Психологические тесты определения волевых качеств. Волевые качества личности тест

Методика обработки результатов приводится в конце теста.

За ответы на каждый вопрос присваиваются следующие баллы:

    – так не бывает;

    – пожалуй, неверно;

    – может быть;

    – наверное, да;

    – уверен, что да.

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ

    Умение ставить ясные цели и задачи:

А – имею ясную перспективную цель профессионального совершенствования на 3-4 года вперед;

Б – совместно с преподавателем планирую уровень достижений на предстоящий год; намечаю конкретные задачи на соответствующие этапы подготовки;

В – ставлю очередные задачи на ближайшие занятия, зачеты, экзамен.

    Умение планомерно осуществлять свою деятельность:

А - выполняю планы отдельных домашних заданий;

Б – выполняю планы выступлений на зачетах и на экзаменах;

В – оцениваю проведенные занятия, пройденные зачеты и экзамены; корректирую намеченные планы.

    Умение подчинять себя достижению поставленной цели:

А – ради достижения цели соблюдаю строгий режим;

Б – цели и задачи профессионального роста являются для меня мощным источником активности;

В – я испытываю огромное чувство удовлетворения от самого процесса своих музыкальных занятий.

НАСТОЙЧИВОСТЬ И УПОРСТВО

    Умение длительно добиваться намеченной цели:

А – я занимаюсь на музыкальном инструменте регулярно и неукоснительно соблюдаю положенное мне количество часов, отведенных на занятия;

Б – кропотливо и тщательно я стараюсь отрабатывать технику игровых движений;

В – упорно и последовательно я стараюсь преодолеть недостатки своего профессионального мастерства.

    Умение превозмогать негативные настроения:

А – при развитии чувства усталости я стараюсь проявить терпение и продолжаю занятия, не снижая рабочего накала;

Б – находясь в плохом настроении, я могу принудить себя к действиям через «не хочу» или «не могу»;

В - терпеливо и длительно я могу повторять однообразные и скучные, но нужные упражнения.

    Умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другие сложности:

А – неудача в исполнении произведения мобилизует меня на достижение цели – сыграть хорошо;

Б – в случае неудачи я склонен к увеличению длительности своих занятий;

В – сыграв на зачете неудачно одну вещь, я не падаю духом и стараюсь играть хорошо другие произведения.

РЕШИТЕЛЬНОСТЬ И СМЕЛОСТЬ

    Умение своевременно принимать ответственные решения:

А – я могу своевременно принять решение о выполнении какого-либо действия, намерения, поступка, когда нельзя медлить;

Б – я могу своевременно принять решение о выполнении необходимых действий в условиях риска;

В - могу своевременно принять решение в условиях моральной ответственности за свои действия перед своим коллективом (ансамблем или оркестром).

    Умение подавлять чувство страха:

А – в условиях ответственного выступления испытываю стремление к риску и желание перейти к действию (могу сыграть вещь в более быстром темпе на конкурсе);

Б – в условиях ответственного выступления мысленно отключаюсь от переживаний и целиком сосредоточиваюсь на своих исполнительских действиях;

В – в обстановке моральной ответственности сознательно преодолеваю неблагоприятные переживания и решительно действую (могу исполнить партию вместо заболевшего солиста).

    Умение безотказно выполнять принятые решения:

А – после принятия решения о выполнении ответственного действия (задания) непременно приступаю к его практическому выполнению;

Б – начав играть трудный эпизод или пьесу, продолжаю это делать и довожу, доигрываю его до конца, даже если при этом допускаю ошибки;

В – неудачи при игре сложных вещей мобилизуют на повторные попытки добиться успеха.

ВЫДЕРЖКА И САМООБЛАДАНИЕ

    Умение сохранять ясность мысли:

А – при игре на зачете или экзамене могу хорошо сосредоточиваться, распределять и переключать внимание несмотря на волнующую обстановку;

Б – не допускаю «пораженческих» мыслей и негативных представлений под влиянием неудач и ошибок на зачетах и экзаменах;

В – в напряженной обстановке экзамена я могу обдуманно действовать в соответствии с тем, что я знаю и умею делать.

    Умение владеть своими чувствами:

А – я могу легко повысить свой эмоциональный тонус в состоянии апатии, растерянности, тревоги и беспокойства;

Б – я могу легко снизить уровень своего эмоционального возбуждения (при волнении, боли, негодовании, преувеличенном представлении об ответственности);

В – в случае удачного исполнения произведения в классе или на экзамене не проявляю излишней самоуверенности, беспечности и мнимого превосходства над другими.

    Умение управлять своими действиями:

А – я могу сохранять контроль над своими игровыми движениями даже при проявлении чувств усталости, раздражения, недовольства собой;

Б – несмотря на мои неудачи на зачетах, я стремлюсь продолжать выступать публично на уровне всех своих возможностей;

В – в конфликтных ситуациях я могу легко удержать себя от неэтичных поступков и действий (грубых слов, пререканий, ухода из класса).

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНИЦИАТИВНОСТЬ

    Умение проявлять независимость в решениях и действиях:

А – я критически отношусь к предлагаемым мне советам со стороны своих товарищей; не склонен подражать моим удачливым товарищам;

Б – я люблю самостоятельно готовиться к очередным занятиям (читаю и конспектирую нужные книги, выполняю необходимые задания);

В – после моих выступлений на публике я предпочитаю собственный анализ того, что у меня получилось, а что нет.

    Умение проявлять личный почин и новаторство:

А – я люблю изобретать технические упражнения и предлагать оригинальные планы исполнения произведения;

Б – я склонен самостоятельно планировать этапы своего профессионального роста;

В – мне нравится искать индивидуальные пути совершенствования своего профессионального мастерства.

    Умение проявлять находчивость и сообразительность.

А – я легко приспосабливаюсь к неожиданным изменениям условий занятий и экзаменов (перенос во времени и в помещении);

Б – при игре в ансамбле могу быстро изменить характер своего исполнения, ориентируясь на солиста или товарищей по ансамблю;

В – я могу быстро перестроиться в исполнении произведений в зависимости от аудитории (состав слушателей, возможности акустики).

Задание выполняют поодиночке или вдвоем, когда студенты оценивают друг друга. Оценка результатов: по каждому волевому качеству:

36 – 45 баллов - высокий уровень;

26 – 35 - средний;

15 – 25 - низкий. Обобщение результатов производится по схеме:

Волевые качества Волевые умения Оценки признаков

волевых умений

1. Целеустремленность 1. Ставить ясные цели А Б В Общая

и задачи 3 5 4 12

2. Планомерно 4 3 2 9

осуществлять

деятельность

3. Подчинять себя 5 5 5 15

достижению поставленной

____________________

    Настойчивость и 4. Длительно добиваться

упорство намеченной цели

5. Превозмогать тягостные

состояния

6. Продолжать деятельность,

несмотря на неудачи

3. Решительность и

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы диагностики

  1. Организационно-волевые качества:

1 Терпение

2.Воля

3. Само-

контроль

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности

Способность активно

побуждать себя к

практическим действиям

Умение контролиро-

вать свои поступки

(приводить к должному

свои действия)

Терпения хватает меньше, чем на ½ занятия;

Терпения хватает больше, чем на ½ занятия;

Терпения хватает на все занятие;

Волевые усилия ребенка побуждаются извне;

Иногда - самим ребенком;

Всегда - самим ребенком

Ребенок постоянно действует под воздействием контроля извне;

Периодически контролирует себя сам;

Постоянно контролирует себя сам

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

II. Ориентационные качества:

1. Самооценка

2. Интерес к занятиям в детском объединении

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

Завышенная;

Заниженная;

Нормальная

Интерес к занятиям продиктован ребенку извне;

Интерес периодически поддерживается самим ребенком;

Интерес постоянно

поддерживается ребенком самостоятельно

Анкетирование

Тестирование

Методика исследование волевых качеств личности.

Цель: оценить уровень развития собственных волевых качеств: целеустремленности, настойчивости и упорства, смелости и решительности, инициативности и самостоятельности, самообладания и выдержки.

Каждый Опросник (в данной методике их пять) позволяет диагностировать два параметра вышеперечисленных волевых качеств: выраженность и генерализованность.

Под выраженностью волевого качества понимается наличие и устойчивость проявления основных его признаков.

Под генерализованностью – универсальность качества, т.е. широта его проявления в различных жизненных ситуациях и видах деятельности.

Инструкция: Прослушайте внимательно каждое суждение и подумайте, насколько оно для вас характерно. Исходя из этого выберите соответствующий ответ из пяти предлагаемых вариантов и его номер поставьте в бланке ответов напротив номера соответствующего суждения.

Варианты ответов:

1. Так не бывает.

2. Пожалуй, неверно.

3. Может быть.

4. Наверное, да.

5. Уверен, что да.

Ответив на вопросы первого опросника, переходим к следующему и так до конца, пока не заполним весь бланк ответов.

Бланк ответов.

Целеустрем-ленность

Смелость,

решительность

Настойчивость, упорство

Самостоятель-ность, инициативность

Самообладание, выдержка

в =

в =

в =

в =

в =

В = в + 20 =

В = в + 20 =

В = в + 20 =

В = в + 20 =

В = в + 20 =

г =

г =

г =

г =

г =

Г = г + 20 =

Г = г + 20 =

Г = г + 20 =

Г = г + 20 =

Г = г + 20 =

Целеустремленность.

1. Приступая к любому делу, всегда четко осознаю, чего я хочу достичь.

2. Неудача на экзамене побуждает меня заниматься с удвоенной энергией.

3. Мои интересы не устойчивы, не могу пока определить, к чему мне стремиться в жизни.

4. Я отчетливо представляю себе, чему хочу научиться в жизни.

5. Во время занятий мне быстро надоедает работать строго в соответствии с планом.

6. Если уж я ставлю перед собой определенную цель, то неуклонно стремлюсь к ее достижению, как бы ни было трудно.

7. На большинстве занятий я ставлю перед собой конкретные задачи.

8. При неудачах меня всегда одолевают сомнения, стоит ли продолжать начатое дело.

9. Четкое планирование работы не характерно для меня.

10. Я редко задумываюсь над тем, как можно применить знания, получаемые в вузе, в будущей практической работе.

11. Никогда сам не проявляю инициативы в постановке новых целей, предпочитаю следовать указаниям других людей.

12. Обычно под влиянием разного рода препятствий мое стремление к цели значительно ослабевает.

13. У меня есть главная цель к жизни.

14. После неудачи на экзамене долго не могу заставить себя заниматься в полную силу.

15. К общественной работе я отношусь с меньшей ответственностью, чем к учебной.

16. Как правило, я заранее намечаю конкретные задачи, планирую свою работу.

17. Я постоянно испытываю потребность ставить перед собой новые цели и достигать их.

18. Начиная новое дело, не всегда четко представляю себе, к чему следует стремиться; обычно надеюсь, что это проясниться по ходу работы.

19. Всегда стараюсь до конца выполнить любое, в том числе общественное, поручение.

20. Даже при неудачах меня не покидает уверенность, что я достигну поставленной цели.

Смелость, решительность.

1. Принимая какое-нибудь решение, я всегда реально оцениваю свои возможности.

2. Я не боюсь вмешаться в ситуацию на улице, если нужно предотвратить несчастный случай.

3. Мне трудно выполнять свои обещания.

4. Высказываю свое мнение, несмотря на возможность конфликта.

5. Сознание, что соперник сильнее, является для меня серьезным препятствием.

6. Я легко освобождаюсь от тревоги, опасений страха.

7. Установив для себя распорядок дня, я четко его придерживаюсь.

8. Меня часто мучают сомнения.

9. Мне больше по душе, если ответственность за совместное дело несут другие, а не я.

10. Вряд ли я смогу рискнуть предотвратить несчастный случай.

11. Когда я анализирую свои поступки, часто прихожу к выводу, что недостаточно хорошо продумал и спланировал свой действия.

12. Как правило, я избегаю рискованных ситуаций.

13. Я не испытываю страха перед сильным соперником.

14. Много раз решал с завтрашнего дня начать «новую жизнь», но с утра все шло по-старому.

15. Возможность конфликта заставляет меня держать свое мнение при себе.

16. Обычно мне легко удается справиться со своими сомнениями.

17. Постоянно чувствую ответственность за свои дела и поступки.

18. Я с трудом преодолеваю страх.

19. Для меня исключительный случай, если я не смог сдержать слово.

20. Возможность рискнуть доставляет мне радость.

Настойчивость, упорство.

1. Начиная любое дело, я уверен, что сделаю все возможное для его выполнения.

2. Я всегда до конца отстаиваю свое мнение, если уверен, что прав.

3. Я не в состоянии принудить себя заниматься на фоне усталости.

4. На экзаменах я «борюсь» изо всех сил до последнего момента.

5. Мне трудно доводить дело до конца общественные дела.

6. Для меня характерны планомерность, систематичность в работе.

7. На занятии я заставляю себя полностью выполнить задание, даже если очень устал.

8. Часто я бросаю на полпути начатые дела, потеряв интерес к ним.

9. Мне больше нравятся легкие, пусть даже менее результативные пути к цели.

10. Не могу заставить себя планомерно заниматься в течение всего семестра, особенно по тем учебным предметам, которые даются с трудом.

11. Обычно я не знаю, хватит ли у меня желания и сил завершить начатое дело.

12. У меня никогда не появляется желание поставить перед собой труднодостижимую цель.

13. В основном я систематически готовлюсь к учебным занятиям в вузе.

14. Неудачи в период сессии резко снижают мою активность и желание продолжать учебу.

15. В споре я часто уступаю другим.

16. Я до конца выполняю даже скучную и однообразную работу, если это необходимо.

17. Я испытываю особое удовлетворение, если успех достался с большим трудом.

18. Я не могу заставить себя работать систематически.

19. Выполняя общественные поручения, я всегда добиваюсь того, что необходимо.

20. Довольно часто я испытываю потребность проверить себя в трудных делах.

Самостоятельность, инициативность.

1. Как правило, все важные решения я принимаю без посторонней помощи.

2. Мне легко удается побороть смущение и первым завязать разговор с незнакомым человеком.

3. Я никогда по собственной инициативе не берусь за выполнение общественных поручений.

4. При подготовке к учебным занятиям я довольно часто читаю дополнительную литературу, не ограниваясь лекцией или учебником.

5. Отсутствие совета, поддержки со стороны преподавателя значительно снижает мои результаты на экзамене.

6. Больше всего мне нравится пробовать свои силы в творческой деятельности.

7. К практическим занятиям я стараюсь подойти творчески.

8. Я чувствую себя спокойно и уверенно, если кто-то руководит мною.

9. Прежде чем что-то сделать, я всегда советуюсь с кем-нибудь из знакомым.

10. В разговоре или при знакомстве я стремлюсь предоставить инициативу другому.

11. Для меня удобнее всего выполнять работу по известному образцу.

12. Обычно я отказываюсь от своих планов, намерений, если другие находят их неудачными.

13. К общественной работе я отношусь неформально, стараюсь сделать ее не только полезной, но и интересной.

14. При изучении любого учебного предмета я не стремлюсь знать больше, чем требуется для сдачи зачета или экзамена.

15. Обычно я не задумываюсь над содержанием учебного материала, точно выполняю то, что предлагает преподаватель.

16. Я стремлюсь быть организатором новых дел в коллективе.

17. Если я уверен, что прав, всегда поступаю по-своему.

18. Процесс творчества не привлекает меня.

19. Результаты моих выступлений на олимпиадах и конференциях практически не зависят от того, присутствует ли на них мой преподаватель (руководитель).

20. В любую работу я стремлюсь внести что-то новое, что повышает мой интерес к ней.

Самообладание, выдержка.

1. Я легко могу заставить себя долго ждать, если это необходимо.

3. Я не могу нормально заниматься, если меня что-то тревожит.

4. В течение всего экзамена я четко контролирую свои мысли, чувства, действия, поведение.

5. Я совершенно не переношу боли.

6. Мне удается сохранять ясность мысли даже в самых сложных жизненных ситуациях.

7. Неприятности в вузе и дома не снижают качество моих занятий.

8. Долгое ожидание очень мучительно для меня.

9. Когда я встревожен, то волнуюсь, совершенно теряю контроль над собой.

10. Во время экзамена я иногда не могу ответить даже то, что знаю.

11. Я считаю, что умение владеть собой не так уж важно для человека.

12. Если у меня плохое настроение, никогда не могу этого скрыть.

13. На экзамене всегда мобилизуюсь и нередко получаю оценку не ниже той, на которую рассчитываю.

14. Не могу сдержать себя, чтобы на грубость не ответить тем же.

15. На экзамене я с трудом владею собой.

16. Мне легко заставить себя сдержать смех, если чувствую, что он не уместен.

17. Сильное волнение, как правило, не сказывается на целесообразности моих действий и поведения.

18. В сложной ситуации я обычно теряюсь, не могу быстро принять нужное решение.

19. Я могу заставить себя действовать, превозмогая боль, если это крайне необходимо.

20. Я специально учусь владеть собой.

Обработка и интерпретация результатов.

Обработайте ответы с помощью ключа, который одинаков для всех пяти опросников.

Ключ.

Выраженность волевого качества

Генерализованность волевого качества

Номер

суждения

Номер ответа

Номер суждения

Номер ответа

В ключе выделены две группы суждений: диагностирующие выраженность волевых качеств и диагностирующие генерализованность волевых качеств.

Напротив номера суждения указано количество баллов (-2, -1, 0, +1, +2), которое присуждается за каждый вариант ответа. Эти оценки заносятся в бланк ответов рядом с номером ответа. Затем подсчитывается алгебраическая сумма баллов отдельно по суждениям параметра выраженности и параметра генерализованности для каждого волевого качества. Для перевода на положительную шкалу оценок к суммарной оценке прибавляется 20 баллов и окончательные результаты заносятся в нижнюю часть протокола.

Далее необходимо представить полученные результаты графически. В тетради чертится окружность диаметром 8 см. Из ее центра (нулевая точка) проводятся 5 радиусов, на которых наносятся деления от 0 до 40. Каждый радиус – показатель уровня выраженности одного из волевых качеств. Затем данные из бланка ответов переносятся на соответствующие радиусы с делениями. На каждый радиус наносятся по две точки: число баллов по параметру выраженности и по параметру генерализованности. Точки, обозначающие показатели выраженности всех волевых качеств, соединяются одной чертой, а точки, обозначающие показатели генерализованности, - другой. Получается два пятиугольника, расположенных внутри круга (пример представлен на рисунке). На основании графически представленных результатов делается заключение об уровне выраженности каждого волевого качества по параметрам выраженности и генерализованности.


Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «КубГУ»)

Кафедра психологии личности и общей психологии

о проведении исследования

по методике «Волевые качества личности»

Работу выполнила

Никитенкова А. Н.

Факультет управления и психологии, направление 37.03.01 – Психология

Проверил:

канд. психологич. наук,

старший преподаватель

Е. Ю. Чичук_________

ОЦЕНКА___________

Краснодар 2015

1. Полное название. Опросник «Волевые качества личности»

2. Описание (источник, история создания, автор, цели и предмет диагностики, возможные модификации, сфера применения и т.п.)

Источник: Чумаков М. В. Диагностика волевых свойств личности // Вопр. психологии. 2006. № 1. В. Н. Шляпников

Предмет диагностики: волевые качества

Информация о методике: Опросник направлен на диагностику таких волевых качеств, которые представляют собой конкретные проявления волевой регуляции, определяющиеся условиями и содержанием конкретных видов деятельности, осуществляемых человеком.

Волевые качества представляют собой устойчивые диспозиции личности, определяющие предрасположенность человека проявлять волевые усилия, специфичные по отношению к определенным условиям деятельности и опросник предназначен для диагностики респондентов в возрасте от 18 до 35 лет.

3. Инструкция и комментарии к инструкции.

Инструкция: «Прочитайте предложенные Вам утверждения и поставьте на бланке рядом с номером каждого утверждения знак «+» , если вы согласны с утверждением, или «–» если Вы не согласны с данным утверждением.»

4. Опросник, или описание процедуры измерения.

Если я присутствую на каком-либо собрании, то, как правило, выступаю.

Я немного завидую тем, кто не лезет за словом в карман.

Я редко обращаюсь к кому-либо за помощью.

Я плохо переношу боль.

Я скорее пессимист, чем оптимист.

Я могу быстро сосредоточиться, если нужно.

У меня нет четкой цели в жизни.

Я не могу про себя сказать, что я человек, легкий на подъем.

Мне стоило бы быть более решительным.

Даже короткое время мне трудно обходиться без близких мне людей.

Обычно у меня получается закончить дело, несмотря на трудности.

Я веду активный образ жизни.

Музыка, шум легко отвлекают меня.

Когда я приступаю к делу, я обдумываю все до мелочей.

Часто как-то само собой получается, что я оказываюсь в роли лидера.

Когда мне отказывают, мне трудно вновь повторить свою просьбу.

Я совершенно не могу сидеть без дела.

Я не очень собранный человек.

Я хорошо знаю, чего хочу.

Мне бывает трудно сделать первый шаг.

Я не люблю рисковать.

Я бы чувствовал(а) себя очень неуютно, если бы мне пришлось ехать одному (одной) в дальнюю поездку.

Если что-то не получается с первого раза, я вновь и вновь повторяю попытки.

У меня часто бывает упадок сил.

Мне нетрудно концентрировать внимание.

Меня не пугают отдаленные цели.

Я очень редко опаздываю на работу, учебу, встречи.

Когда я учился (училась) в школе, я часто вызывался (вызывалась) отвечать на уроке.

Я быстро принимаю решения.

Мне нравится научиться чему-либо без посторонней помощи.

Я не боюсь надоедать людям повторяющимися просьбами.

Отдых - это просто смена деятельности.

Я нечасто выступаю зачинщиком новых начинаний.

Я склонен (склонна) к сомнениям.

Мне трудно идти против мнения группы.

Я легко поддаюсь панике.

В случае неудачи у меня опускаются руки.

Я быстро восстанавливаю силы.

Я могу долго работать, не отвлекаясь.

Нельзя сказать, что я целеустремленный человек.

Я все время выдумываю что-то новое.

Я часто советуюсь с другими людьми.

Я не могу долго переносить напряженные физические нагрузки.

Я - мягкий человек.

Я бы не сказал(а), что я энергичный человек.

Действительно, я нередко бываю рассеянным (рассеянной).

Я знаю, кем я хочу быть в жизни, и стремлюсь к этому.

Нередко мне самому (самой) приходится показывать пример окружающим.

Мне хорошо знакомы мучительные колебания, когда нужно сделать выбор.

Я могу быть очень настырным (настырной).

Я часто чувствую сонливость днем.

Я умею ставить себе ясные и четкие цели.

Я старательно выполняю обязанности по работе, учебе.

Мне не хватает уверенности в себе.

Я терпеливо дозваниваюсь, если номер занят.

Неблагоприятные обстоятельства часто мешают мне закончить начатое.

Обычно я жизнерадостен (жизнерадостна) и полон (полна) сил.

Не могу долго удерживать внимание, если мне не интересно.

Как правило, я составляю план на неделю.

Я сам(а) проявляю инициативу при знакомстве.

Я могу иногда прогулять работу (учебу), если знаю, что мне это сойдет с рук.

Меня нельзя назвать инициативным человеком.

Я люблю все делать быстро.

Я могу долго, стиснув зубы, преодолевать неприятности.

Я могу долго работать, не уставая.

Если я берусь за дело, то погружаюсь в него целиком и полностью.

Я стараюсь расположить дела по степени важности и начинаю с тех, которые наиболее важны.

Я вспыльчивый человек.

Про меня можно сказать, что я немного ветреный (ветреная).

Я - внушаемый человек.

Я умею сдерживать гнев.

Я обязательный человек.

В целом меня можно назвать терпеливым человеком.

Я серьезно отношусь к домашним обязанностям.

Люблю решать все сам(а).

Я могу долго выполнять не интересное, но нужное дело.

У меня плохо получается скрывать от окружающих, что я расстроен(а).

Я упорно достигаю своих целей.

5. Бланки, или инструменты обследования.

Фамилия, Имя _____________________________________________________________

Пол ______ Возраст__________ Дата проведения ___________________

Вариант ответа

Вариант ответа

Вариант ответа

6. «Ключи» для обработки и интерпретации результатов. Нормы, уровни выраженности и т.п.

Обработка результатов:

Ключ: (в скобках приводятся вначале прямые вопросы, через точку с запятой -обратные).

Ответственность (11, 14, 27, 53, 72, 74; 61, 69).

Инициативность (1, 15, 28, 41, 48, 60; 8, 20, 33, 62).

Решительность (29, 63; 2, 9, 21, 34, 49, 54).

Самостоятельность (3, 30, 75; 10, 22, 35, 42, 70).

Выдержка (55, 64, 71, 73, 76; 4,36,43, 68, 77).

Настойчивость (23, 31, 50; 16, 37, 44, 56).

Энергичность (12, 17, 32, 38, 57, 65; 5, 24, 45, 51).

Внимательность (6, 25, 39. 66; 13, 18, 46, 58).

Целеустремленность (19, 26, 47, 52, 59, 67,78; 7, 40).

Общий балл.

Прямые вопросы: 1, 3, 6, 11, 12,14,15, 17, 19 23, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 38, 39, 41, 47, 48, 50, 52, 53, 55, 57, 59,60, 63, 64, 65, 66, 67, 71, 72, 73, 74, 75, 76.

Обратные вопросы: 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 13, 16 18, 20. 21, 22. 24, 33, 34, 35, 36, 37, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 49, 51, 54, 56, 58, 61, 62, 68, 69, 70, 77.

1. Ответственность (ответственный, обязательный - безответственный, ненадежный, ветреный, безалаберный).

Инициативность (ведущий, деловой, сильный, инициативный, деятельный, влиятельный, дальновидный - - пассивный, безынициативный, ленивый, бездеятельный).

Решительность (уверенный, решительный - нерешительный, неуверенный, колеблющийся, сомневающийся).

Самостоятельность (самостоятельный - - зависимый, несамостоятельный, управляемый, повинующийся).

Выдержка (выдержанный, терпеливый, благоразумный, самоуправляемый -невыдержанный).

Настойчивость (твердый, боевой, стойкий, настойчивый - ненастойчивый, нестойкий, слабый).

Энергичность (активный, жизнедеятельный, энергичный, оптимистичный - бессильный, депрессивный).

Внимательность (внимательный, собранный, непоколебимый - - невнимательный).

Целеустремленность (целеустремленный, упорный - нецелеустремленный).

0-3 – низкий уровень

4-6 – средний уровень

7-10 – высокий уровень

7. Описание шкал.

Интерпретация результатов:

«ответственность»:

Высокий балл по этой шкале получают ответственные, обязательные люди. Они, как правило, дисциплинированы и старательно выполняют свои обязанности.

Очень высокие баллы могут свидетельствовать о повышенной тревожности.

Низкие баллы получают люди, которые не всегда отличаются надежностью. Они не перегружают себя чрезмерными обязательствами, проще смотрят на жизнь и могут обладать низкой тревожностью.

«инициативность»:

Высокий балл характерен для инициативных, деятельных людей с высокими лидерскими тенденциями. Они выступают инициаторами новых начинаний, стремятся что-то изменить. Хорошо проявляют себя в ситуациях, когда изменения необходимы и требуются новаторские подходы. В сочетании с высокой креативностью и интеллектуальными способностями могут быть очень продуктивны. При низкой креативности и способностях к анализу, особенно на руководящих постах, могут инициировать недостаточно продуманные и эффективные новации.

Низкий балл характерен для пассивных людей. Их устраивает существующее положение дел и они не склонны что-либо менять. К лидерству сами не стремятся. Эффективны в ситуациях, требующих не столько изменений, сколько сохранения стабильности.

«решительность»:

Высокий балл по шкале характерен для лиц, быстро и уверенно принимающих решения. Они не склонны к длительным сомнениям, колебаниям при осуществлении задуманного. Иногда быстрота принятия решения может быть вызвана импульсивностью.

Низкий балл получают недостаточно решительные, неуверенные, склонные к постоянным сомнениям люди. Решение принимается после длительных колебаний и не обладает достаточной устойчивостью.

«самостоятельность»:

Высокий балл демонстрируют люди, не нуждающиеся в постоянной психологической поддержке, стремящиеся самостоятельно принимать решения, обладающие способностью противостоять мнению группы, если оно отличается от их собственного.

Низкий балл свидетельствует о низкой самостоятельности, внушаемости, зависимости от мнения группы.

«выдержка»:

Высокий балл характерен для людей, умеющих контролировать свои эмоции, терпеливо переносить нагрузки, справляться с монотонной деятельностью.

Эти люди хорошо управляют собой, своими состояниями. В некоторых случаях выраженность этого качества может приводить к тому, что человек справляется с обстоятельствами, которые, возможно, целесообразнее было бы изменить.

Низкий балл харатерен для людей, свободных в проявлении эмоций, испытывающих трудности при необходимости переносить нагрузки или выполнять неинтересную работу. Им не всегда хватает самообладания и трудно быть сдержанными.

«настойчивость»:

Высокий балл получают стойкие люди, способные к преодолению препятствий на пути достижения цели. Неудачи не выбивают таких людей «из колеи». Они способны повторять снова и снова попытки для достижения задуманного. В определенных случаях эта черта может делать поведение недостаточно гибким.

Низкий балл характерен для мягких людей. Неудачи могут деморализовать их, а препятствия часто заставляют отказаться от намеченного.

«энергичность»:

Высокий балл говорит об активности. Такие люди деятельны, работоспособны, с оптимизмом смотрят на жизнь.

Низкий балл получают люди с невысокой активностью. Они быстро устают. Их можно назвать скорее пессимистами, чем оптимистами.

«внимательность»:

Высокий балл получают люди, способные к произвольной концентрации внимания. Они стабильно его удерживают в случае надобности, даже если деятельность не очень интересует их. Для них характерна собранность, глубокое погружение в работу.

Низкий балл характерен для лиц, испытывающих трудности с произвольной концентрацией внимания. Они легко отвлекаются, с трудом сосредотачиваются, если деятельность их не очень интересует.

«целеустремленность»:

Высокий балл свидетельствует о наличии у человека хорошо осознанных целей в жизни. Как правило, они стремятся планировать свое время и порядок выполнения дел. Таким людям бывает сложно в ситуациях, когда нет объективной возможности реализации целей.

Низкий балл говорит о недостаточной четкости целей и упорстве в их достижении. Такие люди не всегда хорошо понимают, чего хотят. Им бывает сложно в ситуациях, где необходимо самим планировать свои дела.

8. Таблица данных.

Объект: таблица включает в себя результаты по данной методике самого исследователя и респондента.

Качество

Всего баллов

Уровень выраженности

Общий балл

Никитенкова

Ответственность

Инициативность

Решительность

Самостоятельность

Выдержка

Настойчивость

Энергичность

Внимательность

Целеустремленность

Ответственность

Инициативность

Решительность

Самостоятельность

Выдержка

Настойчивость

Энергичность

Внимательность

Целеустремленность

9. Заключение о результатах проведения методики.

По итогам диагностики: Никитенкова набрала наибольший результат в 6 баллов в категории «Выдержка», наименьший в 0 баллов в категории «Энергичность».

Булах набрал наибольший результат в 9 баллов в категориях «Ответственность» и «Решительность», наименьший в 3 балла в категориях «Самостоятельность» и «Внимательность».

Вывод: по результатам Никитенковой можно сказать, что она человек спокойный, не энергичный, с развитой выдержкой, терпеливостью и самостоятельностью.

По результатам Булах можно сказать, что он человек дела и слова. Ответственный и решительный, но самые важные дела не решает в одиночку, поскольку нуждается в совете. Невнимателен.

10. Идея исследования с помощью данной методики (объект, предмет, гипотеза)

Цель: выявление гендерных особенностей волевых качеств личности.

Проблема: необходимость выявить гендерные различия волевых качеств личности.

1) Студентка ОЗФО, 2 курс, КУБГУ, ФУП, «Психология»

2) Студент заочного отделения, 2 курс, МГУТУ имени К.Г. Разумовского, Темрюкский филиал, «Товароведение»

Предмет: волевые качества

Методика может использоваться как для практических, так и исследовательских целей. В настоящее время авторами методики ведется работа по расширению диапазона ее применения.

Оборудование : опросник, бланк ответов, ручка.

Инструкция

Вам предлагается ответить на вопросы, направленные на выяснение некоторых особенностей вашей личности и вашего характера. Прочитайте каждое утверждение и в графе ответов поставьте знак «+» против выбранного вами варианта. Варианты ответов : «Определенно «да», «Скорее «да», чем «нет», «Скорее «нет», чем «да», «Определенно «нет».

Искренние ответы позволят вам получить верное о себе представление и в будущем учесть как свои слабые, так и сильные стороны характера. И напротив, желание показаться лучше, чем вы есть на самом делe, обернется пустой тратой времени или получением сведений, не соответствующих действительности.

Вопросы Да Скорее да, чем нет Скорее нет, чем да Нет
1.Счастье – это когда повезет
2. Мои планы на будущее редко оказываются реальными
3. После того как я уже решился сделать, я, как правило, еще раскачиваюсь, прежде чем начать
4. Часто из-за лени я откладываю начатую работу
5. Часто я поступаю по первому побуждению «Сделано – и будь, что будет»
6. Обычно без посторонней помощи я могу оторваться от какого-нибудь соблазна (чтение интересной книги, волнующий телефильм и т.д.) и заняться нужным делом
7. В спорах о жизни я бываю прав чаще, чем мои друзья
8. Я уже выбрал для себя дело, которому мог бы посвятить всю свою жизнь
9. Я редко опаздываю на занятия
10. Обычно я слишком долго не могу решиться на какое-нибудь дело
11. Любое дело я стремлюсь довести до конца
12. Я более других вспыльчив и раздражителен
13. Я легко заражаюсь настроением других людей
14. Обычно все у меня получается с первой попытки
15. Я люблю читать книги о жизни замечательных людей
16. Мне удалось избавиться от некоторых вредных привычек (постоянно опаздывать, курить и т.д.)
17. Обо мне могут сказать, что я не из робкого десятка
18. Я нередко охладеваю к делу, которое еще недавно казалось мне интересным
19. При разговоре с человеком, которого я стесняюсь или боюсь, я обычно так волнуюсь, что моя речь заметно меняется
20. Чаще всего мне нужны подталкивания со стороны, чтобы довести начатое дело до конца
21. Мне хорошо знакомо чувство лени
22. Я живу интересной и полноценной жизнью
23. Мне чаще всего удается выполнять намеченное на день
24. Я чаще бываю уверенным в себе
25. У меня много заброшенных дел
26. Я обладаю выдержкой и хладнокровием
27. Выслушав доводы одной спорящей стороны, я обычно принимаю ее точку зрения, а после выслушивания другой стороны хотел бы принять противоположную
28. Мое упрямство иногда мешает мне
29. Мое будущее представляется мне еще очень неопределенным
30. Довольно часто я не выполняю обещанного
31. В новой и незнакомой ситуации я, как правило, теряюсь и робею
32. Я могу назвать себя человеком с твердым характером
33. Часто тревожные мысли одолевают меня настолько, что долго не дают заснуть
34. В отношениях с товарищами я чаще бываю в роли подчиненного, чем начальника
35. До сих пор еще никому не удавалось вывести меня из терпения
36. Я могу отнести себя к тем людям, которые ясно видят свое жизненное призвание
37. Я хотел бы добиться в жизни многого, но плохо представляю, каким именно образом
38. Когда я опаздываю на урок или занятие, мне обычно бывает трудно открыть дверь и войти
39. Упорство – черта моего характера
40. Как правило, я хозяин своего положения
41. Мне легче живется, когда кто-нибудь из взрослых контролирует каждый шаг
42. В своих поступках я полностью независим от других
43. Меня в жизни интересует то одно, то другое, и трудно чему-либо отдать предпочтение
44. Мне очень не хватает собранности и аккуратности в делах
45. Я часто испытываю чувство неуверенности в успехе начатого дела
46. У меня лени больше, чем у других
47. Мои собственные эмоции мне часто мешают в жизни
48. Жить мудрыми мыслями других лучше, чем своими
49. Я иногда откладываю очень важное начатое дело
50. Я хотел бы в корне изменить свою жизнь
51. Я соблюдаю режим дня даже в свободное от учебы время
52. Отвечая на все эти вопросы, мне нетрудно было выбирать между «да» и «нет»
53. Я часто, не закончив одного дела, хватаюсь за другое, не закончив другого – за третье и т.д.
54. Мне, как правило, удается заставить себя сделать малоприятное, но полезное в будущем дело
55. Я довольно часто делаю что-нибудь со всеми за компанию, даже когда не очень хотел бы это делать
56. Когда я занят чем-нибудь очень ответственным, мое внимание все равно можно отвлечь

Обработка и интерпретация результатов

После заполнения опросника вы получаете ключи ответов, куда надо перенести свои результаты. В таблице-ключе знак «№» означает номер утверждения в опроснике.

Кружком в таблице-ключе обведите балл, стоящий на том-месте, где при заполнении опросника вы поставили знак +.

Пример: на утверждение № 8 вы ответила «скорее «да», чем нет», и поставили в опроснике знак «+» во второй колонке. Значит, в таблице-ключе против № 8 обведите кружком цифру 2.

Набранные баллы просуммируйте по вертикали отдельно по каждой колонке. Результат фиксируется внизу колонки. Затем просуммируйте результаты первых шести колонок.

Сумма фиксируется под индексом В. Результат седьмой колонки сюда не входит и рассматривается отдельно.

Условные обозначения

  • Ц – Ценностно-смысловая организация личности
  • О – Организация деятельности
  • Р – Решительность
  • Н – Настойчивость
  • С – Самообладание
  • См – Самостоятельность
  • Л – Показатель лжи
  • В – Общий показатель, характеризующий волевую организацию личности

Тем из вас, кто имеет общий низкий балл (В) или низкую сумму баллов по какому-либо из отдельных факторов (Ц, Н и т.д.), рекомендуется обратить большое внимание на самовоспитание; тем же, у кого эти показатели высокие, помнить, что без постоянного подкрепления и тренировки данное качество может ослабнуть.

Сумма набранных баллов и значение

0-8 : Данное волевое качество нуждается в развитии и тренировке, его неразвитость мешает человеку в достижении поставленных задач.

9-16 : Данное волевое качество развито в достаточной мере.

17-24 : Волевое качество развито в сильной мере, является одним из определяющих в структуре волевой организации личности. Следует обратить внимание учащегося на то, что без достаточного развития остальных факторов постановка каких-то личных целей, пути и способы их достижения могут быть затруднены.

Те, кто набрал 17-24 балла по седьмому фактору (Л) (ложь), при ответах на вопросы были недостаточно искренни, поэтому полученные результаты не соответствуют действительному положению вещей. Заполните опросник еще раз, оценив себя более критично.

Общий показатель (В)

0-48 баллов – волевые качества личности нуждаются в тренировке и развитии. Вам рекомендуется серьезная работа по самовоспитанию. Особое внимание следует уделить тем факторам, по которым у вас наименьшие суммы баллов.

49-96 баллов – волевые качества личности развиты в достаточной мере.

97-144 балла – показатель высокого уровня волевой организации личности, свидетельствующий о способности с достаточной степенью осознанности и чувства реальности определять для себя цели, пути и способы ее достижения. Помните, что всегда есть опасность ослабления волевых качеств.

Ключ к опросннику

10123 20123 30123 40123 50123 60123 73210
83210 93210 100123 113210 120123 130123 143210
153210 160123 173210 180123 190123 203210 210123
223210 233210 243210 250123 263210 270123 280123
290123 300123 310123 323210 330123 340123 353210
363210 373210 380123 393210 403210 410123 423210
430123 440123 450123 460123 470123 480123 490123
500123 513210 523210 530123 543210 550123 560123
Ц= О= Р= Н= С= См= Л=

Методика исследования волевой организации личности // Твоя профессиональная карьера: Учеб. Для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений /М.С. Гуткин, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2000. – 191с. – с.175-182

Всем знакомы состояния мобилизации воли и ее ослабления. Мы то испытываем упадок, ослабление воли, то мобилизуем свои усилия и проявляем упорство, силу. Какие-то формы поведения со временем становятся привычными и переходят в качества характера.

Волевой человек обладает рядом характерных качеств.

Как сильная воля проявляется в характере? Какие качества являются волевыми? Как проявляется безволие?

В ряду волевых качеств на первом месте целеустремленность. Целеустремленность - это...

Качества менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.

Талант менеджера определяется многими психологическими качествами, которые являются профессионально важными. Многогранный характер управленческой деятельности...

Решение проблемы оптимизации руководства и в теоретическом, и в прикладном аспектах должно начинаться с изучения функций руководителя. Под функцией в данном случае можно понимать "совокупность однородных повторяющихся задач, которые необходимо решить для обеспечения нормальной жизнедеятельности данной системы, ее перевода из одного состояния в другое, более полно отвечающее предъявляемым требованиям.

При классификации функций руководителя используются различные критерии. Многие исследователи...

С древних времен величайшие философы пытались дать ответы на вопросы: как можно объективно оценить человека? Каковы критерии оценки личности? Какие качества более важные, а какие можно отнести к второстепенным?

Разумеется, точного ответа мы не получим никогда, потому что это субъективно и зависит от целеполагания.

Для кого-то развитая личность – та, которая стремится к духовности, для другого – творческий человек, каждый день создающий нечто новое, для третьего – тот, кто имеет незыблемые...

Тест Несуществующее животное

Метод исследования личности с помощью проективного теста "Несуществующее животное" построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности.

Моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально...

Если вы ответили “да” в пунктах 1, 3, 5, 7, 9 и “нет” в пунктах 2, 4, 6, 8, 10, начислите себе по 2 балла за каждый. За все остальные варианты ответов баллы не начисляются.

1. Очень часто я прячу заначку, а потом долго не могу ее найти.

2. Отправляясь за покупками, я всегда пишу список и никогда от него не отклоняюсь.

3. Получая зарплату, я люблю “пошиковать” в первую неделю.

4. Никогда не покупаю “ненужные” вещи в электричках и подземных переходах.

5. Мне часто не хватает...

Итак, предложите своей спутнице выпить, но так, чтобы она могла сама сделать выбор. Когда выбор сделан, узнайте о ней все.

Шампанское - предпочитают кокетки и хохотушки, которые не прочь выйти замуж за человека намного их старше. Они часто изменяют своим мужьям и пьянеют практически мгновенно.

Водка - пьют волевые, сильные женщины с твердым характером. Они не скрывают своих желаний, действуют напрямик и пьянеют очень медленно.

Коньяк - напиток для женщин среднего возраста...

Итак, какой из шести ответов на вопрос “Как дела?” при случайной встрече наиболее характерен для вас:

1. Подробно рассказываю о своей жизни.

2. Отвечаю: “Разве не видно по мне, что плохо!”

3. Вздыхаю: мол, “Хуже не бывает!”

4. “Отлично! А как у тебя?”

5. “Почему тебя вдруг заинтересовали мои дела?”

6. “Все нормально” и перевожу разговор на другую тему.

Ответ № 1. Для вас не важно, что подумает другой человек, вынужденный выслушивать ваш рассказ, вы слушаете только себя...