Церковь бориса и глеба в зюзине. Страстотерпцы Борис и Глеб

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 4: Окраины Москвы. Инославие и иноверие. М., 1995, с. 104-107

Церковь святых благоверных князей Бориса и Глеба в селе Зюзине

Перекопская ул., 7, близ Севастопольского бульвара, 65

"Владельцы села: А. Ю. Сицкий с 1618 г; Морозовы - 1646-1656; дворцовое - 1666-1686; Прозоровские - 1686-1780; И. А. Князева - 1780; Бекетовы - 1785-1852; А. И. Васильков - 1890 г.".

"Храм начат постройкою в 1688 г. боярином Б. Прозоровским, сподвижником молодого Петра. Общая композиция церкви напоминает храм в Троицком-Лыкове. Это дает возможность предполагать, что его зодчим мог быть тот же мастер - Яков Бухвостов, работавший обычно "со товарищи". Любопытно, что окна храма лишены наличников, которые станут столь обязательными несколько лет спустя".

"Сразу же по получении Зюзина Б. И. Прозоровский, кроме постройки церкви, перестроил "на западный манер" и старые хоромы Морозовых".

"Нижняя теплая церковь во имя св. князя Владимира освящена 1 сентября 1688 г. Верхний храм во имя свв. Бориса и Глеба - в 1704 г. Колокольня пристроена к церкви в 1879 г. и в это же время, вероятно, выстроен также кирпичный дом причта на юго-западном углу участка". (Акт обследования храма, подписанный архитектором Н. Тихомировым. Без года, из архива реставрации.)

"В храме находился замечательный резной иконостас эпохи нарышкинского барокко и таковая же господская ложа".

"Церковь закрыта в 1938 г. В 1940-1941 гг. она оставалась без замков и охраны, чем и воспользовались местные жители, выломав в ней решительно все деревянные части на отопление - начиная с великолепного, одновременного храму иконостаса, и кончая оконными и дверными рамами и переплетами" (Акт Н. Тихомирова).

Первая реставрация проводилась с конца 1950-х гг. до середины 1960-х.

В 1966 г. в здании находилась мастерская по изготовлению алмазов. Как записал М. Л. Богоявленский, к стенам были приделаны трубы, моторы. Колокольня конца XIX в. - небольшая открытая звонница на 4 столбах, на которой, по словам старожилов, прежде висели большие колокола, - до 1966 г. еще сохраняла шпиль и обрешетку крыши. К 1978 г. все это уже обвалилось - остались одни кирпичные столпы. Впоследствии их также снесли.

В 1979 г. начата новая реставрация храма, руководила которой реставратор К. Г. Полунина. К сожалению, реставраторы сочли колокольню 1879 г. "поздней" - хотя она была редкой формы, и не препятствовали ее полному разрушению.

Храм стоит на государственной охране под № 398. В 1980 г. он был еще занят архивом без вывески, входа посетителям для осмотра не было.

Под тем же охранным номером с прибавкою "а" числится оставшаяся от "усадьбы Зюзино XVII-XIX вв. единственная постройка усадьбы Луниных - флигель XVIII, XIX вв.".

Еще в 1955 г. остатков усадьбы было больше: "От господского дома дворян Бекетовых в Зюзине уцелели боковые корпуса 1820-х гг.; в запущенном парке два копаных пруда и следы беседок или гротов" - сообщает. Теперь здесь стоят лишь храм и один флигель.

В 1988 г. был поднят вопрос о возвращении храма верующим, вызвавший ожесточенное сопротивление властей, решивших отдать его лучше "Центру восточной медицины".

"От общины православных христиан, проживающих в Севастопольском районе г. Москвы.

Пока еще можно спасти уникальное творение русского зодчества - церковь XVII в., освященную 300 лет назад во имя крестителя Руси князя Владимира и первых русских мучеников Бориса и Глеба. Закрыта и разграблена она была в 1938 г.

За время после закрытия храма и его использования различными организациями-арендаторами был утрачен богатейший иконостас, интерьер значительно искажен устройством перекрытий и перегородок, разрушены завершения колокольни - несмотря на то, что храм Бориса и Глеба состоит под охраной государства в качестве памятника архитектуры XVII в.

До последнего времени здание-памятник использовалось Министерством инструментальной и станкостроительной промышленности СССР под архив, при этом эксплуатация здания осуществлялась с грубыми нарушениями элементарных требований законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры. Об этом варварском отношении к жемчужине отечественного зодчества неоднократно поднимался вопрос в МГО и районном отделении ВООПИК. За последнее время, как отмечает группа специалистов ВООПИК, состояние храма значительно ухудшилось - в стене здания появилась серьезная трещина, которая может привести к окончательному разрушению памятника. Специалисты - архитекторы и реставраторы - утверждают, что для долголетия храма необходим истинный хозяин. Как показывает практика, памятники архитектуры культового характера максимально сохраняются, если они используются соответственно своему предназначению.

С мая 1988 г. жители Севастопольского района г. Москвы безуспешно пытаются убедить официальные инстанции в важности и нравственном значении передачи храма верующим. Заместитель председателя райисполкома В. Л. Воробьев заявил, что "если бы храм был совсем разрушен, то его можно было бы отдать верующим, а так он нам еще послужит". А между тем в Севастопольском и в прилегающих к нему двух районах - Советском и Черемушкинском с населением в более чем полтора млн. жителей нет ни одного действующего храма. На заявление верующих в райисполком "отцы района" ответили, что зарегистрировать религиозную общину невозможно, так как нет специального помещения для отправления религиозных потребностей. А как же храм Бориса и Глеба? Его отдают "на службу" Молодежно-медицинскому центру, который и без того получил ряд больших помещений в районе. По плану руководителей ММЦ храм явится местом "медицинских исповедей", а также клубом с различными увеселительными мероприятиями. В храме предполагается установка органа, что повлечет за собой новое нарушение требований использования памятника, а значит, приблизит гибель храма. Совершенно необязательно использовать динамит, чтобы взрывать святыню, можно разрушить ее с помощью преднамеренного варварства, незаметного и беспроигрышного.

Верующих в нашем районе немало, на это нельзя закрывать глаза, много среди них пожилых и больных людей. Они ездят в переполненном транспорте в далеко расположенные и без того перегруженные храмы. Почему же так селекционируются духовные потребности пожилых и больных людей?! Для наркоманов и алкоголиков - пожалуйста, православный храм, а для верующих - нет помещения?! Для верующих церковь - Дом Божий, святыня, и поэтому любое использование храма не по назначению антигуманно и безнравственно. Храм был построен на средства верующих и должен принадлежать верующим. Не может принести достойные плоды такое воспитание молодежи, когда на ее глазах происходит глумление над святыней и памятью предков. Неужели не понимают этого наши районные и городские руководители?

Мы, религиозная православная община, обращаемся в редакцию газеты, надеясь получить помощь в нашем стремлении восстановить справедливость. Хочется верить, что наше государство не выбросило "за борт" нас, верующих, что действительно отношения между государством и церковью развиваются в русле демократических процессов обновления.

"В день памяти святого равноапостольного князя Владимира состоялось малое освящение храма в одном из районов Москвы - Зюзине. Церковь построена в XVII в., двухэтажная. Верхний храм - в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба, а нижний, который и был освящен, - в честь святого равноапостольного великого князя Владимира.

Это событие знаменательное, - отмечает настоятель отец Владимир Новиков. - Храм закрыли в 1938 г.: сначала в нем располагались мастерские, штамповавшие вилки и ложки, потом - архив Минстанкопрома СССР. Несмотря на то, что здание зарегистрировано как памятник истории и культуры, храм перестраивался под склады. Сейчас предстоит огромная работа по его реставрации.

На субботниках перед освящением работали многие москвичи".

Главный престол вверху освящен на Пасху 1990 г. "Затем был освящен приставной престол свт. Николая".

"Двухэтажный флигель по адресу ул. Перекопская, 9, отданный Молодежно-медицинскому центру при наркологической больнице № 17, община требует вернуть храму для воскресной школы. Райсовет поддержал ее, а Мосгорисполком пока молчит".

Ильин М. Москва. М., 1963. С. 192-195.

Рукопись Александровского. Часть "Окрестности".

Памятники усадебного искусства. М., 1928. С. 31.

Древности: Труды комиссии по сохранению древних памятников. Т. 3. М., 1910. С. 225-229 (есть фото храма).

Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-XVIII ст. М., 1892. Вып. 8. Пехрянская десятина. С. 100.

(Благовещенский И. А.). Краткие сведения о всех церквах Московской епархии. М., 1874. С. 69. № 287.

Ильин М. А. Зодчий Яков Бухвостов. М., 1959. С. 143-144 (два фото храма до 1917 г.; на с. 148 фото иконостаса).

Молева Н. М. Древняя быль новых кварталов. М., 1982. С. 82-99.

Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 97.

Храм святых благоверных князей Бориса и Глеба в селе Зюзино, первый, деревянный, заложил Глеб Иванович Морозов, известный прежде всего как муж своей жены, знаменитой «боярыни Морозовой», которую любой русский человек знает благодаря картине Сурикова.

В 2015 году вместе со всей Православной церковью приход святых мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба в Зюзине торжественно отметил 1000-летие подвига своих небесных покровителей.


Саша Митрахович 06.11.2018 07:18


Нижний храм Борисоглебской церкви в Зюзине был построен и освящен в 1688 году, а верхний - в 1704-м. Строительство продолжалось 16 лет.

У строителя храма в Зюзино - Глеба Ивановича - был старший брат - Борис Иванович - вначале «дядька», то есть воспитатель малолетнего царевича Алексея, а затем влиятельнейший человек при дворе . Благодаря его возвышению продвинулся по карьерной лестнице и младший брат. Данью уважения старшему брату и памятником братской любви призвана была служить церковь, освященная во имя Бориса и Глеба. Рядом с церковью Глеб Иванович выстроил деревянный терем, а село Зюзино по имени храма получило второе название - Борисовское или Борисоглебское.

После смерти Глеба Ивановича и печальной кончины боярыни Морозовой, Зюзино перешло в царскую казну, а затем за заслуги перед отечеством было пожаловано князю Борису Ивановичу Прозоровскому, сподвижнику Петра I.

Село Зюзино на протяжении всей своей истории, даже в советское колхозное время, славилось фруктовыми садами и оранжереями, в которых вызревали редкие для севера фрукты. А начало этому изобилию положил князь Прозоровский, род которого владел усадьбой более ста лет. Именно при нем была построена каменная церковь Бориса и Глеба вместо обветшавшей деревянной, которая, надо отдать ей должное, простояла еще лет сорок и была разрушена лишь в 20-х годах XVIII века. Однако история храма ведется все-таки со времени постройки не деревянной, но каменной церкви, то есть с 1688 года, когда был заложен нижний храм во имя святого князя Владимира.

Замысел строителей и владельцев усадьбы был весьма глубок и символичен: как равноапостольный великий князь Владимир был отцом , так и нижний храм, освященный в его имя, служит в буквальном смысле слова основанием для церкви, носящей имя его сыновей. Верхняя церковь Бориса и Глеба была освящена в 1704 году, и эта дата считается официальным днем рождения храма - его трехсотлетие торжественно отмечалось в 2004 году.

Церковь Бориса и Глеба в Зюзино по архитектурному стилю принадлежит к московскому, или .

Прообразом храма Бориса и Глеба стала церковь в усадьбе Петровское-Дальнее, или Дурнево, принадлежавшей брату Бориса Ивановича Прозоровского. Она была разрушена в 30-е годы XX века.

Характерной чертой церкви Бориса и Глеба является расположение алтарной части не с восточной стороны, как это обычно принято, а с северной. Согласно легенде, так построить храм велел сам Прозоровский, чтобы вход в церковь располагался на одной линии с выходом из барского дома, который раскинул свои протяжные фасады с запада на восток, а парадное крыльцо его было обращено к Москве, находящейся строго на севере.


Саша Митрахович 06.11.2018 07:25


Храм в Зюзино и сама усадьба постепенно приходила в запустение - к несчастью, обстоятельства складывались так, что она постоянно меняла хозяев, переходила из рук в руки и в результате окончательно была разорена.

Еще в середине XIX века усадьбу Бекетовых снимал Московский университет под летние дачи для своих сотрудников, а затем старинный хозяйский дом и вовсе был разобран для строительства дач.

Тем временем наступил XX век. После Октябрьской революции 1917 года церковь Бориса и Глеба - Борисоглебская, как ее звали в народе, - продолжала действовать еще двадцать лет и была закрыта в 1938 году.

Холодной и страшной зимой 1941 года местные жители, все еще обитавшие в деревенских избах, разобрали почти все деревянные детали разоренного храма на дрова. Колокольня тоже была разрушена. Местный старожил Петр Дмитриевич Барановский взял к себе домой и спрятал несколько икон и резных колонн храма, а самое главное - царские врата. Чудом ему удалось сохранить их в военные годы, а затем передать в музей-усадьбу «Коломенское» - там они находятся до сих пор.

Во время Великой Отечественной войны храм Бориса и Глеба благодаря своей высоте использовался в качестве наблюдательного пункта запасного аэродрома.

В послевоенные годы в верхнем храме разместилось овощехранилище, а в нижнем - филиал завода драгоценных металлов. Позже, в середине 1960-х годов, здание арендовал архив НИИ Минстанкопрома - тонны его документации, хранившейся на железных стеллажах, отрицательно сказались на состоянии храма, не рассчитанного на такие нагрузки: на стенах появились трещины, а фундамент начал расползаться.


В 1960-е село Зюзино вошло в черту города и обрело статус . Здесь началось особенно активное строительство пятиэтажек. Благодаря обновлению квартала было обновлено и здание церкви - проведена косметическая окраска фасада. Внутреннее помещение храма тоже отремонтировали, теперь здесь разместилась ювелирная мастерская.

Но наступили новые времена. 11 апреля 1989 года храм Святых Благоверных Князей Российских Бориса и Глеба был возвращен верующим. 15 мая, в день памяти небесных покровителей храма, состоялся первый водосвятный молебен на территории церкви.

Возрождение

Освобождение храма Святых Бориса и Глеба было только началом долгого и трудного пути - предстояли тяжелые восстановительные работы. В особенно плачевном состоянии находился нижний храм - весь пол был закатан асфальтом, а сверху застелен линолеумом, стены выкрашены синей масляной краской, роспись уничтожена. Фасад здания тоже сильно пострадал: покрытие куполов и кровли проржавело, белокаменный декор почти полностью разрушился, стены нуждались в починке, южное крыльцо развалилось, и весь храм просел в землю почти на полтора метра.

Работы по приведению в порядок храма велись очень интенсивно, уже в конце июля отслужили первую литургию в нижнем храме - к тому моменту там был настелен временный деревянный пол и установлен иконостас. 28 июля 1989 года, в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, в нижнем храме, освященном в его имя, состоялась первая после полувекового перерыва Божественная литургия. С этого момента началась литургическая жизнь прихода.

В течение ближайших месяцев были демонтированы перекрытия и лестницы в верхнем храме, подготовлен пол и отделана мрамором солея. Теперь верхний храм тоже был готов к богослужениям. 31 марта 1990 года состоялось освящение церкви Бориса и Глеба, после чего Божественная литургия стала совершаться ежедневно.

Иконы и фрагменты подлинного иконостаса былой Борисоглебской церкви находятся в запасниках музея «Коломенское». Вернуть имущество музей отказался, поэтому были сделаны слепки с фрагментов иконостаса XVIII века и по старинным фотографиям воссоздана его точная копия.

В конце 1990-х годов церковь Бориса и Глеба сделалась значимым местом для местных жителей. Даже те, кто не считал себя прихожанами храма, полюбили сюда приходить. Особенной популярностью пользовался церковный двор у молодых родителей - на территории храма было так приятно гулять с колясками или с маленькими детьми, едва начинающими ходить! Зимой дорожки всегда расчищены, гололедицы нет, можно спокойно катать коляску, вокруг стоит тишина, никто не разбудит младенца; летом можно не волноваться, что ребенок внезапно побежит и выскочит под машину - церковная ограда надежно защищает его.


Саша Митрахович 07.11.2018 07:23


Архитектура храма Бориса и Глеба в Зюзине. Это кирпичное здание, в плане крестообразное, поставленное на высоком арочном подклете, с запада и с юга к церкви примыкают лестничные сходы на арках.

Характерное для сочетание красного кирпича и белого камня также присуще церкви Бориса и Глеба в Зюзине, равно как и церкви Покрова Богородицы в Филях, созданных одним и тем же зодчим - Яковом Бухвостовым.

«Иже под колоколы»

Храм Бориса и Глеба возводил зодчий Яков Бухвостов, создатель таких шедевров , как , Спасская церковь в Уборах и Троицкая церковь в Троице-Лыкове. Все они были построены в 1690-х годах и объединены одним общим архитектурным рисунком, при этом декоративное убранство церкви Бориса и Глеба гораздо скромнее, чем у остальных церквей. Покровскую церковь в Филях, к счастью, сохранившуюся до наших дней, с первого взгляда бывает даже трудно отличить от церкви Бориса и Глеба, - выстроенные из розового и белого камня, издали они очень похожи.

Все эти церкви относятся к разряду двухэтажных храмов « », то есть с венчающим здание ярусом звона.


Саша Митрахович 10.11.2018 07:07


На фото: Главный иконостас Борисоглебского храма и Голгофский крест с предстоящими, раньше на этом месте (восточная стена) был еще один вход.

Боярин князь Прозоровский, строя каменный храм Бориса и Глеба в Зюзино, повелел обратить алтарь не к востоку, а к северу, по направлению к Москве. Редчайшее «северное» расположение алтаря создало значительные трудности при восстановлении храма после полувекового запустения в советское время - церковь находилась в столь бедственном состоянии, что определить прежнее местонахождение алтаря было весьма проблематично, и реставраторы искали его, как полагается, в восточной части. Ситуацию осложнил тот факт, что в восточной стороне храма были следы третьего, позднее уничтоженного входа. В современном храме на этом месте расположен Голгофский кресте предстоящими, подаренный настоятелем дружественного храма Покрова Божией Матери на Землянке.

На западной стене верхнего храма мы видим фреску Преображения Господня, а на южной - Успения Богородицы. В храме есть несколько особо почитаемых икон Божией Матери, и главная среди них - Всех скорбящих Радость.


Храму принадлежит также икона Пресвятой Богородицы, по всей видимости, передававшаяся в неизвестной нам семье по наследству как большая ценность: ведь когда-то, больше ста лет назад, она была получена в дар от самого губернатора! Старинная, с ятями и ерами, надпись на обратной стороне доски гласит:

«В молитвенное воспоминание поднесена сия святая икона надзирательнице Рязанского Дома Трудолюбия Анне Дмитриевне Васильковой от начальствующего рязанского губернатора Николая Семеновича Брянчанинова в день прощания ея с подведомым заведением 3 января 1895», - то есть, как сказали бы сейчас, в день ухода на пенсию.

Также в верхнем храме стоит обратить внимание на приставной престол и на икону Святителя Николая с мощевиком, а также на икону Великомученика Пантелеймона.

В нижнем же храме мы увидим престол князя Владимира и фреску, посвященную Крещению Руси. Кроме того, на фреске «Новомученики и исповедники Российские» изображен император Николай II с семьей - прихожане гордятся тем, что это изображение было выполнено еще до прославления последнего российского императора в 2000 году. Образцом для его канонизации послужили именно - то есть те, кто, по словам митрополита Ювеналия, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников.

В XIX веке храм был отнесен к памятникам архитектуры, а также назван в числе ценных памятников иконописи и внутреннего убранства. Макет церкви Бориса и Глеба экспонируется в Церковно-археологическом кабинете при Московской духовной академии в Троице-Сергиевой лавре

Как добраться самостоятельно к храму

На общественном транспорте:

От станции метро «Каховская»: первый вагон из центра, в переходе повернуть направо.

На любом троллейбусе или на автобусе № 826 доехать до остановки «Молодежный центр». Пройти немного назад по ходу транспорта до уходящего вглубь квартала безымянного проезда - бывшей главной улицы села Зюзино. На углу стоит указатель в сторону храма, который уже виднеется за деревьями.

От станции метро «Профсоюзная»: первый вагон из центра, троллейбусы № 49 и № 85 до остановки «Перекопская улица». Перейти дорогу и идти по малозаметной Перекопской улице мимо пруда к церкви.

На автомобиле:

По Варшавскому шоссе: повернуть на Чонгарский бульвар, переходящий в ул. Каховка, где после перекрестка с ул. Керченская будет указатель направо, на безымянный проезд, ведущий к церкви.

По Севастопольскому проспекту: повернуть на ул. Перекопская, ведущую к церкви.

Расположение храма Бориса и Глеба в Зюзино на карте Москвы:


Саша Митрахович 11.11.2018 08:45

У князя Владимира Киевского и царевны Анны родились два мальчика, назвали их Глебом и Борисом. Не думали они, что их сыновья погибнут мученической смертью из-за раздела власти. Их подвиг был в принятии Воли Бога и любви к своим врагам, непротивлении. Они стали первыми святыми на Руси. "Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных” (Матф.5:43-45). Сначала к братьям обращались как к целителям. Затем простые люди и особенно знать просили покровительства перед Господом. С тех пор много храмов построено в их честь. К сожалению, до нашего времени мощи не сохранились.

Строительство храма велось в 1688—1704 годах.

В 1688 году построен и освящён нижний, теплый храм во имя благоверного князя Владимира, боярином Б. Прозоровским (зодчий Яков Бухвостов).

В 1704 году, через 16 лет, построен верхний, летний этаж во имя благоверных князей Бориса и Глеба.

Замысел постройки прост и глубок: подвиг братьев взращен их отцом, святым равноапостольным князем Владимиром.

В 1879 пристроена колокольня и сооружен дом причта. До наших дней колокольня не сохранилась.

В 1938 году был закрыт, разграблен и заброшен.

В 1989 году возвращен Русской Православной Церкови Московского Патриархата, был освящён и начал действовать.

С 2005 года при храме действует воскресная школа для детей и взрослых.

Храм в стиле московского барокко, двухэтажный, трехглавый. Здание четырехугольное на высоком подклете, с двумя лестницами.

В XIX веке государственной комиссией храм причислен к памятникам архитектуры и упомянут как ценный памятник иконописи и внутреннего убранства. Подтверждением этому является и тот факт, что макет храма экспонируется в Центральном Археологическом кабинете при Московской духовной Академии в Троице-Сергиевой лавре. Особая Святыня — чтимая Тихвинская икона Божией Матери. При храме есть библиотека.

Принадлежность храма: Русская Православная Церковь Московского Патриархата, Юго-западное викариатство, Московская епархия, Андреевское благочиние.

Каждый заказ для нас очень важен и мы прикладываем максимальные усилия для того, чтобы выполнить ваши заказы в максимальном качестве! Вы можете самостоятельно выбрать храм в котором вы собираетесь заказать требу! Мы со своей стороны приложим все усилия для того, чтобы ваша треба была выполнена. Если же по какой-либо причине, во время организации требы в выбранном вами храме возникнут сложности (долгий ответ храма, высокая занятость священнослужителей, не желание храма принимать заказы от онлайн-пользователей, невозможность связаться с храмом и др.), мы переведём заказ в другой храм, который своевременно выполнит вашу требу без задержек. Напоминаем вам, что делая заказ на нашем сайте вы принимаете условия, нашего соглашения . Храни вас Бог!

Построен в 1688-1704 гг. (зодчий Яков Бухвостов) в вотчине сподвижника Петра I боярина Б.И. Прозоровского, селе Зюзине, которое после этого стало называться Борисовское. Нижний, теплый храм с престолом святых благоверных князей Бориса и Глеба освящён в 1688 г., верхний с престолом святого равноапостольного князя Владимира — в 1704 г. и приставным приделом святителя Николая Чудотворца — в 1690 г.). В 1879 г. пристроена колокольня и coopужён дом причта. В стиле московского барокко, двухэтажный, трехглавый. Четырехугольное в плане здание на высоком подклете, с двумя лестницами. Над ним два восьмиугольных яруса (верхний — ярус звона — «иже под колоколы») и увенчанные восьмигранным барабаном главы. К основному зданию с боков примыкают четырехугольные (со срезанными снаружи углами) алтарный выступ и притвор, завершенные главами. Декорировано арочными нишами, трехчетвертными колонками и фигурными гребнями.

В 1938 г. закрыт, разграблен и заброшен. Погиб резной иконостас в стиле московского барокко. Разрушена четырехстолпная колокольня с открытой звонницей. Перестроен под склады, был занят учреждениями, мастерской, архивом. В 1960-х гг. и с 1979 г. реставрировался (арх. К.Г. Полунина). В июле 1989 г. возобновлены богослужения. Святыня — особо чтимая Тихвинская икона Божией Матери.

http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow&page=197



Двухэтажный храм «иже под колоколы» (то есть с венчающим здание ярусом звона), построен в 1688 г. в стиле «московское барокко» боярином Б. Прозоровским (зодчий Яков Бухвостов). Нижний теплый храм освящен в 1688 г.в честь св. равноап. кн. Владимира, верхний храм - в 1704 г. в честь свв. блгг. кнн. Бориса и Глеба. Замысел прост и глубок: подвиг святых страстотерпцев князей Бориса и Глеба взращен (подготовлен) отцом их, святым равноапостольным князем Владимиром. Колокольня была пристроена в 1879 г.

Здание храма кирпичное, в плане крестообразное на арочном подклете.С запада и с юга к храму примыкают лестничные сходы на арках. В XIX веке государственной комиссией храм причислен к памятникам архитектуры и упомянут как ценный памятник иконописи и внутреннего убранства. Подтверждением этому является и тот факт, что макет храма экспонируется в Центральном Археологическом кабинете при Московской духовной Академии в Троице-Сергиевой лавре.

В тяжкие для веры времена совершили подвиг исповедничества два последних священника храма: отец и сын Харьюзовы. 14 сентября 1937 года был арестован о. Александр Харьюзов (расстрелян 9.01.1938 г.). Несмотря на угрозы расправы на его место пришел его сын иерей Николай Харьюзов. В ноябре власти арестовали его и приговорили к 10 годам ИТЛ. О. Николай пережил репрессии и скончался в 1963 году, будучи клириком Владимирской епархии. Кажется знаменательным, что именно в эти страшные времена совершил свой подвиг священномученика иерей Алексий Сперанский (канонизирован Архирейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г.), служивший в храме свв. Бориса и Глеба псаломщиком в 1902-1909 годах.

В конце 1930-х годов храм был закрыт и заброшен. В 1940-1941 гг. здание оставалось без замков и охраны. Вследствие этого в храме были выломаны все деревянные части, начиная с древнего резного иконостаса и заканчивая оконными и дверными рамами. Была разрушена колокольня. Чудом сохранились Царские врата, несколько икон и резных колонн. Ныне они находятся в музее «Коломенское». В дальнейшем храм использовался в качестве овощного хранилища, филиала завода драгметаллов с гальванической ванной, расположенной в алтаре нижнего храма, архива Минстанкопрома. Последний владелец перегородил купол храма двумя этажами перекрытий с маршевыми лестницами.

В 1960-е гг. проведена косметическая окраска фасада. В мае 1989 г. храм был возвращен верующим, а 28 июля 1989 г. совершилась первая Божественная литургия. В 1990 году было начато восстановление здания. Престолы: верхнего храма - свв. блгг. кнн. Бориса и Глеба, свт. Николая (приставной); нижнего храма - св. равноап. кн. Владимира



Село Зюзино, по писцовым книгам 1627 - 28 гг. «сельцо Скрябино, Скорятино, Зюзино тож, на ручью, а под ним пруд, Московского уезда, Чермнева стана, поместье за боярином князем Алексеем Юрьевичем Сицким, что было преж того поместье за головою стрелецким Федором Челюскиным, в сельце двор помещиков боярский, в нем живут деловые люди, двор приказчиков и 6 дворов деловых людей, а писано за князем Сицким то поместье по ввозной грамоте 1618 г.».

В 1646 г. «поместье за боярином Глебом Ивановичем Морозовым сельцо Скрябино, Зюзино тож, а в сельце двор боярский, двор приказчищий, 2 двора людских и 13 дворов крестьянских». В этом сельце при боярине Г. И. Морозове была построена деревянная церковь во имя Бориса и Глеба, а в каком году - неизвестно, и сельцо стало называться селом по церкви Борисовским, Зюзино тож.

По смерти боярина Морозова имение перешло к его жене вдове боярыне Федосье Прокофьевне с сыном Иваном Глебовичем и за нею оно утверждено отказною книгою в 1664 г., в которой говорится: «село Борисовское, Зюзино тож, а в селе церковь во имя Бориса и Глеба древянна, клетцки, у той церкви служат попы погодно, во дворе дьячок Федка Михайлов».

В 1666 г. вотчина Ивана Глебовича Морозова, после его смерти, по указу великого государя, отписана к дворцовому ведомству. В описных книгах того же года упоминается: «село Зюзино, на враге, а во враге 4 пруда, а в прудах рыба мелкая караси, да в селе церковь древянна, клетцки, а в церкви образы и свечи, и книги, и всякое церковное строение и на колокольнице колокола боярина Глеба Ивановича Морозова, у церкви во дворе поп Илья Денисов, да у него живет племянник его пономарь Олешка Микифоров, да у него ж живет просвирница Марьица, во дворе Федка Михайлов, да в селе двор вотчинников».

В приходных окладных книгах Патриаршего казенного приказа записано: «в 1677 г., по отписке Чудова монастыря уставщика иеродиакона Моисея, прибыла вновь церковь страстотерпцев Бориса и Глеба великого государя во дворцовом селе Зюзине и той церкви по сказке попа Дмитрия положено дани с попова двора, с приходских крестьянских лучших 12 дворов, с сенных покосов с 45 копен сена, по указной статье, всего 23 алтына 4 деньги, заезда гривна; те деньги взято, платил он же, поп Дмитрий, принял Никитко Обольянинов».

В 1687 г. село Борисовское, Зюзино тож, пожаловано князю Борису Ивановичу Прозоровскому, очевидно, при нем была построена в этом селе каменная церковь. В 1704 г. в этом селе были дворы: вотчинников, приказчика, конюшенный и садовника, 12 дворов крестьянских. В 1721 г. по именному указу это село отдано во владение князю Александру Никитичу Прозоровскому и того же года за ним оно утверждено отказною книгою, в которой упоминается: « в селе церковь каменная о двух службах: нижняя - во имя св. князя Владимира, верхняя - во имя Бориса и Глеба; на той церкви наверху колокольня каменная ж; да в том же селе церковь деревянная, клетцки, во имя князя Владимира и Бориса и Глеба ветха и стоит без службы». После князя А. Н. Прозоровского селом владел в 1740 г. его сын Александр, в 1778 г. - родной внук князь Дмитрий Александрович, у которого оно было куплено в 1780 г. князем Владимиром Петровичем Прозоровским и от последнего продано в том же году жене Анисима Титова Князева - Ирине Афанасьевне.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVII - XVIII ст.». Выпуск 8, Пехрянская десятина Московского уезда. Москва, Университетская типография, Страстной бульвар, 1892 г.

Вконтакте

Имение, в котором располагалось село Зюзино, принадлежало князьям Прозоровским. Строительство храма велось в 1688–1704 годах.

Нижний, теплый храм во имя благоверного князя Владимира был построен и освящён уже в 1688 году; верхний, летний, во имя благоверных князей Бориса и Глеба - только в 1704 году.

Дмитриева Ирина , CC BY-SA 3.0

В 1938 году храм был закрыт. В конце 1950-х годов началась его первая реставрация, после которой в нём разместили мастерскую по обработке алмазов.

В 1979 году началась новая реставрация, после чего в храме разместился архив Министерства инструментальной и станкостроительной промышленности СССР.

Сержант Пеппер , CC BY-SA 3.0

В 1989 году храм перешёл православной общине Севастопольского района, был освящён и начал действовать.

С 2005 года при храме действует воскресная школа для детей и взрослых.

Архитектура

Изначально на этом месте располагался старый, деревянный храм. Новый храм был построен в стиле .