ленинград, чтобы поступать в театральное училище. На собеседовании ему сказали, что он не выговаривает 33 буквы. Тогда он подумал, если не может выговаривать, то и незачем, будет заниматься тем, что ему нравится - пантомимой. Правда, сначала он начал учится в техническом институте. Однако инженером так и не стал, решил начать все снова и поступил в институт культуры, в котором позже даже преподавал некоторое время.

Первый успех пришел к Вячеславу на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, где он выступал дуэтом с Сашей Скворцовым. Вторую премию конкурса им вручал Аркадий Райкин. У комиков был десяток удачных миниатюр, которые хорошо принимали зрители. Дуэт стал известным, но, как говорил сам Вячеслав Полунин, хотя зрители и были в восторге - море аплодисментов, через два дня их забывали, потому что персонажи не были интересными, не создавали свой мир и характеры.

Взрыв популярности

В 1968 году Полунин создает ставший знаменитым на всю страну. Настоящий успех пришел к нему в образе клоуна Асисяй. Вячеслав Полунин говорит, что произошел "взрыв", когда он в первый раз вышел в желтом коротком костюме с носом и сыграл номер с телефоном. После того как показали этот номер по телевизору, Слава уже больше нигде не платил в такси и ресторанах, такая фантастическая любовь настигла этот образ.

Потом были другие номера: "Грустная Канарейка" ("Блю-Блю-Блю Канари"), "Низя". Вячеслав Полунин и группа "Лицедеи" стали всенародными любимцами. Однако в какой-то момент им стало тесно в рамках одного коллектива, и Полунин предложил поработать некоторое время отдельно.

Cirque du Soleil

В 1982 году Вячеслав Полунин организует в Ленинграде мим-парад, на который съехались около 800 артистов пантомимы. В 1987 году он провел Всесоюзный фестиваль уличных театров, а в 1989 году - караван уличных комедиантов, с которого начался европейский традиционный фестиваль уличных театров "Караван мира". Бродячие артисты проехали пол Европы с концертами. Вместе с Роланом Быковым Полунин стал инициатором организации "Академия дураков".

Когда начались тяжелые годы перестройки, Полунин начал думать, где переждать эти непростые времена. Он всегда мечтал поработать в цирке, и поэтому позвонил в лучший из них - Cirque du Soleil. Конечно, его давно там знали и очень обрадовались, что Асисяй хочет поработать у них. Так он прилетел в Монреаль, но уже через год затосковал. Знаменитый коллектив работал как машина: все по сценарию, никакой импровизации.

"Желтая мельница"

Когда его отпустили из цирка, он решил поработать в Лондоне. Позвонил директору театра "Хакни Эмпайр" (в нем начиналась карьера Чарли Чаплина) и попросил приютить на годик со своим спектаклем. Ему дали сцену на 40 спектаклей в год. Представления "Живая радуга" шли с огромным успехом. За это шоу Вячеславу Полунину английская королева присвоила звание "Почетный житель Лондона".

Потом был Нью-Йорк, где Полунин дал тысячу спектаклей на Юнион-сквер. Девять месяцев он пытался подписать контракт с продюсерами, но его не устроили жесткие условия. И тогда вместе с австралийскими коллегами он просто арендовал "Театр Юнион-сквер", в подвале которого сделали русский клуб. Фото Вячеслава Полунина с этих представлений украшали многие городские газеты.

Когда пришло выбирать место жительства, то артист остановился на Париже - в это время продюсер предложил ему контракт на три года в этом городе. Актер сказал, что согласится: "Но тогда вы покупаете и обустраиваете "Мельницу", а я к вам в рабство ухожу на три года". Вообще из метких и смешных высказываний Вячеслава Полунина можно составить целый юмористический сборник.

С 2013 года Полунин несколько лет проработал руководителем петербургского цирка. Сейчас артист занимается новыми проектами, много гастролирует по всему миру.

Личная информация

Вячеслав Полунин женат на актрисе Елене Ушаковой, которая работает вместе с ним. У супружеской пары трое детей:

  • Ушаков Дмитрий - работает техническим директором Театра Полунина;
  • Иван Полунин - тоже работает артистом, в этом же театре;
  • Павел Полунин - музыкант.

Сейчас дом Полуниных находится вблизи Парижа, как говорит глава семьи, место он выбирал так, чтобы расстояние было не больше, чем в 30 минутах от аэропорта и скоростного поезда, иначе друзья не смогут заезжать. Правда, живут они там не более трех месяцев в году, столько же проводят в России. Ежегодно делают двухмесячный тур по Сибири, обязательно посещают Москву, Питер и Сочи.

Актер, режиссер, клоун, народный артист России Вячеслав Иванович Полунин родился 12 июня 1950 года в городке Новосиль Орловской области в семье служащих.

Еще в школе он был увлечен клоунадой, однако профессионального циркового образования не получил. После школы работал на заводе, затем поступил на экономический факультет Ленинградского государственного университета, из которого ушел с третьего курса. Окончил Ленинградский государственный институт культуры им. Н. К. Крупской (Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств), эстрадное отделение ГИТИСа.

В 1968 году во Дворце культуры им. Ленсовета Полунин создал студию пантомимы, из которой со временем вырос клоун-мим-театр "Лицедеи". К началу 1971 года сформировалось ядро будущего театра. В 1974 году вышел первый спектакль, в 1975 году — спектакль "Лицедеи". С 1981 года театр работал на сцене Дворца молодежи в Ленинграде. За время его существования были созданы спектакли "Фантазеры", "Чурдаки", "Из жизни насекомых", "Асисяй ревю", "Катастрофа", музыкальная миниатюра "Блю-блю-блю канари", выпущено пятнадцать программ.

Среди программ, созданных Полуниным, "Карнавал", "Баден Баден", "Ночь на Лысой горе", "Дьяболо", "Снежное действо".

В 1982 году Полунин собрал в Ленинграде около 800 артистов пантомимы со всех концов страны на "Мим-парад", а в 1985 году организовал в Москве Мастерскую пантомимы и клоунады, приуроченную к XII Международному фестивалю молодёжи и студентов, на открытие которой по приглашению Полунина прибыли самые известные в мире клоуны, в числе которых Джанго Эдвардс из Голландии и Франц Йозеф Богнер из Германии.

В 1987 году Вячеслав Полунин организовал в Ленинграде Всесоюзный фестиваль уличных театров, на который съехались свыше 200 актёров пластических и клоунских театров.

В 1988 году, отпраздновав свое 20-летие собственными похоронами, по случаю которых был созван первый Всесоюзный "Конгресс дураков", театр "Лицедеи" прекратил свое существование.

В 1989 по инициативе Полунина был запущен уникальный проект "Караван мира" — театр на колёсах, шесть месяцев устраивавший цирковые представления в городах Европы.

В 1990 году был создан объединенный театр европейских стран "Стена".

В 1993 году он уехал из России в Канаду в Cirque du Soleil. С 1994 года жил в Англии, работал в лондонском театре "Хакни", сейчас живет под Парижем.

В 2001 году он организовал в России фестиваль клоунады в рамках Третьей театральной олимпиады — "Корабль дураков".

Вячеслав Полунин — человек мира. Он ведет жизнь бродячего клоуна, побывал в странах, которые имеют очень глубокую традицию культуры, связанную с клоунадой, с комедией, с ярмарочным, народным театром.

24 января 2013 года министр культуры РФ Владимир Мединский сообщил, что Вячеслав Полунин станет художественным руководителем .

Вячеслав Полунин — народный артист России (2001), лауреат второй премии Всесоюзного конкурса артистов эстрады (1979); лауреат премии Ленинского комсомола (1987), лауреат театральных премий: эдинбургской "Золотой Ангел" (1997), испанской "Золотой нос", премии Лоуренса Оливье, национальной независимой премии "Триумф" (2000), лауреат Царскосельской художественной премии (2000), лауреат премии имени К.С. Станиславского и многих других самых высоких театральных наград.

За шоу "Живая радуга" королева Великобритании удостоила Полунина звания "Почетный житель Лондона".

Вячеслав Полунин женат, имеет троих сыновей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Родился 12 июня 1950 года. Отец - Полунин Иван Павлович. Мать - Полунина Мария Николаевна, работник торговли. Супруга - Ушакова Елена Дмитриевна, актриса, работает вместе с мужем. Дети: Ушаков Дмитрий; Полунин Павел, учится в музыкальном училище в Санкт-Петербурге; Полунин Иван, играет на сцене вместе с родителями.

О нем говорят как о гении, его спектакли называют классикой, во всем мире есть его страстные поклонники. Все это теперь, когда ему стукнуло пятьдесят.

А началось все еще в детстве, в маленьком городке Новосиль, что в Орловской области. На уроках он думал о своем и редко слушал учителей. Это у него сохранилось и по сей день: он все время думает о своем, хотя слушать с годами он все-таки научился. Особенно - зрительный зал. Он слышит в нем дыхание каждого, потому что его спектакль меняется в зависимости от этого дыхания.

Прерывистое взволнованное дыхание зала может спровоцировать его самую неожиданную незапланированную выходку. И тогда он может пойти прямо к зрителю. Или вдруг повиснет над залом невероятная огромная пауза. О полунинских паузах можно писать трактаты, ибо в них вся его мудрость. В паузе он - мим - умеет сказать все то, что нельзя сказать ни словами, ни действиями.

Со школьных уроков его часто выгоняли за то, что был невнимателен и постоянно смешил весь класс своими уморительными ужимками. Во 2-м или 3-м классе он впервые увидел фильм "Малыш" с Чаплиным. Но мама не дала досмотреть его до конца: фильм шел по телевидению поздно вечером, и она выключила телевизор. Он проплакал до утра. А через несколько месяцев уже ходил в огромных башмаках, с тросточкой, чаплинской походкой по школе. И потом начал сочинять всякие штуки и показывать их. Сначала во дворе друзьям, потом на районных конкурсах. Несмотря на то, что часть уроков он проводил в школьном дворе, школу окончил и отправился в Ленинград с тайной надеждой поступить в театральный институт.

Мария Николаевна не была в восторге от такого выбора, она хотела, чтобы сын стал инженером. Поступить в театральный институт не удалось, по его собственному выражению, из-за "каких-то звуков, которые он не выговаривал". Пришлось учиться на инженера.

Но инженерная карьера не состоялась. Вячеслав бросил институт и поступил в Ленинградский институт культуры, в котором впоследствии стал преподавать. Его ленинградский период был ознаменован созданием в 1968 году первой группы с красивым названием "Лицедеи" и самостоятельными занятиями новым в то время искусством пантомимы.

Увлечение пантомимой возникло не просто как дань моде. Ее плавные движения пришли на смену часто слишком определенному, а потому почти бессмысленному в те времена слову. Когда все и вся было подвержено цензуре, когда каждое слово должно было быть залитовано, пантомима оставалась свободной. Все это, включая неудачу на вступительных экзаменах в театральный институт, спровоцировало интерес Вячеслава Полунина к молчаливому искусству мимов.

Тогдашние "Лицедеи" во главе с Полуниным успешно трудились на ниве эксцентрической комической пантомимы. Их приглашали на большие сводные концерты и даже на телевидение. Все свободное время Вячеслав проводил в библиотеках, где серьезнейшим образом занимался самообразованием. Он и сейчас любую свободную минуту проводит с книжкой. Поход в книжный магазин - это целый ритуал.

Среди этих книг огромное количество художественных альбомов, потому что живопись, скульптура, архитектура, дизайн, графика, карикатура - важнейшая пища для его фантазии. И эта фантазия рождает свои картинки на сцене, которые не имеют ничего общего с подражанием и повтором.

Переломным для Вячеслава стал Новый год - 1981-й. Он позвонил в редакцию "Новогоднего огонька" и заявил, что у него есть совершенно новый номер. Никакого номера к этому моменту, правда, еще не было, но было предчувствие, предощущение. Была догадка о том, что нужен новый, ни на кого не похожий персонаж. Так родился Асисяй - маленький, наивный и трепетный человечек в желтом комбинезоне с красным шарфом и в красных лохматых тапочках. Родился именно тогда, когда полунинские миниатюры получили признание, в сам их автор - разнообразные призы, включая второе место на Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Родился потому, что возникла непреодолимая потребность прорваться к чему-то новому, неизведанному, необычному.

С этого момента движение в сторону неизведанного, порой кажущегося нереальным, стало для него нормой, ответом на многие, порой весьма сложные ситуации в жизни и творчестве.

В 1982 году Полунин собрал в Ленинграде около 800 артистов пантомимы со всех концов страны на ставший сейчас легендой "Мим-парад". В 1985 году на фестиваль молодежи и студентов, в рамках которого была организована мастерская пантомимы и клоунады, он привез в Москву клоунов с тогда еще малодоступного Запада, среди которых были титулованный "король дураков" Джанго Эдвардс из Голландии и самый эпатирующе серьезный и язвительный - Франц Йозеф Богнер из Германии.

В.Полунин стал организатором Всесоюзного фестиваля уличных театров в Ленинграде (1987). Более 200 его участников, включая детей и критиков, были заброшены на необитаемый остров в Финском заливе. С этого острова устраивались вылазки на катере в разные уголки Ленинграда и области, в ходе которых актеры пластических и клоунских театров осваивали нелегкое искусство уличных комедиантов.

В 1988 году "Лицедеи", создавшие за время своего существования пять спектаклей - "Фантазеры", "Чурдаки", "Из жизни насекомых", "Асисяй-ревю" и "Катастрофа", - отпраздновали 20-летие своего театра собственными похоронами, поверив Станиславскому, который говорил, что театр через 20 лет своего существования умирает. По случаю похорон был созван первый Всесоюзный "Конгресс дураков", в ходе которого было детально обсуждено, прав ли великий реформатор сцены. Похороны прошли по всей форме: сначала речи у гроба, точнее - гробов; затем траурное шествие по улицам и, наконец, - торжественный сплав горящих гробов по Неве.

В 1989 году случилось чудо, имя которому "Караван мира", - европейский фестиваль уличных театров. Это был уникальный театральный город на колесах, который бороздил дороги Европы в течение полугода. Полунинские усилия сделали возможным осуществление и этого проекта, равного которому не было ни до, ни после...

Потом была создана "Академия дураков", которая начала грандиозный проект по возрождению карнавальной культуры в России, традиции которой, оказывается, сохранились на родине Полунина. Первый этап проекта Вячеслав провел на свои средства. На второй этап денег уже не было, и тогда он уехал из России на гастроли по миру. Гастроли эти продолжаются уже более семи лет.

Сегодня Полунин проживает в Лондоне, где снимает большой дом. Но главный его дом - в машине, в которой с ним по миру странствуют не только семья и его друзья-коллеги, но и библиотека, и видеотека, какой может позавидовать серьезный коллекционер. В том же прицепе-вагоне живут его книжки и фильмы, базируются декорации и реквизит, оборудована мастерская. Всегда с собой маленький телевизор с видеомагнитофоном, полное оснащение офиса, который может быть развернут где угодно.

Западной прессой русский клоун Вячеслав Полунин назван "лучшим клоуном мира", "лучшим клоуном эпохи", он получал в разных странах самые престижные театральные премии, среди которых и эдинбургский "Золотой Ангел", и испанский "Золотой нос", и премия Лоуренса Оливье. На родине, в России, в 2000 году он удостоен премии "Триумф".

В голове у В.Полунина много новых задумок и планов. Это и работа совместно с И.Шемякиным над спектаклем "Дьяболо", и надежда организовать при поддержке столичной мэрии в 2002 году в Москве Международную театральную олимпиаду. "Пригласим народные, уличные, площадные театры, мимов, циркачей, жонглеров, - мечтает Полунин, - и что-нибудь такое учудим. Скажем, забьем и зажарим на вертеле над огромным костром... автобус, автомобиль - это чудище XX века. Я люблю, чтобы была сумасшедшая, бесшабашная жизнь, импровизации бесконечные..."

В последнее время Вячеслав Полунин зачастил из Лондона в Москву. Дело в том, что давняя мечта Вячеслава Ивановича о создании в России собственного культурного центра под эгидой "Академии дураков" близка к осуществлению. Московское правительство приняло решение выделить для этого средства. Видимо, не за горами время, когда молодые дарования смогут обучаться премудростям клоунады по специальной системе Полунина. Конечно, здесь будут регулярно выступать любимый всеми Асисяй и другие известные клоуны.

Полунин очень много работает и не умеет отдыхать. Но умеет жить в удовольствие - и на сцене, и вне ее. Он может быть жестким, расчетливым, неуязвимым, но только потому, что по сути он, как всякий настоящий художник, и уязвим, и не очень приспособлен, и трепетен. Он - человек, создающий праздник.