Древнерусское государство особенности становления и развития. Контрольная работа: Развитие Древнерусского государства

Восточные славяне. Наши общие индоевропейские предки были немногочисленны и первоначально занимали какую-то небольшую территорию Восточной Турции или территорию по рекам Одер и Висла, а на нее они попали, отделившись раньше от более древнего племени. Это было так давно, что на момент отделения у них не образовался развитый язык. С увеличением численности отдельные семьи переселялись на другие земли в Европу и переднюю Азию, давая начало новым племенам и родам.

Индоевропейцы – кельты, славяне, балтийцы, германцы, в наибольшей степени создали современную этническую карту Европы. Славяне обособились из индоевропейской общности в середине 2 тыс. до н.э. Прародиной славян признается территория от Карпат до Днепра. Распространение племен, кот. можно было назвать славянскими, началось в 4в. н.э., а на земли современной Белоруссии, Украины, европейской части России славяне пришли в 6-7 вв.

До 7 в. ни одного русского на земле не сущ. Первые письменные свидетельства о славянах появл. в 1 тыс. в греческих, арабских и византийских источниках. В источниках появились названия славяне, или венеды или анды. На пути своего расселения славяне встречали др. племена и кочевые, и земледельческие балтийские и финоугорские, а с юга – готы сменялись гуннами, гунны сменялись аварами, авары уграми и хазарами, хазары печенегами, печенеги половцами, половцы татарами.

Большую роль в жизни древнерусской деревни играла община. К моменту образования гос-ва у вост. славян родовая община сменилась территориальной общиной. В результате передачи князьями права на владение землей феодалам часть общин попала под их власть. Др. путем подчинения соседских общин феодалам был захват их дружинниками и князьями. Общины, не попавшие под власть феодалов, обязаны были платить подати гос-ву, кот. по отнош. к этим общинам выступало и как верховная власть, и как феодал.

Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка – “нарочитые люди”, “лучшие мужья”. Сущ. ополчение. Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина, которая дел. на старшую, из кот. выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, жившую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники собирали с покоренных племен дань. Такие походы за данью назывались “полюдье”.

Образование древнерусского государства. Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаружившие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз во главе с Кием (известен с конца 5 в.). В конце 6-7 вв сущ., согласно византийским и арабским источникам, “держава волынян”, явл. союзницей Византии. Восточные источники позвол. предпол. существование накануне образования Древнерусского гос-ва трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Сущ. утверждение, что в начале 9 в. на базе полянского союза племен сложилось крупное полит. объединение “Русь”, вкл. в себя и часть северян. Т.о., широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины – свидетельства формир. государственности.

Норманская теория. По этой теории накануне образования Киевской Руси северные племена славян и их соседи платили дань варягам, а южные племена (поляне и их соседи) находились в завис. от хазар. В 859 г. новгородцы “изгнавши варягов за море”, что привело к междоусобице. В этих усл. собравшиеся на совет новгородцы послали за варяжскими князьями и предложили им княжить над ними. Власть над Новгородом и окрестными славянскими землями перешла в руки варяжских князей, старший из кот. Рюрик положил начало княжеской династии (2 других брата Ррика – Трувор и Синеус). После смерти Рюрика др. варяжский князь Олег, правивший в Новгороде, объед. Новгород и Киев в 882 г. Так и сложилось гос-во Русь (называемое историками также Киевская Русь).

Проблемы происх древнерусской госуд-ти.

По поводу образования Восточнослав гос-ва сущ 3 теории:

1. Норманская (о завоевании Руси варягами)

2. Антинорманская

3. Теория о призвании варягов

Норманская теория начинает формироваться в сер 18 века: Байер, Миллер, Шлецер.

Суть:1. Восточные славяне находились на низком уровне развития и не были способны сформировать гос-ва

2. Славяне были завоеваны варягами кот и создали гос-во у вост славян.

1. Слово Русь произошло от древнейшего слоя варягов, которые проживали на юге Руси еще в 4-5 вв н.э.

2. дружина князя состояла из варягов и из дружинников же формировался чин-бюр апп-т

3. 1-е киевск князья были варягами

4. в «Пов Врем Лет» есть упоминание о том, что славянск племена платили дань варягам, а значит были ими завоеваны.

Антинорманская теория

Суть: вост славане сами сформировали гос-во, а варяги не имели никакого отношения к формированию в-слав г-ва

1. термин Русь они объясняют как сугубо славянский от др слав племени роксолан

2. рюрик - не варяг по происхождению, он выходец из вост пруссии

3. у вост славян в 7-8 вв существуют признаки государсвтенности, что говорит о том, чт вост славяне были готовы создать гос-во.

Теория о призвании:

Суть: гос-во извне принести невозможно, у вост признаки государственности.

В кач-ве 1-х князей они пригласили варягов.

Государство - это особый аппарат управления, стоящий над об-вом и призванный охранять обществ порядок.

Признаки гос-ва:

1. единая терр-рия

2. наличие чиновнич апп-та

4. наличие суд системы

К 7-8 вв начинается тенденция объединения терр-рий, где проживали славяне, а именно: племена нач объединяться в союзы племен. К этому времени оформились 12 союзов племен. Постоянно выделяются родоплеменная знать, кот начинает выполнять административные ф-ции. К 7-8 вв начало выделяться сословие военных. Все чаще князья начинают выполнять суд ф-ции.

Причины оформления гос-ти у В сл-н:

1. усложнение эк жизни

2. отделение ремесла от с/х

3. выделение воен сословия

4. появление эк нерав-ва

Первые киевск князья были варяги. В 60-е годы 9 века га княжение в Новгород приглашен Рюрик, варяг. В 882 году его преемник, князь Олег, захватывает Киев и объединяет 2 центра. Факт объединения Новг и Киева ознаменовал факт обр-я единого восточнослав г-ва. Почему был приглашен варяг:

1. варяги - хорошие воины

2. у варягов уже был опыт в созд-ии гос-ва

3. нейтральная фигура

Предпосылки образования древнерусского государства : развитие производительных сил у восточнославянских племен; - формирование соседской общины; развитие торговли, в т.ч. международной; рост имущественного неравенства; наличие союзов славянских племен; появление системы правления; возникновение городов; выделение племенной знати; высокий уровень военной организации; угроза нападения внешних врагов; складывание древнерусской народности.

Особенности образования древнерусского государства : наличие патриархальной формы рабства; преобладание свободного труда над рабским; общая языческая культура, схожие обычаи, обряды, общественная психология; особенности славянской ментальности; особенности географического и природно-климатического характера.

Проблема возникновения государства у восточных славян не имеет однозначного ответа.

В зарубежной и отечественной историографии получила распространение так называемая "норманнская теория ". Поддерживали "норманнскую теорию" такие известные российские историки, как Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский, С.Ф.Платонов. Ее сторонники считали норманнов (викингов, варягов) основателями древнерусской государственности. Сформулирована была во второй четверти XVIII в. немецкими историками, работавшими в России Г.З.Байером, Г.Ф.Миллером и др.

Ее противниками были М.В.Ломоносов, Д.И.Иловайский, С.А.Гедеонов и др. Они склонялись к мысли о том, что Древнерусское государство возникло, прежде всего, на основе внутреннего развития восточнославянского мира, как результат определенных и закономерных социальных, хозяйственных и военно-политических сдвигов в ходе генезиса классового общества, считали, что сложный общественный строй и твердые политические формы у восточных славян установились задолго до варягов.

Но и до последнего времени нет однозначного подхода к данной проблеме, так как в основе этого лежит различная трактовка письменных источников.

На наш взгляд, известные внешние влияния, разумеется, имели место, но решающей роли в складывании древнерусской государственности не играли. Это тем более очевидно, что классовые общества и государства в Скандинавии (имеется ввиду "варяжский фактор") сложились позже, чем на Руси и серьезно повлиять на формирование Новгородско-Киевской Руси не могли. Однако, очевидно, что скандинавы (викинги, варяги, норманны, даты) в Восточной Европе были. Некоторые из них, вступая в соглашения с местной славянской знатью, захватывали власть в отдельных восточнославянских землях. Но, становясь славянскими князьями, они вынуждены были опираться на местную политическую и военную элиту, выражать ее интересы, сами же быстро теряли этническую специфику, язык - ославянивались.

Именно в это время в ходе формирования государственности проявилосьдвоецентрие: на северо-западе - Новгород, на юге - Киев (этим и определился выбор термина для обозначения будущего единого государства Новгородско-Киевская Русь, тем более, что сам процесс собирания славянских земель в единое государство шел с севера на юг, вдоль Днепра - знаменитый поход воеводы Рюрика - конунга Олега, повторенный затем древнерусскими князьями Владимиром и Ярославом). В последующем двоецентрие, несмотря на то, что столицей являлся Киев, сохранилось.

Таким образом, оценивая значительную (но не решающую) роль "варяжского фактора" в создании древнерусской государственности, следует отметить, что она, прежде всего, сводилась к "собиранию восточнославянских земель, уже подготовленных внутренним развитием к государственности и объединению".

Развитие Древнерусского государства

1.Образование Древнерусского государства в конце IХ в. Причины, характер, особенности

2.Развитие Древнерусского государства в Х- начале XII вв.

3.Общая характеристика Древнерусского государства и его значения в истории нашей Родины

Список использованной литературы

древнерусский государство рюрик власть


1.Образование Древнерусского государства в конце I Х в. Причины, характер, особенности

Древнерусское государство сложилось в результате сложного взаимодействия целого комплекса как внутренних, так и внешних факторов, социально-экономических, политических и духовных. В первую очередь следует учесть те изменения, которые происходили в хозяйстве восточных славян в VIII- IХ вв. Так, уже отмеченное развитие земледелия, особенного пашенного в степном и лесостепном районе Среднего Поднепровья, приводило к появлению избыточного продукта, что создавало условия для выделения из общины княжеско-дружинной группировки (происходило отделение военно-управленческого труда от производительного ). На Севере Восточной Европы, где из-за суровых климатических условий земледелие не могло получить широкого распространения, большую роль продолжали играть промыслы, а возникновение избыточного продукта стало результатом развития обмена и внешней торговли . В районе распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой общины , которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья могла обеспечить свое существование, стала трансформироваться в земледельческую или соседскую (территориальную ). Такая община, как и раньше, в основном состояла из родственников, но в отличие от родовой общины, пашенная земля, разделенная на наделы, и продукты труда находились здесь в пользовании отдельных больших семей, владевших орудиями труда и скотом. Это создавало некоторые условия для имущественной дифференциации, но социального расслоения в самой общине не происходило - производительность земледельческого труда оставалась слишком низкой. Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода обнаружили почти одинаковые семейные жилища-полуземлянки с одним и тем же набором предметов и орудий труда.

К политическим факторам образования государства у восточных славян следует отнести усложнение внутриплеменных отношений и межплеменные столкновения, которые ускоряли становление княжеской власти, повышали роль князей и дружины как обороняющих племя от внешних врагов, так и выступающих в качестве арбитра при различного рода спорах.

Становлению власти князя способствовала и эволюция языческих представлений славян той эпохи. Так, по мере роста военного могущества князя, приносящего добычу племени, обороняющего его от внешних врагов и взявшего на свои плечи проблему урегулирования внутренних споров, росли его престиж и, одновременно, происходило отчуждение от свободных общинников.

Таким образом, в результате военных успехов, выполнения им сложных управленческих функций, отдаления князя от привычного для общинников круга дел и забот, зачастую выливавшегося в создание укрепленного межплеменного центра - резиденции князя и дружины, он начинал наделяться своими соплеменниками сверхъестественными силами и способностями, в нем все более видели залог благополучия всего племени, а его личность отождествляли с племенным тотемом. Все это приводило к сакрализации княжеской власти, создавало духовные предпосылки для перехода от общинных к государственным отношениям.

К внешним предпосылкам следует отнести то «давление», которое оказывали на славянский мир его соседи - хазары и норманны.

С одной стороны, их стремление взять под контроль торговые пути, связывающие Запад с Востоком и Югом, ускоряло складывание княжеско-дружинных группировок, втягивающихся во внешнюю торговлю. Взимая, например, продукты промыслов, в первую очередь, пушнину со своих соплеменников и меняя их на продукты престижного потребления и серебро у иностранных купцов, продавая им захваченных в плен иноплеменников, местная знать все более подчиняла себе племенные структуры, обогащалась и изолировалась от рядовых общинников. Со временем она, объединившись с варяжскими воинами-торговцами, начнет осуществлять контроль за торговыми путями и самой торговлей, что приведет к консолидации ранее разрозненных племенных княжений, расположенных вдоль этих путей.

С другой стороны, взаимодействие с более развитыми цивилизациями приводило к заимствованию некоторых общественно-политических форм их жизни. Не случайно долгое время великие князья на Руси назывались по примеру Хазарского каганата - хаканами (каганами). Подлинным же эталоном государственно-политического устройства долгое время считалась Византийская империя.

Следует учесть и то, что существование в Низовьях Волги мощного государственного образования - Хазарского каганата, защищало восточных славян от набегов кочевников, которые в предшествующие эпохи (гунны в IV -V вв., авары в VII в.) тормозили их развитие, мешали мирному труду и, в итоге, появлению «зародыша» государственности.

В своем развитии древнерусское государство прошло ряд этапов. Рассмотрим их.

На первом этапе образования древнерусского государства (VIII-середина IХ вв.) происходит вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров - княжений, которые упоминаются у восточных авторов. К IХ в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в ту эпоху, скорее всего, носила еще добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.

На втором этапе (2-ая половина IХ - середина Х в.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил - хазар и норманнов (варягов). ПВЛ говорит о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорскиеплемена чуди и веси платить дань. На Юге же хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.

Современные исследователи, преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам: процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам; Рюрик - реальная историческая личность, будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от «заморскихварягов» (свеев), захватывает власть. Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства; норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что, в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско- дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов; Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь «из варяг в греки», подвел экономическую базу под складывающееся государство; этноним «русь» северного происхождения. И хотя летопись относит ее к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя (от финского ruotsi - гребцы) под которым скрывалась не этническая, а этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей. Тогда, с одной стороны, становится понятным распространение этого термина, уже не связанного с какой-либо этнической группой, среди восточных славян, а с другой - быстрая ассимиляция самих варягов, принявших к тому же местные языческие культы и не державшихся за своих богов.

В эпоху правления Олега (879-912 гг.) в его руках сосредоточилась власть над территорией от Ладоги до низовьев Днепра. Сложилась своеобразная федерация племенных княжений во главе с великим князем киевским. Его власть проявлялась в праве сбора дани со всех, входящих в это объединение племен. Олег, опираясь на мощь славяно-норманнских дружин и «воев» (вооруженных свободных общинников) совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались в соглашении от 911 г.

Игорь (912 -945 гг.) стремился сохранить единство межплеменной федерации, а также защищал ее границы от появившихся грозных кочевников - печенегов. В 40-х годах он совершил два похода на Византию, нарушившую свои соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу, он заключил в 944 г. менее выгодный договор, а в 945 г. во время полюдья в древлянской земле был убит за требование дани сверх обычной.

Третий , завершающий этап складывания государства начинается с реформ княгини Ольги. Отомстив древлянам за смерть своего мужа, она устанавливает фиксированную норму дани, а для ее сбора устраивает «погосты» , ставшие опорой княжеской власти на местах. Политика ее сына Святослава (964-972), прославившегося победой над Хазарией и походами на Дунай, закончившимися неудачей, требовала мобилизации значительных сил на внешние завоевания. Это несколько задержало внутреннее устроение русской земли.

Полная ликвидация племенных княжений происходит во время правления Владимира Святого (980-1015). Пытается он укрепить и языческую веру , а следовательно, свою власть. С этой целью создается пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди княжеских дружинников. Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир идет на своеобразную «духовную революцию» сверху - вводит в 988 г. христианство . Эта монотеистическая по своей сути религия позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и древнерусского государства.

Киевская Русь представляла собой одно из самых крупных и могущественных государств Средневековья. Образование и развитие древнерусского государства складывалось под влиянием некоторых геополитических и пространственных факторов. Во-первых, земли, на которых и происходило формирование новой страны, располагались на стыке двух разных миров: мусульманского и христианского, оседлого и кочевого. Основные особенности образования древнерусского государства заключаются в том, что в ходе своего становления Киевская Русь приобрела черты как западной, так и восточной государственности, поскольку располагалась на Во-вторых, потребность разных племен к сплочению перед лицом общего врага позволила объединиться народам с разным уровнем развития и различными К слову, славянская государственность начинает зарождаться задолго до образования Киевской Руси, в далеком шестом веке н.э., с объединения родовых и племенных общин в одну общую и более крепкую общину.

В настоящее время многие историки и социологи продолжают споры на тему зарождения русской государственности. С точки зрения многих из них причины таковы:

Развитие экономики. Совместная деятельность людей побуждала их к поиску новых форм существования. Древняя Русь была сельскохозяйственной страной. Объединение усилий народов, живших ранее раздельно, позволяло не только прокормить свое население, но и производить товары для экспорта. Часть городского населения страны составляли ремесленники и купцы, также ведущие активную торговлю с иностранцами. Каждое же ранее существовавшее отдельно взятое племя едва могло обеспечить себя достойным пропитанием.

Разделение труда. До объединения каждое племя вынуждено было самостоятельно полностью себя обеспечивать. В едином государстве постепенно произошло разделение людей на отдельные касты или группы, в которых каждый выполнял отведенную ему роль. Так, земледельцы выращивали необходимые для пропитания зерновые и овощные культуры, купцы занимались торговлей, дружина защищала мирное население и территорию страны от набегов врагов.

Заинтересованность людей в с начала своего возникновения исполняло роль посредника в Изначально роль арбитра в подобных делах принадлежала князю либо дружиннику. Старейшины рода во время раздельного проживания племен мало годились для подобной роли и вряд ли могли судить беспристрастно. Разрешение же споров между отдельными родами с помощью военных действий было слишком обременительно. С образованием государства постепенно появляются законы, защищающие людей в определенных обстоятельствах, наказывающие виновных, зарождается Кроме того, причины образования древнерусского государства кроются в стремлении людей к защите перед лицом внешнего врага. В единой стране роль защитников выполняли специально обученные военному делу люди, а значит, шансов победить было гораздо больше.

Также причины образования древнерусского государства прослеживаются в постепенном расслоении общин, формировании неравенства в плане имущества, появлении классов. Само образование Руси связывают с периодом княжения Олега в Новгороде. Впервые понятие древнерусского государства встречается в «Повести временных лет» и связано оно с походом на Киев в 882 году. Присоединение Киева к Новгороду стало очередным, но не окончательным этапом объединения русских земель. Однако именно это событие принято считать ключевым в образовании единой страны

Возможно, что все причины образования древнерусского государства современным исследователям истории неизвестны. Единственным весьма достоверным источником, рассказывающим о дохристианских временах Руси, является «Повесть временных лет». Нельзя исключать предположения о том, что данные его недостоверны либо достоверны не полностью.

Предистория древнерусской государственности уходит в эпоху расселения в Восточной Европе славянских племен и их соседей. Восточные славяне 6-9 вв занимали территорию от Карпатских гор на западе до Средней Оки и верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге. Славяне, осваивавшие Восточно-Европейскую равнину, вступали в контакт с финно-угорскими и балтийскими племенами. Происходил процесс ассимиляции (смешивания) народов. В 6-9 вв. славяне объединялись в общности, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы - этап на пути складывания государственности восточных славян.

В летописном рассказе о расселении славянских племен названо полтора десятка объединений восточных славян. Эти союзы включали 120-150 отдельных племен, имена которых были уже утрачены. Каждое отдельное племя, в свою очередь, состояло из большого количества родов и занимало значительную территорию.

Поляне жили в лесостепи по среднему течению Днепра (Киев). К северу от них, между устьями рек Десны и Роси, жили северяне (Чернигов). К западу от полян, на правобережье Днепра, «седеша в лесах» древляне. К северу от древлян, между реками Припятью и Западной Двиной, расселились дреговичи, которые по Западной Двине соседствовали с полочанами (от реки Полота - притока Западной Двины). К югу от реки Буг располагались бужане и волыняне, Междуречье Прута и Днепра населяли уличи. Северную часть западных склонов Карпат занимали белые хорваты. Вокруг озера Ильмень жили ильменские словене (Новгород).

Летописцы отмечали неравномерность развития отдельных племенных объединений восточного славянства. В центре их повествования - земля полян. Земля полян, как указывали летописцы, носила также название «русь». Хрестоматия по истории России /авт.-сост. А.С. Орлов и др.- М.: ТК Велби, 2004, С.13-24.

Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские летто-литовские (жмудь, литва, пруссы, латгалы, эемгалы, курши) и финно-угорские (чудь-эсты, ливы) племена. Финно-угры соседствовали с восточными славянами и с севера, и на северо-востоке (водь, ижора, карелы, саами, весь, пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещера, мордва, буртасы.

На востоке, от впадения реки Белой в Каму до Средней Волги, располагалась Волжско-Камская Булгария, ее население составляли тюрки. Их соседями были башкиры. Южнорусские степи в VIII--IX вв. занимали мадьяры (венгры) - финно-угорские скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. На Нижней Волге и степных просторах между Каспийским и Азовским морями господствовал Хазарский каганат. В районе Черного моря доминировали Дунайская Болгария и Византийская империя.

Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего на Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Все это способствовало расслоению восточно-славянского общества. В результате экономического и социально-политического развития у восточно-славянских племен началась складываться государственность

Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка. Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях - вечевых сходах. Существовало ополчение, особой военной организацией была дружина. Дружинники по поручению князя собирали с покоренных племен дань (полюдья). Единицей обложения был дом или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором.

Племенные княжения славян имели признаки зарождающейся государственности. Племенные княжения часто объединялись в крупные суперсоюзы, обнаружившие черты ранней государственности. Одним из таких объединений был союз племен во главе с Кием в конце 5 в. Восточные источники позволяют предположить существование накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Древняя Русь в свете зарубежных источников /Под ред. Е. А. Мельниковой.- М.: Логос, 2000, С.45. Широкое распространение земледелия с использованием орудий труда из железа, распад родовой общины и превращение ее в соседскую, рост числа городов, возникновение дружины - свидетельства формирующейся государственности.

Существует множество теорий возникновения государства Российского и одна из них Норманнская теория или легенда о призвании трёх варяг - братьев Рюрика, Синеуса, Трувора. Многие историки считают, что норманны были скандинавскими воинами.

Киевская Русь возникла в последней четверти 9 в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян - Новгорода и Киева, а также земель расположенных вдоль пути «из варяг в греки». В 882 г. князь Олег захватил Киев и сделал его столицей.

Древнерусское государство с центром в Киеве возникло в середине 9 века и существовало до середины 15 века. Этот период отмечен утверждением основных начал государственности на Руси, слиянием северного и южного ее центров, возрастанием военно-политического и международного влияния государства, наступлением закономерного для раннефеодальных монархий этапа его раздробления и утраты централизованного управления.

Духовным отцом и основателем Древнерусского государства суждено было стать князю Владимиру Святославовичу, нареченному Красным Солнышком. В 988 г., при Владимире, в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство было распространено на Руси издревле. Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму. Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства - отдать за Владимира свою сестру Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение «варвара», которого давно привлекала греческая вера. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения. Христианство утверждалось много позднее, чем в Киеве и Новгороде. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало идею равенства людей перед Богом. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь, отвергнув «примитивное язычество», становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец, принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее и античной культуры. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы. Все население должно было платить налог в пользу церкви - «десятину». В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм. Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего историч развития. Одновременно с крещением появилась письменность - кириллица. В IX в. два брата Кирилл и Мефодий создали письменность специально для славян.

Распространение письменности способствовало освоению навыков чтения и письма, высших наук того времени.

К концу 12 века на Руси формируется ряд самостоятельных государств. Из-за их раздробленности в первой трети XIII века на русские земли постоянно начинают нападать враги. Нашествие монголо-татар затормозило, на огромный интервал времени, развитие и процветание Древнерусского государства. В 14 веке Древняя Русь как государственная общность прекращает свое существование.

Завоевательные походы монголов начались со Средней Азии (буряты, якуты, киргизы, Китай, Корея). Второй поход был осуществлен на страны Закавказья, после него завоевателям пришлось вернуться в Монголию. На Руси о них услышали позже. Битва при Калке 1223года закончилась поражением русских и половецких войск татаро-монголами. Из-за княжеских распрей большая часть войска русских княжеств была убита.

Далее последовал захват Киева. В 1236году завоеватели овладели Волжской Булгарией и взяли Рязань. Затем последовало завоевание северо-восточной Руси в 1238 году. Была разгромлена владимиро-суздальские земли, земли Москвы, Владимира, то есть, в целом, Северо-Восточная Русь. Дойдя до Валдайского водораздела монголы отступили на юг. Весной 1239 года Батый разгромил Южную Русь. Поход Батыя на Европу полностью не осуществился.

В 13 веке создана Золотая орда (от Дуная до Иртыша, Крым, Северный Кавказ, часть земель Руси, бывшая Волжская Болгария, Западная Сибирь, Средняя Азия), которая так же вступила в период раздробленности (астраханское, сибирское, казанское, крымское ханства).

Русь сохранила свою государственность, так как русские постоянно вели борьбу против татар. Русь признала вассальную зависимость от Орды и платила дань. Александр Невский взял курс на восстановление экономики.

В 1257 году татары провели перепись населения - «запись в число», которые сопровождались многочисленными восстаниями против переписи и тогда сбор дани был передан в руки русских.

В 13-15 веках свержение Золотоордынского ига стало национальной задачей.

С 14 века во Владимиро-Суздальской земле возрастает значение Московского княжества, выступившего центром «собирания русских земель». Особую роль в этом процессе сыграло правление великого князя Владимирского и Московского Ивана Даниловича Калиты. Произошло увеличение территории Московского княжества за счет Коломны, Можайска, Переяславля-Залесского. Борьба за великокняжеский престол меду Тверью и Москвой закончилась победой Москвы. Победа над татарами в Куликовской битве в 1380году заставило поверить русских в скорое освобождение от ига. Феодальная война 1431-1453годов закончилась победой сил централизации. В состав Московского княжества вошли Муром, Нижний Новгород, ряд земель на окраинах Руси. Завершение объединения русских земель происходит в году правления Ивана III и Василия III - было присоединено Ярославское княжество, в 1472году началось присоединение Перми, покупка Ростовского княжества, Тверь перешла к Москве, вятская земля, западные русские области. Был присоединен Новгород, правда после сражения в 1438году, и то только через 7 лет после него. Так, после объединения русских земель стало возможным свержение золотоордынского ига. В 1480году это было сделано после сражения на реке Угре.

После формального снятия ига объединение земель продолжилось под предводительством Василия III. Раздробленность сменялась централизацией. Складывался аппарат управления новым центром - Москвой. Пашков Б.Г. Русь, Россия, Российская империя: Хроника событий. 862-1917.- М.: Вече, 1994, С.23-47.