Проблема временного парадокса в современной фантастике. Черные дыры во вселенной Фантастический рассказ о временных парадоксах

Временной парадокс (temporal paradox) - парадоксальная ситуация, возникающая в результате путешествия во времени в обратную сторону, когда в результате каких-то действий в прошлом подобное путешествие не может быть предпринято.

Типичным примером является дедушкин парадокс, когда герой, путешествуя в прошлое, убивает своего деда до того, как тот успевает зачать его отца. Это является парадоксом, потому что, убивая дедушку, герой предотвращает собственное рождение и, таким образом, предотвращает путешествие во времени, предотвращающее его рождение.

Разные философские школы по-разному рассматривают вопрос о том, как будет решаться дедушкин парадокс, если машину времени все-таки изобретут.

Гипотеза защиты временной последовательности

Суть этой гипотезы в том, что путешественник во времени просто не сможет создать парадокс, потому что природное течение времени не позволит ему этого. Например, он появится не в том месте и вообще ничего сделать не сможет, либо ему помешают различные повороты судьбы, или даже он, сам того не замечая, восстановит ход событий в том виде, в котором их помнит. Это, кстати, создает еще один парадокс - парадокс предопределения, он же - временная петля, когда путешественнику во времени предопределено отправиться в путешествие во времени и там произвести какие-то действия, которые уже произошли. Обычно эти действия предопределяют необходимость путешествия в будущем, примером может служить телефонный звонок самому себе.

Похожая теория утверждает, что путешествия во времени ответственны за то, каким является мир сегодня, то есть действия путешественников в прошлом влияют на настоящее. С другой стороны, в таком случае путешественники будут стараться взаимодействовать с прошлым как можно меньше из страха перед последствиями.

В игре Fallout 2 Избранный с помощью временного портала может попасть в Убежище 13 и случайно сломать водный чип, поломка которого заставит выйти из Убежища его предка, Выходца из Убежища, чтобы впоследствии быть изгнанным и основать деревню, в которой родится Избранный. Кстати, герой может в этот портал не ходить и даже за всю игру ни разу его не увидеть, но события уже произошли, что заставляет фанатов гадать об истинной причине поломки.

Такой ход истории можно достаточно легко себе представить. Вообразите, что время - это книга. Машина времени позволяет вам перелистнуть несколько страниц, но текст-то в них от этого не изменится, ни написанный про других, ни написанный про вас.

Гипотеза повреждения временной последовательности

Эта гипотеза предполагает, что любые действия путешественника во времени сильнейшим образом влияют на будущее и вызывают так называемый «эффект бабочки», то есть даже незначительное изменение прошлого ведет к полному изменению всей истории в будущем, как, например, в фильме «Эффект Бабочки» или в рассказе Рэя Брэдбэри «И грянул гром», когда во время сафари юрского периода один из участников наступает на бабочку и в США избирают не того президента.

Очень популярной иллюстрацией этого примера является фильм «Назад в Будущее», где школьник Марти МакФлай путешествует на машине времени, созданной Доком Брауном, и пытается сначала спасти Дока от смерти, а затем восстановить «естественный» ход истории, чтобы обратно попасть в привычный мир.

Кроме того, эта гипотеза лежит в основе многих произведений с так называемой «альтернативной историей». Например, в серии игр «Command & Conquer: Red Alert» (Красная угроза) действие происходит в мире, в котором после Второй Мировой Войны Эйнштейн создал машину времени, вернулся в прошлое и убил Адольфа Гитлера. В результате в 50х СССР под руководством Сталина вторгается в Европу и развязывает мировую войну.

В World of Warcraft Бронзовые Драконы, повелители времени, иногда просят игрока восстановить естественный ход истории, утверждая, что если этого не сделать, последствия будут куда хуже. Таким образом, игрокам удается принять участие в событиях, которые происходили в прошлом Азерота, которые они видели в предыдущих играх от Близзард: открытие Темного Портала между мирами магом Медивом, битва за гору Хиджал, побег Тралла, Очищение Стратхолма принцем Артасом Менетилом.

Гипотеза о множественных вселенных

Суть этой гипотезы в том, что существует бесконечное количество вселенных, по одной на каждую возможность выбора. Таким образом, если путешественник во времени убил бы дедушку, то будет вселенная с живым дедушкой и с мертвым дедушкой.

Другая гипотеза состоит в том, что убийство дедушки создает новую вселенную, в которой и произошло убийство, но это не затрагивает ни убийцу, ни его оригинальную вселенную.

Например, в одном из комиксов Супермен пытается предотвратить многие исторические события, например, убийство Линкольна. Однако, вернувшись в свое время, он не находит никаких различий, но позже обнаруживает соседнюю вселенную с альтернативной историей, появившейся в результате его действий.

Гипотеза о слиянии вселенных

В противовес гипотезе о множественности вселенных, эта гипотеза предполагает, что любое действие, совершенное при путешествии во времени, переписывает прошлое. Таким образом, если путешественник во времени встретит своего дубля из прошлого, то он просто сольется с ним, став частью времени, в котором происходит действие. То же справедливо и для событий: два события сольются в одно, не порождающее парадокса.

То есть, смерть деда в одной вселенной и его жизнь в другой сольются так, чтобы прошлое героя позволило ему продолжать существовать, либо, если это невозможно, уничтожить все его следы из будущего.

Гипотеза о выборе временной последовательности

Идея в том, что история меняется сразу, как только путешественник во времени подумает о путешествии во времени. Таким образом, он может отправлять послания из прошлого в будущее и получать нужные ему в данный момент инструменты или материалы с помощью еще одного путешествия в более раннее прошлое. Это было описано у Гарри Гаррисона в книгах о Стальной Крысе и в фильме «Невероятные приключения Билла и Теда».

«Этого не может быть, потому что не может быть никогда!»

Эта гипотеза утверждает, что путешественник во времени является прошлым по отношению к будущему себе. Если в будущем однажды будет создана машина времени, то, вероятно, она будет когда-либо растиражирована и когда-нибудь потенциальный путешественник во времени в будущем до нее доберется и отправит к себе в прошлое. Но, поскольку этого не происходит, машины времени не были изобретены и изобретены быть не могут.

Также есть точка зрения, что машина времени, возможно, самоуничтожится, если ее отправить в прошлое до даты ее изобретения.

Гипотеза о потере мотива

Суть в том, что если путешественник построил машину времени с целью исправить что-то конкретное и достиг этой цели путешествием во времени, то причина для создания машины времени будет устранена и, таким образом, машина не будет создана, зато будет создан еще один парадокс, по сути схожий с парадоксом дедушки.

С другой стороны, этот парадокс может быть обойден, если никакие манипуляции со временем не смогут изменить событие, которое путешественнику во времени требуется изменить. Тогда машина времени все равно будет построена, что бы путешественник ни делал во время путешествия в прошлое.

Гармоничная вселенная

Тут все достаточно просто: вселенная стремится к гармонии и потому откорректирует себя обратно, даже если некий человек, событие или идея грозят разрушить эту гармонию. Примером этого в советской литературе является произведение Братьев Стругацких «За миллиард лет до конца света» с концепцией «гомеостатического мироздания».

Пустое время

Теория о перемещении во времени, примерно описанная Стивеном Кингом в произведении «Лангольеры» и более подробно - Клиффордом Саймаком в повести «Что может быть проще времени». Оказавшись в будущем или прошлом, путешественник обнаружит, что оно пусто. Нет людей, спички и бензин не горят, еда и напитки безвкусные, нет электричества, погода и время суток либо статичны, либо меняются абы-как (проще говоря, существуют только те предметы, которые глубоко укоренились во времени и почти вечны - например, наша планета под ногами; все остальные предметы существуют только в виде своих теней или призраков).

Прошлое через какое-то время исчезает, далекого будущего нет, а при попадании в ближайшее герою остается лишь ждать, когда его нагонит настоящее (или, как вариант, будущего на самом деле нет, а любой попавший туда столкнется с полной пустотой, в которой нет даже воздуха). В этот момент внезапно для героя появятся окружающие (а он появится внезапно для окружающих, что может быть чревато в лучшем случае ничем, в чуть менее лучшем столкновением, а в худшем зависит от фантазии автора), спички при чирканье о коробок гореть будут и т. д.

Гипотеза замещения памяти

Суть этой гипотезы в том, что человек, изменяя прошлое, изменяет и сам себя, а значит не будет ничего помнить. К примеру, если некий человек вернется в прошлое и убьет Сталина, то Гитлер выиграет войну и завоюет мир. Но в таком случае получается, что этот некий человек родился в фашистском обществе, жил, разговаривая на немецком и наблюдая везде где можно и где нельзя свастику.

Значит, когда он вернется в будущее, ему будет казаться, что ничего не поменялось (ведь он изменил прошлое и никогда не жил в нашем с вами обществе), хотя на самом деле все поменялось, ведь Гитлер таки победил в войне. Похожий пример можно наблюдать в фильме «Эффект Бабочки», с той разницей, что ГГ фильма осознает и помнит все «альтернативные ветки развития» времени.

Что случилось в Версальском дворце в августе 1901 года?

В августе 1901 года две учительницы-англичанки, 55-летняя Анна Моберли и 38-летняя Элеонора Журден были на отпуске во Франции. Обе женщины были преподавательницами колледжа Святого Хью в Оксфорде. Анна Моберли была директрисой колледжа, а Элеонора Журден сменит ее на этом посту четырнадцать лет спустя. С туристическими путеводителями Бедекера в руках они решили осмотреть Версальский дворец, центр политической власти во Франции до Великой французской революции в 1789 году. Также они решили посетить Малый Трианон, небольшой замок, построенный Людовиком XVI для его молодой жены королевы Марии-Антуанетты, и очень ею любимый.

Моберли и Журден немного потерялись в поисках замка, и именно во время этой интерлюдии, дамы вошли в историю. Они встретили несколько человек в одежде периода 1789 года и прошли несколько структур, которые не существовали с 1789 года. Их неожиданный визит на 112 лет в прошлое завершился встречей с Марией-Антуанеттой, делавшей зарисовки, сидя на ступеньках замка. Затем Журден и Моберли вдруг оказались в очередной раз в 1901 году.

Интерес к этой истории подогревается безусловным авторитетом очевидцев. Очень часто, когда речь идет о странных и необъяснимых явлениях , мы слышим, что его свидетелем или свидетелями были известные личности, пользующиеся уважением и доверием современников, поэтому считается невероятным, что такие люди могут ошибаться или что-то выдумывать, и уж тем более – намеренно лгать. История о версальском временном парадоксе как раз тот случай. Должны ли мы признать, что это невероятное событие действительно имело место быть, основываясь на авторитете Моберли и Журден? Независимо от того, слышали ли вы эту историю прежде, или нет, она послужит хорошим примером того, как следует относиться к происшествиям, главным доказательством которых считается свидетельство авторитетного очевидца и его безупречная репутация.


Писатель Нелл Роуз заметил: «Они не были обманщицами; им не было никакой выгоды придумывать эту историю. Более того, эта история могла бы основательно подпортить их репутацию».

Моберли и Журден были школьными учительницами, что также прибавляло им авторитет в глазах современников. Точно так же мы сегодня верим свидетельствам пилотов или космонавтов, которые якобы видели НЛО . Безусловно, пилот ни с чем не спутает НЛО, и, конечно, если школьные учительницы считают, что побывали в прошлом, значит, так оно и есть, не правда ли? Нет, не правда. Авторитетный свидетель совсем необязательно должен быть обманщиком – возможно, он просто ошибся, и его восприятие сыграло с ним злую шутку, или же его версия произошедшего дошла до нас в измененном виде. Необязательно подвергать сомнению профессиональный авторитет Моберли и Журден, чтобы предположить, что история, вошедшая в анналы городских легенд, не является рассказом о путешествии во времени в нашем понимании, и что все произошло в точности так, как описали англичанки. Человеку свойственно ошибаться – в числе пилотам, в том числе ученым, в том числе английским учительницам.

Исследователи версальского временного парадокса выдвинули две основные версии случившегося с английскими туристками, которые в упрощенном виде можно изложить следующим образом: во-первых, Моберли и Журден случайно забрели на территорию, где проходила историческая реконструкция, а во-вторых, они находились во власти своего рода общего заблуждения. Но для того, чтобы правильно понять эти объяснения, нужно узнать, кто первоначально предложил их, и почему, а также какие неизвестные широкой общественности подробности этой истории послужили основанием для этих версий. С этого момента версальский временной парадокс превращается из курьезного анекдота, каких немало, в совершенно уникальную по своей странности историю.


Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Временно́й парадо́кс , известный также как парадокс путешествия во времени - теоретическая ситуация с путешествием во времени, когда гость из будущего совершает нечто, в посещаемом им прошлом, меняющее это путешествие из будущего, например, делающее его невозможным .

Общие сведения

Временным парадоксом, или парадоксом путешествия во времени, называют логическое противоречие, возникающее в случае, когда прибывший из будущего совершает поступок, влияющий в будущем на само это путешествие. Временные парадоксы делятся на две большие группы. Это, так называемые согласованные, иллюстрирующиеся, например, парадоксом убитого дедушки , и причинно-следственные петли .

Парадокс убитого дедушки

Парадокс убитого дедушки был впервые описан писателем-фантастом Рене Баржавелем в книге 1944 года «Неосторожный путешественник» (фр. Le voyageur imprudent ). Сюжет заключался в том, что человек с помощью машины времени отправился назад в прошлое, где убил своего биологического деда до того, как последний встретил бабушку путешественника. Результат предполагает, что один из родителей путешественника, а, как следствие, и сам путешественник, никогда бы не были рождены. То есть, в конечном итоге он не мог бы путешествовать во времени, что, в свою очередь, означает, его дед остался бы жив и путешественник был бы рождён, а это позволило ему путешествовать во времени и убить своего дедушку. Таким образом, каждая возможность подразумевает отрицание самой себя, создавая логический парадокс.

Причинно-следственная петля

Причинно-следственная петля, называемая иногда, причинной петлёй

Ещё в июне австралийские исследователи из Квинслендского университета опубликовали статью в журнале Nature , в которой в очередной раз попытались ответить на вопрос, мучавший целую плеяду физиков-теоретиков на протяжении всего XX века - возможны ли путешествия во времени. Мы решили разобраться, с чем сталкиваются современные учёные, пытаясь докопаться до истины.

ринятый на вооружение всеми скептиками так называемый парадокс убитого дедушки до нынешнего лета был, пожалуй, главным аргументом в спорах писателей-фантастов, профессоров-физиков и школьников, насмотревшихся «Назад в будущее» и «Футурамы». Описанный впервые в 1943 году писателем Рене Баржавелем, его принцип заключается в следующем: некий субъект изобретает машину времени, отправляется в прошлое, находит своего дедушку и убивает его. Вследствие этого по понятным причинам главный герой никогда бы не появился на свет, а значит, и не изобрел бы машину времени, не совершил бы путешествие во времени и не встретился бы со своим предком. Получается замкнутый круг, где каждое последующее действие противоречит предыдущему. Тем не менее большинство научно-популярных теорий о путешествиях во времени строится именно на том факте, что путешественник, оказавшийся в прошлом, может его менять, рискуя в своём «настоящем» всеми успевшими стать привычными вещами и событиями, но за исключением факта создания машины времени и самого своего путешествия. Так, представитель классической научно-фантастической литературы Рэй Брэдбери в «И грянул гром» рассказывает нам о туристах, случайно раздавивших бабочку, изменившую их современный мир до неузнаваемости, однако по непонятным причинам оставив их такими же, как до путешествия.

Ещё один противник теорий путешествий во времени, а точнее путешествий в прошлое, - Стивен Хокинг. Среди десятков своих научных работ, прямо или косвенно отрицающих возможность таких временных перемещений, он провел эксперимент, которым, как он сам считает, ещё раз доказал невозможность последних. В 2009 году физик решил закатить вечеринку. Организовал всё на высшем уровне: фуршет, воздушные шары, музыка. Однако никто из приглашённых им гостей не пришёл. А всё потому, что Стивен отправил приглашения только после того, как вечеринка закончилась. Так, по его мнению, в случае возможности путешествие в прошлое, гости смогли бы вернуться в прошлое и обрадовать его своим присутствием. Однако физик не учёл, что многие из приглашённых вряд ли захотели бы тратить своё время на такого рода мероприятие, имея возможность увидеть куда более интересные события. Также Хокинг говорит о том, что если бы такие путешествия были возможны, то мы бы наверняка стали свидетелями туристов во времени, которых, однако, пока никто не видел. Но в то же время ни современная квантовая физика, ни теория относительности не может исключить возможность подобного рода путешествий.

Вместе с тем физик не отрицает возможность путешествия в будущее. Для этого, по мнению профессора, необходимо на каком-либо космическом судне достичь скорости, близкой к скорости света. Тогда время на корабле, по сравнению со временем на Земле, будет идти гораздо медленнее. И, вернувшись на Землю, мы увидим состарившийся мир.

Дэвид Дойч говорил о том, что принцип неопределённости, который управляет квантовыми частицами, такими как фотоны, может оставить много свободного пространства для избежания парадокса убитого дедушки.

Тем не менее учёные из Австралии на квантовом уровне попытались доказать несостоятельность парадокса убитого дедушки, своим исследованием дав старт новым размышлениям о возможности таких путешествий. Авторы эксперимента Тим Ральф, Мартин Рингбауэр и их коллеги заявляют, что они успешно имитировали поведение отдельно взятого фотона, как если бы он вернулся назад во времени и стал взаимодействовать со своей же копией из прошлого.

Их эксперимент был построен на теории британского физика Дэвида Дойча, который в 1991 году в своей книге «Структура реальности » пытается переосмыслить парадокс убитого дедушки на квантовом уровне, приходя к сложному умозаключению: путешествия во времени возможны и являются чем-то средним между путешествиями во времени и путешествиями между вселенными. Объект, отправляясь в прошлое, разделяется и отправляется в две параллельные вселенные. В одной из них действительно происходит убийство дедушки, но в другой он остаётся целым и невредимым. Дэвид Дойч говорил о том, что принцип неопределённости, который управляет квантовыми частицами, такими как фотоны, может оставить много свободного пространства для избежания парадокса убитого дедушки.

Взяв за основу размышления Дойча, понять которые иной раз сложнее, чем совершенно незнакомый язык, Рингбауэр говорит о том, что в квантовой системе всё несколько иначе, так как один и тот же объект в ней может существовать сразу в нескольких состояниях, в том числе и в суперпозиции .

Австралийские учёные воссоздали на квантовом уровне внутри замкнутых времениподобных кривых поведение одного фотона в прошлом и настоящем. Конечно, в прошлое фотон учёные не отправляли, а лишь смоделировали это, создав копию его предыдущего состояния и отправив к фотону настоящего. В ходе экспериментов, наблюдая за их поведением, австралийцы пришли к выводу, что на квантовом уровне путешествия во времени более чем реальны. Однако практическое применение результата их экспериментов хотя бы на уровне атомов пока невозможно.

Ещё один сторонник путешествий во времени, кротовых нор и квантовой физики американский учёный Сет Ллойд говорит о квантовой телепортации . Возможность построения машины времени ученый вывел, также исследуя с точки зрения квантовой физики замкнутые времениподобные кривые. Для этого Ллойд скрестил последние с теорией о постселекции , или последующего выбора. В теории вероятности она определяет возможность одного события при условии, что другое уже произошло. В вычислениях на квантовом уровне постселекция означает выбор правильного решения из великого множества возможных. Далее Ллойд к своим размышлениям добавляет теорию о квантовой телепортации - и машина времени готова. Проще говоря, американский учёный на квантовом уровне придумал такую систему: квант может телепортироваться в прошлое, но убить своего дедушку у кванта не получится. Он, например, купит в магазине холостые патроны вместо боевых или просто промахнётся. В общем, как утверждают учёные, природа всё равно не допустит парадоксов, но зато к путешествиям во времени в том виде, в котором нам их показывают фантасты, мы стали ещё на один шаг ближе.