Пуританская церковь. XIX

Пуритане (пуританизм) возникли как третья ветвь после распада Англиканской церкви в шестнадцатом веке. Они ратовали за полное освобождение веры от любых элементов католической церкви. Это желание касалось всех направлений, включая и роль церкви в управлении государством. Пуритане – википедия содержит максимально подробную информацию становления течения – жителями Англии назывались «сепаратистами». Вероисповедание привлекало многих творческих личностей. «Пуритане» – опера известного композитора Винченцо Беллини, написанная им в 1834 году. Первые зрители смогли оценить любовную историю, длиной в три акта, в январе 1835 года. Это последняя опера Беллини, поскольку умер композитор в год ее премьеры. Не исключением (в плане интереса) пуританство стало и для писателей, в частности, Вальтер Скотт – «Пуритане» стал его первым крупным историческим романом. Действия развиваются на территории Шотландии. Авторской подписи под изданным сочинением Скотт не поставил, но уникальный стиль повествования не позволил никому усомниться в его авторстве. Вообще типичный пуританин (сканворд часто задает такие вопросы) определяется как человек, придерживающийся аскетичного образа жизни. Установить связь с Богом!

Краткая история становления пуританства

В годы властвования королевы Марии I, вошедшей в историю под именем Кровавая, протестанты массово покидали земли Англии и переезжали на территории континентальной Европы. Именно в этот период в протестантизме появляются кальвинистические нотки.

После возвращение на родину (при Елизавете I) последователи пуританства настаивают на углублении Реформации. Придерживающиеся идей кальвинизма, они требовали замены епископата пресвитерами (выборная должность), мессу должны были заменить проповеди, многие существующие обряды должны были быть упразднены полностью либо значительно упрощены. И что очень важно, храмы должны были лишиться своей роскоши.

Движение пуритан, хотя и выступало как оппозиция королевской власти, но не было единым. Английские пуритане, отделившиеся от церкви и возглавляемые выбранными пресвитерами, получили название пресвитериане.

Но многие английские пуритане не считали пресвитерианство достаточно аскетичным и пошли в своем радикализме еще дальше. Последователи крайнего пуританства – конгрегационалисты (индепенденты) – полностью отвергли догмы пресвитерианства и провозгласили свои конгрегации (отдельные общины) полностью самостоятельными единицами, способными выбирать как способ внутреннего управления, так и вероисповедание. За пределами общины для ее последователей не существовали ни авторитетов, ни какой-либо власти.

В период правления Елизаветы Тюдор пуритане оставались всего лишь религиозным течением, но после того, как на трон взошли Стюарты, все изменилось: религиозная оппозиция соединилась с политической. Все внутренние идеи были перенесены в политику.

Последовавшие за этим гонения вынудили пуритан перебраться на колонизированные земли Северной Америки. Постепенно англиканский кальвинизм (пуританизм) распался на сектантские направления, затем затих и полностью утратил свое политическое влияние. Но при этом именно пуританизм заложил основы американской морали, этики и культуры поведения.

Пуритане: основные черты религии пуританизм

Вероисповедание имеет несколько отличительных черт, разительно выделяющих адептов веры на фоне иных религиозных течений:
особый подход к нравственному воспитанию. Самый волнующий вопрос – что есть хорошо и что есть плохо. Жизнь – борьба между дьяволом (зло) и богом (добро). Черное – всегда только черное, а белое – белое. Никакие контрастности и нейтралитет совершенно неприемлемы;
преемственность реформирования. Жизнь пуритан – поиск возможностей ее обновления и определенного улучшения;
принятие Библии как единственного непререкаемого авторитета;
вера в Божье спасение как дарованную милость. Поступки, совершаемые человеком в течение жизни, никакого влияния не оказывают;
простота и строгость. Касается это как внутреннего церковного убранства, так и богослужений. Органное сопровождение проповеди запрещено.

Пуритане: быт

В бытовом плане жизнь пуритан также следовала определенным ценностям:
семья строилась на четком иерархическом подчинении;
религиозность. Чтение Библии всей семьей было обязательным ежедневным действием. Касалось это и молитв;
особое внимание уделялось обучению детей, в том числе и девочек;
в общине были обязательными собрания. Проводились мероприятия среди недели. При этом вся семья каждое воскресенье должна была посещать церковное богослужение. Какие-либо праздничные действа в этот день были запрещены;
последователи религии верили в то, что тяжелый труд – это добродетель.

Типичный пуританин обладал определенными чертами:
строгость одежды и поведения;
высокая религиозность;
подчеркнуто негативное отношение к любой роскоши, касается и бытового плана, и церкви;
педантизм во всем;
совершенная честность;
умение трудиться с полной отдачей;
непременное достижение поставленной задачи

Пуританин – значение слова

Кто такой пуританин – значение слова двойственно. В первом (историческом) варианте оно толкуется как человек, последователь пуританизма – религиозного течения, возникшего в Англии в шестнадцатом веке, цель которого заключалась в очищении англиканской церкви от католических черт.

Второе значение (переносное) – человек, придерживающийся очень строгих жизненных правил.

Пуританский образ жизни или натуризм для пуритан

Постепенно пуританское благочестие приобрело показные черты. Цензура безжалостно вырезала из произведений классиков и даже медицинских журналов любые сведения, которые могли бы задевать моральные чувства адептов. Подливали масла в огонь и медики, выражавшие явно негативное отношение к сексуальным потребностям человека. В частности, бытовало мнение, что сексуальное возбуждение и самоудовлетворение грозило человек смертельными болезнями.

Именно пуританская культура стала «крайней точкой» христианского взгляда на тело человека и сексуальные отношения. Именно поэтому натуризм для пуритан совершенно неприемлем, как и любая демонстрация обнаженного человеческого тела.

Во всем ли были чисты пуритане?

Источник: Переселенцы-пуритане. Кем они были? / Пробудитесь, №2, 2006, С. 10-13.

В СЕВЕРНОЙ Америке, у города Плимут в штате Массачусетс, на берегу океана лежит огромный гранитный камень. На нем выгравировано число 1620. Принято считать, что этот камень, названный Плимут-Рок, находится недалеко от того места, где около 400 лет назад на берег ступили переселенцы из Европы. Часто их называют «отцами-пилигримами» или «отцами-основателями».

Многие жители Северной Америки не раз слышали истории об этих радушных людях, которые приглашали местных индейцев на богатые пиры по случаю сбора урожая. Кем были эти переселенцы и зачем они прибыли в Северную Америку? Чтобы узнать об этом, давайте рассмотрим, что происходило в Англии во времена короля Генриха VIII.

Религиозные преобразования в Англии
Примерно за сто лет до того, как пилигримы высадились в Северной Америке, Англия была католической страной, и король Генрих VIII носил присвоенный папой титул «Защитник веры». Но отношения короля с церковью стали обостряться, когда папа Климент VII отказался расторгнуть брак Генриха с Екатериной Арагонской - первой из его шести жен.

Пока Генрих устраивал свою семейную жизнь, в Англии началась протестантская Реформация, которая привела к преобразованиям в Римско-католической церкви практически во всей Европе. Не желая лишиться поддержки Рима, Генрих выслал из страны всех сторонников Реформации, но потом изменил свои намерения. Так как церковь отказалась объявить его брак с Екатериной недействительным, он, по сути, объявил недействительной церковь. В 1534 году Генрих провозгласил себя «высшим главой церкви Англии», устранив влияние папы в стране. Король закрыл монастыри и продал все их многочисленные владения. К 1547 году, когда Генрих умер, Англия встала на путь протестантизма.

Сын Генриха Эдуард VI поддерживал разрыв с Римом. После смерти Эдуарда в 1553 году корона перешла к Марии Тюдор - дочери Генриха VIII и Екатерины Арагонской. Мария была убежденной католичкой и пыталась вернуть Англию под власть папы. По ее приказу многих протестантов изгнали из страны и более 300 человек сожгли на костре, за что она получила прозвище Мария Кровавая. Но ей так и не удалось остановить грядущие перемены. В 1558 году после смерти Марии на престол взошла ее сводная сестра Елизавета I, при правлении которой Англиканская церковь была восстановлена, а папа окончательно утратил свое влияние в стране.

Однако некоторые протестанты считали, что недостаточно просто отделиться от Римско-католической церкви, поэтому они призывали покончить со всеми следами церковной обрядности. За это они получили название «пуритане» (от латинского слова purus - «чистый»), то есть приверженцы «очищенной» религии. Небольшая группа пуритан выступала за упразднение должности епископов, самоуправление общин и их отделение от Англиканской церкви. Они стали известны как сепаратисты.

Недовольство пуритан проявилось во времена Елизаветы I. Некоторые священнослужители отличались свободной манерой одеваться. Поскольку королеве это не нравилось, в 1564 году она обратилась к Архиепископу Кентерберийскому с просьбой установить единый образец священнических облачений. Усмотрев в этом возвращение к католическим обычаям, пуритане отказались подчиняться. Особенно сильно противоречия обострились по поводу епископальной иерархии. Елизавета поддерживала епископов и требовала, чтобы они приносили ей клятву верности как главе церкви.

Сепаратисты переселяются
В 1603 году после смерти Елизаветы на английский престол вступил Яков I. Чтобы подчинить сепаратистов своей власти, король стал оказывать на них сильное давление. В 1608 году община сепаратистов из города Скруби бежала в более свободную Голландию. Однако со временем религиозная терпимость и распущенные нравы, бытовавшие в той стране, сделали жизнь беглецов еще тяжелее. Они решили покинуть Европу и начать новую жизнь в Северной Америке. За готовность оставить дом и пуститься в далекое путешествие ради религиозных убеждений их стали называть «пилигримами».

Получив разрешение поселиться в английской колонии Виргиния, пилигримы, среди которых были и сепаратисты, в сентябре 1620 года подняли паруса и отплыли в Америку на корабле «Мейфлауэр» («Майский цветок»). Примерно 100 человек, взрослые и дети, отправились в штормовое плавание по Северной Атлантике. Спустя два месяца они высадились на полуострове Кейп-Код, расположенном в сотнях километров к северу от Виргинии. На борту корабля путешественники приняли Мейфлауэрский устав, в котором они выразили желание основать общину и обязались исполнять принятые ими законы. 21 декабря 1620 года пилигримы устроили поселение недалеко от Плимута.

Жизнь в Новом Свете
Первая зима в Северной Америке оказалась для путешественников суровой, и к концу зимы почти половина из них была погребена в плимутской земле. Но с наступлением весны жизнь поселенцев улучшилась. Они построили дома, а коренные жители научили их выращивать местные растения. Осенью 1621 года переселенцы собрали такой богатый урожай, что решили устроить праздник в знак благодарности Богу. Так взял свое начало День благодарения, который сегодня принято отмечать в Соединенных Штатах, а также в других странах. В Плимут постоянно прибывали все новые поселенцы. Не прошло и 15 лет, как население колонии уже превышало 2 000 человек.

Между тем некоторые пуритане в Англии, как в свое время и сепаратисты, пришли к выводу, что их «Обетованная земля» тоже находится по ту сторону Атлантики. В 1630 году группа пуритан отправилась в Северную Америку. Они высадились к северу от Плимута и создали колонию на берегу Массачусетского залива. К 1640 году в Новой Англии обосновалось уже около 20 000 переселенцев из Европы. В 1691 году Плимутская колония слилась с колонией Массачусетского залива, и сепаратисты уже не выделялись среди пуритан как отдельная группа. Поскольку в Новой Англии жили в основном пуритане, Бостон стал их религиозным центром. Каковы были отличительные черты этого религиозного направления?

Религия пуритан
Прибыв в Новый Свет, пуритане построили деревянные дома для богослужений, в которых они собирались по воскресеньям утром. В теплое время года условия в них были вполне сносными, но зимой службы становились настоящим испытанием даже для стойких пуритан. Деревянные дома не отапливались, и прихожане уже очень скоро начинали дрожать от холода. Порой эти дома промерзали так сильно, что проповедники выступали прямо в рукавицах.

Убеждения пуритан были основаны на учениях французского реформатора Жана Кальвина. Они считали, что Бог заранее предопределил, каких людей он спасет, а какие будут вечно гореть в аду,- и человеку уже не под силу ничего изменить. Никто не знает, что произойдет с ним после смерти: или он будет пребывать в блаженстве на небесах, или же вечно гореть в аду.

Со временем пуританские проповедники стали призывать к покаянию. Они учили, что, несмотря на милосердие Бога, те, кто нарушает его законы, попадут прямо в ад. Так они постоянно раздували пламя адского огня, чтобы держать людей в повиновении. Например, религиозный деятель XVIII века Джонатан Эдвардс однажды выступил с проповедью «Грешники в руках гневного Бога». Ужасающее описание ада оказало на прихожан такое сильное впечатление, что после этой проповеди священнослужителям пришлось приводить их в чувства.

К представителям других религиозных течений в Массачусетсе относились крайне нетерпимо. Власти три раза изгоняли проповедницу Мэри Дайер, принадлежавшую к движению квакеров, но Мэри каждый раз возвращалась и продолжала распространять свои взгляды. В конце концов ее осудили и повесили в Бостоне 1 июня 1660 года. Другой проповедник Филлип Ратклифф, по-видимому, забыл, с какой яростью пуритане расправлялись со своими противниками. За выступление против властей и церкви в городе Сейлеме его высекли, оштрафовали, и, прежде чем изгнать из города, отрезали ему уши. Из-за нетерпимости пуритан многие переселялись из Массачусетса в другие колонии.

Высокомерие ведет к насилию
Многие пуритане верили, что «избраны» Богом, а коренных жителей считали недостойными людьми, незаконно поселившимися на этой земле. Это возмущало индейцев, и они стали совершать набеги на поселения пуритан. Поэтому руководители общин разрешили поселенцам вооруженными ходить в церковь, тем самым смягчив многие постановления, в том числе и закон о субботе. В 1675 году вражда между пуританами и коренными жителями настолько усилилась, что это привело к ожесточенным столкновениям.

Вождь индейского племени вампаноагов по имени Метакомет, прозванный королем Филиппом, решил положить конец захвату своих земель. Индейцы, совершая набеги, стали убивать поселенцев и сжигать их дома. Пуритане не остались в долгу, и жестокая война длилась несколько месяцев. В августе 1676 года пуританам удалось схватить короля Филиппа в Род-Айленде. Его обезглавили и четвертовали. Это положило конец войне короля Филиппа, а также лишило независимости коренных жителей Новой Англии.

В XVIII веке религиозный пыл пуритан был направлен в новое русло. Некоторые служители из Массачусетса стали выступать против британского правительства. Разжигая пламя борьбы за независимость, они смешивали религию и политику.

Пуритане были известны как трудолюбивые, усердные и глубоко преданные своей вере люди. До сих пор во многих языках сохранились такие выражения, как «пуританин» и «пуританская мораль». Но одна лишь искренность не может сделать чистыми ложные религиозные учения. Иисус Христос никогда не смешивал религию с политикой (Иоанна 6:15; 18:36). К тому же нетерпимость и насилие противоречат одной очень важной библейской истине: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Иоанна 4:8).

Учит ли ваша религия абсолютному предопределению? Участвуют ли руководители вашей церкви в политике? Тщательное изучение Слова Божьего поможет вам найти «поклонение, чистое и неоскверненное» - по-настоящему чистую религию, которую одобряет Бог (Иакова 1:27).


Для американцев «Мейфлауэр» - нечто вроде ковчега, так как с него началась история успешного освоения колоний пуританами. Колонистам с этого корабля удалось закрепиться в Новом Свете и основать успешную колонию, потомки которой до сих пор живут в США. Кстати, быть потомком одного из пассажиров «Мейфлауэра» в Америке очень и очень почетно.

6 сентября 1620 члены радикальной секты пуритан, по сути, нечто вроде диссентов, которым ничего хорошего в Англии не светило, на корабле «Мейфлауэр» отплыли из Плимута вперед - на запад. Точнее сначала они так далеко не собирались, а просто перебрались от гонений на пуритан из Англии в Голландию, где к пуританам относились лояльнее. Но эмигрантам тяжело жить в чужой стране. У многих не сложилось с работой, другие не выдерживали и уезжали в Англию, а те, кто оставались, постепенно становились голландцами. Но те, кто стоял во главе переселенцев, хотели оставаться англичанами-пуританами. Поэтому из относительно сытной Голландии было решено валить дальше.

В результате было решено отправиться в Новый свет, в уже основанную Вирджинскую колонию. Ожидалось, что там поддержат новых поселенцев и защитят от индейцев. В 1620 году «Вирджиния Компани» дает пуританам право на земли на территории колонии, при условии, что они предварительно отбатрачат на колонию. Кроме того «Вирджиния Компани» оплатила переезд колонистов.

Пуритане сначала сели на корабль «Спидвел» и приплыли из Голландии в Саутгемптон, где присоединились к другой партии колонистов на «Мэйфлауэре». В августе 1620 года корабли отправились на запад. Вскоре выяснилось, что «Вирджиния Компани» подобрала очень удачный корабль для того, чтобы утонуть. Поэтому пассажиры «Спидвела» перебрались на «Мэйфлауэр» после возвращения в порт. В сентябре 1620 года «Мэйфлауэр» со 102 пассажирами взял курс на запад.

Путешествие оказалось жестким. «Мэйфлауэру» от души досталось, но он не затонул, а доплыл до Нового света, правда, при этом сильно ушел на север. В итоге 21 ноября 1620 года «Мэйфлауэр» бросил якорь у мыса Код, оказавшись в 120 км от Бостона.

Приплыв на новое место пуритане переругались. Дело в том, что они высадились севернее того, места, которое им было выделено по контракту с «Вирджиния Компани». Поэтому, по мнению пуритан, это стало поводом кинуть компанию, которая организовала их доставку. Да, обычай кидать партнеров - не изобретение российских 90-х. Пуритане - одни из основоположников капитализма и Америки начали создание своего государства с того, что кинули тех, кто помог им туда попасть. Были и те, кто пытался доказать, что это, как бы нехорошо. Но они оказались в меньшинстве.


В результате глав всех семей - 41 человек подписали письменное соглашение, именуемое "Мэйфлауэрским". В нем было высказано намерение основать свою колонию и подчиняться законам, «которые будут считаться подходящими и соответствующими всеобщему благу колонии».

После этого с 25 ноября началась высадка на берег и исследование новых земель. Почти сразу англичане налетели на индейцев, которые уже имели не самый приятный опыт общения с белыми. Началась локальная войнушка, но у поселенцев было огнестрельное оружие и они победили.

25 декабря колонисты начали строить Дом собраний, ставшим первым зданием в Нью-Плимуте. В итоге эта колония стала первым английским поселением, в котором постоянно жили люди, а также первым крупным поселением в колонии Новая Англия. Эта колония стала вторым успешным поселением после Джеймстауна в Вирджинии, основанного в 1607 году. Но именно традиции этой колонии стали повсеместно американскими. В первую очередь это День благодарения, первый раз отмечавшийся в Новом Плимуте в 1621 году и знаменитая жареная индейка - чем больше, тем лучше.

· Катары · Лолларды

Церкви Реформации
Постреформационные движения
«Великое пробуждение »
Протестантский фундаментализм

Пуританизм стал идеологическим знаменем Английской революции -1649 годов . Неоднородность социально-политического состава пуритан привела к выделению среди них трёх сил: умеренного (пресвитериане), радикального (индепенденты) течений, а также низов Англии (левеллеры).

Пуританство, пуританизм - образ жизни , для которого характерны крайняя строгость нравов и аскетическое ограничение потребностей , расчётливость и бережливость, трудолюбие и целеустремлённость.

См. также

Напишите отзыв о статье "Пуритане"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Пуритане

Хлопоты и ужас последних дней пребывания Ростовых в Москве заглушили в Соне тяготившие ее мрачные мысли. Она рада была находить спасение от них в практической деятельности. Но когда она узнала о присутствии в их доме князя Андрея, несмотря на всю искреннюю жалость, которую она испытала к нему и к Наташе, радостное и суеверное чувство того, что бог не хочет того, чтобы она была разлучена с Nicolas, охватило ее. Она знала, что Наташа любила одного князя Андрея и не переставала любить его. Она знала, что теперь, сведенные вместе в таких страшных условиях, они снова полюбят друг друга и что тогда Николаю вследствие родства, которое будет между ними, нельзя будет жениться на княжне Марье. Несмотря на весь ужас всего происходившего в последние дни и во время первых дней путешествия, это чувство, это сознание вмешательства провидения в ее личные дела радовало Соню.
В Троицкой лавре Ростовы сделали первую дневку в своем путешествии.
В гостинице лавры Ростовым были отведены три большие комнаты, из которых одну занимал князь Андрей. Раненому было в этот день гораздо лучше. Наташа сидела с ним. В соседней комнате сидели граф и графиня, почтительно беседуя с настоятелем, посетившим своих давнишних знакомых и вкладчиков. Соня сидела тут же, и ее мучило любопытство о том, о чем говорили князь Андрей с Наташей. Она из за двери слушала звуки их голосов. Дверь комнаты князя Андрея отворилась. Наташа с взволнованным лицом вышла оттуда и, не замечая приподнявшегося ей навстречу и взявшегося за широкий рукав правой руки монаха, подошла к Соне и взяла ее за руку.
– Наташа, что ты? Поди сюда, – сказала графиня.
Наташа подошла под благословенье, и настоятель посоветовал обратиться за помощью к богу и его угоднику.
Тотчас после ухода настоятеля Нашата взяла за руку свою подругу и пошла с ней в пустую комнату.
– Соня, да? он будет жив? – сказала она. – Соня, как я счастлива и как я несчастна! Соня, голубчик, – все по старому. Только бы он был жив. Он не может… потому что, потому… что… – И Наташа расплакалась.

В современном мире пуританами называют людей, которые придерживаются скромного образа жизни. С пуританством ассоциируются, например: аскетизм, строгость нравов, трудолюбие. Но у каждого слова есть своя история происхождения. История пуританства уходит своими корнями в глубину веков, откуда и дошёл до нас слегка искажённый и упрощённый смысл слова.

Исторический экскурс

Для того чтобы понять кто такие пуритане, необходимо обратиться к истории Западной Европы XVI века. В это время духовная жизнь европейцев находилась под контролем Римско-католической церкви с папой во главе. Церковь обладала властью и сконцентрировала в своих руках огромные богатства, собирая с католиков церковный налог. Влияние церкви выходило далеко за религиозные рамки и распространялось на политическую жизнь средневековых государств.

Королей и их подданных часто тяготила монополия Римско-католической церкви, что привело к началу движения за реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Мыслители той эпохи обвиняли церковь в злоупотреблениях и в том, что она отошла от Священного Писания. Сторонники этого движения, или Реформации, получили название протестанты, а новое направление христианства - протестантизм.

В Англии процесс реформирования церкви произошёл сверху и связан с именем короля Генриха VIII, который перешёл от католичества к протестантству. Парламентом был издан акт, сделавший короля верховным главой церкви, оттеснив этим Римского папу с религиозной арены Англии. Таким образом, английские протестанты создали так называемую Англиканскую церковь с королём во главе.

Кто такие пуритане?

Полностью процесс отделения Англиканской церкви от Римско-католической был закончен при дочери Генриха VIII Елизавете I. Она провозгласила Англиканскую церковь государственной с королевой во главе. Кроме этого, были утверждены нормы богослужения и закрепилась иерархическая структура церкви, где епископов назначала королева. Но этим оказались недовольны представители нового течения внутри протестантской церкви - пуритане.

Пуритане - это английские протестанты, которые выступали за углубление Реформации и очищение Англиканской церкви от остатков католицизма. Недаром, пуританин в переводе с латинского означает «чистый» . Они были недовольны излишне богатым убранством протестантской церкви и одеяниями священнослужителей, помпезностью процессий, обрядами, оставшимися от католичества и самим иерархическим устройством церкви. Пуритане обратились к Елизавете I c рядом требований по очищению Англиканской церкви от наслоений католицизма. Они просили:

Требования шли вразрез с интересами королевской власти и были отвергнуты. Елизовета I пыталась не допустить углубления раскола общества на религиозной почве, так как часть её подданных оставались католиками. Это привело к ещё большим противоречиям внутри самого движения пуритан и усилению сепаратистских настроений в нём.

Что такое пуританство и его идеология?

Пуританство, прежде всего, религиозное движение реформ. Вся их деятельность была направлена на серьёзные изменения церковной жизни Англии. Пуритане внутри своего течения были неоднородны, но их объединяла общая идеология, которая включала в себя следующие черты:

  • Центральная роль Библии и библейских заповедей;
  • Вера в провидение (промысел Божий);
  • Аскетизм (самоограничение во имя достижения духовных целей);
  • Строгость нравов;
  • Осуждение расточительности и роскоши;
  • Патриархальные представления о семье и браке.

Изначально, пуританство было чисто английским движением, причём движением меньшинства. Несмотря на приобретённую значимость и широкое представительство в Английском парламенте, численно пуритане уступали остальным. Но это не помешало им принять активное участие в Английской революции XVII века, известной также как Английская гражданская война. Дело в том, что пуританская идеология со своим отказом от роскоши и излишеств, оказалась близка зарождавшемуся слою буржуазии в противовес феодальной аристократии. Но пуританский образ жизни не пришёлся по вкусу англичанам. В конечном счёте монархия была восстановлена, что ознаменовало крах пуританства в Аглии.

Носители пуританской идеологии, подвергаясь гонениям, стали переселяться в Новую Англию (северо-восток США) и континентальную Европу , где создавали церковные общины. Этим пуритане определили религиозную жизнь Америки на столетия вперёд, заложив основы морали, этики и культурных традиций. Кроме этого, современные пресвитерианские, конгрегационалистские и баптистские церкви строятся на принципах пуританства.

Возникнув как локальное религиозно-политическое движение , пуританство прожило короткую, но очень яркую жизнь. Идеологические и нравственные основы, заложенные пуританами, дошли и до наших дней. Конечно, истинное значение слова давно забыто, но сохранилось ощущение пуританского духа, как чего-то строгого, сурового и чистого.