Путеводитель по библии. Пойдите- научитесь- что значит: милости хочу- а не жертвы Подаёте ли вы милостыню

Иной раз читаешь в ленте социальных сетей посты моих православных "друзей", - так порой самому страшно становится: ну такие верующие, ну такие набожные и главное настолько внимательны, что видят всех, кто "не святее их". Неважно кто это, священник с близлежащего храма, митрополит или патриарх, - а чего им, - они и без того «святее папы Римского»!

То, что Христос посетил дом Левия Алфеева и там «ел и пил с мытарями и грешниками», они бы Ему еще простили, причем то, что хозяин станет апостолом Матфеем, - ни в коей мере не снижает вины гостей. За прощение блудницы «взятой во грехе» они бы заклеймили Христа грозной аналитикой в стиле: «мало того, что закон повелевает предавать таких смерти, так Он еще и…». Ну а последней чашей для «ревнителей праведности» стало бы прощение разбойника на Кресте, и обещание ему рая…. Это уж никак не вписывается в их упорядоченный внутренний мир. Их ранимое чувство справедливости просто бы не выдержало.

Потом какие-то непонятные интернет-священники, заставляют каяться то за убийство Царя, то за богоотступничество, то за «родовые грехи» А эти откуда взялись, где учились и учились ли вообще? Или это отголоски рукоположений 90-х? «Читать умеешь? – Завтра хиротония!»?

А вот не буду каяться в этом! - потому что царя не убивал и крестов с храмов не сбрасывал. Каются люди за личные грехи, а не за «родовые» или «народные».

Помню, как не так давно ревнители благочестия накинулись на детей, танцевавших в храме, где-то в Тульской епархии, - сравнили их с «pussyками», заклеймили настоятеля обрушив на его бедную главу небесные кары. Во-первых хотел бы спросить у них, а их дети в храме часто бывают? И если у прихода даже комнаты нет, где провести детский праздник, - отчего помещение храма не может принести радость или дети его как-то оскверняют? А может обычное лицемерие у нас теперь «ревностью о благочестии и святости места» именуют? Во-вторых, - большинство претензий таких ревнителей хорошо объяснял старик Фрейд. так что, дорогие, начните с себя, раз усмотрели в детском танце эротический подтекст. Это скорее ваша проблема, чем церковная.

Как-то вот так незаметно воспиталось поколение, относительно на первый взгляд неплохо владеющее каноническими правилами церкви, знающее массу благочестивых притч и «достоверных» сказаний, но похоже никогда не открывавшее Евангелие. Эх, если бы прочитали, да постарались понять…. Ведь Христос - это радость, мир… а эти деятели вгоняют народ в перманентную депрессию, которой кстати и сами затем не выдерживают.

Одна сторона.

Другая крайность

Люди не имеющие малейшего отношения к церкви, (возможно лишь только по крещению), не знакомые с образом жизни в церкви, культурой этого образа, даже не вникающие, - потому что не интересно, - почему-то совершенно точно знают «как надо», «как должно быть» и свое видение выносят как кассацию. Хотя последнее можно понять: вот врачи, - учатся по 10 лет в университетах, ходят в интернах, но все равно находятся личности, которые «лучше них знают «кого, как и чем нужно лечить».

«[Однажды] книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? […]

Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень.

И опять, наклонившись низко, писал на земле.

Они же, услышав то и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди.

Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?

Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».

Евангелие от Иоанна 8 глава 3-10 стихи

Потом, чтобы не подумали, что Господь порицает призываемых, называя их болящими, смотри, как Он опять смягчает слова Свои, когда в обличение фарисеев говорит: Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы .

Он сказал это для того, чтобы укорить их в незнании Писания, и употребил строгое слово не потому, будто бы Сам гневался на фарисеев, но чтобы вывести мытарей из сомнения. Он мог бы сказать: или вы не знаете, как Я отпустил грехи расслабленному? Как укрепил его тело? Но ничего такого Он не говорит, а сначала употребляет доказательство общее, а потом приводит слова Писания.

Итак, опровергши фарисеев и общими доказательствами, и свидетельством Писания, Он присовокупляет далее: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию . Эти слова Спаситель сказал в посмеяние фарисеев, подобно тому, как сказано: Вот, Адам стал как один из Нас (Быт. 3:22) ; и в другом месте: Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе (Пс. 49:12) . А что на земле не было ни одного праведного, о том ясно свидетельствует Павел, говоря: Потому что все согрешили и лишены славы Божией (Рим. 3:23) .

С другой стороны, слова Христовы служили утешением и для призванных, – Он как бы так говорил: Я не только не гнушаюсь грешников, но для них одних и пришел. А чтобы не сделать их беспечными, для этого, сказав: , не остановился на этих словах, но присовокупил: к покаянию , – т. е., Я пришел не для того, чтобы грешники остались грешниками, но чтобы они переменились и сделались лучшими.

Итак, когда Христос совершенно заградил уста фарисеев доказательствами, заимствованными как из Писания, так и из обыкновенного порядка вещей, и они ничего не могли сказать Ему вопреки, – потому что, обвиняя Его, сами оказались виновными и противниками ветхозаветного закона, – то, оставив Его, они опять начинают обвинять учеников.

Евангелист Лука говорит, что их обвиняли фарисеи (Лк. 5:17) , а Матфей приписывает это ученикам Иоанна. Но вероятно, что и те и другие обвиняли учеников Христовых. Можно думать, что фарисеи, не зная, что им делать, взяли с собою и учеников Иоанна, как после брали иродиан. Действительно, ученики Иоанна всегда завидовали Христу и противоречили Ему, и тогда только смирились, когда Иоанн ввержен был в темницу; тогда они пришли возвестить об этом Иисусу, но после опять возвратились к прежней зависти. Что ж они говорят?

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Шедше! - этим словом облечены следующие мысли: «Удалитесь! вы неспособны приступить ко мне. Ваш образ мыслей, настроение вашего духа соделывают для вас несвойственным принятие Меня. Вам нужно приготовление. Вам нужно предварительно понять, ощутить, сознать, изучить, исповедать падение ваше». Оно - страшно. Слова Божии милости хощу, а не жертвы объясняют его. Слова эти имеют такое значение: «Вы не можете приносить жертв: все помышления, чувствования, действия ваши запечатлены, пропитаны грехом, соединены, смешаны с ним, все помышления, чувствования, действия ваши недостойны всесвятого Бога, не могут быть благоприятны Ему. И потому Бог объявляет вам, что Он не только не требует от вас жертв, но и не благоволит, чтоб вы приносили их. Познайте глубину вашего падения; познайте лютость повреждения вашего, вполне отвергните упование на себя; восчувствуйте соболезнование к себе, которого не имеете лишь по причине самомнения, самообольщения, ожесточения, ослепления ваших! Стяжите милость: совокупите ваше действие относительно вас с действием Божиим; споспешествуйте вашим действием действию Божию. Окаменевшие сердца, смягчитесь! Умилосердитесь над собою и над всем человечеством: вы, как и все без исключения человеки, - создания, отверженные Создателем за произвольное отвержение Создателя, создания несчастные, пресмыкающиеся, мятущиеся, страждущие на земле, в этом преддверии ада; создания, постоянно размножающиеся на земле, постоянно пожинаемые смертью, пожираемые землею; создания, низвергнутые на землю из рая за возмущение в раю против Бога.

Здесь праведниками названы фарисеи не потому, чтоб они были точно праведники, но потому, что сами признавали себя такими, с мелочною точностью исполняя обрядовые постановления Закона Божия и попирая его сущность, которая заключается в направлении ума, сердца, всего существа человеческого - по воле Божией.

Аскетическая проповедь.

Блж. Иероним Стридонский

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

пойдите, научитесь, что значит

Они видели, что мытарь, обратившийся к лучшему, нашел средство к покаянию и потому и сами не отчаиваются в спасении и, не оставаясь в своих прежних пороках, приходят к Иисусу, так что книжники и фарисеи ропщут, но совершая покаяние, как показывает следующее затем слово Господа, которое говорит:

«милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Господь ходил на пиршества грешников, чтобы иметь случай к научению и подавать приглашавшим Его духовные яства. Затем, когда неоднократно говорится, что Он проводил время на пиршествах, то говорится только о том, что Он там делал, чему учил, так что показывается и смирение Господа в хождении к грешникам, и могущественное действие Его учения в обращении кающихся. Следующие затем слова: Милости хочу, а не жертвы (Ос. 6:6) и: Я пришел призвать не праведников, но грешников , - в которых приводится свидетельство пророка, - служат к поношению книжников и фарисеев, которые, считая себя праведниками, отклоняли от себя общение с мытарями и грешниками.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Блж. Феофилакт Болгарский

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Евфимий Зигабен

шедше же научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы? не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние

шедше же научитеся, что есть: милости хощу, а не жертвы

Упрекает их в незнании Писаний и смиряет их гордость, потому что они гордились жертвами. Слова эти значат: Я не делаю ничего противного Божественному Писанию. Бог, говоря чрез пророка: милости хощу, а не жертвы (Ос. 6, 6), показал, что милость лучше жертвы; поэтому и Я, оказывая милость больным грехами, посещаю их, как врач,– вращаюсь между ними и врачую всяким способом.

не приидох бо призвати праведники, но грешники на покаяние

Я не пришел обратить (на путь истины) праведных, потому что они сами для себя достаточны для спасения; но объявляю: Я пришел только ради одних грешников, нуждающихся в покаянии; каким же образом Я буду гнушаться тех, ради которых пришел? А Златоуст говорит, что Христос сказал это с упреком: не приидох призвати праведники , какими вы сами себя считаете…

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Троицкие листки

пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию

Пойдите в свои синагоги, где всегда читают и объясняют Закон и Пророков, научитесь , если вы доныне не научились еще, что значит сказанное Отцом Моим через пророка Осию: милости хочу, а не жертвы? Научитесь, что значит милость, особенно духовная; познайте, что милосердие к грешникам приятнее для Бога всяких жертв. Не нужны Богу твои жертвы, если ты отказываешь ближнему в милости. Дела милосердия, сами по себе, – лучшая жертву Богу, о которой воспомянется на Страшном Суде Божием паче всяких жертв. Что же касается Меня, как бы так продолжал Спаситель, то Я не только не гнушаюсь грешников, но для них-то Я и пришел: Ибо Я пришел призвать не праведников , таких мнимых праведников, как вы, но грешников , сокрушенных сердцем и смиренных духом грешников Я пришел призвать к покаянию . Я пришел, говорит Спаситель, не для того, чтобы грешники остались грешниками, но чтобы они переменились и сделались лучшими. А для вас, пока вы считаете себя праведниками, спасение невозможно, потому что ваше гордое сердце неспособно внимать голосу благодати Моей, призывающей ко спасению. Какое грозное предостережение дает Господь и всем нам в этом ответе фарисеям! Оглянемся: нет ли и в нас фарисейского пренебрежения к немощам ближнего, и не таится ли в нас на самом дне души это самообольстительное: несмь, якоже прочии человецы, я еще не такой отчаянный грешник, как вот тот человек?.. Если есть хотя бы тень такого помысла в сердце нашем, то и от нас – далече Царствие Божие, Христом возвещенное…

Троицкие листки. №801-1050.

Матфей был сборщиком податей. Из-за этого его занятия люди не любили его, он считался всем известным грешником, врагом на службе у Римской империи. Фарисеи недоумевали: почему Иисус делит трапезу с грешником? Не лучше ли держаться подальше от подобных людей? В ответ на этот вопрос Иисус объяснил, что Он желает встречаться именно с грешниками, как врач - с больными. В заключение Он посоветовал фарисеям внимательно почитать Священное Писание, чтобы понять, что" означают слова Божии, приведённые в книге Пророка Осии: "Милости хочу, а не жертвы" (См. Ос 6, 5).

Почему Бог хочет от нас милосердия? Потому что Ему угодно, чтобы мы походили на Него, как дети на своих отца и мать. Иисус на протяжении всего Евангелия говорит нам о любви Бога Отца к добрым и злым, к праведникам и грешникам: Бог любит каждого человека, не выделяя и не исключая никого. Если Он и отдаёт кому-нибудь предпочтение, то это люди, которые, казалось бы, меньше других заслуживают любви - как в притче о блудном сыне.

"Будьте милосерды, - сказал Иисус, - как и Отец ваш милосерд" (Лк 6, 36). В этом - совершенство (см. Мф 5, 48).

Иисус и сегодня призывает каждого из нас: "Пойдите, научитесь..." Но куда пойти? Кто научит нас понимать, что" значит быть милосердными? Это может сделать только Он, Иисус Христос, Который искал заблудших овец, простил тех, кто предал и распял Его, и умер ради нашего спасения. Для того, чтобы научиться быть милосердными, как Отец Небесный, и совершенными, как Он, нужно смотреть на Иисуса, ибо Иисус есть полное откровение о любви Бога Отца. Он сказал: "Видевший Меня видел Отца" (Ин 14, 9).

"Пойдите, научитесь, что значит: "Милости хочу, а не жертвы"".

Почему милосердие, а не жертва? Потому что любовь - это абсолютная величина, придающая смысл всему остальному, в том числе и религиозному культу, и жертве. Действительно, наиболее угодная Богу жертва - деятельная любовь к ближнему, которая находит своё самое высокое выражение в милосердии .

Милосердие помогает нам всё время видеть новыми глазами людей, с которыми мы вместе живём, учимся или работаем, не помнить об их недостатках и ошибках; не судить, но прощать нанесённые нам обиды. Более того, забывать о них.

Наша жертва состоит скорее не в долгих ночных бдениях и строгих постах, не в том, чтобы спать на земле, но в стремлении принимать в своё сердце всякого ближнего, оказавшегося рядом, будь он хорош или плох.

Так поступил один человек, работавший в приёмном отделении больницы. Его деревню полностью сожгли "враги". Однажды утром в приёмный покой обратился мужчина, который привёз больного родственника. В последнем дежурный сразу узнал по акценту одного из "врагов". Тот боялся, что его не будут лечить, и не хотел называть своего настоящего имени. Сотрудник больницы, преодолев давно таившуюся в сердце ненависть, не стал требовать у него документов и оказал ему необходимую помощь.

В последующие дни он несколько раз находил способ помочь этому больному. В день выписки "враг", расплатившись в кассе, сказал ему:

Я должен тебе кое в чём признаться.

Не нужно. Я с первого дня знаю, кто ты.

Зачем же ты помогал мне, если я твой "враг"?

Так и у нас милосердие рождается благодаря любви, умению жертвовать собой ради любого человека по примеру Иисуса, отдавшего Свою жизнь за всех людей.

XXVI. "Милости хочу, а не жертвы" Мф.9:13

Т.е. не внешнего соблюдения передо Мной формы Моего закона, а внутреннего исполнения его духа в применении к людям.

Внешняя жертва есть лишь символ внутренней и без последней есть мерзость пред Богом (Ис. Гл.1).

Наружная правда наша должна быть обнаружением внутреннего света, потому что боговедения Бог хочет больше, чем всесожжения (Ос.6:6).

К нам, христианам, это нравственное указание Господа имеет более тонкое применение. Для нас любовь и сострадание к ближнему стали уже законом, очевидным для каждого. Хотя есть еще очень много и таких христиан, которые полагают свою праведность только во внешнем исполнении законов богопочтения; но это лишь недоразумение, и в глубине их же собственной совести они находят смутный укор за лукавство пред Богом. Но есть другой сорт людей среди последователей Христа, которые более тонко и потому более опасно нарушают рассматриваемое нами правило. Это люди, сделавшие для себя из нравственного закона любви к ближнему закон внешний, подобный древнему закону жертв и всесожжении. Исполнение закона любви они полагают во внешних благодеяниях, в материальных жертвах благотворительности, без участия внутреннего огня любви к тем, кому они благотворят, без той милости сердца, без которой жертва наша есть мерзость пред Богом.

К таковым слова Господа: "Милости хочу, а не жертвы" - имеют также свое полное применение. И на них особенно требуется обратить внимание в настоящее время. Бог не может довольствоваться нашим принесением одних только внешних жертв благотворительности. Он не жертвы хочет, а милости, т. е. внутреннего любовного отношения к ближнему, мудрой отзывчивости к скрытым причинам его бедствий и предупреждения их, а не наружного только материального благотворения, не исцеляющего внутренней болезни, а только временно облегчающего ее, и дающего лишний повод нам гордиться своею мнимою праведностью в исполнении Христова закона - любви…

Из книги Книга 16. Каббалистический форум (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Из книги КАББАЛИСТИЧЕСКИЙ ФОРУМ. Книга 16(старое издание). автора Лайтман Михаэль

Хочу и сомневаюсь… Сказано «Тысячи входят в учебу, но один выходит к свету», – действительно, приходят и прошли через меня тысячи, но постоянная моя группа – около сотни мужчин, в основном от 25 до 40 лет, прибавляется по 15% в год из тех сотен, которые проходят за год через

Из книги `Мастер и Маргарита`: гимн демонизму? либо Евангелие беззаветной веры автора СССР Внутренний Предиктор

Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен

Бог милости. Ни один грешный человек никогда не видел Бога (см. Исх. 33:20). У нас нет изображения Его лица. Бог показал Свой характер посредством милостивых дел и данного через Моисея описания: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и

Из книги 1000 вопросов и ответов о вере, церкви и христианстве автора Гурьянова Лилия

«Я хочу поставить свечку». «Я хочу подать записку» – А куда свечку поставить, чтобы... ну... понадежнее? – Две записки с обедом. – С чем? – Ну, с булочкой, с просвирой. Записки: «Обыденная»; «О упоминании»; «Ектинидия»; «Послеобеденная»; «О здравоохранении»; «Золотоуст на

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Что означают слова: «милости хочу, а не жертвы»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф.9:12–13). Господь наш Иисус Христос приводит эти слова из книги пророка Осии: «Ибо Я милости хочу, а не

Из книги 12 христианских верований, которые могут свести с ума автора Таунсенд Джон

Из книги Сочинения автора Кассиан Иоанн

Из книги Творения автора Кассиан Иоанн

23. собеседование аввы Феоны (третье) о словах апостола: доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю глава 1После рассвета, когда мы с большей настойчивостью стали убеждать старца исследовать глубины апостольского изречения, он начал так говорить:

Из книги Последний экзамен автора

Из книги Реинкарнация. Размышления автора

Я хочу жить Гуляя в лесу, я заметил две большие лужи. Одна была полна воды и в ней кипела жизнь. Множество крохотных резвящихся живых существ наслаждались беззаботной жизнью, которую для них уготовила судьба. Но погода стояла жаркая, и вторая лужа почти совсем уже

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

11. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? 12. Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, 13. пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не

Из книги Последний экзамен автора Хакимов Александр Геннадьевич

7. если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, Дальнейшее и самостоятельное доказательство правильности поведения Христа, не запрещавшего ученикам срывать колосья, и ошибочности мнения фарисеев, имеющее близкую связь с предыдущей

Из книги Доказательства существования ада. Свидетельства переживших смерть автора Фомин Алексей В.

13. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? 14. возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; 15. разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? 16. Так будут

Из книги автора

Хочу домой! Шридам прабху, старший пуджари нашего храма, ушел из этой жизни так быстро и неожиданно для всех. Когда я узнала об этом, первая мысль, пришедшая в голову, была: «Как так, он ведь был самый живой?» И вся эта история казалась нелепой выдумкой какого-то злого

Из книги автора

«Я не хочу умирать!!!» Было бы величайшей ошибкой думать, что жизнь человека после его смерти заканчивается. «А как это?» - спросите Вы. Вот, лежит человек, не дышит, сердце не бьется. Умер. Был человек - и нет его. Да и действительно, кто может обнаружить жизнь или признаки

«Милости хочу, а не жертвы». Иисус цитирует здесь пророка Осию, который так объяснял людям Божий завет: «милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос 5:6). Жертвоприношения - важнейший религиозный ритуал, но гораздо важнее - глубокая, искренняя вера и не показная праведность, умение сострадать и стремление помогать людям. Бог хочет, чтобы люди не слепо исполняли, а понимали глубинный смысл Его указаний и запретов.

Иегова - «Бог великий и страшный» (Втор 7:21) , но Он, по словам пророка Варуха, будет по-прежнему «с радостью вести Израиля светом славы Своей, с милостью и правдою Своею» (Вар 5:5–9). Славя Господа, Псалмопевец выражает уверенность в том, что «милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» (Пс 84:11).

Придя на землю в иную историческую эпоху, когда борьба с идолопоклонством во многом утратила остроту, Иисус Христос являет Собой Бога кроткого, смиренного, милостивого. Он не призывает безжалостно истреблять внешних врагов, а акцентирует внимание на борьбе человека с собственным несовершенством. В Его устах слово «милость» означает милосердие, умение понимать, любить и прощать не только ближних, но и дальних, не только праведников, но и грешников.

Христос объясняет:«Не здоровые имеют нужду во враче, а больные» (Мф 9:12). «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9:13) . Он обличает фарисеев и книжников. А на вопрос о том, кого человек должен считать ближним, отвечает: того, кто «сжалился и позаботился о нем» («Притча о милосердном самаритянине»). И подчеркивает в Нагорной проповеди: «Блаженны милостивые» (Мф 5:7).

Милостыня - важнейший акт христианского милосердия, то, что «зачтется» человеку на Страшном суде. «Милостыня человека - как печать у Него, и благодеяния человека сохранит Он, как зеницу ока» (Сирах 17:18). Но творить ее следует от чистого сердца, а не напоказ: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди... У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6:1–4).

Фраз.: «блаженны милостивые»; «левая рука не знает, что делает правая»; «трубить» (в смысле «хвастаться»); «трубить на всех перекрестках»; «хранить, как зеницу ока».

Лит.: Уильям Хоуэллс, роман «Милосердие».

А. С. Пушкин, «Памятник»:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в наш жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.