Пунктуационные упражнения. Игровые пунктуационные упражнения

В школьном учебнике все пунктуационные правила иллюстрируются текстовыми примерами и графическими схемами предложений соответствующего типа. Умение «читать» такие схемы - необходимая предпосылка широкого использования их в обучении пунктуации. Поэтому попытаемся кратко охарактеризовать виды упражнений по пунктуации в той последовательности, которая соответствует основному дидактическому принципу от простого к сложному и, следовательно, приведенной выше типологии упражнений; покажем, как включаются в работу приемы использования графических схем при изучении, например, сложных предложений.

I. Упражнения на готовом языковом материале.

1. Составление схем данных предложений. Каждое записанное предложение сначала графически оформляется, т. е. в нем подчеркиваются главные члены, отмечаются союзы; если предложение сложное, над подлежащими каждой части ставится порядковый номер; только после этого составляется схема, на которой указываются знаки препинания.

2. Выборочное осложненное списывание. В тексте упражнения знаки препинания опущены; ученики находят в нем предложения, которые соответствуют данной схеме, и списывают только их, сразу же в процессе письма расставляя знаки препинания. Вместо 9-10 предложений ученик напишет, предположим, только 2-3, но, прежде чем списать именно эти предложения, он мысленно анализирует их, соотнося структуру каждого из них с данной схемой. Этот прием мы часто используем при выполнении домашних упражнений. Например, задание к упр. 224 может быть предложено в несколько измененном варианте: спишите предложения, соответствующие схеме

3. Выборочный диктант. Проводится так же, как и выборочное списывание, но текст упражнения дети воспринимают не зрительно, а на слух.

4. Предупредительный диктант. Схемы предложений из которых состоит текст диктанта, вычерчиваются на доске в произвольном порядке. Воспринимая предложение на слух, ученики определяют, какой схеме оно соответствует. Диктуя предложение для записи, учитель но схеме поясняет его структуру.



5. Пунктуационный разбор. Готовясь к пунктуационному разбору записанных предложений, ученики графически оформляют каждое из них, вычерчивают соответствующие схемы. Необходимые для работы схемы оформляются также и на доске (до урока учителем или в ходе занятий отвечающим учеником). Далее один ученик (с места) читает предложение, а другой показывает схему, которой оно соответствует, и кратко объясняет постановку знаков препинания. Экономнее по времени второй вариант этого же приема: схемы типов предложений, имеющихся в тексте работы, вычерчиваются на доске до урока, ученики графически оформляют предложения, «читают» первую схему и все соответствующие ей предложения, затем «читают» вторую схему и т. д.

Этот вариант мы широко используем при устной проверке домашних упражнений на расстановку знаков препинания.

II. Упражнения, связанные с изменением текстового материала.

1. Творческое списывание. Разнообразие вариантов заданий в конечном счете сводится к двум основным: 1) изменить предложение так, чтобы оно соответствовало данной схеме; 2) закончить предложение согласно схеме.

Например: 1) данное предложение Придетзима и накроет барсучью норку глубоким снежным сугробом. Схема:
,
Измененное предложение: Придетзима , глубокий снежный сугробнакроет барсучью норку. 2) данное начало предложения: Деревья роняют листья, и... Схема:
Законченное предложение: Деревьяроняют листья, и лесстановится прозрачным .

2. Творческий диктант. Проводится он так же, как творческое списывание, но тексты предложений воспринимаются детьми не зрительно, а на слух.

3. Графический диктант. Прослушав предложение, ученики вычерчивают его схему и ставят на ней соответствующие знаки препинания. Например: Травывысыпали в землю свои семена, и под ветром качаются их голые стебли .

Так как сами диктуемые предложения не записываются, графический диктант дает большую экономию учебного времени и его можно легко сочетать со многими другими видами работ.

III. Изложение с использованием графических схем. Подбирается небольшой текст, достаточно насыщенный предложениями определенных типов. Во время повторного чтения текста ученики соотносят эти предложения с данными на доске схемами, затем в соответствии с этими же схемами строят отдельные предложения в своей письменной работе (в изложении).

IV. Грамматическое конструирование - составление предложений по данным схемам и обычно на определенную тему.

Хочется подчеркнуть, что любое упражнение с использованием графических схем будет посильным для детей и принесет желаемые результаты только в том случае, если оно проводится своевременно, уместно, т. е. методически подготовлено системой предыдущих упражнений. Если же только что объяснив пунктуационное правило, мы будем требовать от учеников, например, составления предложений по данным схемам (т. е. пропустив упражнения I, II и III типов, обратимся сразу к IV типу), то, естественно, задание может оказаться и непосильным для детей, и неинтересным, и в конечном счете бесполезным.

При систематической, целенаправленной организации упражнения с использованием графических схем являются незаменимым, высокоэффективным средством формирования прочных пунктуационных навыков, потому что приучают детей к правильной последовательности действий: сначала постараться понять структуру предложения (мысленно начертить его схему), а потом писать, ставя совершенно осознанно соответствующие знаки препинания. (Каждый учитель знает: если ученик идет обратным путем, т. е. сначала пишет, а потом расставляет знаки препинания, то он никогда не избавится от обилия пунктуационных ошибок.)

Упражнения с использованием графических схем, являясь элементом программированного обучения, способствуют развитию абстрактного мышления детей, активизируют их познавательную деятельность и благодаря этому позволяют наиболее экономно и рационально расходовать учебное время на уроке.

К теме "Словосочетание"

1. Перепишите текст, расставляя знаки препинания. Выпишите из каждого предложения все возможные словосочетания. Обозначьте главное слово, укажите вопрос от главного слова к зависимому. Над каждым словом укажите часть речи .

Летняя жара заставила зайти нас в густую рощу. Я бросился под высокий куст орешника. Над ним молодой клён красиво раскинул свои лёгкие ветки. Мой друг Иван сел на толстый конец упавшей березы а я глядел на него. Листья слабо колебались в вышине их зеленоватые тени тихо скользили взад и вперёд по телу Ивана по его маленькому лицу. Он не поднимал головы и долго молчал. Я лёг на спину и начал любоваться мирной игрой листьев на далёком светлом небе.

2. Перепишите текст, расставляя недостающие знаки препинания. Выпишите из каждого предложения все возможные словосочетания. Обозначьте главное слово, укажите вопрос от главного слова к зависимому. Над каждым словом укажите часть речи .

Наступило славное свежее июльское утро; маленькие пёстрые тучки стояли барашками на бледно-ясной лазури. Мелкая роса высыпала на листьях и травах блистала серебром на паутинках. Влажная земля бережно хранила румяный след зари. Со всего неба сыпались песни жаворонков. Дорога из Марьина огибала лесок. Лёгкая пыль лежала на ней, не тронутая со вчерашнего дня ни колесом ни ногою.

(По И.С. Тургеневу)

К теме "Предложение"

3 . Перепишите текст, вставляя буквы и знаки препинания. Сделайте полный синтаксический разбор каждого предложения: подчеркните все члены предложения, дайте характеристику. Образец синтаксического разбора .

Русский народ (из)давн.. сжился с окружающими его др..мучими лесами пр(а,о)сторными полями и (полно)водными реками. Особой гордостью (С,с)еверной пр..роды являет(?)ся сосна. Красавицу сосну с тёмно(зелё..ой) хвоей встретиш(?) (по)всюду. Это дерево пр(е,и)живает(?)ся на самой различ(?)ной почве. М..лодые сосенки быстро р..стут и увелич..вают(?)ся за год пр..мерно на пят(?)десят сантиметров. Они (н..)боят(?)ся (н..)морозов (н..)засухи (н..)ветров сосны дож..вают обычно до трёх(сот) пяти(десяти) лет и дост..гают высоты более тридцати метров.

Человек (по)разному и(з,с)пользу..т сосну. Её сажают что(бы) ок..зать сопр..тивление вредным явлениям пр..роды. Сосны которые посаже..ы (в)доль железно(дорожного) пол..тна задерж..вают снег. Если сосны высаже..ы у вод..ёмов то они задерж..вают движ..щиеся пески.

4 . Перепишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы .

1) Зайку брос..ла х..зяйка под д..ждём остался зайка.

2) Наша Таня громко плач..т ур..нила в реч..ку мяч..к. Тише Танеч..ка не плач.. не утон..т в речке мяч..

3) Нет напрас..но мы решили прок..тить кота в маш..не кот катат..ся (не)пр..вык опр..кинул г..узовик.

4) Я люблю свою лошадку пр..чешу ей ш..рстку гладко гр..бешком пр..глажу хвостик и верхом поеду в гости.

5) Ур..нили мишку на пол от..рвали мишке лапу (всё)р..вно его (не)брошу (по)тому(что) он хороший.

6) Ни перинки ни простынки ни подушки не видать а усатый-полосатый перебрался под кровать.

7) В гостях медведь нельзя реветь нельзя грубить и чваниться знакомым надо кланяться.

8) Ищут пожарные ищет милиция ищут фотографы в нашей столице ищут давно но не могут найти парня какого-то лет двадцати.

9) Был однажды на обеде у мохнатого медведя а зубастый крокодил чуть меня не проглотил.

10) Если бьёт дрянной драчун слабого мальчишку я такого не хочу даже вставить в книжку.

5 . Перепишите текст, расставляя знаки препинания. Выделенные слова разберите по составу .

Кедры р..стут высоко в горах ветры их (на)бок сг..бают ст..рают..ся к земле накл..нить. А он высок могуч.. он вц..пился к..рнями в землю и тянет..ся всё выше и выше к со..нцу.

Всем извес..но что на концах веток обыч..но кедровые шишки в..сят. Орешки ещё (не)поспели и лес зам..р в ож..дании . (Во)круг много зверьков и птиц живёт и кедр всех лесных жителей корм..т. (Не)угомо..ая белка свал..т шишку на землю вын..т орешки два-три с..ест но один (не)пр..ме..о урон..т и тогда утащ..т ореш..к в норку юркая мыш(?). Она по деревьям взб..рат..ся (не)уме..т однако вкусные орешки любит а (по)тому к..раулит белок ждёт когда они урон..т свои пр..пасы.

Поз..ней осе..ей порой ещё больше зверьков и птиц можно увид..ть на кедре. Они соб..рают и пряч..т кедровые орешки под камни или зарывают про з..пас в землю.

6 . Перепишите текст. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. В каждом предложении выделите грамматическую основу. Выделенные слова разберите по составу.

(На)конец(то) (долго)жда..ая весна пр..шла с отт..пелью и с мартовскими грозами. Но (не)ожида..о для всех на четвёртой недел.. марта нач..лся могучий снег..пад и всё в природе ре..ко изм..нил..сь. Снег глухим од..ялом заст..лил землю и птич..ю пищу.
П..рнатым стало и хол..дно и гол..дно. Уже д..вно (не)пр..летали птиц.. на зимнюю кормушку и горсть ра..бухших от сырости семеч..к (не) пр..влекала даже вороб..ёв. Но в этот день вспомн..ли всё(же) птич..ки о зимн..й ст..ловой. Даже скв..рцы пр..сели на край и осторожно скл..вали старые крошки.
Но нашлись и такие птицы которые искали сп..сения в паническом бегстве. Пол..тели на юго(запад) зяблики певчие дрозды да жаворонки. Обг..няют их и ле..ко пр..одол..вают встречный ветер над Доном бе..числе..ые чибисы. Даже в (пол)день когда стало пр..гревать со..нце поток стай не пр..кратился.
Вскоре после весе..его снег..пада п..р..лётные птицы в..рнулись. Вот так в апреле многих птиц нам дов..лось встр..чать дважды.

7 . Перепишите предложения-загадки, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические оснвы. Напишите отгадки .

1) Он не просит ничего помогает в деле только глянешь на него вспомнишь день недели.

2) Ах не трогай меня обожгу и без огня.

3) В слове альфа заменим одну букву да прибавим трос сразу птицу получаем. Что за птица вот вопрос.

4) Ловит рыбку старичок а на чем висит крючок?

5) Тает снежок ожил лужок день прибывает когда это бывает?

6) Узнать его нам просто узнать его легко высокого он роста и видит далеко.

7) Что все мы носим много лет хоть счёту им не знаем?

8) Ах люблю я прямоту и сама прямая сделать ровную черту всем я помогаю.

9) Я как зонт не промокаю от дождя вас защищаю и от ветра укрываю.

10) Ночью каждое оконце освещает тускло...

11) Скачет наш котёнок ловко очень любит он...

12) Мышь считает дырки в сыре три плюс две всего...

8 . Составьте из данных слов предложения и запишите их .

1) Середина, быть, март. Весна, дружный, в, год, этот, выдаться. Изредка, короткий, дожди, выпадать.
2) Берёзовые, набухать, почки. Барашки, на, пожелтеть, вербы. Вылететь, из, пчёлы, улья, за, нектар, первый.
3) Весной, искать, корм, свой, скворец, на, земля. Истреблять, в, сады, и, он, огороды, насекомые, вредные.

9 . Перепишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания . Выделите грамматические основы.

Мы ра..пол..жились в лесу (не)(по)далёку от (не)большой п..ляны. День и ноч.. у нас г..рел костёр (по)тому(что) ночью было холодно а днём пр..ходилось готовить еду. Однажды вечером у костра нач..л сопеть какой(то) (не)ведомый зверь. Мы (с)начал.. наст..р..жились однако через (пол)часа заметили как зверь высунул из травы мокрый чёрный нос и долго нюхал воздух и др..жал от жадности. Потом из травы пок..залась острая морда с ч..рными пронзительными глазками. Это из зар..слей вылез маленький барсук. На ск..в..родке жарилась и шипела картошка. Барсук был (на)столько голоден что (не)поб..ялся огня прыгнул к сковородке и сунул в неё нос. Конечно же он (не)медле..о обж..гся и даже зав..зжал от боли. Пр..шлось смазать его люб..пытный нос жиром и нак..рмить орехами и грибами. (По К.Г. Паустовскому)

10 . Перепишите предложения, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания . Выполните все разборы (обратите внимание: все номера разборов выделены цветным фоном) .

1. Побежал он на перрон влез 1 в отцепле..ый 2 вагон внёс 1 узлы и ч..моданы ра..совал 2 их под д..ваны сел в углу перед окном и заснул спокойным 1 сном. 4
2. Дама..давала 2 в багаж д..ван ч..модан 3 сакв..яж к..ртину к..рзину к..ртонку и маленькую 3 собач..нку 2 .
3. Мимо зеркал по узорам ковра медле..ым шагом идут в номера строгий швейцар в сюртуке с галунами следом - пр..езжий в широкой 3 п анаме следом - ст..руха в дорожных 1 очках следом - д..вица с мартышкой в руках. 4
4. Что же мне делать? Я очень устала! мистеру Твистеру дочь прош..птала 2 . Если ночлега н..где не найдём 3 может быть куп..ш.. какой(нибудь) дом? 4
5. Куп..ш..!- отец отвечает вздыхая 1 . - Ты не в Чикаго моя дорогая. Дом над Невою купить бы я рад… Да (не)захоч..т продать Ленинград!
6. Есть говорит 3 он две комнаты рядом с ва..ой гости..ой ф..нтаном и садом. Если хотите я вас пров..ду только при этом имейте (в)виду комнату (с)прав.. снимает китаец комнату (с)лев.. снимает малаец. Номер над вами снимает монгол. Номер под вами - мулат и креол!..

Бывает, что, излагая собственные мысли, люди перестраховываются и ставят лишние знаки. Ученики интуитивно с опорой на предыдущий опыт чувствуют, что в предложении требуется знак препинания, но определить необходимость, место и вид знака поможет только твердое знание школьной грамматики. Невозможно объяснить правила пунктуации без опоры на теорию русского языка. Важны знания о составе предложения, частях речи, понимании однородности членов, выделении авторской речи и проч. Учебник по пунктуации немыслим без специфического терминологического наполнения. Поэтому любой практикум по пунктуации опирается на базу знаний , которая закладывается с первого класса общеобразовательной школы. Не зная синтаксиса, человек не может всегда верно ставить знаки препинания. Есть миф, что некоторые люди правильно ставят знаки "по интуиции". Обычно проверка показывает, что на самом деле они не могут выполнить заданий ЕГЭ на пунктуацию, потому что не знают нюансов и исключений.

Систематизировать знания и умения в области пунктуации помогут упражнения онлайн по расстановке знаков препинания. Сайт «Могу писать» предлагает задания разной сложности: от начальной школы до уровня взрослых, которые по роду деятельности или в силу собственных мотивов испытывают необходимость грамотно писать.


Теги: пунктуация, методика
Елена Мазур
Свидетельство о публикации № 203101 от 6 Августа 2015

Игровые пунктуационные упражнения

на материале простых и сложных предложений.

Когда учитель начальных классов говорит учащимся, чтобы они не писали сложными предложениями, так как ещё не знают знаков препинания, он допускает грубейший просчёт – искусственно тормозит развитие их речи. Пусть ребёнок пишет так, как у него получится, а знаки препинания, которых он не изучал, расставит учитель. И это обязательно вызовет интерес учащихся к знакам препинания ещё до изучения ими систематического курса синтаксиса. В своей работе красными чернилами в творческих работах учеников, изложениях и сочинениях, отмечаю пунктуационные ошибки на изученное правило, а зелёным – ошибки на неизученное правило. Сколько бы ни было пропущенных знаков препинания в работе, оценку не снижаю, если правила не изучались.

В практическом плане учащиеся начальной школы пользуются сложными предложениями при пересказе читаемого текста, при устном рассказе по итогам наблюдений, экскурсий, при написании изложений и сочинений. Речевой опыт учеников является той основой, на которой можно строить овладение простейшими моделями сложных предложений. Однако обычная учебная деятельность по расстановке знаков препинания вызывает скуку. Игровая форма занятий наиболее приемлема в этом случае. При этом определяю такие задачи в процессе игровой деятельности учащихся:

    Умение отличать простое предложение от сложного (в его простейших видах).

    Вычленение в тексте сложных предложений.

    Расстановка запятых в простейших конструкциях сложных предложений.

    При чтении сложных предложений интонационно показывать расстановку знаков препинания.

На первом этапе пользуюсь приёмом сопоставления простых предложений с однородными сказуемыми, имеющих одну грамматическую основу, с простейшими видами сложных (сложносочинённых) предложений, имеющих две основы.

На втором этапе, на материале пословиц и поговорок, представленных в форме сложносочинённых предложений с союзами и, а, но, да (но) , формирую пунктуационные умения.

На третьем этапе беру для работы простейшие виды сложноподчинённых предложений с наиболее употребительными союзами, в форме пословиц или поговорок.

На четвёртом этапе закрепляю умения расставлять запятые в сложноподчинённых предложениях с наиболее употребительными союзами, выбранных из художественного текста (текстовый материал был взят из книги Н.Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»).

На пятом этапе провожу работу по расстановке запятых в простом предложении с однородными членами и в простейших видах сложного предложения (сложносочинённого и сложноподчинённого) в художественном тексте с пропуском запятых. Всю работу провожу в игровой форме.

1. Игра «Распредели»:

Необходимо распределить предложения на группы, дать названия группам, доказать свою точку зрения.

    Мир строит, а война разрушает.

    Ласточка день начинает, а соловей кончает.

    Крут бережок, да рыбка хороша.

    Незнайка остановился посреди комнаты, сложил руки на груди, голову наклонил набок и стал думать.

    Незнайка тоже любил кататься на автомобиле и Торопыжка часто его катал.

    Всем нашлась возле шара работа, а Незнайка только ходил вокруг да посвистывал.

    Однажды Винтик и Шпунтик никому ничего не сказали, закрылись у себя в мастерской и стали что-то мастерить.

    Все захлопали в ладоши, а Знайка поднял кверху руки и обратился к коротышкам с речью.

Игра «Найди запятую».

Игра может проводиться в разных вариантах: найди пропущенную запятую или найди лишнюю запятую.

Найди пропущенную запятую.

Найди лишнюю запятую.

    Лето собирает а зима подбирает.

    Труд человека кормит а лень портит.

    Дверь отварилась и в комнату заглянула новая малышка.

    Пончика посадили в корзину а за ним стали карабкаться остальные коротышки.

    Глаза страшатся а руки делают.

    Всю ночь, собака на месяц пролаяла, а месяц того и не знал.

    Незнайка вывалился из корзины, и остался лежать на земле.

    Бесшумно открылась дверца, и к ногам путешественников, опустилась небольшая металлическая лестница.

    Незнайка мигом уселся за стол, и принялся набивать рот пирожками, крендельками, пастилой, и вареньем.

Игра «Кто быстрее».

Игра проводится в группах или командах. Командам даются карточки с текстами, в которых пропущены запятые при однородных членах и перед союзами в сложных предложениях. Побеждает та команда, которая быстро и правильно расставит недостающие запятые.

Текст 1

Текст 2

В одном домике на улице Колокольчиков жило шестнадцать малышей-коротышей. Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка. Его прозвали Знайкой за то что он знал очень много. А знал он много потому что читал разные книги. Эти книги лежали у него и на столе и под столом и на кровати и под кроватью. В его комнате не было такого места где бы не лежали книги. От чтения книг Знайка сделался очень умным поэтому все его слушались и очень любили. Одевался он всегда в чёрный костюма когда садился за стол надевал на нос очки и начинал читать какую-нибудь книгу то совсем становился похож на профессора.

В этом домике жил известный доктор Пилюлькин который лечил коротышек от всех болезней. Он всегда ходил в белом халате а на носил белый колпак с кисточкой. Жил здесь также знаменитый механик Винтик со своим помощником Шпунтиком жил Сахарин Сахариныч Сиропчик который прославился тем что очень любил газированную воду с сиропом. Он был очень вежливый. Ему нравилось когда его называли по имени и отчеству и не нравилось когда кто-нибудь называл просто Сиропчиком. Жил ещё в том доме охотник Пулька. У него была маленькая собачка Булька и ещё было ружьё которое стреляло пробками.

Данную работу по изучению пунктуации провожу на первом этапе, а затем – творческие речевые упражнения.