Сергей Есенин — Мне осталась одна забава: Стих. Сергей Есенин — Мне осталась одна забава: Стих Есенин в русской рубашке

В 1923 году Есенин находится на сложном и, как оказалось потом, роковом для него перепутье. Старого парня-рубахи уже почти нет, вчерашние идеалы разрушены, а взгляд вперёд ловит пустоту. Потеряны многие друзья, нарастает конфликт с советской властью и поэтому Сергей всё чаще пишет стихи-исповеди, пытаясь подвести некую черту над пройденным этапом жизни.

Исповедь Есенина

В это время пишется «Мне осталась одна забава», которое пополнит золотой фонд творчества поэта. Стихотворение-исповедь должно открыть глаза окружающим на жизнь Есенина и объяснить им, что стало причиной не всегда понятных поступков поэта и человека.

И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Горел для вас, говорит Сергей, так почему же вы меня не понимаете?

Устав обращаться к окружающим, которые его не понимают (это не первое есенинское стихотворение-исповедь), Сергей вспоминает о Боге, что редкость для его творчества.


Вопрос веры

Первая строка легко объясняется – поэту стыдно за то, что он ранее не верил в Бога, что променял веру на собственное горение. Вторая строка показывает, что нет веры и сегодня, но от этого только горько. Может быть, Есенину и хочется стать ближе к Богу, но «грехи в рай не пускают», может, просто стыдно идти к нему из-за прошлых грехов.


Значит, ангелы жили в ней.

Можно отнести к автобиографичным. Редко у кого из поэтов встретишь такое переплетенье ангелов и чертей – нежной лирики и лихих загулов в кабаках, страстной любви и неистового хулиганства. В Есенине перемешано столько чёрного и белого, светлого и тёмного, что земному человеку не осознать, где находится его истина.

Покаяние?

В конце стихотворения Сергей Есенин не умоляет его простить, а просит:


Под иконами умирать.

Мы не знаем, что Бог сказал поэту после смерти, но церковь позволила похоронить его на кладбище, что нельзя делать с самоубийцами (такова официальная версия смерти). Возможно, это жест, которым церковь приняло его покаяние, почитателям же поэта его не надо прощать – он открыл им глаза на русскую душу и достоин только аплодисментов.

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот - и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!

Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта - ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились -
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Стихотворение "Мне осталась одна забава" в исполнении С. Безрукова из фильма "Сергей Есенин".

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот — и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Анализ стихотворения «Мне осталась одна забава» Есенина

Последние годы жизни Есенина были очень тяжелыми. Поэт испытывал трудности в личной жизни, нарастал его конфликт с советской властью. Пристрастие к алкоголю становилось зависимостью, от которой он уже был вынужден лечиться. Периоды просвета перемежались с тяжелой депрессией. Парадоксально, но в это время он создает прекрасные стихотворения. Одним из них является «Мне осталась одна забава…» (1923 г.).

Есенин сразу же заявляет о своей славе похабника и скандалиста. Его буйное поведение в пьяном виде было известно всей Москве. «Веселый свист» — типичное поведение для поэта, находящегося уже в достаточно зрелом возрасте. Но Есенину уже абсолютно все равно. Он перешел ту грань, за которой еще можно остановиться. Испытав множество страданий и неудач, поэт потерял надежду на лучшее будущее. Сравнивая свою дурную славу со «смешной потерей», он утверждает, что терял в жизни и гораздо больше.

Единственное, что волнует Есенина, это стыд за прошлую веру в Бога. При этом он испытывает горечь от того, что стал неверующим. В этом противоречивом заявлении заложен глубокий философский смысл. Чистая и светлая душа поэта, столкнувшись со всей грязью и мерзостью мира, не смогла дать достойного отпора. Есенин поступил по принципу: «С волками жить – по-волчьи выть». Но, опустившись на самое дно, поэт понял, что потерял что-то очень важное, помогающее в жизни.

Есенин утверждает, что его безумные выходки были направлены на то, «чтобы ярче гореть». Настоящий поэт должен быть виден всему миру. Его творчество обязано зажигать сердца людей. Только так можно пробиться через человеческое равнодушие. Чтобы тонко чувствовать окружающий мир, душа поэта должна быть полна противоречий. Вместе с чертями там непременно присутствуют ангелы.

Есенин использует очень яркие образы для описания своего высшего призвания – венчания «розы белой с черною жабой». Он считает, что не смог соединить вместе эти абсолютно противоположные образы, но стремился к этому.

Известны заявления поэта о полной переоценке своих убеждений. Он стал автором целого ряда произведений, в которых отрицает патриархальность и религию и выступает сторонником атеизма и технического прогресса. Но в последних строках стихотворения «Мне осталась одна забава» становится видно то, что Есенин прятал глубоко в душе, бережно хранил от чужого вмешательства. Последнее желание «хулигана» — умереть «в русской рубашке под иконами». В этом поэт видит искупление всех своих грехов.

«Мне осталась одна забава…» Сергей Есенин

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот — и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черною жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

Анализ стихотворения Есенина «Мне осталась одна забава…»

Жизнь в Москве кардинально изменила Сергея Есенина, который приехал в столицу простым деревенским пареньком. Однако уже через несколько лет он почувствовал вкус свободы и первых литературных успехов, обзавелся модной одеждой и превратился во франта. Однако была и обратная сторона медали – сильная тоска по родному селу Константиново, которую молодой поэт пытался заглушить с помощью алкоголя. Пьяные драки, битье посуды в ресторанах, публичных оскорбления друзей и совершенно незнакомых людей – все это стало второй натурой Есенина. Протрезвев, он осознавал, что ведет себя омерзительно, однако уже ничего не мог и не хотел изменить в собственной жизни. В один из таких моментов просветления, когда поэт проходил курс лечения от алкогольной зависимости, появилось на свет его знаменитое стихотворение «Мне осталась одна забава…», которое сегодня многих известно как песня, входящая в репертуар различных исполнителей.

Это произведение было написано в 1923 году, за несколько лет до трагической гибели поэта. И между строк можно прочесть не только слова отчаяния вперемешку с раскаянием, но и увидеть, что свою миссию на этой земле Есенин к тому моменту считал уже выполненной. Он действительно прощался со всем тем, что ему дорого, и готовился к смерти, понимая, что жизнь, состоящая из сплошных пьяных дебошей, ничем не оправдана. Поэт не смущается того, что он «похабник и скандалист», более того, ему безразлично мнение окружающих на этот счет. Гораздо больше Есенина беспокоят вопросы спасения собственной души , хотя он и признается, что не верит в Бога. Тем не менее, для человека, который готов переступить последнюю черту, важно очистить душу от всего того, что в ней накопилось. Поэтому данное стихотворение Есенина многие считают его предсмертной исповедью, которая изобилует откровениями. Только вот кается поэт не перед Всевышним, а перед обычными людьми, отдавая себя на суд читателей и совершенно не рассчитывая на снисхождение. Объясняя свое поведение, автор отмечает: «И похабничал я и скандалил для того, чтобы ярче гореть». При этом поэт сожалеет о том, что ему так и не удалось «розу белую с черной жабой… на земле повенчать». Осознание того, что изменить этот мир к лучшему с помощью поэзии невозможно, приводило Есенина в отчаяние. Устав бороться за свои идеалы, он попросту решить оставить все, как есть, попросив близких лишь об одном – положить его «в русской рубашке под иконами умирать».

Сергей Есенин — хулиган

И критики, и читатели часто идеализируют своих кумиров: поэтов и писателей. Но это обычные люди со своими страстями, грехами, слабостями и пороками, которые и нашли отражение в их творчестве. В похабных стихах, например. Сегодня, когда из классиков делают иконы, забывая об их земной сущности, стихи эти стараются не вспоминать ни в школьных, ни в вузовских аудиториях. К тому же ненормативная лексика запрещена законодательно. Если дело так пойдет и дальше, и Государственная Дума продолжит запрещать все подряд, то скоро мы забудем, что в русской литературе были такие всенародно любимые авторы как В. Ерофеев, В. Высоцкий, В. Сорокин, В. Пелевин и многие другие. Стихи с ненормативной лексикой есть у Маяковского, Лермонтова, Пушкина, и, разумеется, у Сергея Есенина, который сам называл себя хулиганом, скандалистом и похабником.

  • Мне осталась одна забава

    Мне осталась одна забава:

    Пальцы в рот и веселый свист.

    Прокатилась дурная слава,

    Что похабник я и скандалист.

    Ах! какая смешная потеря!

    Много в жизни смешных потерь.

    Стыдно мне, что я в Бога верил.

    Горько мне, что не верю теперь.

    Золотые, далекие дали!

    Все сжигает житейская мреть.

    И похабничал я и скандалил

    Для того чтобы ярче гореть.

    Дар поэта - ласкать и карябать,

    Роковая на нем печать.

    Розу белую с черною жабой

    Я хотел на земле повенчать.

    Пусть не сладились, пусть не сбылись

    Эти помыслы розовых дней.

    Но коль черти в душе гнездились -

    Значит, ангелы жили в ней.

    Вот за это веселие мути,

    Отправляясь с ней в край иной,

    Я хочу при последней минуте

    Попросить тех, кто будет со мной,-

    Чтоб за все за грехи мои тяжкие,

    За неверие в благодать

    Положили меня в русской рубашке

    Под иконами умирать.

    Что ж ты смотришь так синими брызгами?


    Любимец женщин в пьяном угаре не раз декламировал на публике стихи весьма сомнительного содержания. Хотя записывал из редко. Они рождались спонтанно и в памяти поэта не задерживались. Тем не менее, в черновиках все же осталось несколько стихотворений, где автор выражал свои мысли и эмоции, прибегая к табуированной лексике.

    Есенин был серьезно душевно болен, и именно к этому периоду относятся практически все его фривольные вирши. Поэт потерял веру в любовь, в социальную справедливость, в новый строй. Он был растерян, утратил смысл существования, разочаровался в своем творчестве. Окружающий мир представал перед ним в серых тонах.

    Это хорошо видно по стихотворению, полному пьяной бравады и глубокого отчаяния.

    Сыпь гармоника. Скука… Скука


    Сыпь, гармоника. Скука… Скука…

    Гармонист пальцы льет волной.

    Пей со мною, паршивая сука.

    Пей со мной.

    Излюбили тебя, измызгали –

    Невтерпеж.

    Что ж ты смотришь так синими брызгами?

    Иль в морду хошь?

    В огород бы тебя на чучело,

    Пугать ворон.

    До печенок меня замучила

    Со всех сторон.

    Сыпь, гармоника. Сыпь, моя частая.

    Пей, выдра, пей.

    Мне бы лучше вон ту, сисястую –

    Она глупей.

    Я средь женщин тебя не первую…

    Немало вас,

    Но с такой вот, как ты со стервою

    Лишь в первый раз.

    Чем больнее, тем звонче,

    То здесь, то там.

    Я с собой не покончу,

    Иди к чертям.

    К вашей своре собачьей

    Пора простыть.

    Дорогая, я плачу,

    Прости… прости…

    Здесь рязанский повеса стремится доказать всем, и в первую очередь, себе, что не напрасной была его сумбурная жизнь. И хотя мотивы самоубийства всё чаще прорываются в его , но у Есенина еще сохраняется надежда, что ему удастся вырваться из глубокого и порочного омута пьянства и разгульной жизни. Он восклицает: «Я с собой не покончу, иди к чертям».

    Любимец женщин в пьяном угаре не раз декламировал на публике стихи весьма сомнительного содержания

    Ветер веет с юга

    Стихотворение «Ветер веет с юга» поэт написал после того как пригласил в гости девушку, которая отказалась от продолжения знакомства, зная о непростом характере и далеко не светских манерах своего кавалера.

    Ветер веет с юга,

    И луна взошла,

    Что же ты, б**дюга

    Ночью не пришла?

    Выдержано стихотворение в агрессивной и жесткой форме, а смысл его в том, что лирический герой без труда найдет замену несговорчивой барышне, и сможет затащить в постель любую другую красавицу.


    Пой же, пой. На проклятой гитаре

    Похожий лейтмотив содержат и строфы произведения «Пой же, пой. На проклятой гитаре», где поэт вновь возвращается к теме смерти.

    Пой же, пой. На проклятой гитаре

    Пальцы пляшут твои вполукруг.

    Захлебнуться бы в этом угаре,

    Мой последний, единственный друг.

    Не гляди на ее запястья

    И с плечей ее льющийся шелк.

    Я искал в этой женщине счастья,

    А нечаянно гибель нашел.

    Я не знал, что любовь — зараза,

    Я не знал, что любовь — чума.

    Подошла и прищуренным глазом

    Хулигана свела с ума.

    Пой, мой друг. Навевай мне снова

    Нашу прежнюю буйную рань.

    Пусть целует она другова,

    Молодая, красивая дрянь.

    Ах, постой. Я ее не ругаю.

    Ах, постой. Я ее не кляну.

    Дай тебе про себя я сыграю

    Под басовую эту струну.

    Льется дней моих розовый купол.

    В сердце снов золотых сума.

    Много девушек я перещупал,

    Много женщин в углу прижимал.

    Да! есть горькая правда земли,

    Подсмотрел я ребяческим оком:

    Лижут в очередь кобели

    Истекающую суку соком.

    Так чего ж мне ее ревновать.

    Так чего ж мне болеть такому.

    Наша жизнь — простыня да кровать.

    Наша жизнь — поцелуй да в омут.

    Пой же, пой! В роковом размахе

    Этих рук роковая беда.

    Только знаешь, пошли их на *ер

    Увы, пророчество поэта относительно самого себя не сбылось. Последний декабрьский день 1925 года оказался праздником со слезами на глазах.

    Поэт потерял веру в любовь, в социальную справедливость, в новый строй

    В этот день москвичи и многочисленные гости столицы хоронили Сергея Есенина. За час до торжественного боя курантов его лучший друг поэт Анатолий Мариенгоф плакал в своей комнате на Тверском бульваре.


    Он никак не мог понять, как люди, которые недавно шли со скорбным видом за гробом поэта сейчас прихорашиваются, крутятся перед зеркалом, завязывают галстуки. А в полночь будут поздравлять друг друга с Новым годом, чокаться бокалами с шампанским.

    Он поделился этими скорбными мыслями с женой. Жена тогда философски сказала ему:

    Это жизнь, Толя!

    Живая грелка

    Всю ночь они сидели на тахте, перебирали фотографии, на которых был молодой, задорный, насмешливый Сергей. Читали наизусть его волшебные . А еще Анатолий Борисович вспоминал, как до своей женитьбы они с Есениным жили в Москве, не имея собственной крыши над головой.


    К слову сказать, великий поэт так и не получил столичной квартиры, несмотря на свою сумасшедшую известность. «Ведь ночует же он где-то теперь, ну вот пускай там и живет», - с неотразимой логикой развел руками чиновник администрации Краснопресненского района, куда, миновав пять бюрократических инстанций, поступила бумага из аппарата Троцкого с предложением предоставить жилплощадь Есенину. «Сколько у нас в Москве, и что же - всем давать по квартире?»

    От «бомжевания» Есенина спасали друзья. Но главным образом - подруги. Первое время Есенин жил совместно с Анатолием Мариенгофом, ютясь у знакомых или снимая на время угол. Собратья по литературному цеху разлучались так редко, что дали повод всей Москве говорить об интимной близости между собой.

    Великий поэт так и не получил столичной квартиры, несмотря на свою сумасшедшую известность

    И в самом деле – им даже приходилось спать на одной кровати! А что прикажете делать, если нечем квартиру топить, а стихи можно записывать только в теплых перчатках!

    Однажды малоизвестная московская поэтесса попросила Сергея оказать ей помощь при устройстве на работу. Девушка была розовощекой, крутобедрой с пышными мягкими плечами. Поэт предложил ей платить жалованье хорошей машинистки. Для этого она должна была приходить к друзьям ночью, раздеваться, ложиться под одеяло и уходить, когда постель согреется. Есенин пообещал, что во время процедуры разевания и одевания смотреть на девушку они не будут.

    Три дня уже известные в ту пору поэты в теплую постель. На четвертый младая сочинительница не выдержала и возмущенно отказалась от легкой, но странной службы. На недоуменный вопрос истинных джентльменов: «В чем дело?», она гневно воскликнула:

    Я не нанималась греть простыни у святых!

    Говорят, Мариенгоф из дружеских побуждений подзуживал Есенина против Зинаиды Райх, возбуждал в нем необоснованную ревность. В результате, Сергей развелся с любимой женщиной. С тех пор семейная жизнь у него так и не сложилась.


    Хотя Зинаиду и Райх и своих детей поэт . Впрочем, трудно представить Сергея Есенина, обладателя легкой походки и любителя шумных застолий, в качестве солидного отца семейства и верного мужа.

    Мариенгоф из дружеских побуждений подзуживал Есенина против Зинаиды Райх

    Он шагал вперед по жизни широкими шагами, словно торопился пройти ее поскорее. Айседора Дункан даже подарила поэту золотые часы, но он все равно оставался не в ладах со временем.

    Танцовщица Айседора Дункан

    Женитьба на знаменитой танцовщице, француженке Дункан была воспринята в окружении поэта, как его желание решить наконец–то жилищную проблему. Тогда сразу же зазвучала едкая частушка на московских улицах:

    Толя ходит неумыт,

    А Сережа чистенький.

    Потому Сережа спит

    С Дуней на Пречистенке.

    Между тем чувство Есенина, резко вспыхнувшее у всех на глазах, иначе как любовью назвать нельзя.


    Но той тяжелой любовью, в которой преобладает страсть. Есенин отдался ей, не раздумывая, не контролируя своих слов и поступков. Впрочем, слов было немного – он не знал ни английского, ни французского, да и Айседора по-русски объяснялась плохо. Но одним из первых ее изречений о Есенине было «». А когда он грубо ее оттолкнул, она радостно воскликнула: «Русская лубовь!»

    Обольстительнице многих европейских знаменитостей с утонченными вкусами и манерами поведение взрывного русского поэта с золотоволосой головой пришлось по сердцу. А ему, вчерашнему мужичку-провинциалу, завоевателю столичных красавиц, видимо, захотелось низвести эту изысканную, обласканную салонной жизнью женщину до уровня деревенской девки.

    Не случайно и звал он ее за глаза в кругу приятелей «Дунька». Айседора стояла перед ним на коленях, но он предпочел беспокойную жизнь между небом и землей ее сладкому плену.


    Сергей Есенин и Айседора Дункан — история любви

    В особняке Дункан практически не знали, что такое вода - утоляли жажду французскими винами, коньяком и шампанским. Тяжкое впечатление на Есенина произвела поездка с «Дунькой» за границу. Самодовольство сытеньких, пошленьких буржуа, а на их фоне заметно потяжелевшая от пьянства, на глазах танцовщица – все это угнетало Есенина. После очередного скандала в Париже Айседора заточила своего «королевича» в частный сумасшедший дом. Трое суток поэт провел с «шизиками», каждую секунду опасаясь за свой рассудок.

    Он заболевает манией преследования. В России эта болезнь усилится, расшатает и без того слишком чувствительную нервную психику. Увы, но даже близкие люди относились к недугу поэта как к проявлению мнительности, очередному чудачеству.

    Да, Есенин был, в самом деле, мнителен, страшился сифилиса, бича смутного времени, то и дело сдавал кровь на анализ. Но за ним и в самом деле следили – в его окружении были тайные агенты ЧК, его часто провоцировали на скандалы и таскали в милицию. Достаточно сказать, что за пять лет на Есенина было заведено пять уголовных дел, и в последнее время он находился в розыске!


    Диагноз — мания преследования

    Перед его носом махал наганом любимец Дзержинского - авантюрист и убийца Блюмкин, его настигали в темноте какие-то люди в черном и требовали огромные деньги взамен спокойствия, у него воровали рукописи, избивали и грабили неоднократно. А друзья? Именно они подталкивали Есенина к . Они ели и пили за его счет, завидуя, не могли простить Есенину того, чем сами были обделены – гениальности и красоты, всего лишь. Того, что он разбрасывал пригоршнями золотые россыпи своей звонкоголосой души.

    Землю попашет, попишет стихи

    Советской власти стиль жизни и творчество Есенина были совершенно чужды. Она боялась его колоссального влияния на взбудораженное общество, на молодежь. Все ее попытки урезонить и приручить поэта успеха не возымели.

    Тогда началась травля в журналах и на публичных диспутах, унижение с выдачей ему урезанных гонораров. Поэт, сознававший уникальность и могущество своего дара, не мог этого перенести. Психика его была окончательно расшатана, в последний год у Есенина случались зрительные галлюцинации.


    Что он думал незадолго до смерти, спрятавшись в московской клинике для душевнобольных от ослепленной большевиками Фемиды?

    В его окружении были тайные агенты ЧК, его часто провоцировали на скандалы и таскали в милицию

    Даже там его осаждали бесчисленные кредиторы. А что впереди – нищета, ведь Есенин еще в деревню посылал деньги, сестер содержал, а куда голову преклонить? Не на тюремные же нары, ! Вернуться в деревню? Писал же Маяковский: «землю попашет, попишет стихи»?

    Нет, Есенин был отравлен и славой, и столичной жизнью, а бедность и жадность крестьян приводили его в отчаянье. Хотя в Москве его грызло жуткое одиночество, усугубленное пристальным и праздным вниманием падкой на сенсации публики. От этого одиночества и рождались такие тягостные предчувствия:

    Мне страшно – ведь душа проходит,

    Как молодость и как любовь.


    С любовью и молодостью он уже распрощался, неужели еще предстоит расстаться – уже навеки – с душой? Может быть, одна из главных трагедий жизни Есенина - утрата веры. Не было у него опоры извне, и, что , он терял уверенность в собственных силах, будучи к 30 годам и душевно, и физически болен.

    Галина Бениславская - смерть

    И все же опора извне была, но и она в декабре 1925 года подломилась. Пять лет неотступно следовала за Есениным Галина Бениславская. Его душеприказчица, хранительница рукописей и заветных мыслей поэта, она прощала ему все измены. И всегда пускала бомжа-поэта к себе, более того – искала его по всей Москве, когда он исчезал время от времени. Вытаскивала его из омута кабацкой жизни, за что ее однажды едва не убили «друзья» Есенина.


    Но не могла ему простить Бениславская женитьбы – уже четвертой!- на Софье - внучке Льва Толстого (этот брак также окончился неудачей). Поэтому и не захотела Галина придти к больному поэту в клинику для очень важного разговора. Возможно, она сумела бы уберечь своего любимого Сережу от страшного поступка холодной зимой 1925 года.

    С любовью и молодостью он уже распрощался, неужели еще предстоит расстаться с душой?

    После гибели Есенина по всей России прокатилась волна самоубийств. Но Галя хотела жить – для того, чтобы написать правду о взаимоотношениях с великим поэтом, для того, чтобы собрать и подготовить для публикаций все обширнейшее творческое наследие Есенина. Через год эта работа была завершена.

    Тогда Бениславская пришла на Ваганьково, выкурила пачку папирос, написала на ней прощальную записку и . Ей пришлось сыграть в русскую рулетку до «победного конца», так как в барабане ее нагана находилась единственная пуля. Рядом с есенинским холмиком теперь две могилы самых близких ему людей: матери и Галины.


    ВИДЕО: Читает Сергей Есенин. Исповедь хулигана