Иеромонах Диомид (Кузьмин): "Виртуальное убийство - это первый шаг к реальному преступлению". В Богородицкой Площанской пустыни Брянской епархии состоялось общецерковное прославление прп

"Не думаю, что компьютерные игры такого рода хоть как-то поспособствуют противодействию наркоторговли и распространению наркомании. Скорее, наоборот, дети, играющие в такие игры, попадут в игровую зависимость. Я не понимаю, почему Управление Федеральной службы по наркоконтролю (УФСКН) России по Новосибирской области допустило создание подобных игр, которые, по сути, скопированы с западных образцов с использованием американских мотивов. Вероятно, УФСКН создало эти игры либо от нехватки средств, либо от недалекого ума. Очень обидно, что в нашей стране создаются подобные игры", - заявил в интервью "Русской линии " руководитель Центра реабилитации наркозависимых при Казанской Богородицкой Площанской мужской пустыни в Брянской области иеромонах Диомид (Кузьмин) , комментируя презентацию игр, выпущенных за счет средств целевой федеральной программы по противодействию незаконному обороту наркотиков.

Презентация состоялась вчера, 21 сентября, в Новосибирске в рамках открывшейся осенней сессии региональных киберспортивных соревнований "Кубок вызова Intel". Как сообщили в группе информации и общественных связей УФСКН по Новосибирской области, территориальные органы ФСКН уже начали распространять в Сибирском федеральном округе эти компьютерные игры, передает ИА Regnum . Игры созданы московскими программистами по образцу американской игрушки "S.W.A.T.".

По словам оперуполномоченного окружного Управления госнаркоконтроля Игоря Кутонова, игра "Антинаркомания" рассчитана на детей от 6 лет, передает сайт "Вечерний Новосибирск". Вторая игра - "Борец спецназа ФСКН России" рассчитана на подростков. В ней опытные сотрудники ФСКН России борются с наркодилерами. "Цель игр одна - еще раз показать молодому поколению, что наркотики это вред, это плохо, и что борьба с наркотиками - единственное правильное решение", - отметили в управлении.

Однако эксперты высказывают опасения по поводу сюжета этих игр, которые, по их мнению, могут приучить детей к жестокости. Например, герои "Антинаркомании" - народные дружинники помогают людям в погонах выследить и уничтожить лабораторию по производству наркотиков, передает "Комсомольская правда - Новосибирск". В "Бойце спецназа…" задача игрока заключается в том, чтобы уничтожить с помощью ружья вооруженного и отчаянно сопротивляющегося наркодилера. По словам начальника отдела профилактики УФСКН по Новосибирской области Сергея Кабрученко, "Антинаркомания" нацелена на формирование отрицательного образа наркодельцов и вообще наркомании у маленьких детей. Тем не менее, по мнению психолога центра экстренной психологической помощи Никиты Лезина, эта игра, "с одной стороны, полезна: она действительно вырабатывает у детей негативное отношение к наркомании, но, с другой стороны, как и любая другая компьютерная "стрелялка", она приучает детей к жестокости, лишает их чувства реальности и затягивает". "Получается, что, отучая от наркомании, мы приучаем детей к игромании, а это неправильно", - считает психолог.

В свою очередь, иеромонах Диомид отметил, что разработка таких игр требует дополнительных более глубоких размышлений, "поскольку общеизвестно, что любые компьютерные игры с элементами агрессии и жестокости приводят к игровой компьютерной зависимости". "В данном случае, мы попадаем в ловушку, так как есть опасность, что дети, увлекаясь отстрелом наркодилеров, сами попадут в зависимость. Эта игра может привести к осознанию того, что некоторые проблемы можно решить только с помощью физических мер. Я думаю, что к разработке таких игр надо привлекать не только собственно самих программистов, но и специалистов из разных областей: детских и подростковых психологов, священников", - подчеркнул отец Диомид. Он отметил, что при создании подобных игр не стоит копировать западные игры, а наоборот, надо искать свои методы противодействия наркотрафику, и такие примеры есть. "Я уверен, что наши разработчики с удовольствием пойдут на сотрудничество с ФСКН и произведут достойные образцы программ для детей, развивающие и оберегающие их от опасного влияния", - добавил отец Диомид.

Более того, по словам священника, недопустимо создание игр, в которых игроку приходиться убивать, пусть даже виртуально. "Убийство человека само по себе аморально, оно является грехом и запрещено Богом. При этом наивно думать, что витруальное убийство не несет в себе ничего опасного, по сути, это первый шаг к преступлению. Тем не менее, у государственной службы есть свои задачи, на которые никто не посягает: пусть она их выполняет законными средствами, которые даны ей обществом. Но для борьбы с наркодилерами можно придумать более достойные игры. Необходимо предостеречь разработчиков от копирования западных образцов. Ведь существуют и другие игры, которые развивают ребенка и вырабатывают у него защитные механизмы. Именно эти игры надо создавать, а не провоцировать рост страстей в ребенке. Это очень опасно!", - считает о. Диомид.

"Я призываю всех программистов все-таки сеять добрые чувства в детях и создавать развивающие игры. Создание таких игр будет актуально в ближайшее время. Надо признать, к сожалению, что без этих игр уже не обойтись. Что же касается презентованных вчера игр, то они являются не очень удачным способом борьбы с наркоторговлей и с распространением наркотиков. Вероятно, инициатива Новосибирского УФСКН имела целью оказать психологическое давление на местных наркодилеров, это не запрещено законом. Наркополиция вправе это делать. Однако я не собираюсь защищать наркодилеров от насилия, которое на них оказывает государство. Нужно защитить детей, тех самых геймеров, которые в результате этой нововведенной игры оказываются невольными жертвами", - заключил о. Диомид.

На Брянщину из Петербурга меня призвал в 1996 году игумен Сергий (Булатников), назначенный на­стоятелем Площанской мужской пустыни, в ту пору лежавшей в руинах. Мы давно с ним были знакомы. В Петербурге, в качестве вольнослушателя Санкт-Петербургской консерватории я учился расшифровке древних церковных песнопений, записанных крюковым письмом. Чрезвычайно увлекательная была работа, пригодилась нам затем на клиросе в монастыре. После северной столицы немного поразили меня своей дикостью нравы обитателей поселка Коммуна Пчела, который соседствовал с разрушенной пустынью. Вос­становление монастыря в итоге стало не только хозяйственной, но и трудной работой по преображению обычаев здешних мест.

В пустыни сейчас 30 монахов и двадцать трудников. (Прим.: в начале двадцатого века было более 120 монахов). На постоянном жаловании тогда, при открытии, находился только один человек - каменщик. Он учил нас печи класть и стены возводить. Все мы делали своими силами и своими руками. Стабильного финансирования не было, на что денег соберем, то и строим. Восстановили почти все каменные здания в мо­настыре, за исключением тех, которые по разным причинам невозможно вернуть. Хотя главная святыня - Казанский собор - пока еще не возведен, очень уж большая работа. Но проект восстановления уже готов.

Монастырь - это не храмы и стены, это христианская община, духовная семья. Тут не могу не сказать теплые слова благодарности настоятелю монастыря отцу Сергию (Булатникову). Его трудами и заботами обитель стала настоящим домом не только для братии, прихожан, но и для многочисленных паломников. Площанская мужская пустынь еще в середине XIX века обрела во всей России известность своими духонос- ными старцами. Со всех концов тогда ехали к ним за советом и благословением.

Пятнадцать лет я был в Площанской пустыни, а с недавнего времени Владыка благословил занимать­ся духовным образованием в епархии. Благодаря губернатору в прошлом году нам было передано здание ремесленного училища на Покровской горе. А сейчас уже подготовлено жилое помещение для студентов, вовсю идет ремонт и в учебных классах училища. К Пасхе надеемся там начать занятия.

В начале двадцатого века на территории Брянщины, по подсчетам краеведов, было около семисот хра­мов. Мы их все зафиксировали в епархии на специальной карте. Сегодня же действует более двухсот, при­чем многие восстановлены и открыты в последнее десятилетие.

Богом было суждено нашей стране пережить в XX веке страшное время. Но началось-то все раньше, еще в семидесятые годы XIX века, когда начали разрушаться крестьянские общины, люди из деревни рину­лись за работой в города, на заводы и фабрики, где оказались одни, без духовной поддержки.

Удивительная черта русской религиозности - она обостряется в самые тяжелые времена, в годы лише­ний и войн. Так у нас и было весь XX век. В страданиях и болезнях Бог всегда ближе.

Вера - это знание после знания, которое не требует никакого доказательства. Почему на Руси Пасху от­мечают шире Рождества Христова? Потому что это воскресение Христа. Это очень сильное переживание: Он воскрес, а значит, воскреснем и мы! Это непреложная истина - все воскреснут. Это как есть правда, которую нельзя купить, ведь правда - это Сам Бог.

Я люблю много читать. Желающим познакомиться с христианством посоветовал бы прочитать книгу «Православие» митрополита Илариона (Алфеева) в двух томах. Превосходная книга! Ну, и очень люблю русскую классическую литературу - Пушкина, Гоголя, Достоевского, Тютчева. Сейчас многие привычно осуждают Интернет, забывая, что это всего лишь удобная информационная система, а что вы возьмете с ее помощью, это зависит только от вас.

Горести, скорби никого не минуют, это постоянные спутники человека. Вопрос, что ты вынесешь после скорбей. Я всегда, во всех случаях поддерживаю себя надеждой, что мы непременно воскреснем и увидимся с Богом.

Человеку до последнего дыхания оставлена возможность измениться и обратиться вновь к Богу. И если он изменится внутренне, то, значит, не зря жизнь прожил. К нам в пустынь потрудиться самые разные люди приходят. О прошлой жизни иных расспросишь - сплошное было злодейство. Но в любом самом зако­ренелом преступнике есть его живая добрая часть, к которой можно обратиться. И это очень серьезный момент, это не игра. И вот видишь, как со временем в душе человека происходит постепенный переворот. Он становится иным. Он начинает понимать, что такое поступать по-христиански, пытается жить по Божьему закону. Таких примеров я видел очень много. Это и есть самое удивительное чудо, когда человек меняется и становится лучше, добрее. Это, пожалуй, главный урок нашей христианской жизни.

Иеромонах Диомид (Кузьмин), насельник Казанской Богородицкой Площанской пустыни, на территории которой действует реабилитационный центр для наркозависимых

публикации автора

  • Как относиться к акции одного из молодежных объединений по раздаче нательных крестиков?

  • Что даст введение принудительного лечения от наркомании?

  • К чему приведет введение эвтаназии в России и кому может быть выгодно принятие такого закона?

  • Православная Церковь и проблема СПИДа

    06/10/2005 В отличие от светских организаций – общественных фондов, государственных структур – Церковь видит свою задачу, прежде всего, в духовной поддержке людей, затронутых этим заболеванием: ВИЧ-инфицированных и их близких. Многие из них нуждаются не только в социальной и психологической помощи, которую в состоянии предоставить светские организации, но и в духовной поддержке. Еще одна важная задача Церкви – профилактика ВИЧ среди детей и молодежи, основанная на воспитании в духе традиционных нравственных ценностей - тех христианских и общечеловеческих гуманных ценностей, которые помогут больше ценить свою собственную семью, укрепить отношения с родителями и соответственно преодолеть те внутрисемейные конфликты, которые очень часто толкают молодежь на улицу и делают их жертвами наркотиков; помогут воздерживаться от добрачных сексуальных отношений – еще одного пути распространения ВИЧ-инфекции.

17 июня 2018 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, в Богородицкой Площанской мужской пустыни Брянской епархии митрополит Брянский и Севский Александр возглавил торжества по случаю общецерковного прославления преподобного Василия (Кишкина).

В этот день на площади перед восстанавливаемым Казанским собором обители была совершена Божественная литургия при многочисленном стечении паломников из Брянска, Курска, Железногорска и других городов Брянской и соседних областей.

Богослужение совершили митрополит Брянский и Севский Александр, епископ Великолукский и Невельский Сергий, епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир в сослужении духовенства Брянской митрополии.

В центре соборной площади была установлена украшенная цветами рака со святыми мощами новопрославленного преподобного.

Богослужебные песнопения исполнил мужской хор Свято-Троицкого кафедрального собора г. Брянска (регент – А.А. Бирюков).

На торжествах присутствовали советник губернатора Брянской области по делам религий Л.И. Колинко, глава Администрации Брасовского района С.Н. Лавокин.

На малом входе глава Брянской митрополии огласил деяние Архиерейского Собора об общецерковном прославлении преподобного старца Василия. Под пение тропаря святому владыка Александр благословил молящихся иконой святого.

Проповедь перед Причастием произнес иеромонах Диомид (Кузьмин), благочинный Успенского Свенского мужского монастыря, автор жизнеописания старца Василия.

По окончании Литургии был отслужен молебен преподобному Василию Площанскому.

Приветствуя собравшихся, митрополит Александр, в частности, сказал:

«Когда мы с вами прославляем память святых угодников Божиих, то не должны только удивляться и восторгаться величию их подвига, но должны по мере сил, насколько позволяет нам наша вера, стараться подражать их жизни, брать с них пример».

В благодарность за труды, понесенные в деле прославления Площанского старца, владыка Александр вручил епархиальную награду – медаль святого благоверного князя Олега Брянского I степени – благочинному Свенского монастыря иеромонаху Диомиду (Кузьмину), директору издательства «Наследие православного Востока» А.П. Власюку и Н.В. Кишкину, родственнику преподобного Василия, проживающему в Курске.

В ответном слове настоятель Богородицкой Площанской пустыни игумен Леонид (Лушкин) поблагодарил архипастырей за посещение обители:

«Сердце сегодня наполняется радостью об этом событии: старец Василий Площанский прославлен в лике святых, и теперь вся полнота Русской Православной Церкви будет молиться, просить помощи, вразумления у этого великого подвижника Божия. И Брянская земля также получила своего предстателя, того, кто будет всегда молить Бога и пребывать с нами».

На молитвенную память игумен Леонид преподнес Владыкам иконы преподобного Василия Площанского. Всем участникам богослужения также были розданы иконки святого. Для паломников была организована общая трапеза.

Краткая справка

Старец Василий преставился в 1831 году в Богородицкой Площанской мужской пустыни в возрасте 86 лет. После революции почитание старца не прекратилось ежедневно к его могиле приходили многочисленные паломники. Мощи старца Василия были обретены весной 2002 года у алтаря разрушенного Казанского собора. В те годы обителью управлял архимандрит Сергий (Булатников) (ныне епископ Великолукский и Невельский). Подготовленные документы для канонизации старца были отправлены в Синодальную комиссию в Москву. В 2008 году состоялось прославление старца Василия в лике местночтимых святых в Соборе Глинских святых Украинской Православной Церкви. 30 ноября 2017 года на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви имя иеросхимонаха Василия (Кишкина) было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания, 25 мая с.г. в Собор Брянских святых. Мощи преподобного Василия пребывают в Богородицкой Площанской мужской пустыни в Покровском храме.

В преддверии празднества издательством «Наследие православного Востока» (г. Серпухов) в 2018 году была издана книга «Великий Василий. Жизнеописание и письма инокиням прп. Василия Площанского». Автор жизнеописания иеромонах Диомид (Кузьмин) на протяжении десяти лет работал над составлением книги, изучая документы в архивах, и в 2010 году была издана первая книга «Жизнеописание преподобного Василия, старца Площанского». В 2015 году в оригинале опубликованы «Письма о подвижничестве инокинь» преподобного Василия (Кишкина). Это духовное наследие старца, хранившееся в виде двух рукописных тетрадей в фонде Голубинских, профессоров Московской духовной академии, в Российской государственной библиотеке, представляет собой учение об аскезе. Публикация подобного уникального памятника русской патристики первой трети XIX века осуществлена впервые. В новом издании 2018 года письма даны в современной редакции.

17 июня 2018 года состоялись торжества общецерковного прославление афонского старца преподобного Василия (Кишкина) Площанского.

Они прошли в Богородицкой Площанской мужской пустыни. На площади восстанавливаемого Казанского собора Божественную литургию совершили Митрополит Брянский и Севский Александр, Епископ Великолукский и Невельский Сергий (Псковская митрополия), Епископ Клинцовский и Трубчевский Владимир в сослужении духовенства Брянской митрополии.

На малом входе глава Брянской митрополии прочитал Деяние о канонизации преподобного старца Василия (Кишкина) Площанского. Под пение тропаря святому Владыка Александр благословил его иконой молящихся.

Иеромонах Диомид (Кузьмин), благочинный Свенского Успенского мужского монастыря, автор жизнеописания о старце Василии, перед причастием произнес проповедь. По окончании Литургии был совершен молебен преподобному Василию.

В завершение, поприветствовав духовенство и паломников, во множестве собравшихся в древнюю святую обитель, митрополит Александр отметил свидетельства святости преподобного Василия и призвал паству следовать примеру жизни праведника.

В благодарность за труды, понесенные в деле прославления Площанского старца, митрополит Александр вручил епархиальные награды - медаль преподобного и благоверного князя Олега Брянского I степени: иеромонаху Диомиду (Кузьмину), благочинному Свенского монастыря, директору издательства «Наследие православного Востока» Андрею Петровичу Власюку и родственнику преподобного Василия Николаю Викторовичу Кишкину.

Мощи святого были обретены весной 2002 года у алтаря разрушенного Казанского собора. В 2008 году состоялось прославление преподобного Василия в соборе Глинских святых Украинской Православной Церковью.

Спустя девять лет, 30 ноября 2017 года, на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви иеросхимонах Василий (Кишкин) был причислен к лику общецерковных святых. 25 мая 2018 года включен в Собор Брянских Святых. Мощи преподобного Василия пребывают в Богородицкой Площанской мужской пустыни в Покровском храме.

В 2018 году издательством «Наследие Православного Востока» (г. Серпухов) была издана книга «Великий Василий. Жизнеописание и письма инокиням прп. Василия Площанского». Это жизнеописание - десятилетний труд иеромонаха Диомида (Кузьмина), составлявшийся в течение десяти лет на основе архивных источников. В 2010 году была издана первая книга «Жизнеописание преподобного Василия, старца Площанского». В 2015-м впервые опубликованы «Письма о подвижничестве инокинь» преподобного Василия (Кишкина) - духовное наследие старца, представляющее собой учение об аскезе. В новом издании 2018 года письма даны в современной редакции.

В преддверии празднества прославления преподобного Василия в лике святых по благословению Митрополита Брянского и Севского Александра в Брянском епархиальном управлении 13 июня состоялась конференция на тему «Преподобный Василий (Кишкин) и его время».

В мероприятии приняли участие игумены и игуменьи монастырей, а также представители Брянского государственного университета имени И.Г. Петровского. Вопросы обсуждались, связанные с особенностями времени, в котором жил площанский старец, его личность и труды, духовное наследие, история канонизации праведника.

Святой преподобный афонский старец Василий Площанский (Кишкин) , в миру Кишкин Владимир Тимофеевич, родился в 1745 году, в селе Архангельское на Гниловодье Фатежского уезда Курской губернии в обедневшей дворянской семьи. С детских лет любил церковное богослужение, избегал игр.

В 7 лет с разрешения отца поступил послушником в Саровскую пустынь, одновременно с будущим настоятелем Валаама Назарием. Через четыре года его отпустили в Киев на богомолье.

В 1757 году он посетил Киево-Печерскую лавру и остался в Миропольской обители, где прожил три года. После упразднения Миропольской обители переселился в Коренскую (Коренную) пустынь. Любил бывать в задонском в честь Рождества Богородицы монастыре, где познакомился со святителем Тихоном Задонским, который стал его наставником и научил молитве Иисусовой. Юноша общался и с архимандритом Феодосием (Масловым) и насельниками Молченской Софрониевой пустыни. По некоторым сведениям, в 1760 г. в Миропольском монастыре он был тайно пострижен в монашество с именем Василий, сам Василий в послужном списке указывал, что принял постриг 7 марта 1783 г. от игумена Миропольского монастыря Константина (Саурского). Курским епископом Феоктистом (Мочульским) в курском в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастыре Василий был рукоположен во иеродиакона, до 1794 г. нес послушание ризничего монастыря.

Однако, видя себя почитаемым, иеродиакон Василий решил оставить Коренскую пустынь и возжелал достичь святой горы Афон, куда и направился с двумя своими учениками. Несколько лет прожили они при Ильинском ските, но тут сгорела их келья и много казенного леса. Турки считали их виновниками пожара, и они вынуждены были бежать в Молдавию. Изучив скитский и общежительный уставы, афонскую аскетическую традицию, Василий вместе с учениками Арсением Младшим и Израилем в 1797 году поселился в Нямецком монастыре. Старца Паисия не было уже в живых, но многочисленные его ученики хранили заветы старца.

В 1798 году отец Василий вернулся в Коренную пустынь, где ему было поручено духовное окормление братии. Благодаря его усилиям здесь были введены афонские правила. Это вызвало недовольство части братии, решившей убить подвижника, однако вскоре иноки раскаялись и примирились со старцем.

Через некоторое время старец Василий перешел в Софрониеву пустынь, где проживало немало учеников прп. Паисия.

Когда в 1800 году Орловский владыка Досифей захотел восстановить Белобережскую пустынь, он пригласил для этого старца Василия. Благодаря духовному авторитету последнего в обитель вскоре пришли около 60 новых насельников, в т. ч., прибыл из Коренской пустыни его ученик, постриженный им в 1801 году в монашество с именем Леонида, будущий оптинский старец. прп. Лев (Наголкин). Сюда же переселились последователи прп. Паисия (Величковского) иером. Клеопа II (Антонов), схим. Феодор (Ползиков), схим. Афанасий (Охлопов), участвовавший в работе над переводом «Добротолюбия». Эти старцы были непосредственными учениками прп. Паисия и способствовали впоследствии восстановлению умного делания в Валаамском, Александро-Свирском, Палеостровском и других монастырях, велико было их влияние и на о. Леонида, положившего начало оптинскому старчеству. Учениками старца Василия были игум. Филарет (Данилевский), прп. Макарий (Глухарёв), иером. Серафим (Веденисов).

Находящаяся в запустении Белобережская пустынь усилиями отца Василия и его учеников и сотаинников расцвела как внешне, так и внутренне. Ученики и сподвижники старца Василия стали настоятелями во многих монастырях: о.Серафим – в Площанской пустыни, архим. Мельхиседек (Сокольников) в московском Симоновом монастыре, о.Леонид (Оптинский) в Белобережской пустыни, игум. Серапион (Пирожков) в Одрином монастыре, игум. Филарет в Глинской пустыни, где стал ее возобновителем и духовным возродителем, основателем глинского старчества.

19 августа 1800 года по собственному прошению старец Василий был уволен от управления пустынью с пребыванием в ней «для вспомоществования советом и наставлениями новоопределенному начальнику» иером. Питириму. Вскоре братия, возмущенная тем, что новый настоятель притесняет отца Василия, обратилась к Орловскому епископу Досифею (Ильину) с просьбой вновь назначить старца Василия настоятелем обители. 28 дек. 1800 г. епископ Досифей вызвал отца Василия в Чёлнский монастырь, на следующий день старец сослужил епископу за литургией, во время которой архиерей неожиданно для преподобного рукоположил его во иеромонаха. Впоследствии отец Василий редко служил литургию, считая себя недостойным. В 1802 г. он исходатайствовал для Белобережской обители официальное открытие и введение общежительного устава. Составленные старцем правила общежительства были приняты во многих юго-западных русских монастырях, в т. ч. Кременском, Усть-Медведицком, Борисовском.

В 1804 году преподобный Василий по собственному прошению был уволен за штат и вновь возжелал идти на Афон, но ему помешала начавшаяся война с Турцией, и он возвратился обратно и был зачислен в братию Свенского монастыря, жил в келье, в лесу, в течение некоторого времени - близ Белобережской обители, управляя обоими монастырями.

В 1811 году преподобный Василий посетил южнорусские монастыри, в которых подвизались его духовные чада, помог устроить иноческую жизнь в Свенском, севском Св. Троицы, курском Св. Троицы, Площанском, задонском Рождества Богородицы, Борисовском, Усть-Медведицком, Рыхловском монастырях, в Молченской пустыни.

С 1816 года преподобный Василий перешел в Глинскую пустынь, где прожил 10 лет. Попытки старца исправить монастырские порядки встретили сопротивление со стороны настоятеля и многих иноков. У отца Василия всю жизнь было много гонителей, перед которыми он смирялся и всех прощал. В Глинской он был осужден на изгнание из обители и в 1827 году перешел в Площанскую пустынь, где был встречен настоятелем о. Маркеллином с братией с чувством высокого к нему уважения и преданности. Здесь старец сблизился с благочинным пустыни прп. Макарием (Ивановым), у которого исповедовался до своей кончины.

В октябре 1829 года, во время рубки деревьев, преподобный Василий упал и несколько часов находился без сознания. Очнувшись, он принял таинство Елеосвящения, причастился Св. Таин и предсказал, что скончается через 18 месяцев. Затворившись в тесной келье, старец начал готовиться к смерти, он стяжал непрестанную молитву, совершал ежедневные богослужения, кроме литургии, в праздничные дни причащался в келье Св. Таин. Незадолго до кончины преподобный вновь стал принимать для духовного назидания всех желающих, говоря, что ему «нужно со всеми примириться и у всех испросить прощения и молитв».

Скончался старец 27 апреля 1831 года, 86 лет от рождения, и был погребен в Площанской пустыни, напротив алтаря Казанской церкви.

После 1917 года почитание старца не прекратилось, ежедневно к его могиле приходили многочисленные паломники. 16 ноября 1924 года комиссия по вскрытию мощей сделала попытку уничтожить захоронение о. Василия. На монастырском кладбище были вскрыты могилы, из земли извлекли часть останков и увезли в Брянск. Но в конце 40-х гг. паломничество к почитаемой в народе могиле возобновилось. В апреле 2002 года, при раскопках фундамента собора в Площанской пустыни были обнаружены останки о. Василия Кишкина.

В конце 70-х гг. XIX в. ученица о. Василия монахиня Ангелина (Кириллова) составила жизнеописание старца.

СМОТРЕТЬ ВИДЕО: