На биржу с пеленок: как учить детей финансовой грамотности с помощью технологий? Как выстроить систему финансово-экономического успеха дошкольной образовательной организации Что такое финансы для детей.

Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы, между тем наша материальная жизнь основана на денежных отношениях. Воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и материальным ценностям так же важно, как научить его вести себя за столом.

В российской культуре щепетильное отношение к финансовой стороне жизни издавна выражалось в том, что о деньгах в приличном обществе говорить было не принято. С приходом советской власти уважение к деньгам стало сродни дурному тону, "мещанству". Детям внушали, что говорить о деньгах некрасиво. Зато вполне прилично было на каждую просьбу ребенка, которую родители заведомо считали блажью, говорить со слезой в голосе: "У нас нет на куклу (машину, новые туфли) денег".

В сегодняшней жизни страны отношение к деньгам изменилось в корне. С этого слова снято табу, и звонкое "деньги" стало едва ли не самым распространенным словом в обиходе. Значит, и родительский опыт в вопросе финансового нуждается в методах, которые отвечали бы духу времени. Многие родители растеряны - они не знают, с какого бока подойти к этой сложной теме. Вот самые распространенные вопросы родителей:

Нужно ли обсуждать с детьми финансовые вопросы?

Прежде всего родителям нужно решить, готовы ли они обсуждать с детьми финансовые вопросы. Дети не должны быть свидетелями яростных споров или ссор, в которых родители обвиняют друг друга в неправильном распределении домашнего бюджета, в неумении заработать на самое насущное, в скупости или транжирстве.

Как только родители достигли согласия в этом щекотливом вопросе, они посвятят малыша в основы домашней экономики. Двухлетнему ребенку достаточно знать, что папа работает, зарабатывает деньги, на эти деньги он может купить продукты и игрушку для сына. В три года ребенок уже понимает, что "у мамы при себе нет денег на куклу, но она непременно вернется сюда через неделю, чтобы купить ее". В четыре ребенок способен понять, что "на дорогую игрушку сейчас нет денег, нужно подождать до следующего месяца, когда мама и папа отложат в копилку необходимую сумму". Пятилетний ребенок уже немного умеет считать. Составив список необходимых продуктов, привлеките его к планированию. Не забудьте включить в этот список здоровое лакомство для ребенка. Пусть он знает: вы умеете считать деньги, но непременно выделите некоторую сумму на вкусные фрукты или мороженое.

Чем старше ребенок, тем больше он узнает про товарно-денежные отношения и их колоссальную роль во взаимоотношениях людей. Ребенок не должен стать свидетелем того, как вы рассуждаете над вопросом: потянет ли ваша семья материально второго малыша. Сложные темы о переезде в новую квартиру, покупке машины, продаже дачи или займе на лечение мамы должны обсуждаться вдали от ребенка. Старшие обговаривают с детьми простые финансовые вопросы, но не перекладывают на детские плечи болезненные проблемы!

Нужно ли привлекать детей к составлению семейного бюджета?

Родители тратят много времени и душевных сил на то, чтобы принять верные финансовые решения, и детям совершенно не нужно принимать участие в многотрудных и зачастую мучительных заседаниях. Однако есть вопросы, в которых участие детей просто необходимо! После того как родители обсудили генеральную линию, они приглашают младшего члена семьи. "Мы с мамой рассматриваем два равноценных варианта каникул: неделя на байдарках или неделя в горах. Чего бы тебе больше хотелось?" Или: "Мы с папой собираемся купить вам подарки к Новому году: что вы хотите - две одинаковые машины или машину и конструктор, тогда вы станете играть с ними по очереди?"

Как научить ребенка понимать стоимость денег?

Если папа уважительно относится к вкладу мамы в семейный бюджет, а мама в свою очередь ценит папины усилия, то привить ребенку уважение к их труду (и к денежному выражению их усилий) совсем несложно. Ваш ребенок отказывается понимать, что деньги имеют свойство иссякать и заканчиваться, что у родителей есть приоритеты при распределении бюджета, что он не может требовать сороковую машинку за эту неделю? Он кричит, что вы жадины и злюки? Вы с ним согласны в глубине души? Вы испытываете муки вины, что не можете предоставить ему всех благ на свете? Это значит, что деньги стали грозным символом власти и манипуляций в вашей семье. Здоровое и трезвое отношение к деньгам - вот лекарство от скандалов на почве денег.

Здоровое отношение к деньгам - это умение отделить главное (крыша над головой, полноценное питание, одежда по сезону, необходимое медицинское обслуживание и гигиенические процедуры, обеспечение ухода за детьми) от второстепенного (иномарка, европейский ремонт, дорогая игрушка). Если у родителей деньги не стали самоцелью, наваждением, постоянной темой для разговоров, то, скорее всего, и в жизни ребенка они станут занимать строго отведенное для них место.

Трезвое отношение к деньгам - это спокойное умение распределить бюджет так, чтобы полностью удовлетворить главные нужды семьи и совместными усилиями решить, на что бросить оставшиеся финансы. Что важнее: коньки для дочки или мобильный телефон для мамы? Поездка сына с классом в Варшаву или приобретение ему компьютера? Трезвое отношение к деньгам приходит в процессе проб и ошибок, заблуждений и расплат за ошибки. Как воспитать такое отношение? В первую очередь доверием и отсутствием мелочной опеки. Как только ребенок получил свои первые карманные деньги, обсудите с ним, на какой срок ему выданы деньги (на три дня или на неделю) и что он может на них купить. При этом круг запрещенных покупок обсудите сразу и твердо. Например, ребенок не может покупать сигареты, неприличные журналы или жвачку. Спросите, на что он хотел бы потратить свой капитал. Обсудите, хватает ли у него денег на желаемое. Старайтесь не предлагать свои советы или выводы - только задавайте вопросы и выслушивайте ответы. Если ребенок истощил свой недельный капитал за день и пришел к вам за добавкой, объясните ему, что карманные деньги были выданы на неделю и следующую порцию он может получить только через шесть дней.

Важно уважительно выслушать ребенка и не смеяться над его непрактичностью - мол, кто же это на все 150 рублей карандашей да ластиков покупает? Солить их, что ли? Важно не читать нотацию: "Объяснял тебе - к деньгам нужно относиться с уважением, бережно, по-умному" - реальность говорит куда громче ваших наставлений! Зато нельзя и поддаваться на манипуляции подобного толка: "Папа, я же все эти денежки нищему отдал! Мне его жалко стало!" или: "Мне нужны деньги, потому что я поделился с Васей - ему мама не дала денег".

Как бы вам ни хотелось поддержать добрые порывы в душе своего ребенка, важнее позволить ему испытать уроки жизни: даже делясь с ближним, ты должен соизмерять свои поступки с возможностями. Если ты решил отдать последнюю рубаху другу, тебе придется испытать дискомфорт, который является прямым следствием твоего выбора. Нельзя быть добрым или великодушным за чужой счет.

Честное отношение к деньгам - это когда каждый член семьи умеет пойти на компромисс, учесть не только свои пожелания, но и интересы остальных домочадцев, отложить покупку, согласиться на более скромную вещь. Если ваш ребенок видит, что каждый "семейный совет по финансовому вопросу" заканчивается тем, что кто-то один неизменно убеждает остальных в том, что его нужды самые насущные и срочные, то ваш ребенок, скорее всего, будет разгневан и раздосадован. Он ощутит свое бессилие, свою "второсортность".

С какого возраста и сколько давать денег на карманные расходы?

Детям следует получать деньги на карманные расходы тогда, когда они начинают сами возвращаться из школы домой. Примерно с девяти лет у детей должно быть достаточно денег, чтобы купить стакан сока и бублик. Или одну порцию мороженого. Давать младшим школьникам сравнительно крупные суммы денег неразумно: старшие школьники эти деньги у них могут отнять, выманить, уговорить купить сигарет или вина… Хорошо, если все расчеты по детским расходам в школе (деньги на завтраки, на проездные билеты и различные мероприятия) ведутся между учителями и родителями. Подросткам следует выдавать карманные деньги так, чтобы они могли купить билет в кино и полакомиться мороженым. При этом очень важно, чтобы подростки не нарушали основных правил, о которых вы с ними договорились: при первом же подозрении, что карманные деньги идут на сигареты, выпивку или порнопродукцию, вам придется серьезно пересмотреть свою финансовую политику. Может быть, выдавать карманные деньги в более скромном объеме и только на один день. Дети любят выуживать из родительских карманов мелкие деньги - за воровство это у них не считается. Для того чтобы исключить подобные проделки, возьмите за правило делиться с ребенком мелочью - пусть складывает в копилку, чтобы купить заветную компьютерную игру, которую вы одобрили. Старайтесь не оставлять деньги раскиданными по всему дому. Это не значит, что вы относитесь с подозрением к ребенку, просто не нужно его искушать.

Должны ли дети до 18 лет зарабатывать?

Дети могут начать зарабатывать уже с 14 лет, выполняя посильную работу не более 6-8 часов в неделю. Не путайте работу с исполнением обязанностей по дому - посильная помощь родителям входит в понятие семейной жизни и, как правило, вознаграждается уважением, благодарностью и похвалой. А вот тщательно покрасить бабушкин забор или присмотреть часок за соседским сыном, помочь дяде вымыть его машину - совсем другое дело. Это уже работа, и она требует отдельной оплаты. Что еще могут делать подростки? Перепечатать небольшую статью, помочь сделать генеральную уборку после ремонта. Подростки могут выводить на прогулку соседского пса, забирать из школы знакомую первоклашку и помогать ей делать уроки. Главное, чтобы эти обязанности не были слишком обременительными, трудоемкими или длительными. Они не должны отвлекать детей от школьных занятий и препятствовать их полноценному отдыху. Распоряжаться заработанными деньгами подросток может по своему усмотрению. Если вы будете навязывать ему, как потратить деньги, он скоро потеряет интерес к самостоятельному зарабатыванию. Но он не должен забывать о запретных покупках!

Как правильно поощрять своего ребенка

Проблема Неудачное поощрение Удачное поощрение
Ваша восьмилетняя дочь отказывается убирать свою комнату. Пообещайте дочери 50 рублей, если через два часа в комнате будет идеальная чистота. Покажите дочери, как нужно наводить порядок, и пообещайте, что, когда она закончит уборку, вы купите ей билет в кино.
Ваш 4-летний сын в магазине хватает все, до чего может дотянуться. Когда ребенок начнет хватать все подряд, дайте ему шоколадку и скажите: "На, ешь! Только ничего не трогай!" Обещайте малышу, что, если он будет вести себя хорошо и брать с полок только то, что скажет мама, вы купите ему любую конфету или маленькую игрушку, какую он выберет. А вручая заслуженную награду, обязательно похвалите ребенка за то, что он был таким молодцом
Домашняя обязанность вашего 11-летнего сына – каждый день выносить мусор. Но почему-то он все время об этом забывает. Подарите новый диск в начале недели и потом возмущайтесь каждый раз, когда ребенок забудет вынести мусор. Повесьте на стену "мусорный календарь". Если в течение недели сын не пропустил ни одного дня, то в воскресенье он получает деньги на новый CD-диск.

Переходный этап между беззаботным детством и взрослой жизнью, именуемый подростковым возрастом, является одним из самых динамичных и ярких периодов в жизни любого человека. Бьющая ключом энергия толкает подростков на покорение первых вершин и получение первых жизненных уроков. Школа, друзья и увлечения, несомненно, занимают важное место в жизни каждого тинейджера, но это не повод забывать, что дополнительное обучение является одним из важнейших жизненных аспектов.

В силу своего возраста дети в это время не всегда правильно распоряжаются доступными финансами и не до конца понимают, как трудно достаются деньги. Очень важно в этот период уделить особое внимание обучению финансовой грамотности и тогда во взрослую жизнь подросток войдет с базой полезных знаний, которая пригодится ему на всем пути становления.

В этой статье мы рассмотрим лучшие литературные издания, которые помогут подростку ориентироваться в непростом финансовом мире.

Книга, написанная Джорджем Самюэлем Клейсоном, долгое время предлагалась к прочтению только взрослым людям, однако, сегодня её настоятельно рекомендуют и для более юных читателей.

Произведение позволит подростку с головой окунуться в финансовый мир и расскажет о проблемах, с которыми можно там столкнуться, а также поведает, как прийти к реальному успеху.

История, которая затянет любого подростка в удивительный мир приключений пса Мани и его подруги Киры. Бодо Шефер, автор этой книги, имеет огромную популярность в финансовом мире, поэтому точно знает, что необходимо донести до юного читателя, а также чем его удивить.

Книга не только поведает об идеях автора, но и научит читателя применять их в своей жизни, расскажет об основах финансовой грамотности и её важности. Огромным плюсом является то, что все это рассказывается в форме захватывающего приключения, поэтому подростки отмечают легкость прочтения весьма серьезного произведения.

Пожалуй, это самая весомая книга о финансовой грамотности, которую активно обсуждают на всех форумах родители подростков. Возможно, потому что изначальный её вариант был ориентирован как раз на взрослую часть населения и произвел невероятный фурор в мире финансовой литературы.

Роберт Кийосаки и Лектор Шэрон Л. убеждены, что в американских школах дети мало осведомлены о денежных вопросах, что уж говорить о России, жители которой не так давно пришли к осознанию того, что детям понятие финансовой грамотности нужно прививать с детства.

Достоинством издания стали доступность написания, содержание упражнений для выполнения, множество полезных советов, наглядных примеров, наличие схем и многого другого. Эта книга просто клад для подростка, который настроен активно изучать финансовую грамотность.

В книге понятным для подростка языком раскрываются такие важные в современном мире понятия, как инфляция, кредиты, налоги, реальный доход, бюджет, страхование и валюты.

Если вы не знаете, с чего начать обучение финансовой грамотности подростка, то эта книга отлично подойдет для старта в мир познания денег и всего, что с ними связано.

Энциклопедия издательства Росмэн позволит читателю окунуться в историю создания денежных средств, расскажет, для чего они появились, какую роль играли в древнем мире и как это связано с современностью.

Конкретных принципов по обращению с деньгами, советов по инвестированию и прочих тонкостей финансовой грамотности тинейджер здесь не найдет, тем не менее эксперты считают большим плюсом историческую осведомленность подростка в данном вопросе.

«Финансовые истории для подростков» – Сергей Биденко и Ирина Золотаревич

Название этой книги говорит само за себя, и она подойдет юным читателям, которые хотят окунуться в реальные события, происходящие в мире финансов.

Сергей Биденко и Ирина Золотаревич точно указывают на взаимосвязь между теплыми отношениями подростков с родителями, которые всегда готовы прийти на помощь своим детям, особенно в таком непростом деле, как планирование бюджета и расходов.

Не менее важным в этом издании является то, что авторы затрагивают более масштабные вопросы финансового мира, например, такие, как страховки и фондовые рынки.

Бэйли Джерри и Ло Фелиция написали целую серию книг для подростков о финансовой грамотности. Безусловно, все они уникальны и заслуживают внимания, мы поведаем о трех изданиях этих авторов, которые наиболее популярны среди подростков.

Из названия этой книги становится понятна основная тема, которая здесь развивается, но спешим донести до вас, что кроме повествований о разумных тратах денежных средств, вы найдете увлекательные рассказы об аспектах экономики и её составляющих.

Следующая книга серии «Деньги? Деньги… Деньги!», также написанная Бэйли Джерри и Ло Фелицией, несомненно, привлечет внимание подростка своим содержанием.

В этом издании авторы подробно рассказывают читателю о способах самостоятельно заработать деньги, где и какие подработки может найти старшеклассник, как не попасться на удочку мошенников, а также о соблюдении трудового кодекса.

Преимуществом этой книги отметим то, что авторы предупреждают подростка о таких опасных способах заработка, как азартные игры и учат обходить их стороной.

Третья и последняя книга серии «Деньги? Деньги… Деньги!», на которой мы заострим внимание, поведает юному читателю об искусстве инвестирования, подробно расскажет о работе всей банковской системы и проблемах инфляции, познакомит с фондовыми и товарными биржами, существующими на мировом рынке.

Данная серия книг имеется в свободном доступе на Интернет-ресурсах и вы сами можете более подробно ознакомиться с остальными изданиями, которые не менее информативны, чем те, о которых мы упомянули.

Алексей Горяев и Валерий Чумаченко, как и предыдущие авторы, упомянутые в этой статье, учат подростков, как зарабатывать и тратить деньги с умом.

Упор в этой книге делается на финансовые инструменты, такие как банковские карты, депозиты и кредиты.

25 апреля 2018 года в Центральной универсальной научной библиотеке имени Н. А. Некрасова состоится бесплатная лекция «Как разговаривать с детьми о деньгах».

Ксения Падерина и Евгения Блискавка научат прививать чадам финансовую грамотность. По просьбе Лайфхакера спикеры кратко рассказали, почему нужно говорить с детьми о деньгах и с какого возраста начинать.


Ксения Падерина

Популярный финансовый блогер. Мама двоих детей.

Евгения Блискавка

Руководитель проекта «Финансовое здоровье». Автор книги «Дети и деньги».

Дети знакомятся с деньгами в 2–3 года. Обычно их просто привлекает яркая банкнота. Малыши пересчитывают количество купюр, а не номинал.

В 5–6 лет у детей появляются первые собственные деньги: бабушка прислала 1 000 на день рождения, мама дала 100 рублей на мороженое, крёстный поощрил за хорошую учёбу. С каждым годом количество карманных денег и свобода в распоряжении ими возрастают.

Общая сумма, которой располагают школьники в мегаполисах, составляет 3,5 миллиарда рублей в месяц.

Данные исследования компании Synovate Comcon

Финансовая грамотность - одна из тем, которые даются нам в общении с детьми особенно сложно, отчасти и потому, что это в свое время не обговаривали с нами наши родители. Во время исследования уровня финансовой грамотности населения, которое было инициировано Минфином еще в 2015 году, лишь 14% россиян справились с базовым тестом по финансовой арифметике, который состоял из четырех вопросов: о простом и сложном проценте, реальной процентной ставке и относительных и абсолютных значениях. По данным опроса, только 32% респондентов понимали важность наличия «финансового буфера» на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций.

В 2015 году Россия приняла участие в международном исследовании уровня финансовой грамотности пятнадцатилетних школьников в 18 ведущих стран и экономик мира, представляющих 40% мирового ВВП. Исследование проводилось в рамках Международной программы ОЭСР по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), и Россия заняла 10 место среди 18 стран, расположившись в середине рейтинга. Как показало тестирование, наибольшую трудность российские школьники испытывали при выполнении заданий на выявление и анализ финансовой информации, аргументацию своей позиции. Из тематических областей российским учащимся менее знакомы вопросы кредитования, операций с банковскими вкладами, обеспечения безопасности при покупке товаров в интернете, инвестирования и налогообложения.

Если говорить о международном опыте внедрения государственных программ по финансовой грамотности, то, например, в Нидерландах впервые вопрос о необходимости формирования у населения базовых финансовых знаний был поднят в конце 1970 годов. В результате был создан Национальный институт по информированию составления семейного бюджета. Основная идея состояла в том, чтобы научить домохозяйства эффективнее управлять своими расходами. На высшем государственном уровне проблема повышения финансовой грамотности населения стала рассматриваться в 2006 году, когда началась разработка национальной стратегии. В итоге первая национальная стратегия по финансовому образованию Нидерландов была запущена в 2008 году, вторая - в 2014 году. В США - в 2006 и 2009 году соответственно.

Стратегии финансового образования населения также есть в Великобритании, Индии, Чешской Республике, Японии и других странах.

В России на государственном уровне мероприятия по повышению уровня финансовой грамотности как стратегия запланированы с 2017 до 2023 года, согласно распоряжению правительства РФ. В том числе будет введен школьный предмет «Бюджетная грамотность». Однако, по всей видимости, в нашей стране курс останется факультативным.

Россия находится на одном из последних мест в мире по доле частных инвестиций. Это наводит на мысль, что из-за непонимания финансовых инструментов, люди предпочитают не задумываться о своем финансовом будущем и не обсуждать возможные варианты самостоятельного повышения финансового благополучия в семье.

Что нужно знать детям о финансах

Как вести диалог о финансах с детьми? Ждать введения пресловутого предмета для старшеклассников? Но маленькие дети задают вопросы здесь и сейчас, и важно не упустить момент и донести до ребенка суть общественных финансовых отношений. Ведь не хочется банально говорить, что деньги нужны, чтобы покупать товары и услуги. Но и умалять их значение как минимум странно.

На выручку приходят здравый смысл и хорошо работающая игровая форма. Детям не важны детали, их не особо заботят цифры. А вот суть вопроса, сам механизм (как и принцип работы реактивного двигателя или сюжетная линия любимого мультфильма) - очень даже. Поэтому основная задача родителей - объяснить на пальцах «что такое деньги» и «зачем они нужны», попутно закладывая принятые в семье ценности.

Не стоит придумывать небылицы. Если у ребенка возник вопрос, ответьте честно, но без деталей. Например, он должен знать, что на работе зарабатывают деньги, которые потом тратятся на различные нужды: продукты, оплату счетов, поездку в отпуск. Это чистая правда. А вот то, что деньги вам достаются тяжким трудом - деталь, которую можно опустить. Это лично вам тяжело, а вашему ребенку, вполне возможно, работа будет приносить не только заработок, но и удовольствие. Поэтому не стоит заранее программировать его на «каторжный труд».

Еще один важный момент - семейный бюджет. Ребенок - часть семьи, а значит, имеет полное право участвовать в его обсуждении (хотя бы той небольшой части, которую можно доверить и пятилетнему). Привлекайте детей к составлению списка покупок, расскажите им, что существуют обязательные траты и расходы на «удовольствия», которые, несомненно, нужны, но только после того, как вы покроете первоочередные потребности.

Если вы планируете поездку за покупками, сформируйте список вместе с ребенком и предложите следовать ему вместе. Такое упражнение поможет избежать спонтанной покупки. В случае с крупными приобретениями, объясните как к ней подготовиться: найти информацию, сравнить стоимость, проконсультироваться с продавцом.

Вероятно, не все покупки будут удачными. Используйте этот опыт, чтобы рассказать ребенку, что необходимо сохранять чеки и гарантийные талоны, а также научите, как общаться с продавцом при возврате товара.

На примере простой копилки объясните, как важно иметь накопления, и как даже самая маленькая сумма со временем может превратиться в приличный капитал. Эти простые на первый взгляд вещи - основа финансовой грамотности.

Школьники - уже вполне самостоятельные участники экономических отношений. У них появляются собственные карманные деньги, банковские карты для покупки обедов. И тут самое время рассказать про механизм работы банков, затронуть тему займов и поговорить о рациональном использовании средств. И пусть эти карты полностью подконтрольны родителям, для ребенка - это очередная игра во взрослого, самостоятельного человека, который может в том числе и совершать финансовые ошибки (лучше сейчас, чем потом, когда от его действий будет зависеть семейный бюджет). Наша задача - выявлять, корректировать и направлять в нужное русло.

Довольно распространенная ошибка родителей в общении со школьниками - мотивировать деньгами за хорошее поведение и оценки. Обратная сторона такого подхода заключается в том, что в дальнейшем при отсутствии материального поощрения ребенок может перестать учиться и вести себя должным образом.

Не стоит также говорить с детьми исключительно про деньги, престижные профессии, богатство, игнорируя нематериальные ценности. Такой перегиб может исказить восприятие мира, и при столкновении с возможными финансовыми трудностями ребенку будет сложно адаптироваться и пережить их без эмоциональных потерь.

Чем взрослее дети, тем сложнее темы для обсуждения. Старшеклассники штурмуют инвестиционный рынок, например, с помощью краудфандинга, и здесь важно для начала самим разобраться в тонкостях вопроса, чтобы быть авторитетным советчиком, так как на статус первоисточника претендовать скорее всего не придется.

Крайне недальновидно рассказывать ребенку о важности рационального использования бюджета и при этом тратить его без всякой логики или обсуждать с ним инвестиции в очередной диджитал-проект, храня большую часть сбережений «под матрасом». Мы живем в мире, где информацию можно получить за секунды. А вот чтобы наши дети хотели у нас учиться, нам нужно всегда быть хотя бы на полшага впереди, чтобы успеть в числе первых донести до них качественный «контент» в доступной и современной форме.

Виктория Персинцева
Конспект занятия по финансовой грамотности «Дети и деньги»

«Дети и деньги »

Цель : сформировать культуру обращения с деньгами , как части общей культуры человека, для подготовки к будущей самостоятельной жизни.

2. Незаконченное предложение «Чего нельзя купить за деньги » .

3. Воспитывающие ситуации «Дети и деньги »

4. Подведение итогов

1. Ребята для начала давайте, определим тему нашей с вами встречи. А для этого отгадайте, пожалуйста, загадки :

а) Маленькая, кругленькая

Из кармана в карман скачет. (Монета)

б) На них я подарок подруге куплю,

Поэтому их каждый день я коплю . (Деньги )

с) Я кладу их не в платок,

Я кладу их в кошелек. (Деньги )

Сегодня мы с вами поговорим о деньгах и выясним , что мы знаем о них, а что нам ещё нужно узнать. Я хочу вас попросить дать мне определение такому понятию как «деньги » . Деньги - это такие бумажки , или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны , и что чаще всего их не хватает.

А что такое деньги , по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно : почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт?

В них скрыта таинственная сила?

Как к ним относиться?

Чего больше - добра, или зла приносят они людям.

Зачем нужны деньги ?

Обобщение : Деньги выражают стоимость товара, услуги, труда. По их числу можно сказать : богат человек или беден. Из-за денег люди могут потерять честь, совесть, разум, и даже жизнь. Каждый день мы имеем дело с деньгами , постоянно от них зависим. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства.

Знаете ли вы, как сейчас выглядят Российские деньги ?

Из чего они сделаны?

Как называют бумажные деньги ? (банкноты)

Наименование стоимости банкнот называют купюрой. Какие купюры вы знаете?

Как называют иностранные деньги ?

Как называют международную валюту?

Всегда ли люди пользовались бумажными и металлическими деньгами ?

Что заменяло деньги в старые времена ?

И сейчас есть полноценные деньги и их заменители . Может кто-то догадаться, какие деньги полноценные ? (Не путайте с фальшивыми) .

Полноценными называются монеты из серебра и золота, а мы с вами пользуемся заменителями - бумажными купюрами и металлическими монетами.

Но и эти деньги надо использовать грамотно , чтобы хватило на все необходимое и осталось на мечту.

2. Практическое задание

Незаконченные предложения. «Чего нельзя купить на деньги »

Есть такие вещи на земле, которые ни за какие деньги не купишь . Представьте, что мы попали на ярмарку, где продается все на свете. Но вы замечаете только то, чего нельзя купить ни за какие деньги . Например, я говорю : «За деньги можно купить кровать» , а вы замечаете : «Но не сон» . Понятно? Продолжим.

Прочтение начало предложений, дети заканчивают фразы (можно хором)

– за деньги можно купить часы… (но не время)

– за деньги можно купить книгу… (но не мудрость)

– за деньги можно купить телохранителя… (но не друга)

– за деньги можно купить еду… (но не аппетит)

– за деньги можно купить дом… (но не семью)

– за деньги можно купить положение в обществе… (но не уважение людей)

– за деньги можно купить лекарство… (но не здоровье)

– за деньги можно купить поцелуй… (но не любовь)

– за деньги можно купить развлечения… (но не счастье)

– за деньги можно купить икону… (но не веру)

– за деньги можно купить целый континент… (но не Родину)

– за деньги можно купить орден… (но не подвиг, не честь)

– за деньги можно купить клоунов… (но не хорошее настроение)

Как видим, не все на свете продается и покупается. А богатству миллиардеров не стоит завидовать. По словам оного французского писателя, «они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого!»

3. Воспитывающие ситуации «Дети и деньги » .

-Дети тоже учатся культуре обращения с деньгами . Предлагаю вам оценить, насколько успешно это у них получается.

Ситуация №1. Отправляя сына в летний лагерь, родители дали ему мобильный телефон для экстренной связи. В лагере десятилетний Олег захотел подзаработать и разрешил своим друзьям звонить с мобильного. За один звонок он просил 10 рублей и не обращал внимания на длительность разговоров. В результате ребенок дополнительно разжился небольшой суммой денег. Но… Олег заработал немного денег, но неизвестно, какой счет пришел родителям за все эти безразмерные телефонные разговоры. Так что Олег заработал за счет своих же родителей.

Ситуация №2. Десятилетнему Саше срочно понадобились 200 рублей для покупки новой игры. Родители давать денег отказались, потому что Саша совсем недавно уже купил 2 диска.

Тогда Саша придумал бизнес-проект. Он подозвал своего пятилетнего брата Мишку и предложил ему сыграть с ним в шашки на деньги . Ставка – 200 рублей. Естественно, Мишка проиграл. Но… Саша хотел заработать, с помощью аферы. Скорей всего родители раскусят его хитрый ход и не дадут брату денег. Так что дохода проект не принесет

Ситуация №3. Родители наняли восьмикласснику Диме репетитора по английскому языку. Плату учителю за уроки передавали с мальчиком. Через несколько месяцев сынок уже блистал на уроках английского, но почему-то сильно не высыпался. Оказалось, что репетитора он давно бросил, учит язык самостоятельно по ночам, а деньги отдаёт под проценты своим одноклассникам. Сейчас он весьма преуспевающий предприниматель. Но… парень заработал честно своим трудом, все продумал. Но остается червячок : своим же пацанам и под проценты? А вдруг они деньги у него занимают на наркоту?

4. Итоговая часть :

Хорошо, если сегодняшний разговор станет для вас полезным. Чем бы вы не занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например - здоровье. Поэтому экономьте на мороженом, или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге, или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение, или уважение близких. Или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь всё соизмерить с деньгами . Далеко не всё на свете продаётся и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера : «Богатству иных людей не следует завидовать : они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».

Публикации по теме:

Викторина по формированию основ финансовой грамотности у детей Формирование основ финансовой грамотности у детей для успешной социализации в обществе - именно правильно обращаться с деньгами в будущем.

Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5–7 лет Необходимо с помощью игр и практик донести до детей, что: 1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются! Объясняем, как люди зарабатывают.

Конспект НОД по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе «Поможем коту Матроскину открыть магазин» Конспект образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности в подготовительной группе «Поможем коту Матроскину открыть.

Конспект НОД по развитию речи и по финансовой грамотности «Петушок и бобовое зернышко» в старшей группе Цель: учить детей связано,последовательно и выразительно пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя;раскрыть цепочку связей в.

Конспект НОД по экономике в старшей группе на тему: «Путешествие золотой монетки» Выполнила: воспитатель старшей группы «Радужная» Донец.